Введение

Почему, получив высшее медицинское образование, я не работаю врачом, а нашла себя в бизнесе? Не жалею ли о потраченных на обучение годах? Если коротко – нет, нисколько не жалею и счастлива, имея свое дело, никак не связанное с медициной.

В юности я сама выбрала институт, родители отнеслись к моему выбору спокойно: «Решила – так иди, учись». И я училась. В самом начале учебы хотела пойти на судмедэксперта, мне казалось, это – самое трудное и интересное. Учеба давалась легко, хотя, конечно, приходилось напрягаться, перерабатывая огромное количество материалов, многие из которых приходилось просто зазубривать. Но мне нравился высокий гуманизм специальности, находящейся на грани между медициной и юриспруденцией. Было ощущение избранности, исключительности, прикосновения к чему-то сакральному, что другим недоступно.

В то же время нас, студентов, мало знакомили с реалиями будущей работы. С теми эмоциональными требованиями и уровнем вовлеченности, которых требует эта профессия. У нас в семье врачей не было, и я не представляла себе, что такое ночные дежурства, тяжелый запах и еще много чего не могла себе представить. А вот страсть к развитию, росту у меня была всегда. В то время, в начале нашего века, путей для этого у врача было два. Первый – это наука. Я видела, что люди, посвятившие себя научным исследованиям, с одной стороны, живут вполне насыщенной, интересной жизнью, с другой – совершенно не защищены в социальном смысле. И этот вариант был мной отметен, хотя, считаю, способностей у меня было для этого достаточно. Другой путь развития – это врачебная карьера: врач, заведующий отделением, начмед, главврач. Честно признаюсь, меня это тоже не привлекало. Решающую роль в принятии решения сыграл низкий уровень зарплаты, как это ни банально. В пересчете на доллары он составлял примерно сотню в месяц.

Неужели эта оплата соизмерима с той степенью ответственности, которую несет врач?

Мне хотелось больше возможностей, свободы принятия решений. Ни в коей мере не хочу обесценить работу бывших коллег-врачей, говорю лишь о своих личных ощущениях. Возможно, мне тогда не хватило хорошего наставника, человека, на которого я бы хотела равняться, учиться у него отношению к делу. Известные медицинские светила того времени – Чазов, Амосов, Федоров – были от меня бесконечно далеки. Зато рядом был мой муж – человек, внутренне чрезвычайно свободный, абсолютно чуждый интриг, борьбы за карьеру. Он, конечно, готов соблюдать правила техники безопасности и дорожного движения, но в остальном предпочитает жить по собственным правилам. И однажды я поняла, что хочу в этом походить на него. Так или иначе, в 28 лет я для себя медицинскую тему закрыла.

Работа врача, с одной стороны, жестко регламентирована, с другой, требует эмоционального вовлечения, к которому я, если честно, оказалась не готова. Можно назвать это эгоизмом, но, признаюсь, идея жертвенности мне не близка. Данко, вырывающий себе сердце, не мой герой. Считаю, что принесу больше пользы окружающим, если окажусь для своего ребенка здоровой адекватной матерью, а потом бабушкой для внуков, если смогу долго успешно работать и заботиться о близких. Для этого необязательно иметь дело со страдающими измученными людьми. В конце концов, организованный мной коллектив спасает бизнесы, помогает избежать ошибок примерно пятистам предприятий. Даже если в каждом работает по четыре человека, мы сохраняем примерно две тысячи рабочих мест, обеспечивая людей и их семьи зарплатой. Считаю, это не менее гуманно, чем работа врача. Просто у каждого человека есть свой способ быть полезным конкретным людям и обществу в целом.

При этом уверена, дверь в медицину для меня не закрыта. Если что, смогу подтвердить квалификацию и вернуться. Да, я уже никогда не войду в операционную, но, думаю, с работой терапевта или педиатра вполне бы справилась. Считаю, никогда не надо бояться изменить привычный образ жизни. Несмотря на то, что говорят окружающие.

Встречаю иногда бывших коллег, они спрашивают, как мои дела, я рассказываю. И слышу нередко: «Да, ты больше не доктор…» Но меня это мало задевает, я совершенно спокойна, потому что, во-первых, рада, что занимаюсь своим делом, во-вторых, мне ясно: этому человеку просто хочется самооценку повысить. Тем более, он не в курсе, как в свое время изменились обстоятельства моей жизни, а я не собираюсь рассказывать: зачем себе и окружающим нервы трепать? Конечно, не всеми своими поступками я довольна, о некоторых глупостях сожалею годами. Но только до тех пор, пока не понимаю: без предыдущего не было бы настоящего. Мои сожаления бесследно испаряются, когда считаю доход за предыдущий месяц, когда получаю оценку своих кейсов от коллег и партнеров, когда прихожу на свой корпоратив, где вижу счастливые глаза восьмидесяти сотрудников, которых обеспечила работой и доходом. Будь я врачом, вряд ли мне удалось бы объездить столько стран, при том, что возможность путешествия для меня – одна из жизненных ценностей. Сомневаюсь также, что смогла бы обеспечить своему ребенку то будущее, которое сегодня ему выстраиваю.

