Минорные арканы занимают 70% всей колоды Таро, являются её старейшей частью и не менее, если не более загадочные, чем Мажорные арканы. В русском языке их принято называть «Младшими», т. к. они не несут в себе большие архетипы, не восходят к высшим идеалам, изображают бытовые ситуации, если вовсе не лишены какой-либо сюжетной составляющей. Но мы предпочитаем их более верное название – Минорные (Minor от лат. «меньший», а не младший). Для нас, авторов книги, Минорные арканы – это полутона, оттенки архетипов, детали, которые насыщают, наполняют Таро делая эту систему действительно невероятно богатой. И перед тем, как пуститься в путешествие по колоде, т. к. мы с вами продолжаем наш путь, нам нужно вспомнить, какой путь мы уже успели пройти.
В томе 1 мы рассмотрели арканы Таро с необычной стороны, не с историко-традиционной, когда основной упор делается на традицию общества Золотой Зари, фримасонства и тогдашнего понимания оккультных знаний, а на современные исследования в области философии, психологии, науки, метафизики, и на результаты практического прохождения и проживания арканов в Лаборатории Таро. Идея такого подхода заключалась не в том, чтобы усомниться в гениальности мистиков прошлого, но наоборот дать их творениям новую жизнь, созвучную современным реалиям. Некоторые понятия немного устарели, некоторым дали новые научные имена, некоторые идеи были пересмотрены. Мир изменился, и теперь многое из написанного мистиками прошлых веков стало не понятным. Чтение их становится тяжёлым заданием, подвластное лишь истинным любителям оккультного знания, уважающим традиции Таро. Но и без погружения в эту, несомненно, интересную сторону Таро, колоду можно понимать глубоко и прочувствовать философски, обратившись к знаниям современного мира и увидев, что концепции Таро не только не устарели, но стали ещё более глубокими, и при этом более понятными. Таро – модель мира, и чем дальше продвигается наше познание этого мира, тем сильнее и детальнее открываются карты. Надеемся, что когда у человечества будет ещё больше информации, то кажущиеся сейчас умозрительные идеи арканов, обретут обоснование и доказательства своей истинности, и даже раскроют знакомые образы с новой, неожиданной стороны.
Мы попытались дать подобное обоснование на основе имеющихся сейчас достижений, и пришли к очень интересным выводам. Эти выводы, во многом могут показаться необычными и непривычными для тех, кто занимается Таро давно, но эти выводы не противоречат любым другим принципам рассмотрения карт. В основе нашего подхода лежала попытка понять основные изначальные принципы, мы зовём их архэ. Они формируют всё наше мироздание. Это нечто более высшее, более универсальное, чем архетипы, которые связаны с человеческим коллективным бессознательным. И эти архэ напрямую связаны с природой чисел. Мы рассматривали аркан с более универсальной, вселенской, метафизической стороны, используя числовые значения арканов, не привязываясь конкретно к какой-либо колоде. Это позволило нам обосновать более современным методом, почему арканы пронумерованы именно так, а не иначе. Каждый аркан благодаря этому стал чётче, точнее, он описывает конкретную силу, природу, принцип, или закон, который скрыт за ним. В итоге мы смогли найти проявление арканов не только в философских рассуждениях, но и в нашей реальной жизни, на практике. Мы смогли привязать каждый аркан к энергиям, которые сопровождают нас на нашем пути, чтобы научиться пользоваться этим знанием для улучшения качества нашей жизни.
Важным нововведением стало разделение значения аркана как числа, и значение аркана непосредственно в изображении карты в той или иной колоде. Мы уже сказали, что постарались понять арканы через архэ, но также мы рассматривали колоду Уэйта, как особое осмысление этих архэ. Например, 7 аркан является архэ личного блага, выделения для себя значимого. У Уэйта этот аркан приобретает оттенки становления личности, индивидуальности. И действительно, когда мы начинаем прорабатывать 7 аркан и погружаемся в определение значимых для себя вещей, мы начинаем работать над развитием собственной личности, мы больше прислушиваемся к себе, а не к обществу, мы развиваем свою индивидуальность. Но индивидуальность и разотождествление с обществом не является самой сутью аркана, не является архэ, а лишь частным проявлением этого архэ. Возьмём любую другую колоду, например Таро «Поиск видений» (The Vision Quest tarot), там 7 аркан вовсе не Колесница, а Духовный воин, отправившийся на поиски собственного духовного пути. Является это индивидуализацией? Не совсем. Часто одним из этапов духовного пути является отказ от Эго, отказ от личной истории. Однако делается это не для уничтожения себя, а наоборот во благо себе, человек отказывается от чувства собственной важности, отправляясь за по-настоящему значимыми вещами. Итак, мы видим, что есть две карты, два 7-х аркана, в которых есть отличия в посыле, но внутри них всегда присутствует общий принцип. Словно Мажорный аркан состоит из общего ядра (архэ) и может проявляться по-разному на своей периферии (особенности аркана в конкретной колоде). Для того, чтобы различать в книге ядро и периферию аркана мы условились называть ядро аркана числовыми значением (например, 7-й аркан), а периферию названием карты (например, Колесница).
