Проблема сексуального насилия (СН) до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране, и тем более было не принято обсуждать сексуальные злоупотребления, совершаемые в отношении детей. Хотя, по некоторым данным, наиболее часто жертвами сексуального насилия становятся малолетние и несовершеннолетние. Дети и подростки относятся к группе повышенного риска в силу таких возрастных особенностей психики, как подчиняемость, внушаемость, слабость оценки и прогноза, незрелость, недостаточность жизненного опыта. В то же время дети наиболее ранимы и чувствительны, поэтому пережитое злоупотребление приводит к серьезным последствиям, оказывающим воздействие на психическое состояние и дальнейшее развитие ребенка.
Американские исследователи определяют сексуальное насилие над детьми (Child Sexual Abuse – CSA) как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам – до 18) и человеком по крайней мере на 5 лет старше его.
Американский врач С. Кемпе (1961) определил сексуальное насилие над детьми как «вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей».
Таким образом – сексуальные злоупотребления над детьми – это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.
Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30 % девочек и 10 % мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3-4 раза реже, чем над девочками. В 75 % случаев насильники знакомы детям. И только 25 % насильников – совершенно незнакомые люди. В 45 % случаев насильником является родственник, в 30 % – более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки). Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже – братом или дядей.
Официальная отечественная статистика сексуального насилия над детьми отсутствует, однако, по данным выборочных исследований, самая распространенная форма сексуального насилия – это развратные действия против малолетних (ответственность за них предусмотрена ст. 135 УК РФ). Около 70 % детей, подвергшихся СН, испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых. 28 % детей испытывают сексуальное насилие со стороны родителей или опекунов. Весьма приблизительными являются данные о правонарушении в отношении детей по ст. 131 УК РФ (изнасилование), однако около 50 % данных случаев приходится на насилие, совершенное в отношении близких родственников (дочерей, сестер, внучек). Приведенные данные указывают на то, что в 2/3 случаев насилие носит семейный характер и 1/3 детей страдает от насилия вне семьи (Асанова Н.К., 1997). Статистические данные о распространенности сексуального насилия в отношении детей в разных странах весьма противоречивы, однако они поражают своим масштабом, в частности, от 20 до 30 % взрослых женщин и 10 % мужчин в США и Великобритании в детстве подвергались различным сексуальным посягательствам. Считается, что любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия, а девочки ими оказываются в 3 раза чаще мальчиков.
Наиболее часто встречающиеся проблемы:
– позднее выявление факта сексуального насилия;
– психологическое отклонение в здоровье ребёнка;
– слабая сексуальная культура родителей, общества в целом;
– невнимательность родителей, родственников, воспитателей и педагогов.
Выделяют несколько стадий переживания ребенком сексуального насилия, которые являются психологическими признаками совершенного в отношении ребенка сексуального злоупотребления:
1-я стадия – первичная реакция: бессонница, утрата аппетита, панический страх, ночные кошмары, тревожность, нарушения концентрации внимания, восприятия, провалы в памяти, депрессия, отношение к себе как к грязному, ущербному, резкая смена поведения.
2-я стадия – аккомодация: обеспечение максимальной безопасности (нежелание ложиться спать, оставаться наедине с насильником), использование определенного положения тела для уменьшения болевых ощущений, повышение температуры, рвота, различные приступы и болезненные состояния (без подтверждения этих состояний клиническими исследованиями), неадекватная реакция на подарки, сладости.
3-я стадия – отдаленные последствия: эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, направленного на более слабых, на животных, на самого себя; посттравматические стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бессонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость.
Помощь ребенку – жертве сексуального насилия включает следующие задачи:
– идентификация сексуально оскорбленного ребенка;
– лечение острых медицинских проблем;
– получение и запись аккуратного воспроизведения насилия с получением ответов на вопросы: кто? где? когда? что? как? С маленькими детьми специалист работает, используя игру, рисование. Не рекомендуется проведение расспроса более трех раз, так как каждый повтор травматичен для ребенка и влечет вторичную травматизацию. Интервьюирование ребенка – жертвы сексуального насилия проводится только в присутствии взрослых, законных представителей ребенка, представителей органов опеки и других, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Часто дети моложе шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомым взрослым. В этих случаях допустимо присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться рядом, чтобы он чувствовал их поддержку и заботу;
– преодоление острой эмоциональной травмы ребенка и его семьи;
– предотвращение дальнейшего сексуального преследования ребенка (при необходимости изоляция ребенка из семьи);
– назначение дальнейшей медицинской и психологической помощи ребенку, направленной на достижение его благосостояния;
– сбор необходимых свидетельств сексуального преступления для правоохранительных органов.
Решением всех перечисленных задач занимаются различные специалисты, взаимодействуя друг с другом: врачи, психологи, юристы, социальные работники; также активное участие должны принимать родители.
Оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, как показывает многолетний опыт работы, является групповая психотерапия.
Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии – помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтам легче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания. Детям – жертвам сексуального злоупотребления очень трудно по собственной инициативе обсуждать происшедшее с ними. Поэтому групповая терапия с жертвами насилия, в частности сексуального, особенно эффективна при наличии директивной и структурированной программы.
Другие приоритетные задачи групповой терапии:
– изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;
– проработка травмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний;
– возможность новой интерпретации пережитого;
– осознание и развитие эмоциональной сферы;
– погружение ребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;
– развитие базовых социально-психологических навыков;
– восстановление позитивного отношения к окружающей действительности;
– расширение представлений о мире;
– развитие позитивной перспективы будущего;
– создание системы поддержки в настоящее время и на будущее;
– возвращение ребенка к нормальной жизни.
Обычно групповая структурированная терапия происходит по принципу от простого к сложному. Переход к более проблемному, болезненному материалу происходит только тогда, когда участники терапии к этому готовы, следовательно, групповая терапия может продолжаться достаточно долго, например, до полугода. Группа обычно встречается раз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1,5 часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группы должны быть небольшими, до 7-8 человек.
Для отбора детей для участия в групповой терапии необходимо собрать о них как можно больше информации, касающейся:
– личностных особенностей;
– особенностей раннего развития;
– динамики внутрисемейных отношений. Необходимо оценить:
– уровень эмоционально-волевой регуляции ребенка: насколько он способен себя контролировать, концентрировать внимание, придерживаться групповых правил;
– уровень интеллектуального развития ребенка: насколько он в состоянии понимать инструкции и выполнять групповые задания;
– психическое состояние ребенка на данный момент: если ребенок находится в состоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, участие в групповой терапии не даст положительных результатов;
– уровень сопротивления ребенка групповой работе. Если ребенок активно отрицает произошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе в группе он не готов, сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.
В любом случае необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой работе: снизить тревожность, ознакомить с целью занятий, поговорить про конфиденциальность и недопустимость насмешек в группе по поводу случившегося с ребенком.
Необходимо провести работу и со взрослыми: проинформировать их о целях и задачах групповой работы, обговорить вопрос конфиденциальности и заключить контракт, в котором родитель дает согласие на участие ребенка в групповой работе.
Детям, пережившим насилие, особенно младшим, показаны однополые терапевтические группы.
