Саша сидел на скамейке запасных и глотал слёзы.
Отчего-то с хоккеем всё получалось совсем иначе, чем он представлял.
Для начала его вообще не взяли в секцию. Да как это так?! А вот так: взяли – и не взяли! Тренер сказал, что у него занимаются дети с пяти лет, а Саше уже восемь. Куда его, такого взрослого, девать?
Ну, это-то ничего: брат тогда отвёл его в хоккейную школу «Динамо». И тренер принял Сашу, и поначалу всё было хорошо. Заниматься Саше понравилось с самого первого дня. Скорость! Сила! Отличная игра, в самый раз для него!
А потом всё опять пошло наперекосяк. Сашины родители много работали, часто уезжали в командировки. Понятное дело: мама-то – тренер, а папа – начальник женского баскетбольного клуба «Динамо». Получилось, что возить Сашу на каток и забирать оттуда просто некому.
Так и потянулось: сначала прошёл месяц без тренировок… Потом два… Три…
Саша расстраивался ужасно. А поделать ничего не мог. Ему так не хватало хоккея, что, ложась спать, он затаскивал к себе в кровать, под одеяло, любимую клюшку. Он ведь уже почти стал великим хоккеистом! Ну почему, почему?!
Бух-бух-бух-бух! Родителей нет дома. Коньки глухо ударяют о паркет. Саша пробегает по коридору, замахивается клюшкой и – р-р-раз! – наносит удар.
Бабах! Шайба мощно влетает в стену! Ура!
– И победный гол Олимпиады забивает Александр Овечкин! – кричит Саша на всю пустую квартиру.
– Мои поздравления.
Ой. Оказывается, квартира была не пустая.
Из комнаты вышел брат Сергей. Лучший брат на свете. Он, правда, на пятнадцать лет старше – то есть, вообще говоря, уже взрослый. Но понимает Сашу как никто другой.
– Что, чемпион, рвёшься к победам?
Саша шмыгнул носом и молча кивнул. Сергей покачал головой:
– Паркет пожалей. Про обои я уж молчу.
– Ты же сам говорил! – вскинулся Саша. – Чтобы стать лучшим в спорте, нужны регулярные тренировки. Говорил много раз!
Сергей цокнул языком:
– Я не так говорил. Тренироваться регулярно нужно, чтобы стать хорошим спортсменом. А чтобы лучшим – нужно тренироваться ещё и часто. Очень часто. Каждый день, утром, вечером, постоянно.
– Вот я и тренируюсь, – буркнул Саша.
Хотя Сергей был, конечно, прав. И за обои ему ещё влетит. Да и какая тут тренировка – курам на смех.
Окончательно расстроившись, Саша побрёл снимать коньки, а Сергей задумчиво потёр подбородок.
Этим вечером в квартире раздался звонок. Трубку взяла мама. А Саша навострил уши, мигом узнав знакомый голос. Это же его тренер звонит! Уже не первый раз…
– Очень жаль, Татьяна Николаевна, – доносилось из трубки. – У вас такой способный мальчик. Как же так? Вы подумайте хотя бы. Может, всё-таки как-то получится у вас его приводить.
– Да я бы с радостью, Вячеслав Викторович, но вы же понимаете. Нет сейчас такой возможности ни у меня, ни у мужа. Разве что деда просить – но не каждый же день. Пожилой человек всё-таки.
И тут за спиной у мамы вырос брат:
– Я буду Сашку водить.
– Что?
– Я буду водить его на тренировки, – повторил Сергей. – Он должен заниматься, мам. Хоккей – это его.
Татьяна Николаевна всё ещё стояла с трубкой в одной руке, а Саша уже подскочил на месте от восторга и бросился обнимать брата.
Так Саша вновь очутился на любимом стадионе… А тут как раз игра! А он сидит с запасными. Самым последним. Потому что столько времени пропустил, не занимался, и теперь тренер не выпускает его на лёд. Первый период уже заканчивается… Пошёл второй… Игра идёт; вот и второй период на исходе… А Сашу всё не выпускают. И не выпустят, уже наверняка не выпустят – вообще!
У Саши задрожали губы. «Надо идти домой», – подумал он.
И вдруг увидел, как тренер делает ему знак.
Что, правда?! Его ставят?! Сердце подпрыгнуло. Саша ракетой устремился на лёд.
Он знал, что на него смотрит мама, смотрят тренер и другие ребята. Знал, что должен показать всё, на что способен. Ноги несли сами, сердце стучало барабаном.
Саша оставался на площадке до самого конца игры. И после неё уже не прекращал тренировок.
Никогда.
Первый тренер, Вячеслав Викторович Кириллов, не успел увидеть успехов своего подопечного. Но очень в него верил – с самых первых дней мальчика на льду. А Саша всегда был благодарен ему за то, что тренер настоял и вернул его в хоккей.
Они расстались, когда Саша был ещё подростком. И на прощание тренер сказал, что, если уж Овечкину не играть в хоккей, то вообще непонятно, кому в него играть.
А Сергей, который всегда поддерживал младшего брата и помогал ему идти к мечте, всю жизнь остаётся в Сашином сердце.
Считается, что сами по себе коньки в России появились в конце XVII века благодаря Петру I, который «подсмотрел» это развлечение в Европе.
Двести лет спустя в стране стал популярным хоккей с мячом. И только в 1930-х годах жители Советской России познакомились с «ледовым» хоккеем.
После окончания Второй мировой войны, в 1946 году, в Советском Союзе прошёл первый чемпионат страны по хоккею. Считается, что с этого события и началась история отечественного хоккея. Кстати, победила в этом чемпионате московская команда «Динамо».
В 1954 году сборная СССР впервые приняла участие в чемпионате мира, который проходил в Швеции. И выиграла его! А через два года, в 1956 году, на зимних Олимпийских играх в Италии – тоже первых для нашей сборной, – команда победила во всех матчах и завоевала золото.
Спустя ещё год главным тренером сборной стал знаменитый Анатолий Тарасов. При нём команда трижды побеждала в чемпионатах Европы, два раза получала серебро на чемпионатах мира и один раз – бронзу Олимпийских игр. С 1963 года Тарасов разделял свой пост с Аркадием Чернышёвым, и в последующие девять лет команда СССР победила на чемпионатах мира девять раз и трижды – на Олимпиаде.
К этому времени очень многие в стране полюбили игру и интересовались ей. Хоккей стал главным зимним видом спорта. А команду СССР к 1970-м годам по праву можно было назвать лучшей в мире – если судить по чемпионатам мира и Олимпийским играм. Но советские хоккеисты ни разу не состязались с сильнейшими в НХЛ – то есть с канадцами.