В эпоху "Задать вопрос Гуглу – получить ответ" мало кто задумывается, что хороший текст – логичный и приятный для чтения набор предложений. Чтобы написать хороший текст, совсем не нужно окончить журфак, быть писателем или родиться с пером в зубах.
Хороший текст может написать каждый человек. Но почему-то сил и желания постараться хватает лишь у якобы избранных. Почему? Людям лень думать, разбираться, тратить время.
А всего-то нужно посидеть пару раз, сделать удачную пробу, осознать причину успеха и двигаться дальше. Жаль, но ни книга, ни статья, никакой диплом или сертификат не научат тебя писать живые тексты, если ты сам или сама этого не хочешь делать.
Убедиться в том, что есть идея и информация, которую ты хочешь донести до читателя. Звучит просто, а на деле на этом этапе много кто проваливается. Посмотри на ошибки других, чтобы не совершать их в своих текстах:
1) недостаточно информации для написания информативного текста – чаще всего это связано с тем, что берут данные с 1-го источника и для избежания плагиата оригинальный текст режут и переписывают отрывки;
2) непонятная форма изложения мысли, которая только портит текст и путает читателя;
3) большой процент заспама, академической тошноты, воды;
4) допущены грамматические ошибки и опечатки;
5) отсутствует структура текста.
Это всего лишь ТОП-5 ошибок написания текста, их гораздо больше.
Многие желающие писать красивые или продающие тексты спрашивают меня один и тот же вопрос: "Как научиться писать тексты хорошо?" Более того, они ждут получить какой-то гайд или чек-лист, как же это сделать. Ты один из них? Печально, ведь тогда для тебя у меня только паршивые известия.
Нельзя писать красиво для всех. Обязательно найдётся какой-то ворчун или группа SEO-шников (еще более бесящие создания, чем райтеры), который или которая, или даже которые придерется/придерутся к твоему набору символов.
Уже практически нет ценителей текста. Всем подавай короткие тексты, чек-листы, быстрые новости, высосанные из пальца, сторис-ответы и прочее. Скорее всего, даже ты с трудом можешь осилить текст длиною свыше 1000 знаков без пробелов.
Твой текст обязательно испортят. Кто? Да целая куча людей: продажники, которым больше триггеров подавай; SEO-шники со своим чемоданом ключевых слов; редакторы со своими правилами и логикой; любители обидеться с желанием найти слово, которое ранит их чувства; конечно, сами заказчики, которые знают как писать лучше!
Я не любитель что-то советовать, и считаю, что по желанию можно почитать профильную литературу от копирайтеров со стажем длиною в мою жизнь. Ну, или на крайняк тысячу и одну статью в Гугле от мастера цифрового пера (они сами так себя называют).
Но, чего уж там, я поделюсь своей логикой написания текстов, которые другие считают хорошими.
Включи мозги. Для многих этот совет кажется очевидным. На деле, большая часть текстов, которые я видел в роли писателя, копирайтера или редактора, написаны напрочь бездумно. В цифровом диапазоне бытует мнение, что хорошо переписанная чужая статья = копирайтинг. Увы, это бездумный, безыдейный и местами безумный рерайтинг.
Научись работать с источником. У любой истории есть свой рудник, с которого автор жадно черпает знания, пытаясь использовать информацию, вылизывая её досуха. Или же, напротив, пытаясь обойти плагиат, автор вырывает абзацы с разных источников, а потом пытается сделать из рванья смысла, воды и ключей новое творение Франкенштейна. Поэтому смотри внимательно, что, откуда и зачем берёшь.
Держи баланс между формой и смыслом. У тебя никогда не получится написать интересный и завлекающий текст не учитывая того факта, что ещё и нужно придерживаться логики построения. В то же время невозможно написать читабельный текст, если он скучный и неинтересный, даже с учётом того, что у него есть содержание, введение, подзаголовки, маркировки и прочее. Поэтому хороший райтер всегда напоминает гимнаста, балансирующего над пропастью с двумя ведрами, стоя на тонкой деревянной планке. Что за что отвечает в этой абстракции?
Гимнаст – это, очевидно, автор текста;
Планка – путь читателя сквозь текст, от начала до конца;
Первое ведро – смысл, который автор закладывает в набор знаков;
Второе ведро – структура текста (форма), благодаря которой можно ориентироваться в блоках текста.
Вот нельзя просто так взять и не сделать пару опечаток, правда? А вот и можно! Просто тогда текст должен пройти через корректора или редактора, а лучше двух сразу. Понятное дело, что не у всех есть на это деньги, но в альтернативу живим помощникам, существует множество приложений и расширений для авторов.