Для работы с детьми, пережившими насилие, особенно сексуальное, имеет значение пол ведущего, поэтому с девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками – мужчине.
Группы должны быть закрытыми.
Последние 20-30 минут каждого занятия детям предлагают свободно пообщаться друг с другом, чтобы отдохнуть от эмоционально сложной групповой работы.
Окончание групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, которое необходимо отметить в виде общего праздника, на котором отмечаются успехи детей.
Алексеева И.А, Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. М.: Генезис, 2005.
Асанова Н.К. Руководство по предотвращению насилия над детьми. М.: Владос, 1997.
Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. М.: Генезис, 2008.
Защита детей от жестокого обращения; под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2007.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2008.
Насилие в семье: особенности психологической реабилитации; под ред. Н.М.Платоновой, Ю.П.Платонова. СПб.: Речь, 2004.
Инновация (англ. innovation) – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации1.
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.
Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.
Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.
В России есть основные предпосылки для формирования инновационной модели развития:
– наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего, научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус, ведущие вузы);
– наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры – инновационно-технологических центров, технопарков (в т.ч., при ведущих вузах), фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства.
В то же время дальнейшее формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с такими системными проблемами, как:
– наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные – с точки зрения их коммерческого применения – результаты научно- технической деятельности. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;
– отсутствие развитой нормативной правовой (законодательной) базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (государственные гарантии и т.п.) механизмы;
– отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Следствием этого становится нерациональное распыление бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки, обеспечивающих, в т.ч., конкурентоспособность экономики России на мировом рынке;
– низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также – для частных инвесторов и кредитных организаций – об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью2.
В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, низким остается уровень восприимчивости компаний к новым технологическим решениям, в значительной части компании инновационная деятельность осуществляется ситуативно.
Это предопределяет, при наличии роста инновационной активности предпринимательского сектора, доминирование в его затратах на технологические инновации расходов на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки.
Преодоление инерционных тенденций развития требует изменения условий, стимулирующих инновационное развитие, включая:
1. необходимость относительного повышения привлекательности инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований) базовой среды;
2. обеспечение технологической восприимчивости субъектов экономики;
3. возможность поддержки рациональной инновационной динамики путем периодической модернизации и обновления технологий.3
Инфраструктура инновационной деятельности в России в целом сравнительно развита. По всей стране при поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры – технопарков, бизнесинкубаторов, центров коллективного пользования и т.д. Начали действовать технико-внедренческие особые экономические зоны. Создан инновационный центр « Сколково», технопарк в Сколково, Институт интеллектуальной собственности, инновационно-промышленный комплекс Московского государственного института электронной техники (г. Зеленоград), инновационнопромышленный комплекс «Светлана» (г. Санкт-Петербург).
Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время, эффективность использования инфраструктуры остается пока на недостаточном уровне, прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний.
Сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир4.
Во сне мы проводим половину жизни. Здоровый и правильный сон – залог успешного дня и хорошего настроения.
Для того чтобы выспаться, взрослому человеку достаточно в среднем 6-8 часов, ребенку в зависимости от возраста – гораздо больше.
Темп движения современной жизни диктует свои правила, которые касаются в числе прочего и продолжительности сна. В частности современный человек часто вынужден жертвовать нормальной длительностью сна в угоду карьере или другим делам.
Как бы человек не говорил: «Высплюсь в выходные за всю неделю», сделать такое, увы, невозможно, потому что дефицит сна не восполним. Если нехватку ночного сна в пределах 24 часов еще можно компенсировать, то недельную норму – нет. То есть наверстать упущенный сон практически не представляется возможным.
Британские врачи из медицинской организации «Совет сна» опросили тысячу мальчишек и девчонок в возрасте от 12 до 16 лет. Результаты оказались неутешительными. Почти четверть опрошенных засыпают с включенным телевизором, аудиосистемой или другими электронными гаджетами, будучи не в силах расстаться с любимыми игрушками, пока сон не сморит их окончательно. Спальня практически каждого подростка под завязку набита аппаратурой, так что напоминает, скорее, не место отдыха, а мультимедийный центр5.
Подобные увлечения отражаются на здоровье самым пагубным образом. Около 40 % тинейджеров жалуются, что на протяжении дня часто чувствуют себя вялыми, и это не удивительно, так как спят они в среднем от 4-7 часов в сутки, в то время как по всем врачебным нормативам нужно хотя бы восемь. Увы, сами подростки мало задумываются об этом: лишь четверть из них понимает важность крепкого и здорового сна для здоровья.
Ознакомившись с полученными данными, британские врачи схватились за голову. Они даже ввели специальный термин, «junk sleep», который можно перевести на русский язык как «мусорный сон». Это словосочетание хорошо иллюстрирует тот факт, что современные подростки относятся ко сну наплевательски, считая его досадной тратой времени, которой нужно по возможности избегать.
Врачи давно выражают свою обеспокоенность тем, сколько и как мы спим. Если все будет идти так, как сейчас, человечество ожидает настоящая эпидемия бессонницы. Около 45 % россиян хронически недосыпают, а у 20 % нарушения сна принимают болезненный характер. Речь в данном случае идет о взрослых жителях страны, но, как видно, подрастающее поколение подобную статистику в ближайшем будущем не улучшит.
Самое главное и всем известное последствие недосыпа – ухудшение. Всего – и здоровья, и самочувствия, и работы головного мозга, и качества труда. Также начинают одолевать депрессивные состояния, беспричинный гнев и резко изменчивое настроение. Помимо перечисленного, недосып выливается в сердечно-сосудистые болезни, диабет и ожирение. Возникают нередкие обморочные состояния (головокружения), хроническая усталость, отчего не выспавшийся чувствует себя как будто выжатый лимон – лишенным любых жизненных сил и энергии. Как показали результаты экспериментов в лаборатории сна из университета Калифорнии (США), после 35-часового вынужденного бодрствования человек начинает чрезмерно остро и бурно реагировать на окружение – даже на самые пустяковые раздражители6.
Нарушение суточного режима самая распространенная причина недосыпаний. Самый хороший сон – это сон, который длится с 11 вечера до 2 часов ночи. В этот промежуток времени наш организм лучше всего отдыхает. Соблюдение суточного режима дня и сна приведёт к устранению этой причины.
Также вариантом решения проблемы недосыпа современного человека является «спать в два приёма».
В 1990 году психиатр Томас Вер провёл эксперимент, в ходе которого группа людей помещалась в тёмную комнату на четырнадцать часов каждый день в течение месяца. Практически все эти люди со временем стали после четырёх часов сна просыпаться на час-другой, а затем засыпать ещё на четыре часа.
Если заглянуть в книгу историка Роджера Экирха «В конце дня: Сон в века минувшие», то можно убедиться: это не случайность. Экирх собрал множество исторических свидетельств того, что в прошлом люди спали именно так: в два приёма. Никто не считал пробуждение среди ночи досадной неприятностью. Люди справляли нужду, молились, гуляли по дому, ходили в гости к соседям, разговаривали с домочадцами).
