Лайфхак 2. Ведите личный/семейный бюджет


Первое правило финансовой стабильности: нужно считать деньги. Программа в телефоне или таблица в Excel, куда Вы будете ежедневно заносить свои расходы и доходы, может сделать финансовое чудо. Денег станет ощутимо больше.


Первое время наш семейный бюджет состоял из двух стипендий и бесконечной помощи моих родителей. Мы даже не задумывались, что денег до следующего месяца может не хватить. Поддержка родителей прекратилась, когда заболел папа. Поначалу я надеялась на заработок мужа, но в силу усиливающихся разногласий в семье, стала больше рассчитывать на себя. Начала с понимания, что необходимо в существующий семейный доход вписать все расходы и отложить деньги на недорогой отпуск. На интуитивном уровне научилась экономить и контролировать расходы. Мне помог жизненный принцип: «никогда не брать в долг». Поэтому несмотря на небольшой доход, денег всегда хватало.

Планирование же расходов происходило примерно так: прикидывала на листочке, сколько денег получу в ближайшие три месяца, сколько вложит муж и уже отсюда решала можно ли совершить покупку бытовой техники, поехать в отпуск, сделать ремонт и т. д. У меня не было системы ведения семейного бюджета.

Я стала замечать, что по мере роста семейного дохода, пропорционально росли и расходы. Не удавалось сформировать страховую денежную подушку, создать пассивный доход. Что-то было не так.

Ключевым моментом в управлении деньгами явилось рождение третьего ребёнка. Именно в это время муж решил сменить сферу деятельности, и поэтому был временно без работы. Финансовый запас в семье был на два месяца. Помощи ждать было неоткуда, моих родителей уже не было, родители мужа никогда нам не помогали. Финансовые потребности старших детей росли.

В какой-то момент своей жизни я оказалась перед необходимостью содержать пять человек, ухаживать за малышкой, уделять внимание двум подросткам, заниматься хозяйственными делами – стирка, готовка, уборка. Меня спасли 3 вещи:

– за полгода до этого мы с коллегой зарегистрировали свою консалтинговую компанию, и начали активную деятельность. Ещё я сотрудничала с рядом учебных центров, мои курсы были востребованными. Когда ребёнку было полтора месяца, я активно включилась в работу;

– мне удалось организовать процесс «передачи» младшей дочери старшим детям и мужу на время моего отсутствия дома. До полутора лет мы не пользовались услугами няни. Конечно, выручило то, что консалтинговые проекты можно было выполнять дома. Тут пригодился опыт обучения в ВУЗе, а потом написания диссертации с маленькими детьми.

А главное – я начала по-другому вести семейный бюджет. До этого момента знала, что надо записывать и анализировать расходы, но не делала этого.

Когда необходимость контроля над расходами встала на первое место, завела таблицу в Excel. Возник вопрос, как вести учёт расходов? Записывать ежедневно, сколько потратили на молоко, хлеб, памперсы и т. д. казалось абсурдным. Я решила разбить расходы по категориям и анализировать траты ежемесячно.

Ежедневно, заносила суммы в клеточки таблицы Excel, писала примечания к ячейкам, чтобы не забыть, покупку каких-то значимых вещей.

Вот так, с 2007 года, систематически веду семейный бюджет. Каждый год завожу новый лист в Excel. Когда постоянно записываешь расходы по одной системе, то начинаешь их анализировать, сравнивать с предыдущим годом, месяцем. Постоянный анализ цифр подсказывает, где можно сэкономить. Анализ структуры расходов помогает при планировании семейного бюджета. Когда понимаешь, какая доля расходов приходиться на питание, обучение детей, квартплату, содержание машины, то легче распределять будущие доходы и понимать, сколько останется на отпуск или дорогую покупку.




Теперь о доходах: для учёта которых в таблице Excel ежегодно завожу новый лист. Заработок складывается по принципу: «Зарплата тут, зарплата там и можно говорить о настоящих деньгах», поэтому учитываю каждый источник доходов. Моя деятельность: преподаю в ВУЗе, провожу программы повышения квалификации по управлению финансами и бухгалтерскому учёту, оказываю консультационные услуги. Постоянно анализирую, какой источник приносит максимальное количество денег на час моего времени.