Не говоря о душевном и физическом здоровье, ведь многие врачи и сегодня работают буквально на износ.

А в бизнесе я чувствую себя свободной. От правил, от необходимости подстраиваться под начальство, тем более, когда речь идет о твоих убеждениях, а от тебя требуют иметь мнение, утвержденное сверху. И ты вынужден согласно кивать, мол, да, мыслю правильно, одобряю и поддерживаю то и се. Другими словами, ты живешь по чужим правилам, тебе лично чуждым, но навязанным. Теперь же я просто счастлива, потому что сама составляю графики, инструкции и регламенты. И еще от того, что увидела изнутри, как работают многие бизнес-системы, в том числе медицинские. Знаю, что происходит в гигантских компаниях с несколькими тысячами сотрудников и в микропредприятиях, где три человека валяют детские валеночки и продают их через Инстаграм. Богатство впечатлений сильно расширяет горизонты знания.

Мало того, именно врачебный опыт помогает мне принимать управленческие решения; вообще, считаю полезным использование достижений в одной области для развития в другой. Мы живем во времена мультипотенциальных возможностей. И это здорово! Главное, не бояться пробовать новое и быть честным с самим собой. Пора уже перестать стесняться жить по-человечески, зарабатывать столько, чтобы хватало на книги и путешествия, комфортное жилье и удобную, красивую одежду, посещение театра и подарки друзьям. Помню, когда работала в фармацевтической компании, постоянно приходилось подрабатывать, здесь – полставки, там – полставки… Многие врачи и сегодня вынуждены пахать на нескольких работах. У каждого свой путь и способ выживания, мой – другой.

Бывает, молодой человек окончил мединститут, работает доктором, больше ничего не умеет. Сидит годами на одном месте, с жестко определенной зарплатой. И не потому, что это его призвание и гуманитарная миссия: его держит обыкновенный страх изменений, боязнь провала на новом месте. Сужу по себе, мне не раз приходилось подобный страх преодолевать, начиная каждый раз с нуля. Тридцать лет на одном месте – это не про меня. Я года по три работала в самых разных местах, но что это были за годы!

Провела бы здесь аналогию с замужеством. Конечно, прожить тридцать лет в любви и согласии – это замечательно. Но если людей держит вместе лишь совместное жилье, дети и ипотека, то лучше развод и три брака, но наполненных искренним чувством, эмоциями, не побоюсь этого слова, страстью.

Да, репутация, социальный статус тоже имеют значение. Сегодня вы – уважаемый доктор, лечите курильщиков, завтра – менеджер по продаже табака. Я многое перепробовала прежде, чем на моих визитках появились полностью мои имя, фамилия, отчество и должность. Притом, что женщина остается женщиной в любых обстоятельствах, кроме профессиональной нагрузки, она несет еще социальную, семейную, материнскую. А источник энергии все-таки один, и он не бесконечен. Но я рада, что могу позволить себе встретить ребенка из школы, а мужа – с работы, мне не надо в этот момент торопиться на дежурство по графику. Искренне преклоняюсь перед современными врачами, они действительно героические люди, но, как говорится, это – история не про меня.

А если говорить о предназначении, так я нахожусь в поиске его до сих пор. Считаю, даже если из небесной канцелярии вам сообщат, что ваше предназначение – фуры водить, вы вряд ли будете готовы все бросить и срочно отправиться получать права. В глобальном смысле, когда мы не знаем, сколько нам лет еще отпущено, предназначение человека – в том, чтобы делать наилучшим образом свое дело там, где он находится, и постоянно пробовать заняться еще чем-то интересным. Например, я как-то проводила мастер-класс в качестве сомелье, специалиста по винам. Рассказывала, как правильно их употреблять, мы сравнивали креманы с шампанским, составляли коктейли и все, особенно я, получили огромное удовольствие. Вряд ли достигну профессиональных высот в этой профессии, но опыт был потрясающим. У каждого человека есть, чем поделиться; думаю, это самое настоящее наше предназначение – давать людям знания, радовать их, доставлять им удовольствие, не говоря уже о пользе. Для этого не обязательно спасать чьи-то жизни или рисковать своей. Мое поколение было воспитано в основном на героических примерах, военных и гражданских. Мы не понимали, как можно быть счастливым, просто сидя с книгой в вечерней тишине, с чашкой кофе или бокалом вина у камина, ведя неспешный разговор с близкими людьми. Счастье индивидуально, оно совсем не обязательно требует масштабных свершений и коллективных действий.

