1 день

С чего начинается написание любой исследовательской работы, будь то дипломная или курсовая? С чистого листа. И вот этот лист пугает больше всего. Методичка, как бы хорошо не была написана, лишь в сухом и сжатом виде дает представление о том, с чего нужно начинать.

Когда я начала писать книги, оказалось, что страх чистого листа присутствует и у писателей. Точнее, у писателей он присутствует в первую очередь. Но когда появляется хотя бы одно слово, дальше становится гораздо легче. Написание диплома сродни написанию книги или сценария.

Если словосочетание «написание диплома» приводит в ужас, то давайте назовем это занятие более благозвучно. А если мы напишем диплом как книгу? Или еще лучше – как фильм. Давайте составим сценарий для нашего диплома!

Но с чего начать?

Помните, когда в школе задавали писать сочинение, нам давали структуру: Начало, середина, конец. Довольно простая форма, которая иногда разбавлялась завязкой, кульминацией и финалом. Сейчас в сочинение добавляется проблема, собственное мнение и выводы. Структура довольно проста, и для сочинения вполне подходит, но вот для книги или сценария, а также и диплома, вряд ли подойдет. Выберем темой нашего диплома «Развитие культурно-познавательного туризма в Волгоградской области».

Начнем мы с самого простого, далее раздвигая границы и расширяя сюжет. Думаете, авторы просто садятся за компьютер и пишут книгу, а герои и сюжеты приходят «по ходу пьесы»? Нет. Подготовка к написанию книги от идеи до первых слов занимает достаточно много времени. Чуть ли не столько же, сколько и написание самой книги. Нужно продумать каждый сюжет, поворотный момент, реплики героев. И только тогда, когда структура прописана досконально, когда готовы планы диалогов и описано, где и как стоят герои в каждой сцене, только тогда автор садится и «одевает» свое детище в наряд слов. С дипломом мы сделаем то же самое. Мы подготовим структуру диплома так, чтобы вам осталось только вставить буквы.

В литературе авторы часто используют метод «снежинки». Он заключается в том, что на основной сюжет, сформулированный в одно предложение, как грани снежинки накручиваются сюжетные линии, характеры героев и их «путь». Попробуем применить его для нашего диплома.


Сформулировать суть диплома (то, что мы увидим в нашем фильме) в одном предложении.


Для нашего диплома (фильма) это будет звучать примерно так: Мы опишем возможности Волгоградской области для развития культурно-познавательного туризма, его состояние и сделаем данный вид туризма в области более эффективным.

Теперь давайте раскроем суть диплома (фильма) чуть шире – до одного абзаца.

О чем наш фильм? О том сколько культурных объектов скрывает в себе Волгоградская область, о ее готовности принимать туристов и использовать все природные и культурные возможности. Но мешает этому (в фильме всегда должен быть антигерой, который все портит) не благоустроенность гостиниц, разбитые дороги и маленькие зарплаты экскурсоводов. Но мы сможем исправить положение, прося помощи (у героя, у кого же еще) у местного туроператора и проектируем тур, который сможет повысить посещаемость области, увеличит прибыль и интерес во внутреннем туризме.

Сценарий и диплом имеют схожую структуру. И там, и там есть жизнь, которая не устраивает, крутой поворот меняет устоявшуюся структуру. Есть герой, который имеет какие-то проблемы, проходит испытания и в конце побеждает всех врагов. Так же и в дипломе, имеется объект исследования – наш герой, т.е. турфирма-оператор, организующая туры по Волгоградской области; есть антигерои, которые не дают развиваться герою – это плохая инфраструктура, отсутствие рекламы и т.п.; и в ходе диплома выявляются проблемы и герой (объект исследования) их решает.

Выбор героя (Объект исследования)

Герой – главная фигура любого фильма. Объект исследования – главный герой каждого диплома. Именно его мы изучаем во второй главе, подкидываем трудностей и в третьей главе помогаем с ними справиться.

Чаще всего объектом исследования является организация, на примере которой мы рассматриваем проблему диплома. На примере чего можно изучить культурно-познавательный туризм Волгоградской области? В качестве героя можно взять турфирму, которая организует туры по области, а можно взять государственную структуру, такую как комитет по туризму этого региона и посмотреть как он справляется со своими обязанностями.

Выберем героя, т.е. объект исследования – туроператор «Волгоград-тур».

Вернемся к структуре школьного сочинения, которую мы описали выше. Начало – середина – конец. Здесь я намеренно не беру в расчет введение и заключение, это отдельные элементы работы, и их будем писать в самом конце. Эта трехступенчатая структура и есть три наши главы.

Начало – 1 глава – теоретическая. Это описание локации. Того места, где живет герой, его друзей, врагов, раскрывается его характер. Для диплома описываются основные понятия, ученые, занимавшиеся этой проблемой ранее, возможности развития, сравнение с другими областями или иностранным опытом.

Середина – 2 глава – аналитическая. Показывает возможности героя, четко обозначает антигероя и его силу, формируется четкая идея – идти сражаться. Происходит изучение объекта исследования, показатели его деятельности, что делалось в рамках заданной темы, выявляются проблемы и недостатки в процессе исследований и намечается план действий по их устранению.

Конец – 3 глава – расчетная. Здесь герой борется с врагами и побеждает, объект исследования проводит мероприятия, которые решают проблему и приводит фирму к выгоде.

