In the past few decades interestfor using viscoelastic surfactants increased greatly. The use of liquid viscoelastic surfactant (VES) in the areas of application associated with the oil fields is increasing due to their advantages in comparison to commonly used polymeric systems. Oil companies use this type of surfactant, because it significantly increases the oil recovery in the oil fields. Thus, in this case well production is at the forefront for the oil companies, rather than cost savings by using of cheaper nonviscoelastic surfactants, which ultimately will affect the course of technical and economic indices of oil production.
Мировое производство ПАВ составляет 2-3 кг на душу населения в год. Примерно 50 % производимых ПАВ используется для бытовой химии , остальное в промышленности и сельском хозяйстве. Одновременно с ежегодным ростом производства ПАВ соотношение между их применением в быту и промышленности изменяется в пользу последней [1]. ПАВ продают такие страны как: Россия, Соединённые Штаты Америки, Украина, Турция и т.д.
В последние несколько десятилетий огромным интересом стали пользоваться вязкоупругие поверхностно-активные вещества. Первоначальные исследования и разработки были направлены на создание жидкостей, которые переносят большее количество проппанта в трещину. Были созданы полимерные жидкости для гидроразрыва на основе воды – они позволяли решить сразу несколько проблем, связанных с применением гидравлического разрыва:
1) снизить потери на трение в стволе скважины, что увеличивает скорость нагнетания жидкости и сокращает численное количество насосного оборудования, что снижает затраты на содержание основных средств и налоги на имущество;
2) снизить скорость утечки таких жидкостей в пласт, что обеспечивает экономически эффективное создание крупных трещин;
3) облегчить образование более широких разрывов благодаря высокой вязкости этих жидкостей и транспорт проппанта к вершине разрыва в результате снижения скорости его осаждения [2— 3].
Увеличению использования жидких VES препятствует высокая стоимость поверхностно-активных веществ, необходимых для получения композиций таких жидкостей. Проблемы, связанна с использованием жидких VES заключаются, во-первых, в их малой устойчивости в подземных пластах к воздействию органических/ неорганических солей и стабилизаторов неустойчивых глин, (таких как хлорид калия и хлорид тетраметиламмония), вовторых, в высоких температурах, встречающихся в сферах применения, связанных с нефтяными месторождениями с глубокими скважинами(доходящих до 250 °C). Использование вязкоупругих ПАВ при низких концентрациях в результате также может привести к неприемлемо продолжительному времени восстановления режима сдвига после проведения операции в условиях высокого сдвига. [4].
Вязкоупругие растворы ПАВ применяются для уменьшения потерь энергии в установках для нагрева и охлаждения. У вязкоупругих растворов ПАВ есть еще одно уникальное свойство: они сильно восприимчивы к неполярным веществам – углеводородам, которые способны солюбилизироваться в гидрофобных ядрах мицелл [5]. При контакте с углеводородами растворы теряют вязкоупругие свойства, а сама их вязкость уменьшается на несколько порядков. Данный эффект находит широкое поле деятельности в нефтедобыче – вязкоупругие ПАВ используются в качестве одного из основных компонентов жидкостей для гидроразрыва пласта, применяемых для создания и заполнения трещин в нефтеносном слое [6].
На данный момент, не смотря на высокую цену, вязкоупругие ПАВ широко распространены в нефтепромысловой химии. Нефтедобывающие компании используют данный вид ПАВ, поскольку он значительно увеличивает нефтеотдачу пласта на промыслах. Таким образом, на первый план для нефтяных компаний в данном случае выходит дебит скважины, а не экономия средств путем использования более дешевых невязкоупругих ПАВ, что, в конечном счете, безусловно, скажется на технико-экономических показателей процесса добычи нефти.
1. Поверхностно-активные вещества// Интернет ресурс: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/3420.html
2. Reservoir Stimulation, 3rd Edit. Eds by M.J. Economides, K.G. Nolte, New York: John Wiley & Sons, LTD, 2000.
3. Unwin A.T., Hammond P.S. Rept. on the Western Regional Meeting, Bakersfiel, March 8-10, 1995, SPE 29649.
4. Siriwatwechakul W., LaFleur T., Prud’homme R.K., Sullivan P. // Langmuir. 2004. V.20. P.8970 – 8974.
5. Molchanov V.S., Philippova O.E., Khokhlov A.R. et al. // Langmuir. 2007. V.23. P.105 – 111.
6. Миллер М., Дисмюк К. // Рос. хим. журн. 2003. Т.47. № 4. С.78.
The essence of the principles of integration is based on the process of relationship education, science and industry for the preparation of modern engineering. It includes a symbiotic relationship, relevance, compatibility.
Сегодня главным вызовом для многих экономик мира является процесс построения эффективных национальных инновационных систем. Создание первых таких систем стало огромной социально-экономической инновацией, реализуя которую, авторы совершили столь же огромное количество проб и ошибок. В результате человечеством в конце прошлого тысячелетия успешно поставлен интереснейший эксперимент построения различных инновационных систем. События развивались и продолжают развиваться во всем мире: от экваториального Сингапура до арктической Норвегии и Финляндии, от Силиконовой долины в Западном полушарии до Японии и Тайваня на Востоке. Везде, где удалось понять и применить закономерности создания инновационных систем, достигнуты успехи и в экономике.[1].
Модель тройной спирали адекватно определяет и измеряет взаимоотношения участников инновационной системы, а именно власти, бизнеса и университета. Не существует ни одного примера в мире, где бы национальная инновационная система эффективно действовала вне принципов тройной спирали, где бы университеты находились не в центре этих событий.[1] Логика опоры на университеты проста – ведь только усилиями молодых людей можно построить новую экономику. Эти люди есть только в одном месте – в университетах, следовательно, именно в них прежде всего и следует концентрировать ресурсы, необходимые для развития инновационных процессов.[1].
Рассмотрим, как данные вопросы решаются в университетах США.
