Бог за много веков вперед жизнью патриархов и богодухновенных пророков и событиями из жизни самого избранного народа указывал на грядущего Мессию, даже на малейшие черты Его жизни, чудес, страданий и Воскресения. И поэтому указывает Господь: Испытайте Писания… и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5, 39). Писание богодухновенно, его читали в синагогах, а в 270 г. до Р.Х. с еврейского языка на греческий перевели праведные Семьдесят толковников. И кумранские рукописи точно совпадают с переводом Семидесяти толковников и славянским текстом.
О времени пришествия Мессии было открыто пророку Даниилу, находившемуся в вавилонском пленении, в 539 г. до P. X.:
Семьдесят сед мин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение (Дан. 9, 24–27).
Седмина – шабуа – семилетие. В пророчестве говорится о том, что по прошествии семидесяти седмин от возвращения из плена вавилонского явится Искупитель, а в полседмины упразднится ветхозаветное богослужение.
Пророк Даниил за 490 лет указал точно год Богоявления, Крещения Иисуса Христа в Иордане. С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (453 г. до P. X), до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины: 7+62=69 или 69x7=483 года. В семидесятую седмину, в 30-й год жизни Иисуса Христа, после Крещения, началось Его общественное служение.
Далее, по пророчеству Даниила, через полседмины, т. е. 3,5 года, со смертью Великого Пророка прекратятся ветхозаветные жертвы и возлияние — крестная смерть Христа Искупителя отменит их. И действительно, уже более двух тысяч лет нет жертв ветхозаветных, нет Иерусалимского храма.
Пророк Малахия пророчествовал о пришествии Мессии: Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь Вседержитель (Мал. 3, 1).
О месте рождения Мессии было возвещено пророком Михеем: И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал ecu, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века (Мих. 5, 2).
Мессия родится от Непорочной Девы. Это предвозвестил Исаия: се, Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил (Ис. 7, 14).
Ветхозаветные пророки с особой точностью предсказали обстоятельства жизни Мессии.
Мессия будет иметь предтечу: се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим (Мал. 3, 1); глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего, – всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут вся стропотная в право, и острая в путь гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола (Ис. 40, 3–5). Иоанн Креститель был Предтечей Христа Спасителя.
Мессия начнет Свою проповедь в Галилее: сие прежде испий, скоро твори, стране Завулоня, и земле Неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея языков, – люди ходящии во тме, видеша свет велий: живущии в стране и сени смертней, свет возсияет на вы (Ис. 9, 1–2); Рцыте дщери Сионове: се, Спаситесь твой грядет, имеяй с Собою мзду, и дело Свое предлицем Своим (Ис. 62, И).
Он будет проповедовать многое в притчах: отверзу в притчах уста Моя, провещаю гадания исперва (Пс. 77, 2).
Будет творить чудеса, давать зрение слепым, слух – глухим, исцелять всякие болезни, воскрешать мертвых: укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се, Бог наш суд воздает и воздаст, той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Той скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис. 35, 4–6); Воскреснут мертвый и востанут иже во гробех (Ис. 26, 19); Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, изцелити сокрушенный сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия (Ис. 61, 1–2).
Пророк Захария духовными очами видел, что Мессия будет иметь кроткое восшествие в Иерусалим на жребяти: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9,9).
О предательстве Его одним из Своих учеников пророк Давид так говорит: человек мира Моего, на него же уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание (Пс. 40, 10); да будут дние егомали, и епископство его да приимет ин (Пс. 108, 8); и о предательстве именно за 30 сребреников: и реку к ним: аще добро пред вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся: и поставиша мзду мою тридесятъ сребреник, – рече Господь ко мне: вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них, и приях тридесятъ сребреник (Зах. И, 12–13).
На Мессию восстанут многие лжесвидетели: воставшие на Мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху Мя, – воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души Моей