Как, каким образом приобреталась Сергеем Новиковым чистота сердца, как он «Бога узрел», можно хотя бы приблизительно представить из рассказов о его детстве и юности. Автору этих строк довелось записать воспоминания об этом современников митрополита Симона, его сестры, брата и ближайших родственников. Как при записях, так и при их обработке я чувствовал, что чистота сердца закладывается в человека силой Божией благодати. Впрочем, об этом свидетельствуют и писания святых отцов. Но всегда интересно, как это происходит на практике, особенно у людей, которых ты знаешь лично. А с митрополитом Симоном я общался довольно близко в течение пятнадцати лет, пользовался его духовными советами и еще при жизни почитал владыку (как и многие знавшие его люди), видя в нем духоносного старца.
Из общения с ним я понял, что именно сила Божией благодати делает людей настоящими христианами, церковными учителями и служителями Церкви Христовой. Как говорил апостол Павел, служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его (Еф. 3, 7).
Однако если человек ведет недолжный образ жизни, благодать Божия может отойти от него, о чем и предупреждает апостол Павел: Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией (Евр. 12, 15). Таким образом, благодать дается человеку не безусловно, а в зависимости от образа его жизни. Вот почему столь важно знать об образе жизни праведников, стяжавших благодать Божию. И рассказы о праведной жизни митрополита Симона также могут нам в этом помочь. Проследим же судьбу этого примечательного рязанского архипастыря из крестьян.
Родительский дом владыки в деревне Кишаново
Митрополит Симон (в миру Сергей Михайлович Новиков) родился 5 февраля 1928 года в затерянной среди холмистых ярославских полей деревне Жолнино Даниловского района, в семье крестьян Михаила Гавриловича и Анны Дмитриевны Новиковых.
Крестили ребенка в Никольской церкви соседнего села Николо-Отводное. Тогда никто и подумать не мог, что из этого младенца вырастет человек, который станет митрополитом и прославит не только Ярославскую и Рязанскую земли, но и станет всероссийски известным архипастырем.
До Сережи в семье уже была трехлетняя дочка Нина, а в 1931 году родился второй сын – Саша. По-крестьянски трудолюбивые, Новиковы имели добротное хозяйство. Дом у них был крепкий, просторный, двухэтажный. К сожалению, в 1932 году случилось несчастье – этот дом сгорел. Пришлось покупать новый.
Подходящий нашелся в соседней с Жолнино деревне Кишаново. Анна Дмитриевна была оттуда родом. Ее родственники помогли Новиковым переехать и обустроиться на новом месте. Сереже к тому времени исполнилось всего четыре годика, поэтому малой родиной для него стала деревня Кишаново, которую местные жители называют ласкательно – Кишанки.
Родители владыки Симона – Михаил Гаврилович и Анна Дмитриевна Новиковы
Михаила Гавриловича за трудолюбие и честность дважды избирали председателем колхоза (эта должность примерно соответствовала нынешней должности директора какого-либо сельскохозяйственного общества). Трудиться ему приходилось от зари до зари. А ведь и дома хозяйство было немалое. Большой огород, сад, корова, овцы, поросенок, куры, утки… Поэтому Михаил Гаврилович своих детей с малых лет приучал к крестьянскому труду. Нина с матерью хлопотали дома или на огороде, а Сергея, когда он подрос, отец стал брать с собой на сенокос.
Мальчишка быстро научился косить. А когда и вовсе окреп, то стал одним из лучших косцов в округе.
«Статный, широкоплечий, – вспоминала о нем племянница Лидия Глазунова, – Сергей косил, как песню пел. Травы сами ложились ему под ноги… Косцом он был отменным. При косьбе стоял прямо, взмах косы был ровный, широкий.
Справа налево: Сергей Новиков, брат Александр, сестра Нина
Помню, когда он ходил в сарай за сеном, то брал с собой и меня. Накладывал сено в большую корзину, наверх сажал меня и нес. Кто бы знал, что этот крестьянский юноша станет архипастырем…»
Сергею нравилась косьба, сопряженная с усердием и старанием. Нравился этот вид крестьянского труда, который называют страдой. Даже будучи в сане епископа, он, приезжая в Кишаново, брался за косу, выкашивал траву около своего деревянного домика и грустил о происшедших на селе переменах, вспоминая стихи Есенина:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь…
В конце жизни отец Сергея, Михаил Гаврилович, работал в колхозе пастухом, ухаживал за стадом племенных быков-производителей. Они были крупные, сердитые, с кольцами в носу. Это для того, чтобы, если вдруг бык начинал себя беспокойно вести, «беситься», можно было схватить его за кольцо и усмирить.
Михаил Гаврилович хорошо справлялся со стадом. Быки его слушались, а люди завидовали, думали, что он слишком много денег получает за свой пастушеский труд. Когда же Михаил Гаврилович ушел на пенсию, то, наоборот, добрым словом стали вспоминать его. Быки не признали нового хозяина и во время беспокойства стали нападать на людей.
А тем временем сын Сергей, хотя и был очень трудолюбивым, но рос обыкновенным мальчиком: играл вместе со сверстниками на улице в лапту, купался в речке со странным озорным названием Соводранка, ловил в ней рыбу и раков. Но, начав учиться в Николо-Отводненской школе, почти все свободное время стал уделять чтению. Мама иногда даже корила его за это:
– По хозяйству дел много, а ты все читаешь да читаешь.
