В 2020 году первая за 100 лет пандемия совершенно новой болезни изменила жизнь людей. За век до того точно такая же пандемия бушевала на планете, это был «испанский грипп» или «испанка». Возник он не в Испании, просто испанские газеты первыми начали писать об эпидемии, за что страна и поплатилась, болезнь назвали именем страны. Точно так же в наше время тревогу подняли китайцы и тоже поплатились. В некоторых странах вирус называют «китайским» или «уханьким», хотя по исследованиям подобное заболевание гуляло по Европе ещё летом 2019 года. Пандемия «испанки» длилась три года, но тогда и медицина была другая, и страны были в другом положении после Первой мировой войны.
А в наши дни, если возвратиться к ковиду, выяснилось, что проблемы создает не только сама болезнь, но и ее последствия. В отличие от ОРЗ или гриппа, когда острый период прошел и человек чувствует себя здоровым, при ковиде болезнь прошла… а лучше не стало. Нет, лучше стало, но человек здоровым себя не чувствует. Зябкость, одышка, невозможность заниматься физической работой, нарушения в работе сердца, желудка, печени, почек, да самых разных органов! И чем дольше врачи наблюдают за выздоровевшими, тем больший список последствий составляют.
Отличие данной болезни от всех остальных в том, что остальные известны уже сотни, если не тысячи лет, а COVID-19 зародился на наших глазах и изучение его ведется «в прямом эфире». Не все люди это понимают и возмущаются, а тут не возмущаться надо, а понимать, что изучение и лечение абсолютно новой болезни именно так и происходят. Просто нам не повезло увидеть все это самим.
И постепенно стало понятно, что одним из самых серьезных осложнений ковида является повышение свертываемости крови и микротромбозы. Даже «ковидная пневмония» – это не воспаление легких как таковое, не воспаление легочной ткани, а микротромбозы капилляров в легких. Именно поэтому данную пневмонию не видно на рентгене, а видно только на УЗИ и компьютерной томографии.
Но тромбозы могут быть не только в легких, тромб может нарушить работу любого органа. Так что же делать?