Вторая половина XIX века – это время Великой Спортивной Революции. Особенно тонко это подметил Стефан Цвейг. В “Воспоминаниях европейца” он пишет, что вплоть до семидесятых годов XIX столетия молодость считалась чем-то несерьезным и предосудительным, поэтому юноши сознательно старались как можно скорее обрести облик “зрелого отца семейства”. Важными составляющими такого образа были бледность и сутулость, которые должны были намекать на долгие часы за ответственной бумажной работой, а также слегка выступающее брюшко, которое свидетельствовало, что у его обладателя нет времени на бессмысленные прогулки и упражнения.
Где-то в семидесятые ситуация начинает меняться. Цвейга, который никогда не был в большом восторге от старых буржуазных ценностей, это искренне восхищает:
“Не только города, но и люди становились красивее и здоровее – благодаря спорту, лучшему питанию, сокращению рабочего дня и углубившейся связи с природой… Повсюду возникали бассейны и дворцы спорта. В бассейнах как раз и можно было наглядно изучать перемены; если в годы моей молодости по-настоящему статный человек бросался в глаза на фоне толстых загривков, отвислых животов и впалых ребер, то теперь, следуя античным образцам, соревновались между собой гибкие, распрямленные спортом тела… По воскресеньям уже никто, кроме последних бедняков, не оставался дома; все молодые люди путешествовали, взбирались на скалы или участвовали в состязаниях во всевозможных видах спорта”.
Стефан Цвейг провел молодость в Вене, но все, что он сказал в приведенной цитате, в полной мере относится и ко Франции. Более того, во Франции спорт пользовался даже большей популярностью. Во-первых, Франция расположена близко к Англии, которая и стала эпицентром спортивной революции, во-вторых, забота о физической форме нового поколения призывников стала одной из главных задач французского правительства. Кто-то же должен был отомстить за Седан!
Спортом занимались все, поэтому вскоре возникла необходимость создания каких-то регулирующих органов. Сначала появились местные спортивные клубы – например, в Париже это были основанный в 1882 году “Расинг”, где делали упор на легкую атлетику и велогонки, и возникший в 1883 году “Стад франсез”, где главным видом был регби. И парижане не были первопроходцами – как помнит внимательный читатель, в Гавре спортивное общество появилось еще в 1872-м, а в Бордо – в 1881-м.
В воздухе носилась идея более глобального объединения, которое последовало в 1887 году. Его итогом стало образование Союза французских беговых обществ. Уже через два года он был расширен и стал называться Союзом французских атлетических и спортивных обществ (USFSA). Президентом Союза стал потомственный аристократ Жорж де Сент-Клер, секретарем – барон Пьер де Кубертен.
Под контроль USFSA постепенно перебрались все спортивные федерации. В 1888 году был проведен чемпионат Франции по легкой атлетике, на следующий год выявили лучшего в беге по пересеченной местности. В 1892 году состоялся первый чемпионат по регби, победителем которого стал парижский “Расинг”. А вот брать под крыло футболистов деятели USFSA поначалу не хотели. Во-первых, в фамилиях большинства руководителей этой организации была частичка “де”, а аристократы по-прежнему имели в отношении футбола некоторые предрассудки, во-вторых, футбол как-то очень быстро стал на путь коммерциализации, что по меркам USFSA и лично Кубертена было смертным грехом. Рассказывают, что когда оргкомитет Парижской Олимпиады-1900 предложил Кубертену для большей зрелищности привлечь к соревнованиям профессионалов, барон вышел из себя, подал в отставку и вызвал автора предложения на дуэль.
Сент-Клер и Кубертен тянули до последнего, но все-таки уступили. В 1894 году они согласились на создание футбольной секции USFSA, которую возглавил Эжен Фрейсс. Чтобы понять причины такого решения больших боссов, нужно вспомнить, что в конце XIX века во Франции развернулось серьезнейшее противостояние между клерикалами и светскими республиканцами. В рамках этой информационной войны было очень важно выиграть битву за молодежь, а до Сент-Клера и Кубертена дошла информация, что католические священники по всей стране уже начали заигрывать с футбольными клубами. Учитывая растущую популярность игры, отдавать футбол церковникам было никак нельзя, поэтому USFSA и пошел на попятный.
Теперь под эгидой USFSA должен был проходить и регулярный чемпионат Франции по футболу. Первый розыгрыш состоялся сразу же, в 1894 году. В соревновании приняли участие шесть клубов, четыре из которых представляли Париж: “Стандард”, “Уайт Роверс”, “Интернасьональ” и “Клуб франсез”. Еще два клуба представляли столичные пригороды – “Асньер” и “Нейи”, за который выступал один из первых французских футбольных историков Жорж Дюамель. Определять победителя решили по системе плей-офф.
