Слово 2-е О разумении и совете

1. Мф. 10, 17: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

2. 1 Кор. 14, 20: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

3. Сир. 40, 25: Золото и серебро утверждают стопы, но надежнее того и другого признается добрый совет.

4. Притч. 3, 13–14: Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота.

5. Сир. 22, 19: Как деревянная связь в доме, крепко устроенная, не дает ему распадаться при сотрясении, так сердце, утвержденное на обдуманном совете, не поколеблется во время страха.

6. Свт. Василий Великий: Не видно ли из сего, что слово «мудрость» берется двояко? В одном смысле она есть охранение собственной своей пользы, соединенное со злоумышлением против ближнего; такова мудрость змеи, которая бережет свою голову. Есть еще какая-то изворотливость нрава, которая скоро находит полезное для себя и овладевает людьми более порядочными; такова мудрость управителя неправедного (Лк. 16, 1–16).

Истинная же мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно. Кто следует ей, тот никогда не отступит от дел добродетели и никогда не будет проникнут пагубою порока. Посему разумевающий словеса мудрости знает, кто лжеумствователь и обманщик, а кто советует, как лучшим образом нам поступать в жизни. Он, как искусный торжник, удержит у себя добротное, сам же удержится от всякого рода зла (1 Фес. 5, 21–22).

7. Свт. Григорий Богослов: Тот, кто смешает мудрость змеи во злом и чистоту голубя в добром, ни мудрости не позволит стать злокозненной, ни простоте – несмысленной.

8. Один златолюбец где-то сказал:

«Желаю лучше каплю счастья,

нежели бочку ума».

Но некий мудрец возразил ему:

«Для меня лучше капля ума,

нежели море счастья».

9. Свт. Иоанн Златоуст: Источник, мать и корень благоразумия – добродетель, так же как всякое лукавство имеет своим началом безумие, как и пророк говорит: Несть исцеления в плоти моей от лица безумия моего (Пс. 37, 4). А добродетельный и имеющий страх Божий смышленее всех. Поэтому некто и говорит: Начало премудрости – страх Господень (Еккл. 1, 16; Пс. 110, 10).

10. Св. Игнатий Богоносец: Будучи совершенными, совершенное и помышляйте. Если вы желаете добро делать, то Бог даст вам возможность для этого.

11. Филон: Разумение владычествует над всеми добродетелями. Один лишь мудрец свободен и обладает властью, хотя бы и тысячи господ имел над своим телом.

12. Плутарх: Разумение есть зрение не тел, но дел, прежде чем человек возьмется за них, чтобы наилучшим образом пользоваться встречающимся и имеющимся, обладая возможностью предвидеть и будущее. Тело же зряче лишь в отношении того, что перед ним, а в отношении того, что позади, – слепо. Мысль же способна видеть и прошедшее посредством памяти.

13. Находящиеся на чужбине спешат на родину, любомудрствующие же – мыслить.

14. Разумение часто дарит успех, счастья же разумение не соделывает.

15. Притч. 12, 16: У глупого тотчас же выкажется гнев его.

16. Всякий неразумный есть в то же время и малодушный, ибо он нетверд.

17. Плутарх: Если увидел когда-нибудь согрешающего, то скажи сам себе: «Как бы и мне так же не пасть».

18. Менандр: Благоразумие ничто не заставит рабствовать себе.

19. Исократ: Советующиеся о будущем берут примеры из прошлого, ибо неявное из явного быстрее всего познается.

20. Обо всем заботься для жизни, особенно же упражняй свое разумение, ибо великое в малом – ум добрый в человеческом теле.

21. Плохо размышляющий о своем не может давать советы о чужом.

22. Клейтарх: Сила тела да не станет слабостью души, силой же души считай разумение.

23. Демонакт: На чужих примерах научай себя, и не потерпишь зла.

24. Аристид: Победа в битвах и дурным часто достается, победить же в разумении и мудрости возможно лишь тем, кто пользуется советом.

25. Из Фаворина: Солон говорил, что разумение отличается от других добродетелей настолько, насколько зрение выделяется среди прочих чувств.

26. Диодор: Мудрый совет лучше многих сильных рук, и мудрец лучше сильного.

27. Пифагор: Ни с конем без узды, ни с богатством без разумения невозможно совладать.

28. Гай: Разумней, полагаю, не после страдания винить кого-либо, но прежде страдания хранить себя, чтобы вовсе не страдать.

29. Демократ: Дело разумения – от будущей несправедливости хранить себя, иначе от наступившего затем бесчувствия не спасешься.

30. Солон: Советуй не приятнейшее, но лучшее.

31. Епиктет: Размышляй много о том, что сказать или сделать, ибо не можешь вернуть обратно сказанное или сделанное.

32. Биант: Стать сильным телом есть дело природы, говорить же полезное для отечества – только души и разумения.

33. Когда его же спросили: «Кто лучший советник?» – ответил: «Время».

34. Он говорил, что разумным больше пользы от неразумных, чем неразумным от разумных, ибо первые хранятся от ошибок этих, вторые же не подражают их исправлениям.

35. Мужу благому подобает помнить прошедшее, делать настоящее, о будущем же предугадывать.

36. Единственно правильное начало хорошего совета – знать, о чем идет речь, иначе во всем неизбежно придется ошибаться.

37. Перемена мест не научает разумению и не избавляет от неразумия.

38. Еврипид в «Антиопе»:

Душе великая узда есть ум.

Слабость мою и женственность тела

Несправедливо ты порицал.

Ведь если мыслю я верно,

То это лучше сильной руки.

39. Бабрий: Должно нам предвидеть результаты дел и так браться за их совершение.

40. Софокл в «Аяксе»:

Да, с нравами такими невозможно

Установить какой-либо закон, —

Коль будем отводить мы тех,

кто избран,

А задних выдвигать начнем вперед.

Не быть тому. В беде надежней всех

Не тот, кто мощен и широкоплеч, —

Одолевает в жизни только разум.

Могуч широкобрюхий бык, однако

Им управляет незаметный кнут.

Тот же, кто правильно мыслит,

все, собирая, имеет.

41. Геродот: По-моему, о царь, одинаково [важно] как [самому] хорошо обдумать дело, так и охотно следовать [чужому] доброму совету.


Загрузка...