Сегодня сложилась такая ситуация, при которой импортные, жизненно необходимые лекарства ушли с российского рынка. Но наши соотечественники не остаются без помощи. Абсолютно на каждый импортный препарат есть дженерик. Generic drug, что значит «дженерик – это лекарственный препарат, который в своей основе имеет то же количество и качество активного вещества, что и оригинальное средство». Он должен выпускаться в той же лекарственной форме, что и эталон. Обязательное условие – эффективность дженерика.
За последний год российские производители зарегистрировали 165 новых наименований лекарств-дженериков. Свыше 60 % рынка составляют сейчас дженерики российского производства. Требования к качеству лекарств в России соответствуют международному уровню. А цены на препараты из перечня ЖНВЛП, по данным Минздрава, повысились за 2022 год всего на 1,9 %, что на 10 % ниже уровня инфляции.
Мы тяжело привыкаем к новому! То, что понятно, то и помогает, кажется нам. Именно из-за этого психологического фактора и раздаются периодически жалобы на якобы не работающие дженерики. Они не могут не работать! Они произведены в соответствии с мировыми стандартами и именно поэтому появились на нашем рынке. Сначала аналоги проходят многомесячные испытания. Компания-производитель должна доказать, что эффект дженерика соответствует оригинальному средству. В исследованиях обращают внимание на то, с какой скоростью всасывается лекарство, какой максимальной концентрации оно достигает в крови и как быстро метаболизируется.
После изобретения нового лекарства компания получает патент на оригинальную молекулу действующего вещества. В течение 20 лет компания может производить и продавать его. По истечении этого времени другие фармкомпании могут производить дженерики лекарственного средства. Например, все мы знаем оригинальное лекарство российского производства «Арбидол». Но в 2007 году у него закончилось действие патента. И тогда появились дженерики: «Арпетол» (Беларусь), «Иммуностат». У них одинаковое международное непатентованное название (МНН), но производитель вправе изменять упаковку, давать собственное торговое название лечебному средству. Поэтому в продаже есть «Ибупрофен» и его дженерик «Нурофен».
На упаковке дженерика всегда указывается международное название препарата. Среди дженериков достаточно высокая конкуренция. Их качество постепенно улучшается, цена снижается, вследствие чего их доля на фармацевтическом рынке растет. В нашу страну большая часть дженериков поступает из Индии и Восточной Европы. Внешних признаков, которые позволили бы отличить оригинал от дженерика, нет. Это простой способ получить качественное лечение по демократичной цене. Просто выбирать надо дженерики авторитетных и положительно зарекомендовавших себя компаний. При покупке лекарства всегда внимательно осматривайте упаковку. Стоит обращать внимание на высокое качество печати, наличие полной информации о содержимом, отсутствие грамматических ошибок, плотную бумагу. Это все говорит о том, что компания-производитель заботится о своей репутации и о сохранности препарата. Имеет смысл внимательно изучать инструкцию, приложенную к лекарству. Ответственный производитель внимательно относится не только к качеству препарата, но и к его описанию.
Несмотря на то, что дженерикам предъявляются строгие требования к качеству и эффективности, их влияние на разные организмы может отличаться. Это связано с несколькими факторами:
● состав вспомогательных веществ – они используются в любом лекарстве, благодаря им можно придать форму таблетке, капсуле или мази, обеспечить быструю растворимость или пролонгированное действие;
● качество сырья – в любой фармакологической субстанции присутствует определенная доля примесей, от их количества зависит действие готового лекарства.
В дженериках для связывания основного компонента используются стеарат магния, кукурузный крахмал, моногидрат лактозы, кремния диоксид, аспартам. Также добавляются ароматизаторы и красители. Если производитель покупает дешевое сырье или он может исключить или поменять компонент без потери свойств, то лекарство можно будет продавать по низкой цене. Как, например, оригинальная «Но-шпа» или аналог «Дротаверин».
Но если производитель для производства приобрел дорогое сырье, увеличил расходы на упаковку и маркетинг, то итоговая стоимость может превысить эталонный препарат. Например, таблетки для лечения диабета 2 типа «Глюкофаж» – это оригинал, а «Сиофор» – дженерик, который в одинаковой дозировке стоит больше эталона.
Но стоит понять главное – дженерик не должен отличаться от лекарства, которое выпускалось под брендированным именем, ни побочными, ни положительными действиями. Не стоит бояться дженериков! Ими также мы лечим все хронические заболевания.
Какие именно дженерики стоит принимать при различных заболеваниях – это и обсудим сегодня. Я уже неоднократно говорил об этом и в своих книгах, и в передачах. Но, как говорится, повторение – мать учения! Буду рассказывать о лечении дженериками, указывая и названия оригинала, чтобы было проще ориентироваться при их покупке.