Не пиши офлайн. Блин, сколько раз было такое, когда я писал что-то без подключения к Интернету, и весь мой текст пропадал. Даже если ты знаешь, что нужно писать прямо сейчас, а подключение отсутствует, убедись в том, что твой текст сохраняется в офлайн режиме. Поверь моему опыту, это нужно сделать.
Прекрати создавать много черновиков. Иногда, люди почему-то забывают, что писатель и копирайтер – разные профессии. Особенно, это чувствуется в текстах, так как причины написания у копирайтера и писателя кардинально разные. Поэтому писателю ещё позволительно иметь папку с десятью черновиками одной и той же главы, а вот райтеру такая роскошь не позволительна по многим причинам: дедлайн, постоянные правки заказчика, ключевые слова, информационный или продающий стиль и прочие.
Получать кайф от печатаемого текста в текстовом редакторе – особый вид извращения. Нельзя просто взять и полюбить копирайтинг. Как и любой другой профессией, этим надо проникнуться, чтобы полюбить свою работу. Возможно ли это? Да! Легко ли это сделать? Конечно же, нет, придётся попотеть!
Если ты не трудоголик от мозга до костей, правильный ответ один – ничего! Нет не одной работы, которая может стать смыслом жизни, поэтому такой настрой изначально неверный. Текст в цифровом варианте – всего лишь набор знаков. Поэтому не будь ситхом, возводя работу в абсолют.
Ну, а от просмотра фильма, который был тобою снят, удовольствие получить можно? А от написанной тобою картины, скульптуры, видео-игры, песни и много чего другого? Конечно, можно!
В первую очередь, текст должен понравится тебе. И, опять-таки, если он не нравится даже тебе, то вряд-ли он принесёт удовольствие кому-нибудь ещё. Более того, чем лучше текст будет написан, тем больше эмоций он подарит миру людей.
А как сделать текст таким, чтобы он смог завоевать внимание людей?
Это довольно сложный процесс, ведь люди такие разные и нравится им может текст абсолютно по-разному.
Например, одним подавай только кратко и по сути, другие же, напротив, хотят почитать интересные факты, бэкстейдж истории, какую-то сказку для глаз. Но, поверь мне, никто тебя не похвалит, если ты не отожмешь свой текст от воды и пафоса. "Самые низкие цены", "лучший сервис" и тому подобное. Поэтому переходим сразу к следующему вопросу.
Эх, тяжёлое это дело. Понимаешь, вода в тексте, как и в жизни – она везде и, иногда, такая распространенность создает много проблем. Например, чтобы не ходить далеко и не брать лирических отступлений, и дабы не воспевать дифирамбы философам, давай посмотрим на весь этот текст несчастного абзаца. Серьёзно, прочитай предыдущие предложения, сколько в них смысла? В принципе, смысл этих предложений можно было бы уместить в нескольких словах: "воды много что в тексте, что в жизни, и это создает проблему, пример – предыдущие предложение". Ну а что, не так разве? Просто люди так привыкли к этой лапше на ушах, что порой не все даже отличают воду от качественного текста.
В основном тексты пишутся в соответствии с техническим заданием. В каждом таком ТЗ есть строка про объем знаков (на англ рынке работают по количеству слов). И очень часто за тексты платят не то чтобы много. Теперь сложим два эти факта и ответ очевиден – вода помогает писать тексты быстрее, проще, за копейки.
Это ещё хуже, чем определённый объём. Ключевые слова придумывают прихвостни старого бога, который рос вместе с Интернетом – SEO. И адепты этого культа придумывают райтерам ключевые слова (запросы, набор слов, которые часто вбивают пользователи в поисковую строку). И этих ключей бывает так много, что только вода (а может что покрепче) сможет помочь.
В некоторых случаях заказчик не даёт практически никакой информации, что нужно писать. Без ссылок на конкурентов, без информации по поводу услуг или товаров. Просто ноль. Опять-таки, вода помогает проскользнуть между двумя стенками – отсутствием логики клиента и пособием по безработице.
Та просто бывает так, что тебе скажут что надо потратить день на изучение ниши, области знаний, о которой ты ничего не знаешь. Не все этого хотят и не у всех есть причины уделять на такое время.
Наконец-то, слишком сухой текст неинтересно читать. А если неинтересно – то от него нет особого смысла. Поэтому даже в очень хороших текстах вода присутствует.