Экирх обнаружил, что упоминания о двойном сне стали исчезать в XVII веке. Изменения начались с высших слоёв общества на севере Европы, а через двести лет непрерывный восьмичасовой сон стал нормой почти во всём мире. Историк связывает это с появлением уличного освещения и доступностью искусственного освещения в домах. Кроме того, примерно в тот период стали появляться кафе, которые работают допоздна.
Сейчас большинство предпочитает спать в течение восьми часов один раз в сутки, но Экирх полагает, что именно сегментированный сон – решение многих проблем, связанных со сном. «Большую часть своей истории мы спали определённым образом. Привычка просыпаться посреди ночи – часть физиологии человека», – пишет он.
Ему вторит профессор нейробиологии Рассел Фостер, который считает, что отсутствие сегментированного сна виновно во многих проблемах современного общества. Например, тревожные состояния, стресс, депрессия, а в месте с ними алкоголизм и наркомания в какой-то степени могут быть следствием того, что люди не спят в два приёма. Именно в перерыве между одним и другим сном наши предки расслаблялись, думали о духовном, и это помогало забыть и сгладить тревожащие их проблемы7.
Сон является источником хорошего самочувствия и настроения. Недаром многие известные люди считают сон лучшим лекарством, а некоторые женщины уверены в том, что сон является источником красоты.
Сон – жизненно важное состояние мозговой деятельности, поэтому важен именно здоровый, крепкий сон.
В последнее время в российской литературе увеличилось количество публикаций, посвященных контроллингу. Это связано с постоянным поиском новых более эффективных методов и инструментов эффективного управления организациями в условиях динамичной, высококонкурентной внешней среды, а также с попыткой адаптации западных методик к российским условиям.
Возникновение контроллинга, по мнению специалистов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки – гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности.
Под контроллингом понимают концепцию эффективного управления организацией в целях обеспечения ее стабильного функционирования.
Контроллинг – механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов.
Контроллинг – управление будущим для обеспечения длительного и успешного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое значение термина «контроллинг (от англ. to control – контролировать) и производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер – руководитель службы контроллинга.
Такое внимание к контроллингу объясняется тем, что он надежно ориентирует предприятие в рыночных отношениях по сравнению с прежними системами планирования и учета.
Цель контроллинга – обеспечение долгосрочного функционирования организации в динамичной внешней среде.
Различают цели стратегического и оперативного контроллинга.
Цель стратегического контроллинга – обеспечение создания и поддержания устойчивого конкурентного преимущества, развитие ключевых компетенций для обеспечения долгосрочного функционирования организации в динамичной, быстроразвивающейся внешней среде.
Цель оперативного контроллинга – обеспечение выполнения текущих целей организации, эти цели касаются различных функциональных областей, различны для каждого конкретного предприятия.
Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы качества менеджмента и занимается:
– планированием и постановкой цели (глобальных и локальных стратегий);
– сбором, анализом внутренней и внешней информации;
– целенаправленным управлением, координацией и контролем.
Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:
– информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
– регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
– выполнение функции интеграции, системной организации и координации;
– планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
– контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);
– управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач)8.
Результативность решения выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.
Поэтому следующей задачей контроллинга является задача контроля и регулирования. Суть третьей задачи состоит в информационном сопровождении процесса планирования. Ее решение связано с:
– разработкой методик планирования;
– представлением информации для составления планов;
– установлением допустимых границ отклонений;
– анализом причин и разработкой предложений для уменьшения отклонений;
– учетом и контролем затрат и результатов;
– разработкой инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений;
– стимулированием планирования.
Реализация всех трех задач делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, проясняет возникающие проблемы, подготавливает предприятие к внезапным изменениям во внешней среде, улучшает координацию действий в организации и тем самым способствует длительному и успешному функционированию предприятия и его структурных единиц.
Выделяют следующие принципы контроллинга:
– принцип движения и торможения. Этот принцип «создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом ее специфики и возможностей»9
– принцип своевременности. Здесь, на мой взгляд, имеется в виду так называемое проактивное планирование.
– принцип стратегического сознания. «Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам». Данный принцип, по моему мнению, говорит о «дереве целей» организации, когда цели более низкого уровня управления обеспечивают выполнение целей вышестоящего уровня.
– принцип документирования. «Целью этого принципа является создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического контроллинга в действительности.
В стратегическом контроллинге информация представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой их значимости. Документирование позволяет в любой момент установить, посылающего и принимающего информацию, дату передачи и ее содержание».
То, какой будет система контроллинга на каждом конкретном предприятии, зависит, в первую очередь, от поставленных целей (на которые оказывают влияние позиции менеджмента и собственников компании). В зависимости от сферы воздействия контроллинговой системы создаются специфические механизмы.
Служба контроллинга в западных фирмах обычное явление и занимается тем, что анализирует отчетность организации, определяет направления перспективного развития и благодаря этому оказывает серьезную оперативную помощь в принятии оптимальных управленческих решений. Отсюда главные задачи контроллера – разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству. Он должен также консультировать администрацию по всем вопросам выбора наиболее действенных вариантов действий и тем самым оказывать влияние на использование всех возможностей достижения предприятием запланированных показателей. Можно перечислить некоторые распространённые сферы действий контролеров: бюджетирование, оперативное планирование, стратегическое планирование, управленческий учёт и анализ затрат, налоговое планирование, планирование инвестиций и финансирования, страховая деятельность, информационное обеспечение, координационная деятельность, контроль подразделений, контроль продукционной программы, кадровый контролинг, взаимодействие с налоговыми органами.
Рис. 1. Структура контроллинга
Внедрение контроллинга становится объективной необходимостью в реальных политических и социально-экономических условиях. Но его нужно приспособить к условиям российского рынка, к его специфике частой непредсказуемости и изменяемости.
Только такой путь позволяет сохранить организацию в целом, и обеспечить персонал работой, приличной зарплатой, гарантировать платежи владельцам дивидендов, а государству – налогов. В противном случае организация просто рискует работать в зоне повышенного риска.
Кризис превратил рынок соискателя в рынок работодателя. В таких условиях основным стремлением любого жаждущего работы человека станет повышение собственной конкурентоспособности. Однако работодатели залогом успешной карьеры считают трудолюбие, соискатели – связи и знакомства. Согласно опросу мнения работодателей и соискателей относительно качеств достижения успешной карьеры разошлись диаметрально противоположно.
Успешная карьера – мечта многих. Успешная карьера в кризис это уже не просто достижение, а реальное преимущество перед толпами безработных конкурентов. По данным открытого опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru, оказалось: больше, чем обычные граждане, работодатели ценят в потенциальных карьеристах такие черты, как упорство, настойчивость, уверенность в своих силах, а также наличие хороших коммуникативных навыков. Каждый десятый представитель компаний в качестве важной составляющей успешной карьеры отметил стремление к самосовершенствованию (среди соискателей таких вдвое меньше – 5 %). По 4 % руководителей упомянули активность и ответственность. Удивительно, но среди обычных граждан эти качества отметили лишь 2 % и 1 % соответственно.
Первая тройка качеств, необходимых для построения успешной карьеры, предложенная соискателями, выглядит совершенно иначе. Первенства они отдают наличию «протекции» и «влиятельных покровителей» (19 %), далее следует «удачное стечение обстоятельств» (12 %). В том, что карьерные вершины покоряются целеустремлённым личностям, а также тем, кто имеет желание достичь высот и отличается работоспособностью, уверены по 12 % обычных граждан.