Одним из наших открытий в долгом исследовании Мажорных арканов было применение к ним золотого сечения. Мажорных арканов насчитывается 21 (если не считать 0), и так как они являются некоторым целым, представляющим собой модель мира, то нам интересно было взглянуть на то, как золотое сечение отражается на этой самой модели мира. Где проходит важная невидимая линия, которая для нашего подсознания делает Мажорные арканы шедевром? Оказалось, и это подробно рассмотрено в томе 1, что точка золотого сечения проходит в 13 аркане (Смерть) и делит, тем самым, Мажорные арканы на две группы: так называемые арканы земных уроков (с 1 по 12 аркан) и арканы духовных уроков (с 14 по 21). Нулевой и 13 арканы являются особыми точками. Обнаруженные арканы земных уроков исполняют ключевую роль для понимания природы Минорных арканов, о чём будет сказано далее в книге. Важно также отметить, что группы не просто названы «уроками» для красного словца. Это действительно уроки, которые мы проходим в течение нашей жизни, и усвоение которых поможет нам сделать нашу жизнь гораздо уравновешеннее, безмятежнее. Земные уроки подразумевают под собой те необходимые для нас знания о мире и себе, которые способны сделать нашу обычную жизнь приятной. Конечно, они не исключают негативные события, но дают инструменты, как справляться с негативом, уменьшая ущерб, причинённый им.
Скажем пару слов и об арканах духовных уроков. Духовные уроки – это идеи вне обычной жизни, когда у человека появляется стремление не просто наладить хорошо свою жизнь, но привнести в неё духовный смысл, некоторую возвышенную цель. Такие уроки рассчитаны лишь на тех, кто готов в своём стремлении к истине, вечности и любви преодолеть не одно испытание. Духовные уроки, в этом плане, не для всех, и проявляются совершенно иначе, чем земные. Так как Минорные арканы связаны с Мажорными, их особенности и детали мы вспомним по мере необходимости при дальнейшем изучении.
Если вы не читали первый том, рекомендуем для большего понимания сначала прочитать его, однако мы постараемся сделать так, чтобы и в этом томе у вас была вся необходимая информация, чтобы понять суть Минорных арканов.
Минорные арканы развивались отдельно от Мажорных, и считается, что они намного старее их «больших» братьев. В своей сущности Минорные арканы есть обычные игральные карты. Вот только нам лишь кажется, что игральные карты нечто обычное. История игральных карт прослеживается в Восточную Азию. В Корее и Китае можно обнаружить упоминание карт уже в XII веке, существуют также упоминания IX века об игре, в которой использовались продолговатые листы [1, 2]. Игры были распространены и в Японии и Индии. Индию, кстати, некоторые считают родиной 4-х мастей карт, как изображение 4-х атрибутов бога Шивы: монеты, чаши, меча и жезла. Некоторые полагают, что это изображение 4-х индийских варн. Однако сами индийские круглые карты ганджифы состояли чаще всего из 8 и более мастей, а не четырёх [3]. Предпринимались попытки найти свидетельства, что такие игры с картами в первую очередь составляли символическую и моральную игру, однако таких свидетельств в итоге не было найдено [4]. Как карты попали в Европу неизвестно, но возможно через Персию и Египет, примерно тем же путём, что и Мажорные арканы Таро, и где-то в это же время – к XIV столетию. Мы можем предполагать это, потому что египетские карты мамлюков уже содержали карты с разделением на 4 масти, принятых в Таро [5]. Кстати, так как Коран запрещает изображать образы людей, карты были выполнены в виде орнаментов (арабески), подобный стиль мы встречаем и в первых колодах Таро [6]. Знаем мы о появлении карт в этот период времени из-за запретов. Существует запись в хронике города Берн, датируемая 1367 годом, в которой сообщается о запрете карт [7].
С приходом в Европу история карт вновь разделяется. Игральные карты начинают жить своей собственной жизнью, появляются различные масти, меняется количество карт в колоде, появляются итальянская, португальская, немецкая и французская системы, которые подстраиваются под принципы игры. Французская содержит знакомые нам масти как трефы, пики, червы и бубны и является одной из наиболее широко используемой. А наиболее близким по изображению к Таро остаётся итало-испанская версия карт, в которой сохраняются масти кубков, мечей и монет, с использованием вместо жезлов – дубинок. А Минорные арканы становятся частью Таро, и продолжают свою историю уже как единая структура.
Но если Минорные арканы развивались независимо от Мажорных арканов, то как мы можем считать их, так сказать, подчинёнными Мажорным? На наш взгляд, первоначальный смысл мастей был утрачен к моменту появления непосредственно Таро, как единой системы. На тот момент были разработаны архетипы Мажорных арканов, которые совпадали во многом с тарокки Мантеньи, и значение минорных арканов уже подстраивалось под существующую философскую концепцию. Эта концепция не раз затем перестраивалась, видоизменялась, и в итоге приобрела знакомую уже нам форму, где Минорные карты стали словно подчинёнными Мажорным.