У Олега был друг, Серёга, которого он знал много лет, с самого детства. Они вместе учились в школе в параллельных классах, жили в одном трёхэтажном доме из белого кирпича, только в разных подъездах, играли с ребятами на улице. Например, в тёплое время года гоняли по пустырю, который был сразу за домом через дорогу, футбольный мяч, а через натянутую белую сетку играли в волейбол на спортплощадке. А летом ходили купаться на большой глубокий карьер с его чистой водой. А ещё ловили на озёрах рыбу, собирали в лесу, который начинался в пятистах метрах от пятиэтажного дома Олега, грибы: сыроежки, маслята, волнушки, белые, лисички. А также – ягоды: чернику, землянику, малину и ежевику. Олег любил жареные на сливочном масле грибы. А если смешать лесную ягоду в тарелке и засыпать её сахаром, блюдо получалось таким, что пальчики оближешь.
Находили ребята себе занятие и зимой: катались на коньках и лыжах по льду и неглубокому снегу, прыгали на лыжах с заснеженных трамплинов, которые искусно сами сооружали, играли на коньках в хоккей с шайбой. А когда подросли, ходили по вечерам вместе в кино и на танцы, а потом и на свидания к девушкам. Учились пить вино и курить сигареты.
Потом ребята вместе обучались в строительном профтехучилище в городе, где они жили, правда, в разных группах и на разных специальностях. Вместе были в летнем спортивном лагере в районном центре, куда ездили от своего училища, потому что оба занимались на «хорошо» и «отлично», а туда отправили тогда лучших. А потом поступили в техникум. Почти одновременно осенью их призвали служить в армию, Серёгу, правда, на две недели раньше.
Серёга попал служить в Германию, а Олег в Подмосковье. Они переписывались только первое время, а потом их переписка оборвалась, возможно, что у кого-то из них сменился адрес полевой почты, и их письма просто не доходили до адресата.
После армии они опять встретились в техникуме, вместе учились в нём, в один год его закончили, и по распределению на работу попали в один и тот же город, только на разные предприятия.
Они доверяли друг другу свои тайны и замыслы, и знали друг о друге всё. Вместе гуляли по городу, часто ходили на дискотеки и в рестораны. Знакомились с девушками и с молодыми женщинами, приводили их к себе домой, и занимались с ними любовью.
У ребят в их «послужном списке» было много разных не только весёлых, но и опасных приключений. Они попадали и в неприятные ситуации…
Однажды в один из вечеров Олег появился у Серёги в комнате его общежития ровно в восемь часов, как они с ним и договаривались об этом несколько дней назад.
Сергей был готов «к походу». Ребята минули длинный полутёмный выкрашенный в зелёный цвет коридор его общежития, где он проживал, затем спустились по лестничной площадке с третьего этажа вниз на первый и оказались на улице.
Они хотели погулять по вечернему городу, а если получится, то и познакомиться с кем-то из девушек. А ночью к Сергею приезжала на поезде его подруга, и ему надо было встретить её на железнодорожном вокзале. Олег тоже вызвался поехать с другом, поскольку делать ему было нечего.
Стоял ноябрьский прохладный вечер, и ребята были в куртках. На улице стемнело и общежитие, как и другие кирпичные белые пятиэтажки, которые находились вокруг них, тепло светились окнами.
Ребята направились по бетонированной дорожке, выложенной возле самых окон общежития на остановку автобуса, которая находилась сразу за углом общежития.
Олег шел впереди, а за ним Сергей. До угла дома оставалось метров десять, как вдруг из-за дома вышло человек 15 молодых ребят, которым было по 18—19 лет, и, сбившись в толпу, остановились прямо перед ними, загородив им проход, потому что справа от них была стена общежития, а слева находилась клумба с кустами. В руках все ребята держали увесистые палки и были настроены на драку. Лиц их в уличном освещении рассмотреть было невозможно – они оставались в тени.
Первый из них с короткой стрижкой, что был ближе всех к Олегу, неожиданно замахнулся на него тяжелой палкой, намереваясь нанести удар.