Отец же, наоборот, вступался:
– Ничего, ничего, мать, знания – они в жизни всегда пригодятся…
Михаил Гаврилович и Анна Дмитриевна были людьми благочестивыми, верующими. В семье у них царило взаимоуважение. Они заботились друг о друге и о своих детях.
Каждый день в семье Новиковых начинался с молитвы, к которой приучала детей мама. Весь уклад жизни семьи был пронизан христианским духом: по праздникам ходили в храм; все, в том числе и дети, исполняли домашнее молитвенное правило и соблюдали посты. И это несмотря на то, что отец семейства некоторое время занимал государственную должность – был председателем колхоза. Это крайне редкий случай, когда на государственной должности работал открыто верующий человек. Даже трудно привести какой-то другой пример. Вероятно, Михаил Новиков был для колхоза действительно незаменимым человеком.
О своей детской вере митрополит Симон вспоминал так: «Сначала я не понимал церковнославянских слов молитв, которым учила меня мама. И поэтому молился так, как подсказывали мои детские ощущения. Жили мы очень бедно, порой есть было нечего. И я молился: “Господи, дай нам муки побольше…”
А еще помню, как в Рождественский сочельник мы, дети, сидели у окна, чтобы увидеть, когда покажется первая звезда и можно будет покушать сочиво».
Одно из самых ярких детских воспоминаний владыки было воспоминание о празднике Святой Пасхи. Она была так ожидаема, так желанна, что ему, пятилетнему мальчику, совсем не трудно было встать рано-рано утром и в темноте, крепко держась за твердую руку мамы, вслед за старшим братом и сестрой идти по хрупкому мосточку через речку в соседнее село… Радость пасхального пения, торжественное убранство храма и икон, теплое потрескивание множества свечей, обволакивающий аромат ладана – вся эта незабываемая, неземная радость столь крепко вместилась в детское сердечко, что в нем твердо поселилось желание быть ближе к Богу.
Отмечая важность воспитания детей в семье, митрополит Симон впоследствии говорил: «Именно в семье, когда душа ребенка чиста, должны в нем взращиваться лучшие чувства. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастет отзывчивым, добрым. А главное, в семье у детей должно воспитываться чувство жертвенной любви к Богу и к ближним».
Вот корень чистоты сердца митрополита Симона – взращенные в семье вера в Бога, милосердие и забота о ближних, жертвенная любовь к ним. И никакая советская атеистическая школа не могла исковеркать эти лучшие качества православного христианина Сергея Новикова. Он их достойно пронес через всю жизнь…
Воспитывая своих детей, Анна Дмитриевна прежде всего научила их молиться, привила им любовь к храму, к церковным службам.
Владыка Симон впоследствии рассказывал: «Мама часто болела. Бывало, скажет нам:
– Ребята, помолитесь обо мне.
И мы, трое детей, встаем на колени перед иконой, читаем “Отче наш”, “Богородице Дево, радуйся”, “Верую”, “Спаси, Господи, и помилуй папу, болящую маму” – и далее перечисляем всех родных. А мне не терпится справиться о здоровье мамы, и я спрашиваю ее:
– Мама, тебе полегче?
– Да, сынок, – отвечала она, – конечно, полегче. Слышит Господь ваши детские молитвы.
И мы веровали, что Он слышит, и видели, что мама действительно выздоравливает».
Как же отрадно было тогда на сердце мальчика, как просветлялась его душа! Так с отроческих лет митрополит Симон приобретал дар молитвы, о котором хорошо сказано в стихотворении Евдокии Ростопчиной:
Молитвы дар – дар чудный, дар бесценный,
Замена всех непрочных благ земных.
Блажен, кому дано душою умиленной
Изведать таинство святых отрад твоих!
«Мама привила мне любовь как к домашним молитвам, так и к молитвам в храме, – вспоминал митрополит Симон. – Однажды, когда мне было шесть лет, как я помню, это была пасхальная ночь, мы с мамой шли в весеннюю распутицу пешком в храм Божий. Помню звон колоколов, которые тогда еще не были сняты. Этот колокольный звон остался в моей памяти на всю жизнь. Это чувство я увидел в словах стихотворения Ивана Аксакова:
Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной…
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрест сзывающий
В полях разносится.
Вот это чувство любви к храму я воспринял от мамы, будучи еще в шестилетнем возрасте».
Приходская церковь, в которую ходил Сережа Новиков вместе с мамой, находится в селе Николо-Отводное. В народе ее называют Никольской, хотя главный придел освящен в честь Воскресения Словущего. (Слово «словутый» – в наречии «словущий» – означает славный, известный, знаменитый, прославляемый. Словущим Воскресением зовется день 13 сентября (по старому стилю) – славный исторический день торжественного освящения храма, построенного императором Константином Великим на месте распятия Иисуса Христа, на Голгофе.)
О благодати церковных служб, которая была им прочувствована с детства и осталась на всю жизнь, митрополит Симон впоследствии писал: «Святые иконы, уносящие человеческий взор от земли на небо; церковная служба, полная благодатной красоты и духовного содержания, а также общенародное пение таких молитв, как “Верую” и “Отче наш”, – все это порождает особые чувства и настроение у молящихся, подготовляя их к принятию Божественной благодати. И тот факт, что человек, с самого раннего детства и до глубокой старости посещая храмовые богослужения, каждый раз получает новые благодатные силы, оживляющие его, является неопровержимым доказательством действенности храмовых богослужений на душу верующего».