Прочие составляющие успешной карьеры назвали 21 % руководителей и 25 % обычных граждан. Некоторые респонденты считают, что подняться по карьерной лестнице имеют шанс амбициозные и харизматичные личности с крепким здоровьем, отказавшиеся от личной жизни. Другие уверены, что путь к вершинам сумеют одолеть талантливые работники, обладающие усердием, интуицией и врождённой дипломатичностью. Третьи утверждают, что карьерный взлёт уготован сотрудникам, демонстрирующим лояльность руководству и лидерские качества. Затруднились ответить на предложенный вопрос 5 % работодателей и 7 % соискателей. «В России вообще непонятно, что нужно»; «Это зависит от того, что понимается под «успешной карьерой», – комментируют они.
Карьеристика – наука о самореализации, о способах применения творческого потенциала личности. Одновременно с появлением и развитием новой науки формируется и ее понятийный аппарат. Curriculum Vitae, MBA, HRменеджмент, ERP, ассессмент, хэдхантинг, кадровое и рекрутинговое агентства, коучинг, лизинг персонала, интервью, резюме, квалификация, бэкофис, фронтофис – это лишь немногие из тех понятий, которые необходимо знать современному человеку для поиска интересной, престижной и высокооплачиваемой работы:
– CV (Curriculum Vitae) – жизнеописание (лат.), предполагает широкое, развернутое, достаточно подробное изложение образовательного и профессионального опыта автора. Резюме и CV это не синонимы. Резюме – это короткая важная выжимка из автобиографии профессиональной деятельности человека.
– HR-департамент (Human Resourse Department) – подразделение, отдел в компании, сотрудники которого занимаются кадровыми вопросами предприятия, учетом и подбором персонала.
– Интервью (interview) – целенаправленная беседа, цель которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой.
Согласно результатам опросов, 25 % женщин и мужчин уверены, что хорошее настроение и улыбка позволяют добиться успеха. А внешние данные, шарм или скрытые таланты были признаны менее важными для карьеры качествами. «Многих людей вдохновляет то, что они делают на работе – это и помогает быть оптимистами и быстро продвигаться по карьерной лестнице», – считают психологи. Примерно 40 % молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет считают, что лучезарная улыбка помогла многим знаменитым миллионерам добиться успеха. Многие девушки не считают продвижение по карьерной лестнице таким уж необходимым.
Секрет успешного трудоустройства зависит от самого человека. Неумение выразить свои мысли, четко их формулировать, играют плохую роль. Пунктуальность – важная черта, отличающая успешного человека. Люди начинают ценить такого человека, ведь пунктуальность не самая часто встречающаяся черта у людей.
Успешная карьера не всегда означает статус бизнесмена или руководителя. Это любимая работа, которая способна принести не только материальный достаток, но и моральное удовольствие. Не существует универсальных, пригодных на все случаи жизни рецептов создания успешных карьер. Для достижения поставленной цели, необходимо начать планировать карьеру на всех этапах.
Социальная реклама затрагивает многие общественно значимые проблемы. Одна из важнейших – проблема абортов. Современная демографическая ситуация России и прогнозируемая тенденция снижения рождаемости на ближайшее будущее выносит проблему абортов на повестку дня, так как современная возможность прерывания беременности неограниченное количество раз существенно подрывает демографическую ситуацию России. Наша страна занимает второе (после Румынии) место по количеству абортов, произведенных на 1000 женщин детородного возраста, и первое – по количеству абортов на 1000 рожденных. Ежегодно у нас производится 3 миллиона абортов, причем 60 % из них – прерывание первой беременности. И хотя количество абортов за последние несколько лет снизилось примерно на 35-40 %, все-таки и теперь только одна из трех беременностей заканчивается рождением ребенка.
Ежегодно в мире из 500 тыс. женщин детородного возраста, погибающих от причин, связанных с беременностью, 15 % случаев составляет смертность в результате осложнений небезопасного аборта. 98 % смертей приходится на развивающиеся страны.
Влияние искусственного аборта на здоровье женщины и её репродуктивную функцию зависит от срока проведения, методики (в свою очередь, зависящей от срока прерываемой беременности) и техники проведения.
Несмотря на успехи современных программ планирования семьи, проблема нежелательной беременности остаётся весьма актуальной. Каждый год в мире производится 53 млн. абортов. В РФ более 40 % первых беременностей прерываются искусственными абортами. При этом частота осложнений у первобеременных втрое превышает аналогичный показатель у рожавших. Частота гинекологических заболеваний у данных женщин достигает 58,7 %.
Современная социальная реклама пытается заставить женщин отказаться от абортов, рассказать о последствиях неудачных абортов, призывает использовать средства контрацепции. Но, тем не менее, количество абортов в России остается на достаточно высоком уровне, а существующая социальная реклама по данной проблеме недостаточно эффективна.
Виновником абортов практически всегда считалось государство, разрешающее их, и женщины, трясущиеся на лавке в клинике.
У нерожденного, а только зачатого ребенка, есть не только мать, но и отец. И отец в силах как убить своего ребенка, так и остановить руку убийц.
Очень многие женщины, приходящие за направлением на аборт, говоря о причине, что привела их к этому шагу, сообщают, что именно муж или отец ребенка против рождения малыша.
Основная проблема не достаточной эффективности социальной рекламы против абортов в том, что она в большинстве случаев обращается к женщинам. Забыв о том, что зачастую, инициатором аборта становится именно мужчина. Не готовность, не желание брать на себя ответственность за воспитание ребенка, мужчины часто толкают женщин на совершение такого «преступления».
Именно по этой причине, должна создаваться и пропагандироваться социальная реклама по данной проблеме, направленная на мужчин. Цель ее – изменение отношения, понимание важности вопроса, осознание угрозы аборта для здоровья женщины. Социальная реклама должна нести в себе не только смысл того, чем плох аборт, но и то, как прекрасно быть родителем, как важно сделать правильный выбор и подарить жизнь.
Домашнее насилие в отношении женщин – это не личная проблема женщины. Это прямое нарушение прав человека и акт дискриминации по отношению к женщинам.
На сегодняшний день, существующая в России статистика по преступлениям в отношении женщин, связанных с домашним насилием, труднодоступна, а зачастую попросту отсутствует. Тем не менее, по отдельным проведенным исследованиям и выступлениям представителей государственных структур мы можем представить общий масштаб данной проблемы. Например, в своем интервью Исполняющий обязанности начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенант милиции Михаил Артамошкин (2008) назвал следующие цифры:
– насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой семье;
– две трети умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами;
– ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких;
– до 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях.
По официальным данным МВД РФ на декабрь 2008 г. на учёте в милиции стояло 212,7 тыс. семейных дебоширов. Каждые сорок минут одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера; за 2009 год 15 тысяч женщин были убиты своими мужьями, а среди всех изнасилований каждое шестое приходится на мужей.
