Тридцать пять лет служил родной литературе Н.Лесков. На протяжении всей жизни он оставался подлинным гуманистом, горячо выступая в защиту чести и достоинства, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву разного рода идеям.
Жизнь писателя небогатая крупными событиями полна идейных исканий. Одухотворенный великой любовью к своему народу, он, по словам М. Горького стремился ободрить, воодушевить Русь.
Лесков Николай Семенович (1831–1895) – русский писатель родился (4)16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии.
Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: отец, дед и прадед Николая Лескова были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и родовая фамилия Лесковых. Отец Семен Дмитриевич служил и дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство.
Мать, Марья Петровна Лескова (Алферьева) принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.
В Горохове – в доме Страховых – он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты учителя для изучения русского и немецкого языка, а так же француженка. Николая, способного и более успевающего в учебе, не жаловали братья, и по его просьбе отец забрал сына. Сначала Николай с родителями жил в Орле, но вскоре отец оставил службу, и семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Его отец сам сеял, смотрел за садом и за мельницей.
Мальчиком внимал Николай Лесков рассказам о жестоких помещиках, принимал близко к сердцу драматическую судьбу барских холопов, не раз заступался за товарищей, которых «стоя на своих детских коленях… отмаливал своими детскими слезами от палок и розог…»
Но, несмотря на это, обаяние родной стороны всецело овладело воображением мальчика. Навсегда запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках, крестьянские поверья, которые он слышал от нянюшек и дворовых. На протяжении всей жизни он испытывал глубокий интерес к народному творчеству, в котором как в зеркале проявлялась душа народа.
Впоследствии в его произведениях появится услышанное о стародавнем помещичьем самовластии – это «Тупейный художник», а также описание замечательных людей из народа, благородных чудаков и праведников – это «Кадетский монастырь», «Однодум».
В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным.
Не окончив гимназию, Лесков начал свою службу в Орловской уголовной палате. Здесь раскрывались перед ним жизненные драмы людских судеб. Здесь он познает нравы русской провинции, пополняя свои наблюдения.
Непросто происходило становление характера будущего писателя, его взглядов. От отца он унаследовал свое отношение к патриархальным традициям, честность в делах и… в своих убеждениях.
Вскоре в 1849 году он был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме своего дяди профессора медицины С.П.Алферьева Лесков встречался с молодыми профессорами университетского кружка. Познакомился с киевскими учеными. Опыт служебной практики постоянно обогащал запас его наблюдений.
В 1857 году, оставив весьма престижную должность столоначальника Киевской казенной палаты, перешел на службу в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял англичанин – супруг его тетки А. Я. Шкотт. Дела компания вела по всей России, и Лесков, как представитель фирмы, ездил в командировки по стране, накапливая обширный материал для будущих книг. Работа в компании подарила писателю лучшие годы жизни, по его собственному признанию. «.. Учился не в школе, а на барках у Шкотта… изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это дало… большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений». «Я не изучал народ… я вырос в народе… я с народом был свой человек», – писал о себе Лесков.
Трехлетнее странствие по России послужило началом писательского труда Николая Лескова.
В 60-е годы XIX века на страницах петербургской печати – в «Отечественных записках», в «Северной пчеле» – впервые стало появляться имя Лескова. В начале 80-х он печатается в «Историческом Вестнике», в 90-х годах – в «Вестнике Европы». И уже с середины 80-х становится сотрудником «Русской Мысли», и «Недели». Свое имя Николай Степанович долго скрывал от читателя. М. Стебницкий – так были подписаны его первые произведения. Это был самый распространенный, но не единственный псевдоним писателя.
Лесков-художник уверенно входит в литературу как глубокий знаток народного быта.«.. Он писал не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, – писал А. М. Горький, – прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа».
Лесков умел выразить о нем свое мнение полное национального достоинства. В одной из статей он писал: «Обращаемся к истории, и здесь мы видим, что этот народ отнюдь не лишен способности понимать общественную пользу и служить ей… с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным… Этот ли народ надо изображать дурашливым сборищем, неспособным понимать своего призвания?»
Лесков с его глубоким интересом к национальной культуре и тонким ощущением народной жизни создал неповторимый «лесковский» способ изображения: в произведениях каждое настроение отражалось в языке, богатом разнообразными интонациями, насыщенном удивительно точными словечками.
Уже в ранних произведениях Лескова появляется рассказчик-повествователь, одновременный участник событий.
Рассказчик Лескова – почти всегда выходец из народной среды – не может не пользоваться богатейшей кладовой народной мудрости – прибаутками, пословицами, короткими сказками… Автор воссоздавал живые разговоры, словно переносил читателя в ту среду, которую изображал… У Лескова были герои – необыкновенные, чудаковатые, но искренние и цельные. Все они «своему отечеству преданные», «к своей родине привержены», и «на краю света» живет в сердцах любовь к родной земле.
В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела Министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил Министерство государственных имуществ, а через три года он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Эту отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.
В 80-х годах многие темы, поднятые в творчестве Лескова, стали особенно актуальны. Изображение легендарных подвижников, являющих примеры самоотверженности, высокой честности и верности своим обетам было обращено к современности. Стремление показать подобных героев сделалось целью литературы этого периода. К этому обращались и Л. Толстой, и А. Чехов, и В. Короленко.
Наряду с рассказами о «праведниках», легендами и сказками писатель обращается к произведениям, в которых жизнь предстает в юмористическом и сатирическом освещении.
«Он любил Русь, всю, какова она есть, – писал М. Горький о Лескове, – но он любил все это, не закрывая глаз, – мучительная любовь, она требует все силы сердца и не дает ничего взамен».
Из воспоминаний людей близко знавших Лескова, возникает человек честный перед самим собой, отзывчивый и добрый, искренний, мужественный в отношении к своим ошибкам. Ф. М. Достоевский – один из немногих коллег Лескова по цеху – открыто и ясно выражал свое восхищение стилем писателя. Л. Н. Толстой давал Николаю Семеновичу однозначно положительную оценку.
Пройдя долгий путь искания истины, он пронес преданность народу и веру в то, что будущее принадлежит добру и справедливости, и идея вечной народной мечты о счастье присутствовала в его сознании и сознании его героев как заветы предков.
«Как художник слова, – писал М. Горький, – Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каков Л. Толстой, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Гончаров».
Умер Николай Семенович Лесков (21 февраля) 5 марта 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние годы жизни.
«Самым скромным и дешевым порядком» просил Лесков организовать свои похороны и никогда не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста». Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.