Для сравнения выбран один из ведущих государственных университетов США Arizona state university. АСУ представляет собой фундаментальную модель «нового американского университета» поскольку в университете прочно связаны научные исследования, направленные на решение экономических, социальных и культурных проблем региона с образовательным процессом. Одно из ведущих направлений деятельности университета привлечение студентов к активной научно-исследовательской работы в сферу бизнеса и социальных проблем. В США существует система Инженерных проектов в общественной деятельности EPICS которая основана в университете Пердью. В настоящие время это система объединяет 20 ведущих университетов США одним из которых является университет АСУ. Проекты направлены на решение реальных проблем, которые представлены в виде цикла (определение проблемы, разработка направление ее решения, концептуальный планирование, детальное планирование, производство, применение).
В таких актуальных проектах создается группа студентов – малая группа сотрудничества из 7-10 человек. В которой определенные конкретные роли и задачи каждого члена этой группы. Эта группа разрабатывает бизнес план проекта и выставляет его на конкурс. Университет объявляет конкурс внутренних грандов на реализацию студенческих проектов. В определенное время конкурсная комиссия рассматривает предложенное проекты и отбирает наиболее интересные и социально значимые проекты. На реализацию студенческих грандов выделяется каждый год 5000$ на один проект. А количество грантов может меняется в зависимости от экономики университета.
В этом университете четко прослеживается концепция «тройной спирали», в которой органично включена наиболее талантливая часть студенчества. Для реализации научных проектов и их внедрения в производство в университете создан бизнес инкубатор Sky Song. Sky Song является бизнес инкубатором не только идей на и будущих исследовательских кадров. Он расположен на 17 га, в центре столицы штата Фениксе и является надежной платформой для интеграции науки в бизнес на территории Соединенных Штатов. АСУ Skysong это инновационный центр, призванных помочь компаниям расти, предоставляя бизнес-услуг и программ, предлагаемых или при содействии Университета штата Аризоны. Созданный в январе 2008 года, он является глобальным порталом знаний Аризоны и предлагает разнообразные внутренние услуги, чтобы помочь иностранным фирмам войти на рынок Соединенных Штатов. Эти услуги включают доступ к новым технологиям, бизнес-образованию и квалифицированной рабочей силе. В этой совместной работе принимают участие индивидуальные предприниматели, корпорации, студенты и преподаватели АСУ, сотрудники и члены сообщества в привлечение новых технологий и инноваций на местном и мировом рынке.
Благодаря сочетанию ресурсов из АСУ, одного из крупнейших исследовательских университетов в США, и присутствие транснациональных корпораций и инвесторов, Skysong привлекает работников умственного труда создавая рабочие отношения, которые строит большую сеть АСУ между наукой и коммерцией.
Пример бизнес-инкубатора и опыт организации научной работы студентов в Arizona state university является ярким примером функционирования спирали университет – производство – государство. Интересен американский опыт отбора наиболее талантливой молодежи, материального стимулирования путем внутренних грантов, организации работы студентов в малых группах сотрудничества. Создание такой системы научно-исследовательской работы студентов в российских вузах также позволило бы привлечь творческую молодежь к решению актуальных научно-исследовательских и производственных задач.
1. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Генри Ицковиц.
Len is regaining previously lost prestige in the global market. Due to its unique properties, the production of flax is in demand around the world, and it gives Russian companies linen industry sub-sectors a unique opportunity to take one of the leading manufacturers and exporters to increase production of high-quality competitive products of new generation.
Развитие производства одежды и обуви всегда проходило вместе с развитием человеческого общества с изменением его материальной базы и культуры. Сегодняшнее возрождение легкой промышленности ставит задачу выпуска высококачественных текстильных материалов. Лен является единственным растительным сырьем для текстильной промышленности, выпускаемым в РФ. В настоящее время Россия вновь хочет войти в мировой рынок как один из основных производителей льна и внедрить использование льна в более крупных масштабах в нашей стране, заменив им хлопок.
Новые технологии позволят создавать уникальные материалы, не имеющие аналогов, наделяющие изделие из них новым звучанием, яркой запоминаемостью и возможностью выделиться из ряда большого числа подобной продукции на рынке. Можно создать эффекты старения, обжига, внутреннего свечения ткани и т. п.
Необходимо расширить ассортимент экологически чистых льняных тканей, качество которых высоко оценено на внутреннем и внешнем рынках. Модифицировать ассортимент и технологию производства не имеющих аналогов за рубежом текстильных изделий медицинского и санитарно-гигиенического назначения (льняная хирургическая нить повышенной совместимости с тканями живого организма, медицинская гигроскопическая льняная и льно-хлопковая вата, перевязочные материалы, лечебное белье).
Важнейшим направлением инновационной деятельности, на данное время, стало решение проблемы использования при выработке бытового ассортимента не только длинного, но и короткого волокна (доля которого в общем балансе льняного сырья составляла 75 %) за счет создания национальной промышленной технологии производства импортозамещающего сырьевого ресурса (модифицированного льняного волокна – котонина) и модернизации прядильного и ткацкого оборудования. Широкое использование льняного котонина в производстве текстильной, медицинской и оборонной продукции дает возможность сократить закупку хлопка и существенно снизить стратегическую и финансовую зависимость России от его импорта.
Благодаря повышению технической оснащенности отрасли и внедрению современных технологий в 2010 г. российским предприятиям удалось несколько расширить ассортимент продукции, выпускаемой льняной отраслью, и остановить падение производства. В январе – октябре 2010 г. выпуск льняных тканей составил 40,1 млн. кв. м, что на 8,2 % больше, чем за аналогичный период 2010 г. В целом отечественные текстильные предприятия произвели 2,6 млрд. кв. м тканей, увеличив производство на 19 % Основной причиной спада производства льняных тканей является низкая конкурентоспособность отечественной продукции. Невозможность увеличения объемов выпуска и продаж предприятиями отрасли не позволяет накапливать и выделять средства для внедрения новых конкурентоспособных технологий или модернизации имеющегося технологического парка оборудования. Для улучшения качества и развития льняной отрасли необходимо тесное сотрудничество науки и производства, внедрение инновационных разработок, что в дальнейшем позволит получать конкурентоспособный товар, который в свою позволит отечественному производителю оставаться «на плаву» и завоевать лидирующие места на мировом рынке.
1. В. Н. Иванова Состояние, проблемы и перспективы развития льняного комплекса России / Текстильная промышленность. – 2008. – № 1-2. – С. 37-41.
