Тимур Сергеевич Зарудный, Сергей Сергеевич Жданов Легко и просто: как справляться с задачами, к которым страшно подступиться

Вступительная метафора

Привет. Меня зовут Тимур Зарудный, я один из двух авторов книги. Повествование будет идти от моего лица: мы посчитали, что так проще. Второй автор – Сергей Жданов, дизайнер образовательных проектов, методист и здравый смысл, который знает, как устроено образование. Ему слово.

Привет. Я Сергей Жданов. Спасибо книге за шанс помочь найти ответы на ваши вопросы или как минимум развлечь. Моего голоса здесь будет мало; я – точильный камень, который откидывает шелуху и оставляет суть. Хотя мне больше нравится версия, что в нашем дуэте я Молчаливый Боб.

Я профессионально занимаюсь созданием образовательных программ. Помогаю людям, которым есть чему научить остальных, делать это эффективнее. Когда-то я познакомился с Тимуром, и мне захотелось сделать с ним совместный проект, а у него как раз не получалось писать курс про долгие начинания. И посмотрите, куда это нас привело.

В книге нет секрета успеха. Мы просто разобрались, как вести долгие проекты без выгорания, научились внедрять привычки и браться за простые дела, которые лежат в долгом ящике и тяготят. Отрефлексировали и описали общие принципы и конкретные приемы, которые сработали для нас.

При этом в книге есть четкая структура и конкретные рекомендации, позволяющие чуть лучше применять прочитанное в жизни, а не просто читать очередные байки из жизни замечательных людей-молодцов. Все эти советы как минимум помогли нам целый год писать курс, делать подкаст и выполнять ворох личных проектов.

Надеюсь, что специфичный стиль нашей книги придется по душе, а написанное в главах если и не откроет новые горизонты, то позволит систематизировать и освежить известное. Возвращаю слово Тимуру.

В основе структуры книги лежит простая метафора. Это история о том, как все тут устроено (и в моей голове тоже).

Когда я начинал писать книгу, то решал собственные проблемы. Я не умел делать долгие проекты и не понимал, от чего это умение зависит. Поэтому откопал то, что у меня болит больше всего, и планомерно искал ответы:

• как заканчивать начатое;

• как начинать проект, который долго планировал и теперь страшно;

• как много успевать;

• как мотивировать себя заниматься полезным;

• как не насиловать себя, но при этом не расслабляться в полную ветошь и «быть продуктивным».

И только ближе к концу написания курса в голове все выстроилось, и я понял, что зашел не с того. Мне казалось, что дело всегда в волевом усилии и правильных инструментах, которые научат в любых условиях взбираться на свою персональную Фудзи. Но нет, все немного сложнее: прежде чем изучать инструменты, нужно понять свое море и починить лодку. Объясню.


МОРЕ: ФИЗИОЛОГИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Все начинается с изучения моря, в котором мы ходим. Море – это то, что нас окружает и на что сложно влиять: физиология и внешние обстоятельства.

Физиология – это то, как конкретно я реагирую на сладкое, ранние подъемы и критику важного для меня человека. Она формируется сперва генетически, а потом – под воздействием социума, в котором мы растем: с нами общаются родители и одноклассники, и определенные стереотипы и убеждения при этом записываются в голову. Что-то из этого можно изменить, но сначала их надо принять.



Внешние обстоятельства – это неожиданное и внезапное из мира: проспал, потерял ключи, простудился; сломался ноутбук, подступил дедлайн по проекту. Эти факторы существуют вне зависимости от моего желания. Это когда приехал в новый город, заболел, попал в джетлаг или переоценил возможности и не успел сдать проект в срок.

На все эти вещи нельзя влиять силой, потому что они находятся вне моего контроля. Я не могу изменить погоду и мгновенно прокачать умение концентрироваться, но могу принять и подстроиться. Чтобы понять свою физиологию и принять ее, нужно постепенно изучать себя: кому-то легко вставать по утрам, кто-то проигрывает вечный бой шоколадному торту. У каждого свое кино.

Чтобы понять, по каким сценариям я существую, мне было полезно узнать себя:

• сова я или жаворонок;

• какая активность и в какое время у меня получается лучше;

• когда заканчивать работу, когда переключаться на другую задачу, когда вообще идти отдыхать;

• на что отвлекаюсь, на что нет;

• какая музыка помогает работать, какая отвлекает и в какой ситуации;

• сколько часов концентрированной работы я могу выдержать и в течение какого срока;

• в какое время лучше работается над новыми концепциями, когда нужно пересилить сопротивление неизвестного и начать;

• в какое время хорошо доделывать начатое;

• когда лучше всего идет поиск;

• нужно ли чередовать отрезки концентрации – изучения – редактирования;

• когда тренироваться;

• когда заниматься учебой;

• какое количество проектов оптимально вести в день, а какое – в неделю.