Другая тенденция, которую демонстрирует нам статистика, – это рост числа преступлений, связанных со случаями насилия по отношению к женщинам, особенно преступлениям, совершенным в семье: только статистика за 2002-2006 годы показывает, что общее количество «домашних» преступлений увеличилось в полтора раза.
Между тем, при рассмотрении статистики, нужно учитывать то, что не все потерпевшие обращаются в милицию. По данным исследований Центра «Теплый дом», 60-70 % женщин, страдающих от насилия в семье, не обращаются за помощью в органы внутренних дел10.
По словам женщин, подвергшихся домашнему насилию, милиция пассивно реагирует на их обращения с жалобами.
Несмотря на существующие проблемы в области насилия женщин, в последние годы она стала рассматриваться как политическая проблема на национальном и на международном уровнях. Доказательством этого являются многие декларации, конвенции и резолюции принятые в последние десятилетия международными организациями. В течение последних 15 лет Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Европейский Союз были инициаторами многих программ, направленных на искоренение насилия в отношении женщин. «Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин», которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году важнейший инструмент международного законодательства. Однако в Конвенции нет непосредственного упоминания о насилии в отношении женщин. Этот документ считается основоположником деятельности по принятию дальнейших резолюций по искоренению всех форм насилия в отношении женщин.
Другим международным документом является Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Протокол открыт для подписания и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 6 октября 1999 г.
Немалое значение среди нормативно-правовых документов по насилию в отношении женщин имеет Венская Декларация (1993 года). На Всемирной Конференции по правам человека ООН, которая состоялась в Вене в 1993 году, насилие в отношении женщин рассматривалось как нарушение прав человека.
Рассматривая законодательную базу Российской Федерации можно обнаружить, что в ней отсутствует развитая, учитывающая международный опыт, законодательная база, всесторонне разрешающая правовые отношения между членами семьи, также нет специального закона о насилии в семье, в котором были бы закреплены функции, права и обязанности как правоохранительных органов, так и специальных служб по сохранению и восстановлению прав членов семьи.
В октябре 2007 года в Государственной Думе РФ был внесен проект закона «Об основах государственной поддержки семьи в РФ», где вопросам предупреждения насилия в семье уделено особое внимание, в том числе, дана попытка дать правовое определение данному явлению. Однако до настоящего времени проект закона не рассмотрен.
Вместе с тем, основываясь на действующих законах, можно лишь частично защищать интересы людей, подвергшихся насилию. В Уголовном кодексе РФ физическое насилие определяется как реальное или потенциальное причинение физического вреда человеку. В российском Уголовном кодексе также существует несколько статей, наиболее часто применяющихся в ситуации домашнего насилия: статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, статья 116. Побои, статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Также в Уголовном кодексе есть статья 117: «Истязания», которая наиболее полно отражает преступные действия при домашнем насилии, но при этом практически не используется при рассмотрении случаев, связанных с насилием в семье.
При этом, согласно данным исследования, проведенного центром «АННА», большинство специалистов, которым по долгу службы приходится решать вопросы, связанные с проблемой насилия, отмечают, что по действующему законодательству доказуемость случаев домашнего насилия (даже физического истязания, имеющего видимые последствия) крайне затруднена11.
Следующей проблемой системы правосудия Российской Федерации является то, что насилие, совершенное в общественном месте по отношению к незнакомому человеку рассматривается, как представляющее гораздо большую общественную опасность, чем такие же действия, но совершаемые в семье по отношению к родственникам. Эту тенденцию можно проследить, основываясь на том факте, что в отчетах МВД РФ присутствует отдельная статистика по преступлениям в общественных местах. При этом отсутствуют данные о преступлениях в быту. Таким образом, можно сделать вывод, что домашнее насилие рассматривается не как преступление против общества, а как частное дело членов семьи.
Другая проблема – отнесение случаев насилия в семье к категории «дел частного обвинения». Приписывание таких дел к этой категории оправдывается с точки зрения законодательства тем, что эти преступления затрагивают права и интересы конкретных граждан и возбуждение уголовного дела зависит от воли потерпевшего.
На самом деле это приводит к тому, что жертва остается не защищенной со стороны государства, потому что она должна исполнять двойную роль. С одной стороны, как потерпевшая, она вправе рассчитывать на защиту своих интересов со стороны государства. И соблюдение этого права полностью зависит только от ее воли и происходит по ее собственному решению. С другой стороны, она должна выступать в качестве обвинителя, представлять доказательства, формулировать обвинения и добиваться осуждения виновного. И исполнение этой роли предполагает наличие у потерпевшей знаний основ процессуального преследования, основ законодательства, правил сбора и предоставления доказательств. Очевиден тот факт, что не все граждане обладают таким уровнем знаний и хорошо разбираются в судебных делах. Необходимо так же учитывать, что жертвы домашнего насилия испытывают посттравматический стресс.
Немаловажную роль играет и стадия насилия, на котором подается заявление потерпевшей стороной. Обычно жертва подает заявление в милицию сразу после совершенного насилия, а до рассмотрения дела насилие уже переходит на стадию раскаяния со стороны насильника и прощения со стороны потерпевшей. В период пока рассматривается заявление, жертва продолжает жить со своим обидчиком на одной «территории», и совершенно ясно, что он может оказывать давление на её действия и запугивать жертву. Насильник на стадии «Медового месяца» начинает менять свое поведение по отношению к своей жертве. Он начинает просить прощения, искупать свою вину, ухаживать за ней. Женщина, поверив исповеди своего насильника, верит в то, что он исправился и насилие больше не повторится, поэтому забирает свое заявление.
В итоге, как свидетельствуют эксперты, по статистике 9 дел из 10 прекращаются за примирением сторон12. Следовательно, обидчики, совершившие насилие в семье, остаются безнаказанными.
В России отсутствует эффективно работающая системы помощи женщинам-жертвам насилия, отсутствует государственная политика, рассматривающая насилие в отношении женщин как нарушение прав человека. Неприоритетность для государства профилактики насилия в отношении женщин проявляется и в том, что в стране отсутствует достаточное количество специализированных учреждений – социальных гостиниц, приютов и убежищ, которые обеспечили бы потерпевшим безопасные условия.
Пострадавшим женщинам должна оказываться помощь высокопрофессиональными, квалифицированными специалистами, владеющими глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом работы. Решение проблем данной области не может основываться только на теоретических подходах, важно постоянное совершенствование практической работы кризисных центров. Требуется разработка различных, многопрофильных технологий работы с женщинами. Важно, что бы женщины имели полный доступ к информации по юридическим и правовым вопросам, на психологическую помощь.
Домашнее насилие – серьезная социальная проблема, решение которой зависит во многом от особенностей методов и технологий оказания своевременной помощи пострадавшим от домашнего насилия женщинам, и от социальной политики государства. Несмотря на возрастающий уровень осведомленности о проблеме семейного насилия в обществе в целом и на уровне государственного управления, но последствиям насилия уделяется не сильное внимание. Как следствие этого, существующая по стране система государственного реагирования на домашнее насилие в целом нестабильна, она в основном направлена на реагирование с точки зрения уголовных мер, но при этом недостаточно развита профилактика. Поэтому на сегодняшний день достаточно актуальна проблема развития и разработки профилактических технологий работы с женщинами, испытывающими насилие.