2. Евгения Скопинцева. Россиян оденут в лен / Экономика и жизнь— 2011. -№ 1.
3. Л.Л. Никитина, Л.Ю.Махоткина, О.В.Фукина. Состояние и перспективы развития обувной промышленности / Кожевенно – обувная промышленность .-2010. -№ 3.-С.24-25.
4. М. В. Чигиринова, К. В. Крылов Инновационный путь развития индустрии моды/информационный портал ЛегПромБизнес
It is more and more widely accepted that the use of long-lasting polymers for short-lived applications (packaging, catering) is not entirely adequate. Because theses persistent polymers are a significant source of environmental pollution and harming wildlife. That’s why reaching the conditions of conventional plastic replacements by degradable polymers is of major interest for the plastic industry.
Одним из наиболее востребованных упаковочных материалов сегодня являются полимерные изделия – всевозможные пленки, пластмассовые контейнеры, полиэтиленовые пакеты и другие. Синтетические полимеры получили широкое распространение с середины 1940-х годов и уже с 1975 года вышли на третье место после стекла, бумаги и картона по применению для упаковки. На конец двадцатого столетия производство синтетических пластмасс в мире достигало 130 млн. т/год [1].
Однако, несмотря на все свои, казалось бы, привлекательные свойства, пластик имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, пластиковые изделия производятся из невоспроизводимых природных ресурсов – нефти, угля, газа и, во-вторых, долговечность пластика, к которой так стремились его изобретатели и которая считалась одним из его достоинств, в долгосрочной перспективе обернулась одним из его главных недостатков и теперь угрожает экологии всей планеты. Так, например, долговечность и прочность полимерных соединений приводят к тому, что после использования упаковочные отходы способны сохраняться в естественных условиях десятки лет, практически не разлагаясь. По подсчетам экологов, в России ежегодно образуется около 800 тысяч тонн полимерных отходов, а в Великобритании эта цифра составляет около 7–8 млн. тонн [2]. Понятно, что странам с высоким уровнем потребления и ограниченной территорией сейчас приходится решать проблему утилизации полимеров.
В настоящее время для очистки окружающей среды от пластмассовых отходов активно разрабатываются два основных подхода: захоронение (хранение отходов на свалках) и утилизация (сжигание, пиролиз, рециклинг). Захоронение пластмассовых отходов – это бомба замедленного действия и перекладывание сегодняшних проблем на плечи будущих поколений.
Более щадящим приемом является утилизация, однако как сжигание, так и пиролиз отходов тары и упаковки, и вообще пластмасс, кардинально не улучшают экологическую обстановку. Повторная переработка в определенной мере решает этот вопрос, но и здесь требуются значительные трудовые и энергетические затраты: отбор из бытового мусора пластической тары и упаковки, разделение по виду пластиков, мойка, сушка, измельчение и только затем переработка в конечное изделие.
Инновационным решением проблемы «полимерного мусора» на данный момент является создание полимеров, способных при соответствующих условиях биодеградировать, на безвредные для живой и не живой природы компоненты. Именно биоразлагаемость высокомолекулярных соединений является тем приоритетным направлением разработки, которое позволит исключить значительное число проблем “пластмассового мусора”, возникающего при использовании полимерной тары и других изделий из полимеров [1].
Сегодня существует несколько путей создания биоразлагаемых полимерных материалов: создание новых типов полимеров (как синтетических, так и природных) или придание биодеградируемости уже освоенным крупнотоннажным полимерам путем их модификации или введения различных наполнителей [3].
Важное место в исследованиях занимает разработка способов придания свойств биоразложения хорошо освоенным многотоннажным промышленным полимерам (полиэтилену, полипропилену, поливинилхлориду и т.д.) путем введения в них различных добавок. Для нашего региона весьма перспективным является синтез биоразлагаемого полимера на основе полиэтилена, поскольку этот полимер производится в республике на ОАО «Казаньоргсинтез», что является важным экономическим аспектом данной разработки. Данный подход позволяет решать не только экологические проблемы, но и значительно удешевляет сам полимер. Введение таких биоразлагаемых добавок, как крахмал, древесные опилки, костная мука позволяет снизить стоимость полимера за счет применения меньшего количества полиэтилена. Более того, данное направление, в отличие от остальных, позволяет значительно уменьшить затраты на переоборудование заводов по производству биоразлагаемых материалов, уменьшить энергоемкость производства и сократить нагрузку на окружающую среду.
На наш взгляд, все это позволяет сделать вывод о том, что использование биоразлагаемых полимеров является инновационным решением не только проблемы «полимерного мусора», но и глобальной идеи сокращения затрат.
1. Фомин В.А., Гузеев В.В. Биоразлагаемые полимеры, состояние и перспективы использования // Пластические массы. – 2001. – № 2. – С. 42.
2. Биоразлагаемая упаковка: особенности производства и перспективы применения. – Интернет ресурс: http://www.musor.com.ua/page.php?id=28.
3. Устинов М. Ю. Технология и свойства деградируемых полимеров // Диссертация на соискание ученой степени канд. тех. наук – Саратов, 2004 – С. 10
The main ideas to optimize the company's expenses are set out this article. The basic steps to reduce costs (including the concept of outsourcing), reduce nonproductive expenditures, modernization of production are considered.
В данной статье излагаются основные идеи по оптимизации расходов предприятия. Рассматриваются основные шаги по сокращению затрат (включая понятие аутсорсинга), сокращению непроизводственных затрат, модернизации производства.
Мировой экономический кризис породил массу проблем, связанных с убыточностью производства, снижением спроса на продукцию, сокращением объема выпуска продукции многих предприятий. Выходом из данного состояния является оптимизация расходов предприятия, попавшего в трудную финансовую ситуацию.
В настоящее время существует два основных пути сокращения расходов предприятия:
– сокращение непроизводственных затрат;
– модернизация производства.
Процесс модернизации включает в себя следующий ряд вопросов:
1. модернизация оборудования;
2. применение энергосберегающих технологий;
3. вторичное использование отходов производства;
4. мероприятия по усилению качества и уменьшению производственного брака;
Процесс модернизации позволяет: уменьшить уровень себестоимости продукции; сэкономить значительное количество денежных средств; с помощью внедрения новых технологий конкурировать с другими производителями.
