Вода окружает нас везде. Без воды не было бы жизни на земле. Если внимательно осмотреться вокруг, мы увидим, что вода сопровождает нас всюду. Она используется нами в чистом виде, содержится в овощах, фруктах, молоке, все напитки основаны на воде, даже человек на 65–70 % состоит из воды. Вода наряду с белками, жирами, углеводами, солями и нуклеиновыми кислотами входит в состав любой живой клетки, почти все химические реакции в живой клетке происходят в водных растворах. В пищевой, химической промышленности, в производстве лекарств большинство процессов протекает в водной среде. Вода поддерживает естественную влажность планеты и, как проводник тепла, и естественную температуру, характерную для того или иного климатического пояса.
Ученые-геофизики вычислили, что без воды земля совершенно остыла бы.
Изучением водных объектов занимаются многие науки. Океанология занимается изучением вод Мирового океана. Гидрология изучает поверхностные воды суши. Гляциология исследует льды, находящиеся на поверхности земли. Гидрохимия изучает химический состав поверхностных вод. Предметом наблюдения метеорологии являются воды, содержащиеся в атмосфере. Гидрогеология занимается исследованием подземных вод. Геокриология изучает воды в твердом состоянии в недрах земли.
Воду непосредственно как вещество изучает наука химия. Вода включает в себя всего два элемента: водород (Н) и кислород (О), химики называют воду "аш два о". С одной стороны, это очень простое вещество, но, с другой стороны, очень интересное и противоречивое. Академик И.В. Петрянов назвал воду "самым необыкновенным веществом в мире". Без этого вещества невозможна жизнь ни одного живого существа: ни растения, ни животного, ни человека.
Живому организму, который долго не употреблял воду или получал ее в недостаточных количествах, грозит обезвоживание. Если без еды человек может прожить несколько недель, то без воды не может обойтись больше трех дней. Занимаясь лечебным голоданием, человек может не употреблять пищу больше месяца, но при этом обязательно должен поддерживать себя водой, это говорит о том, что в воде содержится достаточно питательных веществ, поддерживающих жизнедеятельность человека. Простая вода обладает целительными свойствами, водой лечат многие заболевания.
Вода – это еще и источник чистоты. Водой мы моемся, стираем, она – неизменный наш помощник в любой уборке. Вода освежает, охлаждает нас в жару, улучшает наше самочувствие; в то же время вода и согревает: в мороз нас спасает теплый душ и горячий чай.
Каждый человек расходует в сутки примерно 150 л воды. Мы настолько уже привыкли пользоваться водой, что даже не задумываемся над тем, какой это это бесценный дар.
Поверхность земного шара примерно на 3/4 покрыта водой. Много это или мало? С одной стороны, много, а с другой стороны, большая часть водного запаса находится в твердом состоянии – в виде льда и снега.
В настоящее время увеличивается потребность в пресной воде. Запасы пресной воды с каждым годом уменьшаются, и перед специалистами встает много проблем, решив которые, им, может быть, удастся увеличить водные запасы (для этого предлагается вырабатывать пресную воду из морской и океанской, транспортировать айсберги из Арктики и Антарктики и т. п.). Сейчас уже научились опреснять океанскую и морскую воду, которую можно использовать как питьевую.
Россия очень богата запасами пресной воды. Например, озеро Байкал содержит в себе приблизительно 20 % пресной воды мирового океана. По России протекает много крупных рек (Волга, Енисей, Лена, Ока, Ангара и др.).
Мировой водный бассейн состоит из океанов, морей, рек, озер, болот, ручейков и т. п. Вода является местообитанием и жилищем многих живых существ. Без воды их жизнь невозможна. Существуют организмы, которые не способны самостоятельно передвигаться и которые перемещаются только с помощью течений. Это различные водоросли, бактерии, веслоногие и ветвистоногие рачки, коловратки, инфузории, радиолярии, крылоногие моллюски, медузы, фораминиферы, личинки, яйца и др., они получили название планктона. Те обитатели, которые способны к активному самостоятельному передвижению, получили название нектона, к ним относятся рыбы, кальмары, водные змеи, черепахи, киты, ластоногие, пингвины. Бентос составляют живые организмы, обитающие на самой глубине, на грунте и в самом грунте, это различные водоросли, бактерии, крабы, морские звезды, скаты, камбалы, разные моллюски, ланцетники.