Старение населения – объективный общемировой процесс. Это обусловлено, прежде всего, увеличением абсолютного и относительного числа лиц старшего возраста. Наряду с увеличением численности пожилых людей в структуре населения наблюдается рост их потребностей в социальных услугах, что обусловлено постоянным развитие общества.
По данным ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. В Российской Федерации гражданами пожилого возраста считаются: среди женщин лица старше 55 лет, среди мужчин лица старше 60 лет13.
По данным статистики РФ доля лиц старше трудоспособного возраста растет с каждым годом. Так, в 2008 году их числилось – 29760 тысяч человек, в 2009 – 30097 тысяч человек, в 2010 – 30700 тысяч человек. При этом по возрастам их количество распределяется следующим образом14:
Таблица 1
Число лиц старше трудоспособного возраста в России
Таблица показывает явную тенденцию увеличения количества лиц пожилого возраста. Следовательно, растет контингент, нуждающийся в социальной помощи.
Согласно законодательству граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания15.
На сегодняшний день традиционными формами социального обслуживания принято считать: стационарное, полустационарное и нестационарное обслуживание.
В нашей стране социальное обслуживание на дому было введено в 1975 году в целях оказания помощи одиноким инвалидам Великой Отечественной войны и труда I и II групп, членам семьи, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, и малообеспеченным одиноким пенсионерам по старости, состоящим в очереди для помещения в дома-интернаты.
С середины 80-х годов ХХ века, в порядке эксперимента, отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам стали создаваться в системе ряда территориальных органов социального обеспечения.
Социальное обслуживание граждан РФ регулируются нормативно-правовыми актами. ФЗ № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 и ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 год определяют права и обязанности граждан в области получения социального обслуживания, принципы работы системы социального обслуживания, стандарты и многое другое.
Наряду с этими нормативно-правовыми актами, так же Правительством РФ разрабатываются и осуществляются на практике Федеральные целевые программы. Эти программы имеют большое значение для усовершенствования процесса социального обслуживания. Одна из таких программ была реализована в 2001-2004 годах.
Федеральная целевая программа «Старшее поколение» – один из эффективных регуляторов социальных процессов в российском обществе и мощный ускоритель внедрения новых технологий. В рамках программы осуществлялись мероприятия, направленные на ускорение развития и закрепление позитивных изменений качества социального обслуживания пожилых людей, а также внедрение новых социальных технологий в этой области.
В соответствии с реализуемой политикой государства в последние годы в практику социального обслуживания все чаще внедряются инновационные формы социального обслуживания. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
К числу инновационных услуг относятся, прежде всего, «Хосписы на дому» и мобильные социальные службы. Для некоторых областей инновационным является и подключение к надомному обслуживанию добровольцев. Ещё одной инновационной формой социального обслуживания лиц пожилого возраста является обучение этого контингента людей азам владения персональным компьютером. Такая акция прошла во многих областях, краях и регионах Российской Федерации. Эти программы позволяют пожилым гражданам не отставать от современной жизни, идти в ногу со временем и предполагают, что с выходом на пенсию человек все равно может остаться экономически и социально полезным для общества. Так в Республике Татарстан в 2009 году была реализована подобная программа – «Компьютерный ликбез». Благодаря этому 36-часовому курсу свыше 30 тыс. пенсионеров овладели азами компьютерной грамотности.
В 2012 году будет организовано обучение 10 тыс. граждан из числа пенсионеров, лиц предпенсионного и пожилого возраста, проживающих в Республике Татарстан, основам компьютерной грамотности. Об этом на брифинге «О реализации на территории РТ проекта «Интернет-долголетие» по обучению основам компьютерной грамотности граждан» сообщил министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин.
В проекте могут принимать участие граждане республики, которым назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях или на льготных основаниях, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет, пенсия по государственному пенсионному обеспечению по старости, граждане из числа лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости), признанные в установленном порядке безработными, граждане пожилого возраста, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет – для мужчин.
Семинары рассчитаны на 72 академических часа. На протяжении 3 месяцев обучающиеся будут посещать занятия 2 раза в неделю, каждое занятие будет длиться около 2 часов. Проходить обучение будет на базе школ, проводить семинары предстоит школьным учителям.
Программа, по которой будут проходить обучение пенсионеры, была для них специально адаптирована. В ходе занятий обучающиеся узнают сведения о персональных компьютерах, о работе с сетью Интернет, электронной почтой и средствами голосового общения, возможностями получения государственных услуг в электронном виде, основные принципы работы в операционной системе Windows, использования текстового редактора Microsoft Word.
Для участия в этой программе необходимо подать личное заявление в Центр занятости населения по месту регистрации, по месту жительства или месту пребывания данного гражданина. К заявлению прикладываются копии паспорта, пенсионного удостоверения в случае, если в соответствии с законодательством назначена пенсия.16
Введение таких мероприятий целесообразно, особенно в период экономического кризиса, когда происходят массовые сокращения лиц предпенсионного возраста с постоянных мест работы. Человек XXI века должен быть активным, находчивым и успешным, уметь адаптироваться под любые изменения, чтобы «выжить» в условиях постоянного развития общества. И конечно умение работать с персональным компьютером значительно помогает «устоять» в нем.
Социальное обслуживание, как и любая другая услуга, должна быть направлена на перспективу, а не только на удовлетворение сиюминутных удовольствий. Поэтому в ней должны применяться инновационные формы обслуживания, позволяющие клиентам получать новые навыки и умения, чтобы оставаться активными субъектами общества.
Бездомность является одной из самых острых социальных проблем, однако она все еще не получила достаточного научного освещения и, к сожалению, не входит в число приоритетных направлений социальной политики государства. До сих пор не изучены реальные масштабы бездомности в стране и отдельных регионах, политические, правовые, экономические, культурные и социально-психологические предпосылки проблемы, ее сравнительные особенности в разных регионах и типах поселений, эффективные практики решения этих проблем и т.д.
В Республике Татарстан в соответствие с Постановлением Кабинета Министров РТ от 03.07.06 № 335 «О модернизации и развитии системы социального обслуживания в Республике Татарстан» лицам без определенного места жительства оказывают помощь следующие типы социальных учреждений:
– дома ночного пребывания;
– специальные дома интернаты для инвалидов;
– центры социальной адаптации.
Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» «Милосердие» начал работу 17 августа 2005 года. Центр создан на основании Постановления Кабинета Министров РТ от 9 октября 2006 года № 510 « О мерах социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий». Деятельность Центра регулируется Типовым положением о центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 9 октября 2006 года № 510.
Центр адаптации лиц бомж состоит из следующих структурных подразделений:
– отделение первичного приема и санитарной обработки;
– отделение социально-трудовой реабилитации.
Целью технологии социальной адаптации лиц бомж в Центре «Милосердие» является интеграция лиц без определенного места жительства в общество.
Критериями эффективности, осуществляемых Центром «Милосердие» мероприятий являются:
1) содействие в восстановлении документов;
2) содействие в регистрации гражданина;
3) содействие в оформлении инвалидности и социальных выплат;
4) содействие в восстановлении родственных и социально полезных связей;
5) содействие в трудоустройстве.