“Интернасьональ” до старта чемпионата не дожил. Команда благополучно развалилась еще до первого матча, поэтому “Стандард” проследовал в полуфинал без игры. Во втором четвертьфинале “Уайт Роверс” нокаутировал “Нейи” – 13:0.
Куда сложнее “Роверс” пришлось в полуфинале, где их соперником был “Клуб франсез”. За эту команду действительно играли только французы, среди которых были и успевшие обрести кое-какую известность Эжен Фрейсс и Шарль Бернат. Игра закончилась минимальной победой “Уайт Роверс”, а единственный мяч в ворота “французов” забил Макбейн. Второй полуфинал был не таким интересным – “Стандард” был на голову сильнее “Асньера” и выиграл со счетом 5:0.
В финале встретились “Уайт Роверс” и “Стандард”. Первая встреча состоялась 29 апреля 1894 года в Курбевуа, судил месье Доми. “Уайт Роверс” дважды выходили вперед, а “Стандард” дважды отыгрывался. Матч так и закончился со счетом 2:2, поэтому через неделю была проведена переигровка. В ней сильнее оказался “Стандард” – 2:0. Состав первых чемпионов Франции по версии USFSA выглядел так: Г.Уинн, Оттрил, Э.Уинн, Хилл, Роско, Легильяр (единственный француз), Вайнс, Хикс, Хантер, А.Танмер, Н.Танмер. Капитаном “Стандарда” был Уильям Оттрил, который играл еще и в крикет, а в 1900 году даже завоевал в этом виде спорта олимпийскую медаль. Такому универсализму тогда никто не удивлялся – например, форвард Альфред Танмер участвовал в чемпионатах USFSA по легкой атлетике и брал золото в беге на 1500 метров.
Через год “Стандард” стал двукратным чемпионом. На этот раз в турнире приняли участие 8 команд – отсеялся “Интернасьональ”, зато добавились “Леваллуа”, “Пари Стар” и “Юнайтед Спортс Клаб”. Не сказать, чтобы новые команды добавили чемпионату качества – например, “Леваллуа” и “Юнайтед Спортс Клаб” дружно вылетели в четвертьфинале, проиграв свои матчи с суммарным счетом 0:24. В куда более упорной борьбе прошел четвертьфинал между “Нейи” и “Асньером”. Хозяева выиграли со счетом 2:1, забив решающий мяч на последней минуте, а гости подали протест, полагая, что из-за ошибки судьи второй тайм длился слишком долго. Кстати, судил ту встречу не кто иной, как форвард “Стандарда” Н.Танмер.
В финале второй год подряд встретились “Стандард” и “Уайт Роверс”, причем чемпионы выиграли два предыдущих матча с общим счетом 31:0. В финале пришлось немного попотеть, но титул никуда не делся – “красно-белые” победили со счетом 3:1. В этом же году они померялись силами с английским “Фолькстоуном”, который приехал в Париж в качестве обладателя Кубка Кента. “Стандард” проиграл с весьма пристойным счетом 0:3, а на трибунах “Велодром де ла Сен” в тот вечер собралось 1500 человек. При этом вход не был бесплатным, за билет нужно было заплатить от 1 до 5 франков. Кубертен был в ярости.
С 1896 года чемпионат проводился по круговой системе. В нем приняли участие 9 команд, каждая играла с каждой на нейтральном (!) поле. Новым чемпионом стал “Клуб франсез”, который выиграл все 8 матчей с сумасшедшей разницей 33:2. На 2 очка отстал “Уайт Роверс”, а “Стандард” на этот раз был лишь третьим. Успех “Клуб франсез” следует признать историческим, ведь в составе этой команды было десять французов и один бельгиец. В большинстве матчей основа выглядела так: Юто, Доми, Ламбер, Стритматтер, Блок, Бернат, Гарнье, Пельтье, Брюно, Фрейсс, Ласне. Капитанил, естественно, Эжен Фрейсс.
1896 год примечателен еще и тем, что французские клубы сыграли целую серию международных матчей против команд из Бельгии. Например, “Клуб франсез” разобрался с “Брюсселем” (3:2) и “Антверпеном” (4:3), а “Нейи” выиграл у “Брюгге” (2:1). Скромный “Юнайтед Спортс Клаб” проиграл брюссельскому “Расингу” (0:1).
Два следующих чемпионата выиграл “Стандард”. При этом о каком-то безоговорочном доминировании речи не шло. Достаточно сказать, что в обоих случаях “красно-белые” набрали столько же очков, сколько и вторая команда, и вынуждены были проводить дополнительный матч за золото. В 1897-м они так обошли вечно вторых “Уайт Роверс” (которые, к слову, так ни разу и не стали чемпионами), а в 1898-м – “Клуб франсез”. Зато “французы” годом ранее стали обладателями специального Кубка газеты “Пари Стар”, которая учредила соревнование для клубов, в составах которых выступает не больше трех легионеров. В таких условиях равных у “Клуб франсез” не было, команда Берната и Фрейсса легко убрала и “Пари Стар” (8:1), и “Гавр” (5:3).