В пресной и соленой воде обитают разные организмы. Обитатели пресных водоемов не могут жить в соленой воде, а для океанских и морских жителей не годится пресная вода. Дело в том, что пресная и соленая вода имеет разный химический состав и разные питательные вещества, поэтому организмы, адаптировавшиеся в соленой воде, попав в пресную, могут погибнуть, и наоборот. Океанская и морская вода различается по степени содержания в ней соли. Пресная вода бывает жесткой и мягкой. Это также влияет на обитателей и их адаптацию к той или иной среде. Например, и в озере, и в реке вода пресная, но их населяют разные организмы.
Из-за того, что многие водные объекты загрязнены, обитатели их гибнут.
Водные ресурсы земного шара богаты, но неисчерпаемы, однако они, в отличие от некоторых других природных ресурсов, обладают свойством естественного самовозобновления. Реки с впадающими в них мелкими речками и ручейками, снабжают растительный и животный мир влагой и растворенными в ней минеральными веществами, вымывают и уносят продукты их распада и образовавшиеся вредные минеральные соединения в озера, моря и океаны, где эти вредные вещества перерабатываются и обезвреживаются мириадами океанских, морских и озерных обитателей, далее вода в виде испарений поднимается в атмосферу, собирается в облака и тучи и снова, уже очищенная, возвращается в реки.
При засухе, когда не хватает влаги, гибнут растения и животные, человек остается без урожая. Чтобы предотвратить это, в засушливых районах и в местах, находящихся далеко от водоемов, устанавливаются специальные оросительные сооружения, снабжающие почву и растения живительной влагой.
К сожалению, за последнее время в связи с развитием различных сфер промышленности увеличилось количество выбросов в реки и озера; создание гидроэлектростанций и водохранилищ нарушило течение рек и их естественную самоочистку. Сейчас человек больше загрязняет водные ресурсы, чем очищает. Вредные химические элементы, ядохимикаты и минеральные удобрения проникают и в подземные воды. Их высокое содержание находят уже и в водоносных горизонтах, которые расположены более чем на 50 метров вглубь земли, а ведь подземные воды – это самые чистые воды, так как в их образовании ведущую роль играет инфильтрация. Грунт, насыщенный этими ядами, уже не способен фильтровать подземную воду. В настоящее время этот вопрос встал наиболее остро. В связи с этим специалистам и экспертам необходимо усилить контроль за выбросами, на предприятиях устанавливать специальные фильтры и системы по обезвреживанию химических выбросов, а также разработать новые проекты по очистке питьевой воды и непосредственно самих рек и озер. Гидрогеологи продолжают открывать новые крупные водоносные горизонты, которых еще не коснулись ядохимикаты.
Современный человек должен понимать, что экологическая ситуация в настоящее время требует просвещения в сфере научного природопользования. Человек должен осознать, какую роль в природе играет его деятельность и как правильно ее направить, чтобы не навредить природе, а наоборот, помочь ей.
Основы экологического и природоохранного знания должны быть включены не только в специальное образование, но и в общее. Такое образование даст знания о законах рационального природопользования и поможет правильно ориентироваться в окружающем нас мире природы. Важно воспитывать в человеке любовь к природе с детских лет, это должны делать родители, воспитатели, учителя. Но любовь к природе не избавляет нас от ответственности перед ней, любовь к природе должна сочетаться с экологическими знаниями, которые помогут человеку на протяжении всей жизни правильно использовать природные ресурсы и не навредить природе, которую он так любит.
Итак, мы видим, что вода – это действительно бесценный дар. Это и живительная влага, и питательное вещество, и среда обитания многих живых организмов. Сейчас главная задача для нас – не навредить природе, а помочь ей, для этого мы должны правильно воспитывать своих детей, показывая им достойный пример.