Сноски

1

Здесь и далее непереводимое на русский язык слово empowerment, означающее одновременно символическое вдохновение, осознание собственной силы и реальное укрепление движения, будет систематически передаваться как «усиление». Это технический термин, но эту его многозначность необходимо иметь в виду. – Прим. перев.

2

Juergensmeyer M. Global Rebellion: Religious Challenges to the Secular State. University of California Press, 2008.

3

Здесь и далее понятие justification систематически переводится как активное «обоснование» в противоположность более пассивному «оправданию» как отрицанию некой вины. – Прим. перев.

4

Аналогично, понятие militia во избежание лишних коннотаций будет переводиться как «ополчение», будь то христианское, исламское, сикхское и так далее. – Прим. перев.

5

Global Terror // Los Angeles Times. 1998, August 8: A16.

6

Hoffman B. Inside Terrorism. Columbia University Press, 1998. P. 91.

7

Christopher W. «Fighting Terrorism: Challenges for Peacemakers», address to the Washington Institute for Near East Policy. 1996, May 21. Цит. по: Christopher W. In the Stream of History: Shaping Foreign Policy for a New Era. Stanford University Press, 1998. P. 446.

8

См., напр., доклады с организованной Международным научным центром имени Вудро Вильсона конференции по психологии терроризма: Origins of Terrorism: Psychologies, Ideologies, States of Mind / ed. Reich W.Woodrow Wilson International Center for Scholars, Cambridge University Press, 1990.

9

Барух Гольдштейн, письмо в редакцию New York Times (30 июня 1981 года).

10

Интервью с преподобным Майклом Бреем (Боуи, штат Мэриленд, 25 апреля 1996 года).

11

Интервью с Соханом Сингхом (Мохали, Пенджаб, 3 августа 1996 года).

12

Интервью с Махмудом Абухалимой (тюрьма строгого режима Ломпок, штат Калифорния, 30 сентября 1997 года).

13

Интервью с доктором Абдель Азизом Рантиси (Хан-Юнис, Газа, 1 марта 1998 года).

14

Turrettini U. The Mystery of the Lone Wolf Killer: Anders Behring Breivik and the Threat of Terror in Plain Sight. Pegasus, 2015.

15

Я осознаю, что используемая мною фраза «культуры насилия» кому-то может напомнить термин «культуры бедности», предложенный в 1960‐х Оскаром Льюисом и другими антропологами для описания настроений, царивших в латиноамериканских баррио и афроамериканских гетто в США. Льюиса обвиняли в том, что представленный им статичный набор ценностей, сложившихся в этих отчаянных условиях, с одной стороны, оправдывал кучу интеллектуальных и моральных изъянов вышедших из этих культур людей, с другой же – предполагал, что им уже ничем не помочь. Мое понятие «культур насилия» этого не предполагает.

16

Подробнее об идее эпистемического анализа мировоззрения и более широком повороте к социотеологии в социальных науках см. нашу статью: Juergensmeyer M., Kanwal Sheikh M. A Sociotheological Approach to Understanding Religious Violence // eds. Juergensmeyer M., Kitts M., Jerryson M. The Oxford Handbook of Religion and Violence. Oxford University Press, 2013. P. 620–643.

17

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. С. 195.

18

Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge University Press, 1977. P. 95.

19

См. главы «Идеология как культурная система» и «Религия как культурная система» в сборнике: Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. С. 225–267, 104–148.

20

Laqueur W. Terrorism. Little, Brown, 1977; переработанное издание: Laqueur W. The Age of Terrorism. Little, Brown, 1987; Hoffman B. Inside Terrorism. См. также: Dietze C., Verhoeffen C. The Oxford Handbook of the History of Terrorism. Oxford University Press, 2016; и Schmid A. The Routledge Handbook of Terrorism Research. Routledge, 2011.

21

Origins of Terrorism / ed. Reich W; Robins Robert S., Post J. Political Paranoia: The Psychopolitics of Hatred. Yale University Press, 1997.

22

Richardson L. What Terrorists Want: Understanding the Enemy, Containing the Threat. Random House, 2007; Crenshaw M. Revolutionary Terrorism: The FLN in Algeria, 1954–1962. Hoover Institution, 1978; Merkl Peter H. West German Left-Wing Terrorism // Terrorism in Context / ed. Crenshaw M. Pennsylvania State University Press, 1995. P. 73–97. См. также статью Креншоу об инструментальном и организационном подходах к изучению терроризма: Crenshaw M. Theories of Terrorism: Instrumental and Organizational Approaches // Rapoport David C. Inside Terrorist Organizations. Columbia University Press, 1998. P. 13–31.

23

Wilkinson P. Political Terrorism. Macmillan, 1974; Jenkins B. International Terrorism: Trends and Potentialities. RAND Corporation, 1978. См. также: Contemporary Research on Terrorism / eds. Wilkinson P., Stewart A. M. Aberdeen University Press, 1978; Hoffman B. An Agenda for Research on Terrorism and LIC [Low-Intensity Conflict] in the 1990s. RAND Corporation, 1991.