В 1899 году чемпионом впервые стала команда не из Парижа, причем победа была добыта весьма интересным образом. USFSA отреагировал на многочисленные запросы из регионов и согласился провести полноценный чемпионат Франции, в рамках которого традиционный парижский междусобойчик становился всего лишь одним из отборочных турниров. Его победителем на сей раз стал “Клуб франсез”, который закончил “гладкую” часть первенства вровень со “Стандардом”, но в кои-то веки победил “красно-белых” в дополнительном матче (3:2). После этого “французы” принялись ждать соперников с Севера, где на титул претендовали “Гавр”, выигравший чемпионат Нормандии, и лилльский “Ирис”. Стыковой матч между этими командами должен был состояться в Амьене, но у парней из Лилля не получилось приехать на игру, и “Гавр” без борьбы прошел в финал.
Сейчас уже трудно разобраться, кто прав, а кто нет, но “Клуб франсез” наотрез отказался играть с командой, попавшей в финал таким сомнительным образом. USFSA демарш “французов” не впечатлил и он просто взял и присудил “Гавру” чемпионство. Таким образом, “сине-голубые” стали лучшей командой Франции, проведя за сезон всего один (!) матч (именно столько потребовалось, чтобы выиграть тот самый чемпионат Нормандии).
Кубок, правда, “Гавру” все равно не достался. Во-первых, за ним надо было специально ехать в Париж, чего никому делать не хотелось, во-вторых, Джеймс Гордон Беннетт, когда-то подаривший лиге трофей, ясно высказался в сопроводительной записке, что это для парижской лиги. Правда, тогда он не знал, что лига разрастется, но “Клуб франсез” без особых проблем доказал, что волю Беннетта нужно понимать буквально и что нормандцам Кубок никто не отдаст.
Но все-таки “Клуб франсез” от встречи с “Гавром” не отвертелся. Правда, ждать пришлось целый год. В сезоне-1900 “французы” достаточно убедительно разобрались со всеми в Париже, одержав в 14 матчах 13 побед с разницей мячей 45:10. А вот “Уайт Роверс” проиграл все 14 матчей с суммарным счетом 0:28. Sic transit gloria mundi!
Чемпионат Нормандии ожидаемо выиграл “Гавр”, а чемпионом лиги “Север” стал клуб “Унион” из живописного Туркуэна (если вдруг занесет, обязательно посмотрите изумительный собор святого Христофора). Еще один региональный отбор выиграл “Нормаль” из Кана, но на полуфинал против “Клуб франсез” он не явился.
“Гавр” разнес ребят из Туркуэна (4:0) и проследовал в главный финал. Он состоялся 6 мая 1900 года в Курбевуа, прошел в крайне жесткой борьбе и закончился победой северян – 1:0. Единственный мяч в той встрече провел форвард “Гавра” Ричардс.
Наметившуюся гегемонию нормандцев через год прервал “Стандард”. Он вернул себе титул чемпиона Парижа, а “Гавр” вновь не испытал больших проблем в чемпионате Нормандии и последующем матче плей-офф с лилльским “Ирисом”. Финал-1901 вызвал определенный ажиотаж – благодаря проекту Gallica мы можем полистать французскую прессу за те дни и увидеть, что внимание предстоящей сече Гавра и Парижа было уделено серьезное (тогда как годом ранее не самая популярная La Presse отвела на футбольный финал ровно один абзац).
Первый финальный матч, традиционно проводившийся в Курбевуа, не выявил победителя. В первом тайме “Стандард” вышел вперед благодаря голу Жордана, но после перерыва Карре счет сравнял. Основное время закончилось вничью, арбитр назначил дополнительное время, и команды отыграли еще два тайма по 20 минут. Отыграли бы и больше, но ощутимо стемнело и капитаны договорились решить все вопросы чуть позже в Гавре.
Как ни странно, дома нормандцы посыпались. Они проиграли со счетом 1:6, причем форвард гостей Вули отметился покером. Сейчас трудно найти объективную причину, но отчет в L’Auto упоминает, что два футболиста “Гавра” играли с травмами, а лидер команды Чарльз Уилкс – с температурой. Учитывая, как велика в то время была роль личности в футбольной истории, такое объяснение выглядит весьма правдоподобным.
Парижский “Стандард” выиграл 5 из 8 первых чемпионатов USFSA. Однако продолжения не последовало. На севере уже поднимал голову новый титан.