– Мужики, вы чё… – шарахнулся от него Олег.
– Стой, – раздался за спиной незнакомца окрик. – Может, это не те. А ну посмотри, – добавил тот же парень, обращаясь к кому-то в толпе.
Олег хотел повернуться и уйти, но почувствовал, как его держат несколько человек и не дают это сделать.
Вперёд из толпы вышел невысокий худощавый паренёк, внимательно посмотрел на Олега с Серёгой, покачал отрицательно головой и сказал:
– Нет, не они.
После этого ребята обошли с двух сторон Олега с Сергеем и направились к входу в общежитие.
Олег с Сергеем пришли на остановку автобуса. Несмотря на вечер и опустившуюся на город темноту, им было хорошо видно ребят с тяжёлыми большими палками, которые остались стоять на крыльце общежития, освещённом уличными фонарями, явно кого-то поджидая.
Неожиданно двери общежития распахнулись и из освещенного электричеством желтого проема вышли два высоких парня. Они были в чёрных плащах. Парни прошли вперёд сквозь толпу, оставив её позади себя, и ступили на тротуар перед крыльцом.
– Вот они, – громко крикнул кто-то из толпы.
Остальные этого только и ждали. Последовал удар тяжёлой палкой по голове, который достался одному из парней, и тут же был нанесён другой.
Тот, кому достался удар, упал. Его товарищ бросился было назад к спасительным створкам дверей общежития, схватился за ручку, надеясь убежать от разъярённой толпы, но и его настиг удар палкой по голове или спине.
Через несколько секунд оба жителя общежития в чёрных плащах лежали на асфальте, а удары всё продолжались сыпаться.
Олег с Серёгой отчётливо слышали удары, которые раздавались в вечерней тишине, сливающейся с шумом проезжающих по асфальтированной дороге автомашин и отходящих от остановки автобусов.
А самым жестоким был мальчишка в тёмной болоньевой куртке, который замахнулся на Олега колом. Даже когда остальные уже отошли от лежащих на земле парней и быстро направились к углу дома, он продолжал наносить удары своей большой толстой палкой. И бил он изо всех сил, высоко размахиваясь своим оружием. Только после окрика, по-видимому, старшего из них, бросил свой кол, гулко стукнувшийся об асфальт, и побежал следом за остальными.
Прошло ещё несколько секунд, и толпа ребят с кольями в руках удалилась так же быстро и внезапно, пройдя мимо остановки автобуса, где находились Олег с Серёгой, как и появилась.
На асфальте перед общежитием остались лежать жестоко избитые парни. Они не шевелились, и не подавали никаких признаков жизни.
Люди, которые находились на остановке, отнеслись к этому спокойно, никто не отреагировал и не подошёл к лежащим на тротуаре, не вызвал милицию. Они спокойно садились в подъезжавшие нужные им маршрутные автобусы и уезжали на них по своим делам.
Олег с другом какое-то время ещё оставались на месте. Приехала карета скорой помощи, потом милиция.
Олег с Сергеем понимающе переглянулись.
– Если бы я шёл первым, а не ты, и на меня замахнулись бы колом, как на тебя, я сразу бы ему вмазал, – сказал Сергей. – Сейчас бы на их месте лежали мы…
Сергей раньше серьёзно занимался штангой, часто хвастал, что у него удар – сто килограммов, такой вес он поднимал над головой, и, конечно, не стерпел бы, если бы на него замахнулись.
А Олег проявил благоразумие. Он не был настроен на драку, тем более против толпы ребят с кольями. И правильно сделал. Это их обоих и спасло от увечий. А потом он уже ничего не мог сделать – его держали несколько человек. А отпустили лишь потому, что он и его друг не были причастны к тому, за что малолетние ребята избили двух взрослых парней.
– Так что нам с тобой очень крупно повезло, – заключил Сергей.
Потом Олег с Серёгой как не пытались, так и не смогли вспомнить лица ребят с палками в руках, и дать их точное описание, потому что видели их мельком и в темноте.