Первым этапом адаптации является первичное обращение лица бомж в Центр. Обращение может быть по личной инициативе, по направлению территориального органа социальной защиты, по ходатайству КДН, по акту дежурного ОВД. В течение первых суток после обращения фельдшер проводит медицинский осмотр обратившегося, при необходимости ему оказывается доврачебная скорая медицинская помощь. Если в ходе медицинского осмотра у лица бомж находят платяной или смешанный педикулез, то фельдшер выдает ему направление на санитарную обработку в дезстанцию. Обратившемуся выдается направление на флюорографию в Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер, находящийся по адресу Спартаковская 115.
После прохождения дезстанции и флюорографического обслуживания, лицо бомж повторно обращается в Центр. Если все результаты обследования положительны, то лицо бомж на основании направления или личного заявления помещается в Центр в отделение первичного приема и санитарной обработки. Если же результаты анализов отрицательны, то за ним остается право на повторное обращение в Центр после излечения.
Если же его зачислили, то в течение суток он направляется на обследование в кожно-венерологический диспансер для исключения наличия заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧ-инфекции. А так же Центр в течение суток информирует органы внутренних дел о поступлении лица бомж с наличием (отсутствием) документов, удостоверяющих личность. Параллельно проводиться санитарная обработка дезинфектором, которая включает в себя помывку в душе, предоставление парикмахерских услуг, стирка и в случаи необходимости получение новой одежды. Фельдшер проводит медицинский осмотр.
До получения результатов анализов и заключений медицинских работников лицо бомж размещается для ночлега в изолятор Центра. Лицам бомж, помещенным в изолятор до получения заключений два раза в сутки предоставляется питание.
После получения результатов обследования из кожно-венерологического диспансера, директором Центра решается вопрос о перемещении лица бомж для социальной адаптации. Если принимается решение об отказе, то лицу бомж предоставляют мотивированный отказ. В случаи если принимается положительное решение, то лицо бомж зачисляется в отделение социально-трудовой реабилитации.
На девятом этапе лицо бомж заключает договор с Центром, представителем интересов Центра выступает специалист социальной работы. Лицо бомж может проживать в Центре в течение 3 месяцев со дня зачисления в Центр. Первый месяц проживание предоставляется бесплатно, а последующее проживание платное. Размер платы за каждые сутки пребывания лица бомж в Центре определяется на уровне расчетной стоимости содержания одного койко-места в сутки. На сегодняшний день стоимость составляет 660 рублей в месяц.
На следующем этапе специалистом социальной работы заводиться личное дело. При выбытии из Центра клиенту при необходимости выдается выписка из личного дела.
После того как завели личное дело на клиента, ему оказывается весь комплекс мероприятий по адаптации в общество. Если у него нет документов, то предпринимаются действия по его восстановлению. Орган ЗАГС осуществляет выдачу повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в порядке, установленном федеральным законодательством. ТПУФМС оформляет документы, удостоверяющие личность, лицам бомж, пребывающим в Центре, в течение 20 дней с момента представления необходимого пакета документов. Фонд медицинского страхования Республики Татарстан оформляет медицинский полис лицам бомж, зарегистрированным по месту пребывания в Центре, по ходатайству Центра в течение 5 дней. Если клиент нуждается в оформлении прописки, то ТП УФМС регистрирует лицо бомж по месту пребывания в Центре на срок не более 3 месяцев в течение 3 дней с момента обращения.
Если лицо бомж изъявляет желание найти своих родственников, то специалисты Центра направляют запрос или лицо бомж сам пишет заявление в органы внутренних дел, содействующий розыску в течение одного месяца со дня получения запроса или заявления.
Если клиент трудоспособный, то Центр оказывает содействие в трудоустройстве лиц бомж. Документы клиента направляются в Центр занятости населения, где его регистрируют в качестве ищущего работу в день обращения. Трудоспособных клиентов Центр «Милосердия» может привлекать к общественно полезному труду в самом Центре. Так же Центр может трудоустроить лицо бомж на временную работу в Центре, в том числе с неполным рабочим днем, на штатную должность при наличии вакантных мест.
Если лицо бомж нуждается в оформлении инвалидности, то Центр помогает оформить документы. Если клиент имеет основания получать социальные выплаты, то специалист содействуют их оформлению. Если бомж достиг пенсионного возраста, то специалистом социальной работы предоставляется пакет необходимых документов в отдел пенсионного фонда РФ в городе Казань. Если лицо бомж не трудоустроен, то оформляют пособие по безработице. Лица бомж с особо тяжелым состоянием здоровья (без ног, без рук) имеют право получить единовременную, одноразовую материальную помощь Министерства социальной защиты РТ.
Текущий контроль осуществляется директором Центра ежедневно. В случаи нарушения правил проживания клиент выписывается с Центра. Выписка из Центра производится на основании распоряжения директора Центра в случаях:
– личного заявления;
– истечения установленного срока пребывания;
– самовольного отсутствия клиента без уважительных причин в течение трех суток;
– прекращения трудовой деятельности клиента, проходящего социально-трудовую реабилитацию;
– нарушения условий заключенного договора;
– нарушения правил внутреннего распорядка Центра.
Итоговый контроль производиться директором Центра по истечении трех месяцев со дня его зачисления. Условием итогового контроля является достижение критериев эффективности в срок и в полном объеме. Если критерии эффективности не достигнуты, то в случаи крайней необходимости решается вопрос о продлении срока проживания в Центре. А так же выясняются причины препятствующие достижению критериев и предпринимаются меры по их устранению. Если же критерии эффективности достигнуты, то клиента выписывают из Центра.
На современном этапе развития рыночной экономики в России залогом развития и успешного функционирования предприятия является способность находить наиболее конкурентные решения в организации своей деятельности. Для многих отраслей, чья деятельность жестко не регламентирована нормативными документами, данная проблема не является столь не разрешимой. Сложнее всего приходится организациям, «закованным» в рамки стандартов и правил. К таким организациям, в первую очередь, относятся предприятия строительной отрасли.
Принимая во внимание тот факт, что в современном строительстве, помимо государственных предприятий, достаточно частного капитала, можно сделать вывод о том, что для данной отрасли характерна достаточно жесткая конкуренция. Учитывая, что стоимость объектов строительства исчисляется миллионами рублей, конкуренция между частными фирмами обостряется из года в год. Возникает задача поиска новых конкурентных преимуществ как в технике и технологии строительства (ориентированные на Европу), так и в самой организации. Установленные нормы, правила и соглашения сужают поле для новаторских решений. Возможным привлекательным моментом для конкурирующих строительных фирм может стать совершенствование системы оплаты труда.
В рамках нашей работы нами проведено социологическое исследование, целью которого было выявление целесообразности совершенствования существующей системы оплаты труда на предприятии мостового строительства в одном из районов РТ.
Учитывая небольшой производственный кадровый состав предприятия – 82 человека – было принято решение охватить полностью весь персонал. Респондентам было предложено ответить на анкету, содержащую 21 вопрос. Вопросы были как с открытыми ответами, так и с закрытыми.