А что же такого плохого в воде? Да много чего, на самом-то деле. Ниже дам только главные угрозы от наводнения в тексте:
1) Смысл, мы его теряем! Иногда, ты читаешь текст на 10 000 знаков, а смысла там ну максимум на 3000. Конечно, так писать нельзя;
2) Внимание! Наш текст тонет. Всем покинуть текстовый редактор, и бегом к следующему документу. О чем я? Та просто факт: райтеры побыстрее, чтобы больше заработать копейки;
3) Это водяной текст. Бегите, глупцы! Гендальф бы предупредил всех хоббитов об опасности читать водяной текст: "Он украдет ваше время, и не даст ничего взамен. Только пустота, боль, и разочарование. Не смотрите в него!"
4) Водяной текст напоминает борщи некоторых бабушек, когда они экспериментируют, добавляя кислые огурцы, сахар и пармезан, и еще с десяток ингредиентов. Возможно, каждый продукт по отдельности вкусный. Но вместе… Точно также и с текстами, в которые авторы текста пытаются впихнуть общее термины, интересные факты, пометки, комментарии, цитаты и прочее. В итоге получается, что райтер ностальгирует за былыми днями в школе или университетом, когда он(а) писал(а) курсовую работу;
5) Честно, я тебе вру. Ну а как же иначе. Такие слова как "богатый опыт", "широкий ассортимент", "лучший сервис" и т.д. сразу показывает желание приукрасить текст, повлиять на мнение, навесить лапши на уши.
Давай с тобой представим, что наш с тобой текст – живое существо, млекопитающие. Для нормальной жизнедеятельности ему нужно иметь хороший скелет, нервную систему, органы и т.д. Так вот, семантическое ядро играет роль нервной системы, а структура документа – скелета. Невозможно убрать что-то из этой связки, так как пострадает весь SEO-текст.
Итак, семантическое ядро оптимизирует текст с помощью правильной иерархии ключевых слов, количества и типа вхождений и прочего. В итоге SEO-импульсы проходят по всему живому тексту, напрямую влияют на тип структуры документа и первоначальный замысел текста.
А вот структура документа позволяет систематизировать и адаптировать текст по законам логики, письма и оптимизации для сетевой выдачи.
Конечно, это утрированно, и лучше почитать все эти термины по-настоящему (открыть научный или технический источник). Но надеюсь ты понимаешь смысл этих образов – ядро и структура является неразделимыми друг от друга.
Когда я создавал ядра для своих текстов, то придерживался следующих правил:
1) Высокочастотные ключевые слова ставить в Н1-Н6 заголовки использовать 1-2 запроса в каждом заголовке;
2) Первый и второй ключ использовать в первом и втором абзаце статьи, прямое вхождение;
3) Не использовать слишком много ключей, избегать заспама;
4) Сделать подборку ключей под каждый заголовок;
5) Соблюдать дистанцию между идентичными ключами около 500-600 знаков без пробела;
6) Использовать разные виды вхождений ключевых слов;
7) Соблюдать иерархию ключевых слов во всем тексте (от высокочастотных к низкочастотным);
8) Не портить ключами структуру, так как пишешь ты для людей в любом случае;
9) Проверить на тошнотность, спам, воду.
Как можно было заметить, правил не так уж много и они взаимообусловленные. SEO-специалист потребует наверняка больше правил в своем ТЗ, поэтому будь начеку! Редактор просила включить следующее: “Я бы тут еще написала про вечные "гладиаторские бои" между автором и SEO, когда последний делает СТОЛЬКО КЛЮЧЕЙ, что их приходится вписывать чуть ли не каждые 300 знаков”. Похлопаем и поплачем вместе.
В этой части немного поговорим о том, как же сделать правильно структуру любого текста.
Нормальный Н1 должен быть:
● Небольшим (до 70 збп), интересным, но не кликбейтным;
● Содержать 1-2 ключевых запросов;
● Описывать смысл и содержание статьи.
Если у тебя еще нет опыта в написании текстов, я бы советовал Н1 оставить на потом (когда весь текст уже будет готов). Почему? Потому что только опытный копирайтер сможет сразу же написать главный заголовок, зная заранее внешний вид текста.
Каждая статья, текст на главную или для карточки товара, любой пост в социальных сетях – нечто особенное. Нет золотого правила сколько должно быть заголовков и подзаголовков. Но могу посоветовать вот что:
1) Должно быть минимум один Н2, чтобы SEO не били тебя по голове чем-то тяжёлым;
2) Если считаешь, что абзац или несколько абзацев описывает/описывают важный момент текста – ставь подзаголовок;
3) Выглядит лучше, когда Н3 не один, а несколько, так как в одном нет особого смысла и логики;