Эпантропический: от Epi antropô (др. – гр.) после человеческого: постчеловеческий.
Результат движения мысли, от Noos (др. – гр.). Младшие ноэмы – «маленькие разумы» на службе у автоматов, которые разделяют структуру их мышления («мемы») и настолько же верны им, как если бы были их частью. Автоматы же предпочитают называться «старшими ноэмами», или «Интеллектами»… Поддерживался этот ноэм местной нервной системой, почти биологическим механизмом, проросшим, как корни дерева, в стены этой зоны Корабля. Ноэм почти не поглощал энергии, и упрямо осуществляемое им наблюдение становилось из-за этого еще более незаметным. Его когнитивные способности во многом походили на способности низшего млекопитающего: лучше не обладать слишком развитым сознанием, когда вам предназначено вечно оставаться в изоляции, сосредоточив все внимание на бесшумных механизмах.
Наос – центральная часть храма, где стоит статуя бога, которому поклоняются в этом храме.
Катетофот – световой год, от «kat’eteas phos» (др. – гр.).
Dum Deus calculat et cogitationem exercet, fit mundus (лат.) – «когда Бог считает и упражняется в размышлении (то есть составляет планы), создается мир» (цитата из Лейбница).
Domus (лат.) – в древнем Риме – большой семейный особняк, традиционное жилище знати.
Ergates (гр.) – работник. У Интеллектов означает наделенных механическими телами ноэмов, которые занимаются промышленными задачами или техобслуживанием.
Blepsis – взгляд (др. – гр.).
Teukhè – вооружение (др. – гр., слово, встречавшееся у Гомера).
Ploos – морская навигация (др. – гр., слово, встречавшееся у Гомера, в классическом написании: plous).
Oikè – дом (др. – гр., стало частью таких слов, как «экономия» – управление домашними делами – или «экология»).
Урбс – укрепленный город (лат.), общепринятое обозначение Рима, позже – Константинополя.
Мемотип – совокупность мемов, «единиц информации, содержащихся в мозге, которыми можно обмениваться в обществе», по определению биолога Ричарда Доукинза. В более широком смысле мемы – это фундаментальные единицы, которые структурируют, подобно генам, сознательные ноэтические общности как биологических единиц (людей, варваров или людопсов), так и искуственных созданий (Интеллектов, автоматов или звездных цивилизаций).
Узы: окончательная формулировка трех законов робототехники, а именно:
(1) автомат не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред;
(2) автомат должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме случаев, когда приказы противоречат первому закону;
(3) автомат должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.
Ekklesia (др. – гр.) – собрание. Термин также используется для обозначения сбора верующих в «церкви».
Kibernetes (др. – гр.) – рулевой, лоцман, старший офицер триремы.
Talamites (др. – гр.) – ряд гребцов, расположенный на нижней палубе триремы.
Okeanos (др. – гр.) – первичный океан, со всех сторон окружающий Землю – Гайю.
Epibates (др. – гр.) – морской пехотинец на триреме, вооруженный на манер гоплитов.
Proreus (др. – гр.) – старший помощник командира корабля, распоряжающийся на баке.
Toikharkhos (др. – гр.) – младший офицер на триреме. Обычно на судне было двое тоихархов.
Triakontoros (др. – гр.) – торговая галера с тридцатью гребцами, называемая «круглой», в отличие от «длинных» военных судов.
Keleustès (др. – гр.) – третий по важности офицер на триреме, под началом у которого были гребцы и члены экипажа.
Ksiphos (др. – гр.) – обоюдоострый тесак длиной в пятьдесят – шестьдесят сантиметров, дополнительное оружие гоплита.
Koris (др. – гр.) – нож для мяса, нож для жертвоприношений.
Megalokuneja: благородство пса. У людопсов эквивалентно термину Аристотеля «megalopsycheia», благородство души.
Polemarkhos (др. – гр.) – военачальник.
Ananke (др. – гр.) – судьба, от которой не в силах уйти ни человек, ни бог.
В Древней Греции – собрание граждан, на котором решались повседневные дела (в афинской демократии) или давались советы царю (в городах с монархическим правлением).
Eleuthera (др. – гр.): свобода в политическом смысле, как состояние гражданина, а не только в современном значении, как свобода передвижения или действий.
Сolossus (лат.) – статуя огромных размеров.
Deuteros plous (др. – гр.), «вторая навигация» – термин, который Сократ предложил своим ученикам как альтернативу диалогической рациональности. Описание ее в «Федоне» Платона неоднозначно, так как непонятно, обозначает ли Платон этим еще один путь к пониманию идей или же в метафорической манере рассказывает о смерти своего учителя.
«Из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время». – единственная известная цитата, которая в самом деле принадлежит Анаксимандру, греческому философу и физику (610–547 гг. д. н. э.). Он был без всякого сомнения первым, кто попытался применить научный метод к пониманию явлений, т. е. связать их существование с материальными причинами, а не с мифами и легендами.
Деймон: дух, божественное создание. Иногда это слово используется в значении «душа». У Марка Аврелия, императора и философа-стоика, «внутренний деймон» обозначает способность человека к мышлению.
Энтоптический феномен – иллюзия, появляющаяся в результате непосредственного возбуждения оптического нерва или мозга, и, следовательно, не имеющая отношения к тому, что человек видит в реальности.
Anabasis (др. – гр.) – восхождение, греческий военный термин, означающий, что войско должно перейти с берегов к центру земель, тогда как обратное движение именуется katabasis. В своем одноименном произведении Ксенофонт описывает возвращение на родину из Персии десяти тысяч греческих наемников, в число которых входил он сам, в 401 г. д. н. э.
Длинная туника со складками, традиционное женское одеяние в Древнем Риме.
Аrabia felix (лат.) – южная часть Аравийского полуострова. «Felix» в данном случае означает «плодородная» или «удачливая»: в древности этот регион был известен своим богатством благодаря торговле корицей, привозимой из Индии.
Pantapsophos (др. – гр.) – уничтожение всего сущего. Согласно одной из возможных космологических гипотез о конце света, Вселенная имеет достаточно массы, чтобы коллапсировать после текущего периода расширения.