Основными направлениями для оптимизации непроизводственных расходов являются:
1. Сокращение расходов на содержание персонала
2. Уменьшение расходов на содержание запасов
3. Расходы на рекламу
4. Уменьшение расходов на связь и интернет
5. Увеличение эффективности посещения обучающих и деловых мероприятий
6. Снижение расходов на дальние и заграничные поездки
7. Снижение расходов на привлечение внешних консультантов и независимых экспертов
Кроме того, следует уменьшать так называемые «универсальные» расходы, которые можно безопасно уменьшать без каких-либо значительных потерь в долгосрочном и краткосрочном плане. В качестве таких расходов могут выступать:
• Сокращение расходов на «поддержание высокого статуса» (переезд персонала в менее престижный и менее дорогой офис);
• Издержки неполученной или упущенной выгоды;
• Канцелярские товары, офисные расходы;
• Устранение потерь на производстве: экономия топлива, сырья, материалов, электроэнергии.
Таким образом, для сохранения предприятия «на плаву» в период мирового экономического кризиса и поддержания конкурентоспособности предприятия, следует создать целую систему мероприятий по снижению расходов, увеличению объема продаж, оптимизации денежных потоков. Чем эффективнее предприятие использует эти инструменты, тем больше вероятности ее процветания в будущем.
1. Автор:outsourscingservises // Интернет ресурс: [http://outsourcing.yourbuhg.ru/proizvodstvennyy-autsorsing/optimizacia-rashodov-predpriatia-i-autsorsing.html]
2. Автор: finn // Интернет ресурс: [http://www.sk-sheksna.ru/optimizaciya-rasxodov-predpriyatiya-bez-poteri-kachestva/]
3. Жалевич А.В. Институт системных инновация // Интернет ресурс: [http://www.cfin.ru/management/finance/cost/crisis_optimization.shtml]
Purpose of the article – to analyze the effectiveness of the outsourcing enterprises. The article is about the nature and significance of outsourcing strategy as a key logistics tool to improve the efficiency of industrial and commercial companies.
Аутсорсинг – пожалуй, одна из самых важных составляющих успешного бизнеса. Сегодня, когда ведущие российские компании пытаются захватить лакомый кусочек мирового рынка, аутсорсинг бизнес-процессов становится актуален как никогда. Он является движущей силой эффективности управления, сокращая издержки предприятия и повышая качества продукции и услуг.
Аутсорсинг (outsourcing) – организационное решение, означающее передачу выполнения некоторых функций предприятия внешнему подрядчику (аутсорсеру), способному обеспечить их реализацию на более высоком и качественном уровне[1,722]. Активное развитие логистического аутсорсинга во всём мире объясняется тем, что компаниям в связи со стремительным развитием технической базы и технологий логистики сложно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата квалифицированных логистов. Рост значения логистики для повышения конкурентоспособности промышленных и торговых компаний, увеличение логистических затрат и требования рынка к повышению качества предоставляемых услуг при доставке сырья, материалов и товаров способствуют тому, что логистические функции всё чаще попадают в перечень отдаваемых на аутсорсинг. Практика неоднократно доказывала и доказывает действенность аутсорсинга и необходимость использования его преимуществ. Вопервых, как уже было обозначено, это значительная экономия средств, ведь даже длительный договор с компанией, занимающейся аутсорсингом, обойдется намного дешевле, нежели содержание целого штата сотрудников. Кроме того, априори отпадает необходимость производить оплату по обязательным социальным пакетам, оплачивать больничные листы или отпуска, а также выделять рабочие места в помещении офиса. Во-вторых, несомненным преимуществом аутсорсинговой компании выступает опыт работы. Как правило, компания, которая работает на рынке аутсорсинговых услуг не первый год, имеет значительный запас уже готовых решений. В-третьих, к безусловным преимуществам также стоит отнести оперативность исполнения всех возложенных заданий и функций. Помимо всего этого можно назвать ещё массу плюсов аутсорсинга. Например: обострение конкурентоспособности компаний, передовые технологии зарубежных источников, развитие иностранного инвестирования и т.д. Но кроме плюсов, существуют также и минусы аутсорсинга, которые препятствуют развитию бизнеса. Так можно сказать, что «обратной стороной медали» аутсорсинга являются в первую очередь более высокие требования к системе управления предприятия-заказчика: отношения с аутсорсерами должны быть выстроены безупречно как в организационном плане, так и в правовой сфере, т.е. со специалистом, знающим себе цену, необходимо работать исключительно профессионально. В противном случае перечисленные преимущества аутсорсинга превратятся в недостатки: предприятие-заказчик за сравнительно большие деньги получит безответственного и необязательного контрагента, при этом весьма важные для жизнедеятельности предприятия функции станут источником повышенных рисков, так как качество их реализации из-за отсутствия должного контроля будет недостаточными. Это неизбежно, в конечном счете, приведет к снижению конкурентоспособности предприятия-заказчика. Так же в недостатки входит: опасность передачи важных функций в чужие руки, угроза отрыва менеджеров от бизнес-практики, обучение чужих специалистов вместо своих, недостаточность финансовых средств, риск утечки важной информации. На мировом рынке логистических услуг в условиях жёсткой конкуренции и постоянно растущих требований клиентов к качеству обслуживания, объёмы работ, отдаваемых на аутсорсинг, постоянно растут, тем самым увеличивая долю логистических посредников[4,724]. Всё более повышается ответственность за комплексное выполнение заказа(3PL-провайдеры), включающее выдачу и обработку поручений, платёжные и складские операции, перегрузку на терминалах и т.д. Хотя применение аутсорсинга на Западе носит массовый характер, в России же термин «логистический аутсорсинг» чаще всего ассоциируется лишь с отдельно предоставляемыми услугами по транспортировке, таможенному оформлению груза и складированию. Причины подобного отставания вполне объяснимы. Сегодня у большинства российских компаний ещё есть возможность снижения издержек, непосредственно связанных с производством или сбытом. Поэтому до передачи большей части логистики внешним логистическим посредникам у них еще пока «не доходят руки». Кроме того, рынок логистических посредников, предоставляющих высокий уровень обслуживания по приемлемым ценам, относительно узок. Тем не менее, использование формы аутсорсинга растет, и одна из областей, где можно видеть бурный рост – информационные технологии. Уже сейчас рынок ИТаутсорсинга в России начинает принципиально меняться в сторону потребления стандартизированных, типовых сервисов, в сторону так называемого функционального аутсорсинга.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно определить, что основными и бесспорными преимуществами аутсорсинга выступают: повышение эффективности работы информационных технологий на предприятии, снижение расходов и рисков благодаря большому опыту реализации данных проектов, а также разделение ответственности. При этом к недостаткам нужно отнести риск, связанный с необходимостью доверить свою информацию совершенно сторонней компании.
Актуальность данной технологии бизнеса свидетельствует постоянно возрастающее число статей, публикаций и научных работ. Аутсорсинг стал неотъемлемой частью современных концепций менеджмента, логистики, действенными инструментами экономической практики и предметами изучения экономической науки. На наш взгляд, в современных условиях перед управляющими компаниями стоит задача создать высоко конкурентные и эффективные системы. При этом также необходимо снижать затраты на обслуживание бизнес-процессов, что зачастую приводит к полному преобразованию структуры коммерческой деятельности за счет внедрения нового высокоэффективного инструмента, как аутсорсинг. Следовательно, при принятии управленческих решений в современном бизнесе руководители должны использовать весь накопленный ранее потенциал и опыт, привлекать для реализации задач высококвалифицированных специалистов и внедрять инновации, что возможно исключительно при глубокой специализации на ключевой сфере.
1. Логистика: Учебник / В.В.Дыбская, Е.И.Зайцев; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 722с. – (Полный курс МВА).
2. Интернет ресурс: http://ej.kubagro.ru/2010/07/pdf/34.pdf
3. Логистика: Учебник / В.В.Дыбская, Е.И.Зайцев; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 724с. – (Полный курс МВА).
4. Интернет ресурс: http://os.pkrai.ru/infout/
Purpose of the article – to find out the nature and significance of competition in the Russian economy, as well as the development of competition policy. In this article we are talking about creating a competitive environment in the Russian Federation.
Впервые теория конкуренции была обобщена известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Согласно современному законодательству, конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].
Известно, что конкуренция является самым эффективным механизмом совершенствования и развития рыночной системы. Говоря о рынке, имеют в виду именно рыночную конкуренцию – механизм соперничества, состязательности участников рынка за право найти своего покупателя, за возможность продать товар на наиболее выгодных условиях, захватить большую долю рынка и получить соответствующую прибыль.
Конкуренции присущ двойственный характер, с одной стороны она является постоянным источником прогресса, модернизации и ускорения социального и экономического развития общества в целом и отдельной личности в частности, с другой вносит значительную степень неопределенности в их существование[3,82-84]. Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа (сложность процедур выдачи и продления лицензий; сложность ведения налоговой отчетности и бухгалтерского учета и т.д.), а также общим состоянием инвестиций. Конкуренция еще и главный механизм, обеспечивающий рыночное равновесие спроса и предложения. Однако на большинстве отечественных рынков отмечается крайне низкий уровень конкуренции. Поэтому необходимы меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для осуществления предпринимательской деятельности.
Конкурентная политика Российской Федерации представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий уровня жизни граждан. Полная государственная монополия [3], существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно отметить значительный прогресс России в вопросе построения конкурентной среды.
На наш взгляд, достижение цели конкурентной политики Российской Федерации предполагает решение следующих задач.
1. улучшение внутрироссийской и международной репутации;
2. привлечение высококвалифицированных ученых и специалистов из других регионов страны и из-за рубежа в отечественную экономику;
3. улучшение конкурентной среды за счет сокращения внутренних и внешнеторговых барьеров, развития транспортной, информационной, финансовой инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.
Необходимо отметить, что у России имеется значительный потенциал для развития конкуренции, но он не станет реальностью без реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий. Среди них следует выделить устранение административных и экономических барьеров, формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развитие компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества, совершенствование налоговой политики, стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных производств и др. Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для повышения конкурентоспособности России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения страны.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
2. Программа развития конкуренции в Республике Татарстан.
3. Интернет-ресурс: http://be.economicus.ru/index.php?file=3_6
Insurance can be carried out in a voluntary and mandatory forms. Compulsory insurance is taking place in the force of law, which establishes the duty of individuals and entities enter into a contract of insurance.
Voluntary insurance is based on the contract between the insured and the insurer and the rules of voluntary insurance. The specific terms of insurance are defined in the insurance contract the insured and the insurer itself.
Страховая деятельность является одним их необходимых и важнейших элементов рыночной структуры. Деятельность в условиях рынка сопровождается различного рода рисками. Поэтому принципиально меняются характер и функции страхования в России, возрастает его значение как эффективного, рационального, экономичного и доступного средства защиты имущественных интересов граждан, хозяйствующих субъектов, производителей товаров и услуг. Рынок страховых услуг является одним их необходимых элементов рыночной структуры, тесно связанным с рынком средств производства, потребительских товаров, рынком капиталов.
При существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц, а также значительно снизить затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф. В целях прекращения практики принятия нормативных правовых актов, содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, необходимо создать законодательную основу обязательного страхования на территории Российской Федерации.
Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту имущественных интересов государства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при минимальных затратах бюджетных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию соответствующих объектов, определить их стоимость, риски, от которых будет предоставляться страховая защита, и формы страхования, а также изыскать источники осуществления страховой защиты.
Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций, за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.
Основными направлениями развития обязательного страхования являются:
– усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования;
– введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов) [1].
В целях обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).
Развитие предпринимательства предполагает осуществление страхования ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также осуществление страхования профессиональной ответственности врачей, риэлторов, аудиторов, арбитражных управляющих и др.
Введение страхования ответственности отдельных категорий производителей товаров и исполнителей работ (услуг) позволит осуществлять эффективный контроль за их деятельностью, обеспечить защиту прав потребителей услуг, особенно в тех сферах народного хозяйства, где отсутствуют четкие и эффективные механизмы государственного контроля и надзора (например, при ипотечном жилищном кредитовании, приобретении недвижимости, передаче ее в лизинг и залоге). Развитие страхования благоприятно повлияет на предпринимательскую активность граждан.
В то же время привлечение инвестиционных ресурсов в экономику потребует дальнейшего развития страхования финансовых и предпринимательских рисков, развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и сельскохозяйственных рисков [2].
Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование.
Приоритетными направлениями в развитии добровольного личного страхования должны стать страхование жизни и пенсионное страхование.
Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.
Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования.
Стимулом для развития долгосрочного страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования. Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков должна быть введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, должны быть определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.
В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования страховщики могут объединяться в простые товарищества.
Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.
Необходимо выработать меры по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования и добровольного страхования от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом "социального пакета", предоставляемого работодателями своим сотрудникам. В связи с этим потребуется совершенствование законодательства, регулирующего отношения при осуществлении этих видов страхования, а также законодательства о налогах и сборах.
Дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ с учетом специфики данного вида страхования и совершенствования норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, особенности налогообложения операций по медицинскому страхованию [3].
Важным направлением развития страхования является совершенствование системы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти к страховому принципу в осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Страхование будет играть существенную роль в пенсионной реформе.
В перспективе предстоит сформировать законодательную основу деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного пенсионного страхования.
Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования страхования предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности субъектов данной системы страхования.
1. Зернов А.А. Экономическая эффективность страхования.// Финансы.– 2003.– № 10.–с.4-5.
2. Беспалов П.В. Россртахнадзор предупреждает.// Русский полис.– 2005.– № 6.–с.14-15.
3. Гвозденко А.А. Основы страхования/А.А. Гвозденко.– М.: Финансы и статистика, 2004, – с. 37-40.
In the world year after yearincreasingconsumption of petroleum products. It is therefore necessary to adopt new technologies of oil production. Use specialmethodsof enhanced oil recovery, allowing to reduce the production cost and increase the oil recovery coefficient.
Из года в год потребление нефтепродуктов по всему миру увеличивается, однако эффективность извлечения нефти из пластов на сегодня считается неудовлетворительной. Средний показатель нефтеотдачи колеблется от 25 % до 40 % – так, в странах Латинской Америки он составляет 24 – 27 %,в США и Канаде – 33 – 37 %, в Иране – 16 – 17 %,. Наибольший показатель в России и странах СНГ – до 40 %.
Промышленно освоенными способами добывают лишь 55 – 75 % от первоначальных запасов нефти в недрах. Поэтому необходимо применение новых технологий нефтедобычи, которые позволили бы значительно повысить нефтеотдачу уже разработанных пластов, то есть извлечь остаточные запасы [2].
Чтобы повысить экономическую эффективность разработки месторождений, а также снизить капитальные вложения, срок разработки месторождения делят на три основных этапа [1]:1 этап – используется естественная энергия пласта. Это упругая энергия, энергия растворенного газа, потенциальная энергия гравитационных сил;2 этап – поддерживается пластовое давление путем закачки воды или газа (вторичные методы);3 этап – применяются методы увеличения нефтеотдачи (МУН) – для повышения эффективности разработки месторождений (третичные методы).
Существуют следующие методы увеличения нефтеотдачи [3]:
1. Тепловые методы: внутрипластовое горение, вытеснение нефти горячей водой и др.
2. Газовые методы: закачка воздуха в пласт, воздействие на пласт ШФЛУ, двуокисью углерода, азотом, дымовыми газами и др.
3. Химические методы: вытеснение нефти водными растворами ПАВ (включая пенные системы), щелочными растворами, кислотами и др.
4. Гидродинамические методы: барьерное заводнение, форсированный отбор жидкости;
5. Комбинированные методы;
6. Методы увеличения дебита скважин: гидроразрыва пласта, горизонтальные скважины, электромагнитное взаимодействие и др.
При применении современных методов увеличения нефтеотдачи, коэффициент извлечения нефти (КИН) составляет 30– 70 %, тогда как при первичных способах разработки с использованием потенциала пластовой энергии – обычно не превышает 20–25 %. МУН позволяют увеличить мировые извлекаемые запасы нефти в 1,4 раза, то есть до 65 млрд. тонн. В перспективе, значение указанного коэффициента к 2020 году благодаря им увеличится с 35 % до 50 % и выше. С 1986 года по 2010 год добыча нефти в мире за счет МУН увеличилась с 76 млн. тонн до 111 млн. тонн.
Современные МУН способствуют существенному увеличению КИН. Повышение КИН всего лишь на 1 % в целом по России позволит добывать дополнительно до 30 млн. тонн в год [4]. Одним из наиболее перспективных третичных методов является термогазовый, впервые предложенный в 1971 г. во ВНИИ нефть. Метод основан на закачке воздуха в пласт и его трансформации в эффективные вытесняющие агенты за счет низкотемпературных внутрипластовых окислительных процессов. Преимущества метода – использование недорогого агента, значительное увеличение нефтеотдачи пласта (до 60 % и более) [1].
За период 2004-2006 гг. добыча нефти в США за счет применения термогазового метода увеличилась в 4,4 раза. Уже более 15 лет в США поддерживают практически стабильно высокий уровень добычи нефти на уровне примерно 3-4 млрд. тонн [5].Таким образом, растет востребованность современных МУН. По мере их совершенствования себестоимость добычи нефти непрерывно снижается и сопоставляется с себестоимостью добычи нефти традиционными промышленно-освоенными методами.
1. Сургучев М.Л. «Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи».
2. Амелин И.Д., Сургучев М.Л., Давыдов А.В. «Прогноз разработки нефтяных залежей на поздней стадии».
3. Климов А.А. «Методы повышения нефтеотдачи пластов».
4. Журнал «Oil&Gas Journal», июнь 2010.
5. Журнал «Нефтяное хозяйство», январь 2008.
It is especially important to understand the role of design in the financial business model or product – how much a ruble invested in the design will bring the success of a new product? What you can expect by investing in the design? Businessmen around the world for a long time and unsuccessfully asking these questions to their experts in the creative departments – and very rarely get a meaningful answer.
Как известно, гораздо проще измерить, что легко подается счету. Значительно сложнее с теми областями деятельности, где нужно измерять нечто более сложное – например, роль творческих ресурсов. Индустрия культуры, маркетинг и дизайн как раз обладают такой сложной творческой составляющей, которая не поддается простому формульному счислению.
Конкурентоспособность – это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы).[1].
Надо отметить, что в области промышленного дизайна в последние десятилетия наметился значительный прогресс, так как эксперты давно бьются над решением этой задачи и уже успели создать модели оценки вклада дизайна в бизнес-процесс.
Один из таких подходов представляет Томас Локвуд, редактор DMI Review. На основе регулярных исследований роли дизайна в бизнесе различных предприятий, специалисты DMI сформировали листинг из 10 категорий*, в которых дизайн наиболее значимо вкладывается в успех компании и ее конкурентоспособность:
1. Влияние на процесс покупки / эмоции.
2. Позволяет развивать стратегию / открытие новых рынков.
3. Формирование имиджа бренда и корпоративной репутации.
4. Сокращение времени вывода нового продукта и процесса разработки.
5. Возврат инвестиций в дизайн (ROI) / сокращение затрат.
6. Формирование инноваций на уровне продукта или услуги.
7. Увеличивает удовлетворенность пользователей / формирует группы лояльных приверженцев.
8. Обеспечивает патентоспособность торговой марки / объекта интеллектуальной собственности.
9. Улучшает пользовательские характеристики.
10. Совершенствует вклад в устойчивое развитие.
Так же экономический вклад дизайна в бизнес наглядно демонстрирует Дизайн Индекс (Design Index), индикатор, предложенный в начале 90-х Британским Советом по Дизайну для измерения роли дизайна в успехе продуктов и услуг. Действительно, трудно поверить в идею «менеджмента дизайна» и ее эффективность, опираясь только на красивые слова. Бизнесмены справедливо спрашивают – «а где реальные цифры? Чем нам поможет ваш дизайн?» Тогда приходит время обратится к десятилетним наблюдениям системы Дизайн Индекс / Design Index.
Дизайн Индекс представляет связь между эффективным использованием дизайна и стоимостью акций компаний-участников. График Индекса приводит сравнение предприятий, входящих в систему финансовых индексов FTSE 100 и FTSE Общий (все британские предприятия, имеющие публичное размещение акций) с предприятиями, которые Британский Совет по Дизайну по ряду критериев оценил как «активно использующие дизайн» в своем бизнесе. Ключевым критерием отбора таких компаний было неоднократное присуждение наград разного достоинства в конкурсах по дизайну, где были оценены их продукты и услуги.
Проще говоря, красный и желтый тренд графика отражают рост стоимости предприятий, активно использующих дизайн (причем с большим отрывом от традиционных не дизайн-ориентированных компаний). В красном тренде учтены 63 компании, бизнес которых практически выстроен на дизайне (банки, например, и другая сфера услуг), а в желтом – 103 компании, которые ориентированы на активное использование дизайна. С каждым годом стоимость акций дизайн-приверженцев прирастает со все большим отрывом от классических предприятий, использующих традиционные модели бизнеса, не обращая особого внимания на дизайн как инструмент роста их стоимости.
Пожалуй, можно сказать, что этот график – сильный аргумент для того, чтобы начинать оценивать дизайн в качестве бизнес-инструмента, и не просто включать его в свой арсенал, а сделать его ключевым в борьбе за конкурентоспособность[2].
Korea Institute of Design Promotion(KIDP) провел исследование мировой конкурентоспособности дизайна. Итоги почти года исследований были представлены в декабре 2008. В проекте приняли участие эксперты из 17 стран, наиболее заинтересованных в развитии дизайна, по мнению организаторов проекта. К сожалению, Россия не вошла в число респондентов, так же, как и страны Африки, Саудовской Аравии, и другие. Сравнительная модель включила в себя оценку места дизайна в промышленности, общественной и частной жизни.
Как сообщают организаторы исследования, и его руководитель д-р Чанг Джэй-хок из университета Соганг, в проекте была создана принципиально новая методология оценки конкурентоспособности, которая может быть применена для каждой страны.
Компоненты конкурентоспособности:
1. Уровень дизайна в политике (общественный уровень).
2. Уровень промышленного дизайна (индустриальный уровень).
3. Уровень потребительского дизайна ( культурный уровень).
По расположению каждой страны на трехмерной карте, можно проанализировать уровень дизайна в целом, и даже выяснить его сильные / слабые стороны по категориям:
– Трехмерная модель для оценки дизайна конкурентоспособности (NDCP матрица)
– Проектирование конкурентоспособности от исполнено-ориентированной точки зрения (PP индекс)
– Проектирование конкурентоспособности от инвестиций / экологической перспективе (ID индекс)
– Проектирование конкурентоспособности с точки зрения человеческих ресурсов (MP индекс)
Многомерная модель получила название «матрица NDPS» (National Design Competitiveness Power), с ее помощью можно оценить конкурентоспособность по трем параметрам – ориентации на лидерство в дизайне, инвестиционной активности в дизайне, а также с точки зрения человеческих ресурсов для дизайна.
В результате оценки, первую тройку рейтинга предсказуемо заняли фавориты мирового дизайна – Италия, Франция и США. Удивительно, что Великобритания оказалась только на 5-ом месте, после Германии, что не может не вызывать удивления. Даже только по инвестиционной и законодательной активности в области дизайна Лондон всегда лидировал на международной арене. Себе корейцы присудили скоромное 8-ое место, при этом отметив наиболее высокие показатели по человеческим ресурсам[3].
Из всего сказанного можно сделать вывод об огромном влияние дизайна на спрос, что подтверждается научными исследованиями. Поэтому современным производителям необходимо учитывать не только технические пожелания потребителя, но и эстетические. В современной России дизайну уделяется недостаточное внимание, из-за этого конкурентоспособность товаров Россия ниже товаров Западной Европы, Азии и США, т. к. до последнего времени в РФ промдизайну уделялось недостаточно внимания, на первое место выходили другие более насущные проблемы промышленности. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промдизайн к разделу "Культура и искусство". При этом количество ВУЗов не более 20. С точки зрения реальной практики уровень обучения в них не соответствует современным требованиям по причине абсолютной отрешенности этих ВУЗов от инженерной сферы и реального производства.
1. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. – СПб.: СПбГУЭФ, 2002 – стр. 104.
