В каждого человека, на уровне инстинктов и рефлексов, заложен механизм материнского авторитета и материнского влияния:
– ребёнок автоматически доверяет матери (это механизм, обеспечивающий выживание беспомощного ребёнка в изначально незнакомом и опасном мире);
– мать на интуитивном уровне, эмпатически чувствует ребёнка, психологически состроена с ним, понимает, как он воспринимает реальность (кстати, в НЛП такая настроенность называется словом «раппорт»);
– мать имеет огромный опыт взаимодействия с данным конкретным ребёнком (с самого рождения, а точнее – со времени зачатия), она знает ребёнка как облупленного и читает как открытую книгу;
– как результат, мать виртуозно находит подход к ребёнку, что позволяет ей управлять его состояниями, как телеком с дистанционного пульта, она интуитивно чувствует, что сказать, с какой именно интонацией и выражением лица, и когда сказать, чтобы вызвать у ребёнка желательные (для матери) эмоции или скорректировать нежелательные (для матери) мысли и оценки ребёнка.
Почему это так? Потому что влияние матери обеспечивает выживание беспомощного ребёнка во враждебном мире. Поэтому механизм материнского влияния закрепился на генетическом уровне. Посредством естественного отбора. У кого этого механизма не было, те не выживали, не оставляли потомства, и этот механизм материнского влияния закрепился в генах. То есть в отношениях с матерью ребёнок, по сути, это послушный автомат. Это помогает выживать, в младенческом возрасте.
Но есть и другая сторона. Побочный эффект материнского влияния состоит в том, что мать является самым эффективным манипулятором для человека. Она манипулирует и влияет круче, чем самый продвинутый мастер НЛП.
Многие тысячи лет назад, когда у человечества формировались инстинктивные программы, это материнское влияние не создавало никаких проблем. В те далёкие временя люди жили по 30-40 лет. Потом они либо дохли от болезней, либо шли на обед саблезубым тиграм. Им ведь кушать хочется. И таким вот естественным путём влияние матери на подросшего ребёнка прекращалось. Схарчил тигр – и нету мамочки. А значит некому влиять.
Потом ситуация радикальным образом изменилась. Сейчас, благодаря успехам медицины, люди живут по 70-80 лет, а саблезубые тигры давно вымерли, как и динозавры, к сожалению. И поэтому, когда ребёнок взрослеет, и становится по идее самостоятельным, мать никуда не девается, она продолжает небо коптить, и оказывать влияние на подросшее чадо. Которое даже в «зрелости» остается эмоциональной марионеткой матери. И по-другому не бывает, потому что материнское влияние заложено в генах и на подкорке.
Выражаясь метафорически, у матери есть «пульт управления» подросшим ребёнком, как дистанционный пульт для телевизора. С помощью этого пульта мать управляет его эмоциями и оценками, она способна на них эффективно влиять. А эмоции и оценки определяют внешнее поведение человека, его действия и поступки. Мать может использовать этот пульт управления по-разному, как ей заблагорассудится, на пользу подросшему ребёнку или во вред. Мать может в какой-то период не использовать этот «пульт управления» совсем, чтобы замаскировать его наличие и усыпить бдительность чада. Но он у нее есть, этот пульт управления. И он у нее будет всегда. И в любой момент мамочка может нажать на кнопку.
Есть у Татьяны Овсиенко песенка «Школьная пора», и в ней такие слова:
Через года слышу мамин я голос,
Значит мне домой возвращаться пора.
Это как раз про пульт управления. Мамочка кнопкой щёлкнула – «взрослая» дочь к ней помчалась, как дрессированная собачонка на команду «ко мне». В том смысле, что:
– критичность отключена;
– не подчиниться нельзя.
Такая вот автоматика.
И пресечь принципиальную возможность управления со стороны матери можно одним единственным способом: полной информационной закрытостью от матери.