Половозрастной состав респондентов распределился следующим образом: мужчины составили 90 % от числа трудящихся, женщины – 10 %. Наибольшую численность составила молодежь до 25 лет (45 % от числа опрошенных), 39 % пришлось на долю трудящихся в возрасте от 26 до 40 лет, в 16 % вошли те, кому от 41 до 55 лет и старше.
Итак, перейдем непосредственно к результатам исследования. Респондентам был задан вопрос: «В какой степени в организации существует «уравниловка» в оплате труда рабочих?» Ответы респондентов распределились следующим образом: «на среднем уровне» – 43 %, «не существует» – 25 %; «в незначительной степени» – 22 %, «в большей степени» – 10 %. Таким образом, 75 % трудящихся отметили наличие в системе оплаты труда принципа уравниловки, т.е. что размер заработной платы не зависит непосредственно от результатов труда.
В процессе анализа результатов опроса был отмечен тот факт, что наиболее часто об отсутствии «уравниловки» в оплате труда говорят трудящиеся до 25 лет. 46 % опрошенных ответили, что полностью удовлетворены уровнем оплаты труда, 32 % скорее удовлетворены, нежели не удовлетворены, 22 % воздержались от ответа.
Респондентам так же было предложено ответить на вопрос о частоте конфликтов в коллективе. 40 % отпрошенных ответило, что конфликты возникают «редко, от случая к случаю», 35 % – никогда не конфликтуют, 14 % конфликтуют с определенными людьми. В результате анализа был сделан вывод о том, что люди старшего возраста менее конфликты, нежели их молодые коллеги по работе.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что трудящиеся отмечают наличие «уравниловки» в оплате труда, но принимая во внимание удовлетворенность в отношениях с коллегами (83 % согласны мирно сосуществовать бок о бок), можно отметить, что рабочие готовы мериться с наличием в коллективе неких оппортунистически настроенных коллег, что непосредственно связано с бригадной системой оплаты труда.
Таким образом, основным тезисом для совершенствования системы оплаты труда в исследуемой организации послужило наличие принципа равной оплаты труда. Даже удовлетворенность межличностными отношениями, как показатель благоприятного климата в коллективе, не отвергает необходимость реализации в системе оплаты труда принципа зависимости размера заработной платы от личного вклада трудящегося.
Стресс – это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения17.
Симптомы стресса ничуть не легче для женщины, чем для мужчины. Мало того, существуют и особые «женские» реакции на стресс. Среди женщин чаще встречаются депрессия и волнение, в то время как мужчины чаще страдают от алкогольной зависимости. Недавнее исследование эмоциональных реакций на стресс показали, что когда мужчины расстраиваются, они больше чем женщины склонны к употреблению алкоголя.
Типично «женским» симптомом стресса является нервная анорексия. Дамы посредством диет или даже полного отказа от пищи, сводят свой вес практически к нулю, фактически ставя свою жизнь под угрозу.
Существует и другая крайность – булимия. В этом случае женщина начинает объедаться, а тучность свою «официально» списывает на проблемы с обменом веществ.
Помимо неспецифических стрессов, у женщин существует специфические физиологические женские стрессы, связанные с важными жизненными циклами.
Женский организм иначе реагирует на стресс, чем мужской. Он выбрасывает в кровь больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. Длительное воздействие гормонов стресса вредит клеткам мозга, особенно клеткам, отвечающим за память. Мало того, что женщины физиологически более подвержены стрессу, они и психологически слабее. Женщины склонны «пережевывать» неприятные ситуации и негативные чувства, особенно если они касаются взаимоотношений с близкими людьми или сослуживцами.
Выделяют следующие «женские» способы выхода из стрессовой ситуации:
1. Женщине необходимо выговориться – позвонить подругам, друзьям, маме.
Под воздействием стресса женщина тут же звонит своим друзьям и часами может разговаривать о своих проблемах. Мужчине это покажется бессмысленным, однако, это не так. Учеными доказано, что в 70 % случаев рассказы о стрессовой ситуации способны вывести человека из постстрессовой депрессии.
2. Женщине нужно поплакать.
В период выработки слёз в организме вырабатывается специфический гормон, который защищает сердце и мозг женщины от разрушения.
3. Выражение любви. В любых формах выражение любви делает женщину крайне устойчивой к любому и самому трагическому кризису в стране, в семье, в городе, т.е. в любой сфере, где женщина живет, действует и общается.
Несмотря на то, что стресс является причиной многих болезней, любому человеку, будь то мужчина или женщина стрессовые состояния в определенной мере просто необходимы. Ведь это ситуации, связанные с большим количеством эмоций, в которых можно в полной мере проявить себя и раскрыть свои потенциальные возможности.
Цель нашего исследования стало выявление влияния стрессовых ситуаций на женщин. Реализация цели достигалась с помощью контент-анализа.
Проанализированные нами газетные статьи сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Влияние стресса на женщин по данным газетных публикаций
В статье «Стресс рождает девочку» автор прямо говорит, что чем дольше испытывает стресс будущая мать, тем больше становится шанс родить ребенка женского пола. Однако это противоречит бытующему мнению о том, что во время войны рождаются в основном мальчики (т.к. существует острая нехватка мужчин), а в спокойное, мирное время (при отсутствии факторов риска) девочки. Так же наблюдаются расхождения в статьях «Женщины живут дольше» и «Беззаботные живут дольше». В первой статье описывается то, что чем чаще и долговременнее женщина испытывает стресс, тем дольше она проживет. Но уже во второй статье указывается обратное, а именно, чем долговременней стресс, тем старее женщина становится на клеточном уровне и тем самым сама сокращает себе жизнь.
Мы делаем вывод о том, что стрессовые ситуации в жизни женщины появляются по ряду факторов, не всегда зависящих от нее самой. На современном этапе наука ищет причины, являющиеся катализатором стресса, а также разрабатывает способы их преодоления. Именно поэтому за разные периоды времени, могут наблюдаться расхождения и противоречащие друг другу факты.
Под миграцией населения (от лат. migratio – переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов – социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран18.
Проблемы миграции сегодня занимают одно из первых мест во всем мире. Они связаны с множеством разнообразных факторов, не последнее место среди которых занимает интенсивный рост возможностей передвижения и ошеломляющее расширение информационного поля.
Новые технические условия влияют не только на мобильность населения земного шара, но и на отношение к миграции и всеобщее снижение уровня строгости правил пересечения границ государств.
Российская Федерация в этом отношении не составляет исключения19. Важнейшей проблемой миграционной политики России является сложность, а в подавляющем большинстве случаев и невозможность законной легализации правопослушных переселенцев, возникшая из-за несовершенства миграционного законодательства. Отсутствие стратегии развития миграционной политики в России и неадекватность ее существующим демографическим и экономическим реалиям препятствует реализации целей политики, делает ее недостаточно эффективной в долгосрочном плане. Слабо разработан понятийный аппарат в этой области, не хватает детальной исходной информации, нет научного обоснования, как адекватных прогнозов, так и возможной эффективности предлагаемых мер. Не учитываются все сложные связи и взаимодействия в этой области, не согласованы интересы людей и учреждений, вовлекаемых в этот процесс. Все это требует существенной перестройки и совершенствования деятельности общества и государственных учреждений в области воздействия на миграцию. Таким образом, нерешенность этих проблем порождает: