Глава 1: Искусство спасения

Арина вспомнила Андрея, первый «проект» на её духовном пути. Они встретились, когда он был на грани увольнения, сидя в кафе и нервно поигрывая чашкой эспрессо, как будто он уже чувствовал на себе вес своего будущего. Он сразу привлёк её внимание – не смелостью, разумеется, а грустными глазами и тем, как его плечи как будто подчинялись невидимой гравитации. Она заметила его так, как дежурный врач замечает больного: интуитивно, с готовностью прийти на помощь.

– Привет, ты выглядишь так, будто тебе не помешает совет, – улыбнулась Арина, в тот момент более чем уверенная, что её духовный взгляд проникал в чужие души, как скальпель.

Она выслушала его. С улыбкой старшего наставника объяснила, что проблемы его банальны, их можно легко решить несколькими практическими методами: медитацией для укрепления внутреннего духа и парой упражнений для баланса. Через несколько недель Андрей как будто ожил: получил предложение на новой работе, купил себе новый костюм, и… позабыл её. Исчез, словно всё это время она была ему просто тренером на испытательном сроке.

Она снова и снова думала о таких «миссиях». Как правило, они приходили к ней в разгар собственных кризисов и, подпитываясь её энергией, покидали сцену сразу после кульминации, оставляя ей кратковременное чувство удовлетворения и странное, едва уловимое разочарование.

«Почему все они – как мотыльки на свет? Летят, восхищаются и… улетают», – думала она, одновременно утешая себя мыслью, что её миссия на этом окончена. На этом и ещё на десяти похожих.

За Андреем последовал Сергей, одарённый, но вечно неуспешный музыкант. Сергей казался ей ранимым и честным. У него был такой одухотворённый взгляд, который Арина, как опытный «спасатель», умела различить даже в толпе. Она подкармливала его вдохновение дорогими подарками, а вечерами помогала раскрыть его внутренний «творческий потенциал» – вслушиваясь в его гитарные партии, в перерывах подсказывая, что, возможно, новая мантра поможет ему найти нужное звучание. Она уверяла себя, что её терпение – это одно из проявлений любви, и, кстати, ей нравилось поднимать его упавшее настроение, слушая его сетования на мир.

Но едва его карьера получила хоть какую-то тягу, он тоже исчез. Арина на время убедила себя, что с этим мужчиной, как и с прошлыми, она просто сделала своё дело – словно её предназначение в жизни было возрождать их, как волшебное средство.

Когда в её жизни появился третий – Пётр, фотограф и свободный художник, – она уже знала, чего ожидать. Она вложила в него, как в фонд будущих проектов. Её духовные советы и те же дорогие подарки поддерживали его нестабильную жизнь, но вскоре и он испарился. Арина даже не успела понять, когда конкретно. Возможно, её последняя поддержка для него была именно той границей, за которой он, как и остальные, исчез, будто уловив аромат её разочарования.

Всё это начинало её тяготить. Она никак не могла понять, почему эти мужчины – её любимые «пациенты» – привлекались к ней и затем исчезали один за другим. Она видела их слабости, их потребность в спасении, но, казалось, никто из них не видел её – ту, что по-настоящему стремилась к любви.

Как-то поздним вечером, сидя на диване с чашкой тёплого чая, она вдруг подумала: «А может, проблема всё-таки не в них? Может, это я пытаюсь быть спасателем, чтобы не чувствовать себя уязвимой? Чтобы скрыться за этими яркими проектами и не задумываться о том, что я сама нуждаюсь в заботе и поддержке, но боюсь это признать?»

Эта мысль настигла её неожиданно, как туман, появляющийся из ниоткуда. Возможно, она столько лет просто убегала от саму себя.

Арина отставила чашку чая, пристально глядя в окно, словно ночной город мог ей что-то подсказать. Сколько лет она ходила по одному и тому же кругу? Наивно считая, что с каждым новым мужчиной начинает сначала, что каждый из них будет иным. Но почему-то эти «иной» всегда срывался на середине пути, оставляя её среди разбросанных мечтаний и незаконченных планов.

Она вдруг вспомнила, как недавно в разговоре с подругой заметила, что достойного её мужчины просто не существует. Подруга, разумеется, в ответ закатила глаза и сказала что-то вроде: «Арина, ты так и будешь вечной спасательницей, которая сама никого и не подпускает». В тот момент Арина рассмеялась, но теперь слова зазвучали иначе, как звоночек, на который она только сейчас обратила внимание.

В этом размышлении её разбудил вибрирующий телефон. На экране высветилось имя Артёма, её нового «подопечного». Они познакомились пару месяцев назад в одной из кофейней, где он жаловался на невезение в бизнесе, а она, подогреваемая собственным желанием наставлять, уверила его, что его судьба просто ждёт её руководства. Он благодарил её за советы, а она… в очередной раз находила странное удовлетворение в том, что была нужной. Казалось, каждый раз, когда она вкладывалась в мужчину, она как будто отдавала частичку своей ценности – даром, как будто её сердце и внимание были универсальными «лекарствами».

Но звонок Артёма был другим. Он с дрожью в голосе сообщил ей, что его бизнес всё-таки провалился, и он улетает в другую страну искать лучшую жизнь. На прощание сказал, что, возможно, вернётся, когда станет тем, кого она действительно заслуживает.