24

Ingersoll J. Building God’s Kingdom: Inside the World of Christian Reconstruction. Oxford University Press, 2015; Aho J. The Politics of Righteousness: Idaho Christian Patriotism. University of Washington Press, 1990; Dillon M. God and the Gun: The Church and Irish Terrorism. Routledge, 1997; Mahmood Cynthia K. Fighting for Faith and Nation: Dialogues with Sikh Militants. University of Pennsylvania Press, 1997; Sprinzak E. The Ascendance of Israel’s Radical Right. Oxford University Press, 1991; Oliver A.-M., Steinberg P. The Road to Martyrs’ Square: A Journey into the World of the Suicide Bomber. Oxford University Press, 2005; и Kanwal Sheikh M. Guardians of God: Understanding the Religious Violence of the Pakistan Taliban. Oxford University Press, 2016. См. также статьи в сборнике Entering Religious Minds: The Social Study of Worldviews / eds. Juergensmeyer M., Kanwal Sheikh M. Routledge, 2019; и мою статью: Juergensmeyer M. Entering the Mindset of Violent Religious Activists // Religions. 2015. No. 6 (3). P. 852–859.

25

Berwick A. [Anders Breivik] 2083 – A European Declaration of Independence (публикация на странице Брейвика в Фейсбуке от 22 июля 2011 года). P. 811.

26

Berwick A. [Anders Breivik] 2083 – A European Declaration of Independence (публикация на странице Брейвика в Фейсбуке от 22 июля 2011 года). P. 811.

27

Bray M. Running with Rudolph // Capital Area Christian News. 1998–1999. No. 28. P. 2.

28

Ibid.

29

Dees M., Corcoran J. Gathering Storm: America’s Militia Threat. HarperCollins, 1996. P. 2. Свидетельства о том, что Маквей бывал в Элохим-Сити, приводятся в: Hoffman D. The Oklahoma City Combing and the Politics of Terror. Feral House, 1998. P. 83–84.

30

Macdonald A. [William Pierce] The Turner Diaries. National Vanguard Books, 1978; см. также репринтные издания: National Alliance, 1985; Barricade Books, 1996.

31

Dees M., Corcoran J. Gathering Storm. P. 154.

32

Ibid. P. 158.

33

Несмотря на то что Пирс, автор «Дневников Тёрнера», отрицал, что был знаком с Маквеем или говорил с ним, два независимых правоохранительных органа заявляют о наличии записей телефонных разговоров, доказывающих, что Маквей совершил длинный звонок на отсутствующий в телефонном справочнике номер Пирса в Западной Вирджинии за несколько недель до взрыва. Эту информацию впервые привели CNN, она фигурирует также в: Dees M., Corcoran J. Gathering Storm. P. 165.

34

Solnin Amy S. «William L. Pierce: Novelist of Hate», research report of the Anti-Defamation League. Anti-Defamation League, 1995. P. 8.

35

Macdonald A. [William Pierce] Turner Diaries. P. 64.

36

Barkun M. Religion and the Racist Right: The Origins of the Christian Identity Movement. University of North Carolina Press, 1994.

37

Ibid. P. 7.

38

Zeskind L. The «Christian Identity» Movement: Analyzing its Theological Rationalization for Racist and Anti-Semitic Violence. Division of Church and Society of the National Council of Christ in the U. S. A., 1986. P. 12.

39

Ibid. P. 14.

40

Kaplan J. Radical Religion in America: Millenarian Movements from the Far Right to the Children of Noah. Syracuse University Press, 1997. P. 175.

41

Zeskind L. The «Christian Identity» Movement, 1986. P. 45.

42

Baumgarten G. Paranoia as Patriotism: Far-Right Influences on the Militia Movement. Anti-Defamation League, 1995. P. 17.

43

Памфлет под названием «Знай своего врага», 1982 год, автор – Гордон «Джек» Мор (основатель Христианской патриотической лиги защиты). Цит. по: Aho J. The Politics of Righteousness. P. 96.

44

Aho J. The Politics of Righteousness. P. 91.

45

Murphy K. Last Stand of an Aging Aryan // Los Angeles Times. 1999, January 10, 1999: A1.

46

Murphy K. Hate’s Affluent New Godfathers // Los Angeles Times. 1999, January 10: A14.

47

Bray M. A Time to Kill: A Study Concerning the Use of Force and Abortion. Advocates for Life Publications, 1994. P. 9.

48

Интервью с Бреем (25 апреля 1996 года и 20 марта 1998 года). Все слова Брея, если особо не указано обратное, взяты из этих двух интервью.

49

Nightline, выпуск от 9 марта 1998 года.

50

Интервью с Бреем (20 марта 1998 года). Цитата взята из личного письма от 9 марта 1999-го, в котором тот разъяснил мне свою позицию.

51

Bray M. Thoughts on Tiller, Justified Homicide, and Persisting Abortionists // Army of God website. 2009, May 31. URL: [http://www.armyofgod.com/MikeBrayThoughtsOnTillerJustifiableHomicide.html].

52

Bray M. A Time to Kill. Книга была написана еще до убийства Бриттона и Барретта. В ней приводятся доводы в защиту Майкла Гриффина, который убил доктора Дэвида Ганна, также во Флориде (p. 124). Как свидетельствуют статьи Брея на тему поступка Пола Хилла, представленные в книге аргументы распространяются и на него тоже и могут рассматриваться как обоснование его действий pre factum.

53

Hill P. Why I Shot an Abortionist, 22 декабря 1997 года, открытое письмо преподобному М. Брею и всем присутствующим на Благотворительном Обеде Белых Роз (White Rose Banquet). Получено из рук Брея.

54

См. Niebuhr R. Moral Man and Immoral Society. Scribner’s, 1932; а также Niebuhr R. Why the Christian Church is not Pacifist? Student Christian Movement Press, 1940.

Загрузка...