2. T. Lockwood Design Value: A Framework for Measurement. DMI Review, V.18, N.4, 2007.
3. National Design Competitiveness Report – 16 с, KIDP, Korea, 2008.
Post-industrialization – a period in economic development, which is characterized by the development and growth of the share and the service sector in economy. Post-industrialization was born in the U.S. in the 50s.
Тема является важной в современной мировой экономике, так как сейчас сфера услуг занимает главное место в экономике, потому что по числу занятых составляет более 60 %.Сфера услуг быстро набирает свои темпы и для нее характерны более высокие прибыли, чем в промышленности и тем более, в сельском хозяйстве. Быстрый рост происходит за счет науки, образования, искусства, культуры, знаний, социального обеспечения.
К сфере услуг относится туризм. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, сельского хозяйства, связи, производства товаров народного потребления, торговля и т.д.
Туризм привлекает предпринимателей по нескольким причинам: высокий уровень рентабельности; небольшие стартовые инвестиции; растущий спрос на туристические услуги; минимальный срок окупаемости.
Сфера туризма многогранна, не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. В России переход к постиндустриальному обществу осложняется экономическим кризисом, который привел не только к чрезмерному сокращению производства во многих отраслях первичного и вторичного секторов, но и к ухудшению состояния таких отраслей третичного сектора, как наука и научное обслуживание, здравоохранение и физическая культура, ЖКХ, социальное обеспечение. В результате Россия по некоторым показателям не продвигается вперед к постиндустриальному обществу: по одним показателям отдаляется от него; по другим показателям (образование, компьютеризация) продвижение вперед продолжается.
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы, быстрой смене технологий и зависимости развития фирмы от используемой ею информации, особенно актуальным является максимальное и эффективное использование всех имеющихся ресурсов.
При этом финансовый капитал имеет достаточно усредненные показатели эффективности (прибыльности) выражающиеся банковским процентом, курсом акций, экономической ситуацией на рынке, которые превысить вряд ли удастся. Промышленный капитал, также достаточно хорошо прогнозируем, и может определяться средним показателем рентабельности производства по экономике в целом, уровнем применяемых технологий, периодом оборачиваемости и т.д., а следовательно, наши конкуренты будут иметь те же возможности, что и мы.
На этом фоне весьма актуальным становится нахождение такого фактора, который с одной стороны имел неограниченные перспективы эффективности (отдачи), а с другой стороны не был доступным для воспроизводства конкурентами. И таким фактором является «человеческий капитала», отдачу от которого достаточно сложно спрогнозировать, так как он напрямую зависеть от профессионального уровня управленческого воздействия. При этом полученный от него экономический эффект может во много раз превосходить рассмотренные выше показатели. Поэтому на сегодняшний день многие ведущие зарубежные компании предпочитают осуществлять свои вложения в так называемый «человеческий капитал» считая его катализатором экономических преобразований.
Говоря о развитии экономики России, указывают влияние такие факторов как инвестиции, степень отдачи промышленного капитала, развитии конкурентоспособной продукции, поддержки государством малого и среднего бизнеса и т.д. Но указанные факторы наиболее эффективны в развитой рыночной экономике, где даже незначительное изменение уровня ставок по кредитам и депозитам способны привести в движение огромные массы краткосрочного кредита, который реагирует на подобные изменения перетоком из одной сферы экономики в другую, а размеры государственных расходов и заимствований, динамика золотовалютных резервов государства оказываются важным фактором коррекции производственных и инвестиционных планов, то в нашей стране – они являются главным образом предметом для академических и отчасти журнальных дискуссий.
А поскольку в современной постиндустриальной экономике основным фактором развития выступает технический прогресс, данный фактор тесно переплетается с повышением производительности человеческого капитала и вряд ли отделим от него (с увеличением объема знаний и улучшением технологии работники и машины, созданные ими, становятся производительнее), то фактором способным стать фундаментом устойчивого экономического развития России является человеческий фактор, а именно высокомотивированные сотрудники организаций.
1. Иноземцев В. Л. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2006. № 6.
2. Мировая экономика. Под ред. Булатова А.С. – М., Флоринта, 2003.
3. Нестеров Е. Экономика США в начале нового тысячелетия // Мировая экономика, № 11, 2005.
4. Сергеев А. Тенденции развития мировой экономики – М.: ИЭПП, 2003.
The article is devoted to presenting the problems of creation and development of innovative enterprises at universities in Russia. Showing sources of financing for development of innovative enterprises.
Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.
15 августа 2009 года вступил в силу федеральный закон № 217-ФЗ, создающий правовую основу для инновационных предприятий, созданных при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях [1].
Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.
Необходимость нововведений вызвана тем, что большинство результатов интеллектуальной деятельности в настоящее время создается за счет бюджетных средств государственными научными и образовательными организациями. Однако возможности самостоятельно внедрить в производство свои разработки у вузов не было. Являясь бюджетными учреждениями, они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий без разрешения собственника, что являлось серьезным препятствием.
В результате изменений, которые закон вносит в некоторые нормативно-правовые акты, закрепляется право научных и образовательных бюджетных учреждений создавать хозяйственные общества без согласия собственника имущества. Взносом в уставные капиталы будут права на использование результатов собственных научных и технических разработок.
При этом научным и образовательным учреждениям должно принадлежать более 25 % акций или 1/3 доли в уставном капитале предприятия (в зависимости от его организационно-правовой формы), созданного с привлечением соучредителей[1].
Доходы от созданных хозяйственных обществ могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений – на образование и науку.
Предприятия при вузах смогут получить статус малых и средних предприятий, что позволит им воспользоваться льготами при налогообложении.
Предполагается, что создание инновационных предприятий на базе вузов позволит обеспечить вчерашних студентов дополнительными рабочими местами, создаваемыми в вузах.
Среди основных проблем инновационной деятельности предприятий можно выделить низкую коммерческую эффективность научных разработок, непрофессиональное управление инновационными проектами и процессами, постоянный поиск финансовых ресурсов, слабое обоснование реализуемых проектов и т.д.
Существенным фактором, затрудняющим создание малых инновационных предприятий, является незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать инновационные проекты[2].
В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим, а кредиты слишком короткими для развития инновационной деятельности.