Постоянный анализ доходов и расходов сыграл положительную роль. Появилось чёткое понимание, на каких источниках доходов стоит концентрироваться и как сэкономить расходы. Постепенно стал появляться излишек денег, который откладывала на депозит. Сама не заметила, как в 2016 году средний ежемесячный доход по депозиту составил около 27 тыс. руб. Что в принципе было сопоставимо с заработной платой на ставку доцента ВУЗа. Конечно, он не сохранился долго, так как в условиях падающих процентных ставок, я приняла решение потратить накопленные деньги на покупку квартиры для дочери-студентки.

Может быть, кому-то сумма накоплений и пассивного дохода покажется небольшой. Но тут следует помнить, что у меня трое детей, и я не экономила на инвестициях в занятия спортом, образование, одежду и т. д. Скорей всего, мои доходы и накопления были бы больше, но за счёт уменьшения времени, проведённого с семьёй. Считаю, что никакими деньгами не вернуть время, которое родители должны уделять общению с детьми в подростковом возрасте. Мои советы по управлению деньгами построены на умении выстраивать баланс между работой, семьёй и вложением в себя.

Многолетнее ведение семейного бюджета помогло контролировать доходы и расходы, создать небольшой пассивный доход. Но, я допустила ошибку, своевременно не приучила к ведению бюджета своих старших детей, и получила следующую историю.

Дочь хорошо сдала ЕГЭ и поступила учиться в университет в СПБ. Почему-то, я была уверена в том, что мой ребёнок довольно взрослый, чтобы правильно распоряжаться деньгами. Дочь отправилась учиться в другой город с билетом в один конец, всеми вещами и банковской картой, на которой было 100 тыс. рублей подъёмных. Согласно нашей договорённости, я должна была присылать ей по 16 тыс. руб. в месяц на питание. Жить она должна была в общежитии.

Как я поплатилась за свою наивность. Подъёмные растаяли за две недели на ремонт и обустройство комнаты. Высылать денег пришлось в два раза больше, чем договаривались. Сразу скажу, что она не гуляла по клубам и не тратила деньги на развлечения. Более того, стала сразу подрабатывать и получать повышенную спортивную стипендию. В целом её доход явно превышал среднемесячную зарплату по России. Уже на 2 курсе дочь организовала бизнес по проведению научного шоу, в котором я выступила инвестором.

Несмотря на неплохой доход с разных источников, дочери все время не хватало денег, между нами начались разногласия. На вопрос, куда потрачены деньги, получала невразумительные ответы и слышала справедливые обвинения в свой адрес, что я не научила управлять деньгами. Каким-то невероятным образом, путём долгих переговоров, удалось убедить дочь вести бюджет. Она скачала на телефон мобильное приложение «где деньги» и начала записывать все расходы, контролировать каждый потраченный рубль. Постепенно она научилась не просить больше суммы нашей договорённости, а на 4 курсе и вовсе перешла на самостоятельный баланс. Осознание необходимости контролировать деньги сделали финансовое чудо, дочь научилась сопоставлять доходы и расходы, не допускать кассовых разрывов, которые бы покрывались за мой счёт. Сейчас, я понимаю, что надо было детей привлекать к ведению семейного бюджета с десятилетнего возраста. Это бы сэкономило мне деньги и нервы. А так пришлось потратить 3 года на объяснения. Наученная горьким опытом, с младшим ребёнком провожу регулярно беседы о деньгах, положительный эффект есть. Младшая начинает понимать соотношение «хотелок» и возможностей семейного бюджета. Именно понимать, а не просто обижаться на фразу «денег нет на новый телефон».

Лайфхак 2, ведите личный/семейный бюджет. Для этого сделайте следующее:

1. Выберите программу для ведения бюджета, или создайте таблицы в Excel. Не думайте слишком долго, выберете любой вариант. Главное, начать вести бюджет. Если решили использовать Excel, то можете скачать лист учёта личных денег в моей группе Вконтакте «Экономика бизнеса» (еconomica_business), раздел «документы».

2. Напишите категории расходов. Например, питание, обучение детей, квартплата и т. д. Не детализируйте сильно, десять/пятнадцать категорий вполне достаточно для того, чтобы вести учёт, искать пути экономии и планировать расходы.

3. Напишите категории своих доходов. Детализируйте все категории доходов: зарплата, премии, проценты по вкладам и т. д.

4. Ежедневно заносите в программу полученные доходы и произведённые расходы.

Добивайтесь того, чтобы у Вас ежемесячно оставался излишек денежных средств, который можно будет инвестировать для получения пассивного дохода.

Загрузка...