Глава 4 Задержание

Первое препятствие позади – адвокат прорвался через КПП, теперь его ждёт встреча с задержанным и работа на особой процессуальной стадии.

Напомним, право на адвоката появляется с момента фактического задержания (п.3 ч.3 ст.49 УПК). Хотя, если отвлечься от процедуры задержания, адвокат может появиться и раньше, с момента начала любых процессуальных действий, как-то затрагивающих права клиента.

Выясняем обстановку

1.Составлен ли протокол задержания? Он должен быть составлен в течение 3-х часов с момента фактического задержания (ч.1 ст.92 УПК). Если нет, то участвуем в его составлении (участие адвоката при составлении протокола в этом случае обязательно). Получаем копию протокола (п.1 ч.4 ст.46 УПК).

Кстати, с этого момента задержанный официально считается подозреваемым со всеми его правами и обязанностями (ст.46 УПК).

В протоколе обращаем внимание на время фактического задержания (не время составления протокола, а именно фактического задержания) – оно должно быть указано. Этот момент имеет значение для начала отсчета 48-ми часов для заключения под стражу и именно с этого момента будет зачитываться время в возможное лишение свободы при назначении наказания. Откуда это следует – ч.2 ст.92 УПК и, например, Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2021 N2002-О (одно из многих).

2.Какие ещё действия проведены с задержанным? Возможно уже начали «ковать железо, пока горячо» и успели провести осмотр места происшествия с его участием, проверку показаний на месте или другие действия. С протоколами всех этих действий адвокат вправе ознакомиться (п.6 ч.1 ст.53 УПК). В протоколах могут быть признательные показания в форме отдельных реплик задержанного – учитываем, что такие признания являются недопустимым (поскольку даны без адвоката – ч.2 ст.75 УПК) и не позволяем на этом основании давить на защитную позицию («да уже всё признали, поздно отпираться» – нет, не поздно).

3. Был ли уже допрос? Если был, значит он состоялся с адвокатом «по 51-й УПК» (адвокат по назначению)и, вероятно, уже есть признательные показания. Это, конечно, обозначает печальные перспективы дальнейшего развития дела – отказаться от признания тяжело и с такой плохой картой придется играть дальше. Ну что ж, хотя бы можем ознакомиться с протоколом допроса. Если допроса не было (а значит задержанный проявил стойкость и требовал дождаться «своего» адвоката) – значит у нас есть возможность к допросу подготовиться.

Перед началом допроса есть право на конфиденциальное свидание с адвокатом не менее 2-х часов (ч.2 ст.92 УПК).

4.Предоставили ли задержанному право на телефонный звонок (ч.1 ст.96 УПК)? Скорее всего предоставили (раз уж адвокат приехал), но возможна и другая ситуация.

Общение с задержанным

Выясняем позицию задержанного (признаёт, не признаёт).

Внимание, опасность – никогда не склоняйте к признанию вины даже в самых очевидных случаях (вам это обязательно припомнят). Если задержанный настаивает на невиновности, даже если вы в неё абсолютно не верите – адвокат обязан строить тактику на отрицании вины. Пытайтесь дать задержанному объективную картину «вот, что есть против нас, вот, что мы можем использовать в защиту». Пусть это будет его (задержанного) выбор.

Выясняем не было ли по отношению к нему каких-то недопустимых методов – насилия, принуждения, «подбрасывания». По этому моменту поговорим далее.

Разъясняем, что можно отказаться от дачи показаний по ст.51 Конституции (право не свидетельствовать против себя). И вот здесь неоднозначный момент, зависящий от обстоятельств дела – здесь нужно определиться, уже сейчас начать строить защитную позицию или дать себе отсрочку до последующего допроса для её подготовки, сославшись на «51-ю».

Помните, что повторный допрос, в случае отказа от дачи показаний на первом допросе, возможен только по просьбе самого обвиняемого (п.4 ст.173 УПК).

Общий совет здесь дать сложно. В каких-то случаях нужно сразу заявлять о «подбросе», о наличии алиби и прочем, если уже понятно на чём строить защиту. А в каких-то случаях, когда картина дела очень туманная, стоит «уйти на 51-ю», чтобы не наговорить лишнего, не обладая пониманием ситуации.

Ну и учитываем известный приём давления «пойдёшь в отказ – отправим в СИЗО». Иногда бывает и так, что, получив с барского плеча подписку о невыезде в обмен на дачу нужных показаний, человек в итоге на основе своих первоначальных показаний «уезжает на долгий срок». То есть, выторговав сейчас условную свободу «под подпиской», можно получить в последующем реальный срок.

По итогам адвокату стоит взять у задержанного расписку: «согласен с тем, чтобы мою защиту осуществлял адвокат такой-то, защитная позиция согласована, дата, подпись». Это страховка от возможной перемены настроения задержанного – бывает такой неприятный сюрприз, когда задержанный в последующем может повернуться против вас. Есть такой нехороший приём, когда обвиняемый строит позицию на нарушении права на защиту, обвиняя своего адвоката в выдуманных грехах (мы также отдельно поговорим об этом).

Избрание меры пресечения

Основной показатель успешности действий адвоката – уехал ли в итоге после задержания клиент домой своим ходом или его увезли в ИВС. Показатель не объективный, потому что иногда «вытащить» клиента абсолютно невозможно и никак адвокат на это повлиять не может. Например, задержанного на месте преступления по тяжким составам никто не отпустит.

Но бывают и неочевидные случаи и здесь уже появляется возможность компромисса со следствием. С одной стороны, нельзя занимать полностью соглашательскую позицию (мы со всем согласны – только отпустите); с другой стороны, нельзя занимать и позицию «воинствующего дурака» – и то, и другое очень опасно для клиента (да и для репутации адвоката). Компромисс зависит от конкретных условий, а иногда он и невозможен.

Загрузка...