Нельзя взять и ответить на все вопросы сразу – это путешествие. В общем, прежде всего нужно понять, что за море вокруг, а потом переводить внимание на свою лодку.


ЛОДКА: БАЗОВЫЕ ПРИВЫЧКИ

Мы обладаем набором регулярных привычек, которые помогают быть в порядке: чистить зубы, высыпаться, пить воду и регулярно питаться, достаточно ходить, заниматься спортом, не лезть импульсивно в соцсети. Именно эти привычки помогают изменять какие-то условия моря и их восприятие. Не сила воли, а привычки и ментальные установки.



Я представил эти правила лодкой с такелажем, остовом и парусами. Чем они сильнее и гибче, тем больший шторм по плечу. В отличие от погодных условий на море, на них можно влиять.


ЛОВЛЯ ВЕТРА: ВЫЗОВЫ, ПЛАНЫ И ЖЕЛАНИЯ

Планирование и идеи двигают мою лодку вперед, к глобальным целям и путешествиям. Ветер имеет смысл ловить, когда основа лодки крепка и гибка.

Иногда планов много и они огромные: я иду на двенадцати узлах, вещи разлетаются в стороны, велик риск напороться на риф. Иногда планов нет совсем – тогда вокруг штиль, а я болтаюсь посреди океана.



Для ловли и управления ветром подходят точечные приемы управления временем, вниманием и проектами. Если не владеть ими, то можно запросто налететь на риф.


КОРОТКО

Чтобы встраивать в жизнь что-то новое, нужно знать обстановку вокруг, чинить свою лодку и уметь ловить ветер.

Море – это физиология и обстоятельства. Физиология работает конкретно для вас, и ее нужно изучать. Обстоятельства – это то, как меняется окружающий мир, какой он есть сейчас. Море нельзя изменить под себя, можно только подстроиться (и немного спрогнозировать его состояние).

Лодка – это базовые правила, которые помогают справляться с обстоятельствами и обходить физиологию. Чем крепче лодка, тем более сильный шторм она выдержит. Важно уметь пересобирать распорядок, а не жестко придерживаться придуманного однажды. Так это точно не работает.

Уже после на море и лодку наслаиваются задачи и планы. Чем их больше, тем больше скорость и шанс напороться на риф; чем меньше – тем скучнее. Как всегда, ищем золотую середину – она в разный момент времени у всех своя.

Книга расскажет об инструментах, которые помогут взять и сделать. Вряд ли вы купили ее, чтобы изменить свою жизнь (этого вообще странно ждать от книги), скорее хотите найти подходящие инструменты для определенных задач – так вот же они.

Держите метафору про море и лодку в голове. Когда вы прочтете книгу целиком, она сложится.

Что обо всем этом думает наш научный редактор

ИНСТРУКЦИЯ К КНИГЕ

Книгу можно читать либо как обычную (от начала до конца), либо как кулинарную (когда хочешь приготовить что-то конкретное), либо как настольную (когда ищешь подсказку в сложной ситуации). При этом не обязательно читать каждую главу – пропускайте то, что сейчас неинтересно.


Структура

У книги три части – это подготовка к проекту, процесс работы над ним и процесс упорядочивания собственной жизни. В каждой части – с десяток глав; каждая состоит из проблемы, разбора и короткой резюмирующей инструкции.

Книга описывает путь, который прошли мы, когда искали ответы на все эти вопросы. Мы могли ошибиться – и это нормально. Поэтому лучше воспринимать ее не как инструкцию к действию, а как бумажного бро. Помните об этом в процессе: книга не осуждает и не заставляет, а мягко похлопывает по плечу.

Что поможет в процессе чтения

• Ведите заметки, рабочую тетрадь, пишите на салфетках. Это помогает лучше встраиваться в материал.

• По необходимости пробуйте применять все, о чем мы пишем, к своим активным проектам. Процесс всему голова.

• Распечатывайте себе в помощь чек-листы и плакаты с выводами по конкретной теме. Их легко найти по QR-кодам в конце каждой главы.

• Собирайтесь в группы со своими друзьями. Мы все социальные ребята, и поддержка единомышленников помогает не сойти с пути.

• Если застряли, не стесняйтесь присылать вопросы на почту questions@niceandeasy.me.

Надеемся, что книга поможет найти ответы на вопросы, которые возникают в близких вам ситуациях. Работаете над проектом, застряли – открыли книгу, нашли затык – прочитали решение. Книга – бумажный бро.

Загрузка...