Начало (1 глава диплома)

Представьте себя режиссером и вспомните, с чего начинаются все фильмы? Например, «Люди в черном» начинается со встречи с инопланетянином, замаскированным под человека. И в результате агент К лишается напарника. Второе «начало» – когда герой Уилла Смита бежит за преступником со странными глазами.

Здесь нет проблемы, антигероя, не видно какие же испытания нужно пройти. Идет описание того, что было ДО, в какой обстановке происходят события. То же самое и в дипломе. Первая глава диплома не раскрывает сути героя, не показывает его противника. В самом начале мы видим лишь окружение, атмосферу, обстановку, ситуацию, в которой будут разворачиваться события.

Что может служить «окружением» для диплома «Развитие культурно-познавательного туризма в Волгоградской области»? Определить это легко, достаточно посмотреть на диплом и составить словосочетания из его темы. Получается:

Развитие туризма, культурно-познавательный туризм, туризм в Волгоградской области.

Это и есть описание локации, в которой будет происходить основное действие – политическое, социальное, историческое окружение, где действует наш объект исследования – турфирма. Когда суть ясна, перейдем к названию главы и параграфов.

Название главы шаблонное и начинается словами: «Теоретические основы….». И дальше описывается тема диплома.

1.Тема диплома «Развитие культурно-познавательного туризма в Волгоградской области».

Глава 1. Теоретические основы развития культурно-познавательного туризма

(Заметьте, точку в конце главы не ставим)

Вспоминаем нашу локацию и выбранные слова и формируем три пункта первой главы.

1.1.Современное развитие туризма

1.2. Сущность и характеристика культурно-познавательного туризма

1.3. Технология разработки культурно-познавательных туров

Для большинства тем есть шаблонные пункты первой главы, их можно подставить к любому диплому.

– Современное состояние (предмет исследования, например, культурно-познавательного туризма)

– Анализ законодательства (туризма)

–Нормативно-правовые акты в (туризме)

– Зарубежный опыт развития (культурно-познавательного туризма)

– Сравнение российского и зарубежного опыта развития (культурно-познавательного туризма)

Середина (2 глава диплома)

К этому моменту в фильме мы уже знаем кто герой, его друзья, знакомимся с антигероем или проблемой, которую нужно решать. Спасать мир, например. В «Люди в черном» на этом этапе мы видим три основные вещи:

1.«Деятельность» ЛВЧ, структуру, отделы, кто чем занимается.

2.Задачи отдела, в котором работают герои – поимка инопланетян, незаконно попавших на Землю.

3.Формируется ряд проблем: массовое бегство инопланетян с Земли, двойное убийство, потеря Галактики. И определяется самое важное из них – поиск жука в теле человека.

С дипломом, как ни странно, тоже самое. Во второй главе мы:

– описываем деятельность фирмы: организационную структуру, чем занимается, кадровый состав;

– анализируем предмет исследования в организации. В нашем случае – какими способами турфирма развивает культурно-познавательный туризм, либо как развит данный вид туризма в регионе деятельности турфирмы.

– определяем ряд проблем, которые мешают развиваться турфирме в этом направлении и выявляем две-три основных, которые и будем решать в третьей главе.

Так как вторая глава аналитическая, то ее цель – проанализировать ситуацию, в которой оказалась организация.

Название второй главы отвечает заданной цели. «Анализ деятельности… (организации, процесса)»

Таким образом вторая глава сначала показывает исходную точку, что было до начала работы по данному направлению.

В нашем дипломе вторая глава будет выглядеть так:

Глава 2. Анализ деятельности турфирмы «Волгоград-тур» в продвижении культурно-познавательного туризма в Волгоградской области

В пункте 2.1. описываем структуру турфирмы, отделы, виды туризма.

В пункте 2.2. анализируем деятельность турфирмы по продвижению культурно-познавательных туров, т.е. сравниваем объем продаж этого вида туров с другими, описываем виды рекламы, связи, которые использует фирма для продвижения данного направления, сюда можно включить сравнение с конкурентами.

Пункт 2.3. необходим для того, чтобы выделить проблему, которую мы будем решать в третьей главе. Здесь я выбрала проанализировать спрос на этот туризм, заранее зная, что он окажется низким. На самом деле проблем, которые могут возникнуть у турфирмы с культурно-познавательным туризмом может быть множество: плохая инфраструктура, где нет дорогих гостиниц и развлечений, отсутствие достопримечательностей, новый неизвестный вид туров, неправильно определенная целевая аудитория и т.д.

Начиная писать этот пункт нужно уже знать какие мероприятия мы будем проводить в третьей главе. Если неожиданно для себя вы определите, что проблемой всего была плохая нормативно-правовая база и государственное финансирование, то в следующей главе придется предлагать законы и расчитывать финансирование.



Почему я предложила два варианта? Потому что мы можем использовать в качестве объекта исследования не только турфирму, которая работает по данному направлению в Волгограде и области, но и сам культурно-познавательный туризм. Вариант с организацией мы обсудили, но что меняется, если в качестве «героя» берется большой и не ощутимый процесс, как целый культурно-познавательный туризм?

В первом пункте также изучаем структуру, т.е. что входит в культурно-познавательный туризм. А входят туда достоприечательности, природные объекты, инфраструктура. Второй пункт рассматривает особенности работ, которые проходят в рамках туризма: какие фирмы работают, кто лидер рынка, какие туры предлагаются, на сколько дней, их стоимость, что входит в тур. Третьим пунктом изучаем проблемы: могут быть плохие дороги, нехватка гостиниц, дорогой проезд, захват рынка монополистом или отсутствие спроса на данный вид туров.

Загрузка...