Арина не знала, смеяться ей или плакать. Этот эпизод был до боли знаком, словно она смотрела старую ленту, где знала каждую реплику наизусть. Очередной мужчина исчезал из её жизни, оставляя её снова и снова в одиночестве, с пустотой, в которой она могла бы обнаружить себя – если бы не боялась смотреть вглубь. Она положила телефон на стол, в который раз задумываясь: а что, если эта её «спасательная миссия» и есть способ избегать правды о себе?

Ночь казалась вечной, и её мысли напоминали нескончаемый рой – беспокойные, бьющиеся в стенки её сознания. Ещё немного, и она могла бы забыть об этой случайной мысли, спрятав её в бесконечном хаосе дел и чужих забот. Но на этот раз что-то не позволило ей просто так уйти. Может быть, возраст? Может, усталость от пустых «проектов», каждый из которых неизменно завершался одинаково?

Она поймала себя на том, что шепчет в пустоту:

– Почему мне всегда попадаются такие?

И впервые она по-настоящему задумалась, что ответ кроется не в мужчинах, не в их слабостях и странностях, а в том, как она сама смотрит на мир.

Арина уставилась на своё отражение в оконном стекле. Она выглядела так же, как и всегда – строгий взгляд, чуть насмешливая полуулыбка, тщательно уложенные волосы. Снаружи – уверенность и независимость, внутри – лишь пустота оттого, что никто не способен её заполнить. Это было похоже на игру в прятки: она маскировалась за заботой о других, лишь бы не встречаться с тем, что томится внутри.

Вдруг ей пришла мысль, словно вспышка. А что, если проблема не в том, кто её окружает, а в том, как она их выбирает? Она всегда тянулась к тем, кто нуждался. Её сердце радостно откликалось на любой сигнал бедствия, как будто она была последним спасательным кругом в этом океане житейских бурь.

Она усмехнулась, вспоминая, сколько раз ей приходилось разочаровываться, и почувствовала лёгкий укол сожаления, что, кажется, однажды превратился в её постоянного спутника. Склонив голову набок, она подумала: а что, если бы она позволила себе немного честности?



Задание для читательниц:


Закройте глаза и представьте себя спасательницей, спешащей к кому-то на помощь. Постарайтесь увидеть эту сцену в деталях. Кого вы спасаете? Что происходит? Теперь представьте, что вы подходите к человеку, но вместо того, чтобы выручать его, вы просто стоите и наблюдаете. Дайте себе возможность ощутить, что произойдёт, если вы не вмешаетесь. Какие чувства это вызывает? Запишите свои мысли – что мешает вам остаться сторонним наблюдателем, если это необходимо?



Позже в тот вечер Арина сидела на кухне, разбирая старые письма. Среди них оказалось немало любовных записок, адресованных ей её бывшими "спасёнными". Пробежав глазами строки, она с горечью поняла, что каждый мужчина когда-то видел в ней идеального партнёра. Её не заботило, что мужчины уходили после того, как вставали на ноги; её ранило то, что ей казалось, будто она действительно им нужна, и в тот же момент – никогда по-настоящему не важна.

Положив в сторону письма, она взяла тетрадь и начала писать. Впервые за долгое время она не ограничивала себя. Она описывала каждого из них, детально восстанавливая моменты, когда они казались ей не просто мужчинами, но её личными "проектами". Чем больше она писала, тем яснее понимала: в каждом из них она искала не столько человека, сколько вызов. Она искала способ доказать себе, что стоит чего-то, если способна изменить чью-то жизнь.



Задание для читательниц:


Возьмите лист бумаги и выпишите имена людей, которым вы когда-то помогали. Напротив каждого имени напишите: что вы сделали для них и что при этом чувствовали. Какие из этих действий действительно шли от сердца, а какие были попыткой почувствовать себя нужной? Задайте себе вопрос: что бы изменилось, если бы вы не вмешались? Какое чувство остаётся после ответа?



Когда Арина завершила своё «исследование», комната погрузилась в тишину, а в её сердце тлела мысль, с которой она была незнакома – что ей вовсе не нужно никого спасать, чтобы быть ценной. Она осознала, что все эти мужчины были её спасательной операцией от самой себя.

Порывшись в ящике стола, Арина достала небольшую статуэтку, которую ей однажды подарил Андрей – ещё один из её «подопечных». Он был архитектором, красивым и остроумным, но без постоянной работы и цели в жизни. Она вложила в него время, силы и много денег, но как только он получил заветный контракт, он исчез, оставив ей эту статуэтку в благодарность. Арина взяла её в руки и задумчиво посмотрела. Что-то в ней отозвалось – потребность перестать искать собственное подтверждение в признании других.



Задание для читательниц:


Найдите в своём доме вещь, которую вам подарил человек, которому вы помогли. Возьмите её в руки и подумайте: что это для вас значит? Не подарок, а сам факт этой помощи. Какую эмоцию эта вещь вызывает? Попробуйте почувствовать, что этот предмет – память не о спасении другого человека, а о том, что в вас самих нуждается только один человек – вы сами. Напишите несколько строк о том, что эта вещь могла бы сказать вам, если бы могла говорить.



Проведя пальцем по статуэтке, Арина впервые ощутила странное чувство – не сожаление и не обиду, а лёгкость, с которой к ней пришло это новое понимание. Её внимание привлекало что-то новое, как будто она только-только начала пробуждаться от долгого сна.

Загрузка...