Николай Старостин тренерскую работу выполнял разве что в ссылке. В «Спартаке» он был футболистом и начальником команды. Но многие игроки красно-белых отмечают, что часто после тренерской установки на игру несколько слов им говорил сам Старостин. И зачастую его установка становилась более емкой и понятной для футболистов.
В 1984 году 82-летний Николай Петрович заполняет анкету в Высшей школе тренеров. И по его ответам – какие-то он выбирает из предложенных, какие-то пишет сам от руки – можно судить не только о футбольных знаниях. Это – «Высшая школа жизни» и, можно сказать, интервью. В нем Старостин, в частности, сообщает, что готов продолжать учиться; что его рабочий день длится не менее 10 часов и на неделе иногда не бывает выходных; рассказывает, какой фильм его больше всего впечатлил в последнее время; отмечает борьбу СССР за мир во всем мире.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться, когда вы начинали работать тренером?
– Трудности, оказываемые противниками на поле. Очень часто и судьями.
Что вы считаете наиболее важным в жизни тренера?
– Чистую совесть, здоровье, должный климат в коллективе, сознательность и взаимное уважение.
Каковы, по вашему мнению, основные трудности в профессии тренера по футболу?
– Перегруженность организационно-хозяйственными делами. Необходимость приспосабливаться к непродуманным календарям и объяснять задачи во многих инстанциях.
Какие из ваших обязанностей как тренера вы считаете основными?
– Являться личным примером. Всегда держать данное слово. Быть требовательным во всем, прежде всего к самому себе.
Какие из профессиональных обязанностей представляются вам лишними, мешающими основной работе, но их приходится выполнять?
– Чрезвычайная загрузка отчетностью, во многом ненужной и надуманной. «Отрывы» на совещания и выступления. Но, конечно, тренер должен делать все, что придется, как того требует жизнь и работа.
Что, по вашему мнению, приносит главное удовлетворение человеку с вашим общественным положением, профессией и возрастом?