То же касается и успешности в бизнесе. Она напрямую не связана с его масштабом. Иной раз один заработанный доллар радует человека больше, чем другого – миллион. Да, многих прельщает возможность работать в крупной компании, всегда приятно осознавать свою причастность к большому делу. Но сегодня, думаю, вполне можно чувствовать себя состоявшимся человеком, торгуя валенками в Инстаграме. Интернет изменил наши представления о масштабах и возможностях бизнеса. Крупнейшие организации используют в сети методы и инструменты, доступные любому школьнику, тем более, самому мелкому предпринимателю. Поэтому критерии успешности находятся не снаружи, а внутри каждого человека, любая сторонняя оценка будет всего лишь отражением взгляда оценщика.

Сегодня представления о свободе выбора сильно отличаются от тех, что были во времена, когда ваша жизнь была расписана чуть ли не по годам: в – 16 институт, в 18 – армия, потом работа на одном месте до пенсии. И тогда, если пенсия позволяет, делай что хочешь. Моему мужу под шестьдесят, он гоняет на мотоцикле, бесится с детьми, и если я намекну ему на пенсию, то скорее всего, мне не поздоровится. И я уже не учу своего сына мыть посуду. В крайнем случае посмотрит ролик на Ютьюбе и сунет ее сам в посудомойку. Или пригласит помощницу по дому, возможно, к нему перейдет по наследству та, что сейчас помогает нам. Так или иначе, возможностей решить любую проблему сегодня стало однозначно больше. Только надо почаще вспоминать шутку про ведро с крабами. Напомню, один краб запросто может из ведра выбраться. Но если их там много, остальные вцепятся в него, и тогда сварят всех. В роли крабов могут оказаться люди, искренне желающие вам добра. Это неплохо, но не позволяйте им в себя вцепляться.

Помню, в 40 лет переезжала в Москву. Чего только тогда не наслушалась! Хотя, казалось бы, я не на фронт ехала, не в неизведанные дали, а в город-герой, столицу огромной страны. Со мной муж и ребенок, уже снято жилье и имеется некая заначка на первое время. Конечно, я уехала и ни капли не жалела. Это не значит, что не надо ни к кому прислушиваться. Надо. Вам могут задать очень правильные вопросы о вашем будущем. Собирайте информацию, думайте, анализируйте, но решение принимайте лично, избегайте соблазна посоветоваться перед отъездом. А он есть, этот соблазн, но в таком случае лучше найти тех, кто уже прошел этот путь, интернет вам в помощь. Если речь о бизнесе и вы решили стать менеджером по продажам, то лучше не с самими менеджерами разговаривать, а с их руководителями.

И у них узнать, насколько это страшно – пройти через резкие перемены. Мне пришлось немало их пережить. Например, когда мы вернулись из Москвы, просто чтобы пережить нелегкие времена, сэкономить на жилье. Легко мне было на такой шаг решиться? Нет, но пришлось. Оказалось, меня уже в определенном смысле похоронили, а я вдруг ожила, мало того, получила бесценный опыт, связи, открыла бизнес. И, вообще говоря, у меня не было обязанности оправдываться или объясняться. Поступила так, как мне в тот момент было удобно, комфортно. Со временем провела некую селекцию своего окружения, оставив тех, кто не озвучивает постоянно свои страхи по моему поводу. И вам советую так поступить. Конечно, в интернете сделать это легче, чем в офлайне, но главное в любом случае – высокий уровень взаимной поддержки, отказ от оценочных суждений без запроса на них. Это не означает непременного согласия с другим человеком. Это подразумевает уважение права каждого на собственное мнение, решение, даже если вы лично считаете его неправильным.

Это так называемая «Я-позиция», когда человек высказывается исключительно от своего имени, не претендуя на обладание абсолютной истиной. Это особенно полезно в бизнесе. Ведь высказываясь в духе: «Мое мнение по этому вопросу такое…» или «Моя реакция на ситуацию такова…», вы принимаете на себя ответственность только за свои слова. И обсуждаете мнение, действие, поступок, а не личность его автора. В этом случае нет поиска виновных, есть поиск решения проблемы. Как говорят медики, в борьбе пациента с болезнью врач должен быть на стороне пациента. Такой подход совершенно соответствует библейскому золотому правилу морали: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А кому не нужна своевременная поддержка? Поэтому мне очень нравится наблюдать траекторию роста своих сотрудников. Начинаю себя чувствовать сопричастной к тому, что вчерашний менеджер по продажам сегодня – коммерческий директор. Это ощущение считаю даже более важным, чем работа в крупной компании. Именно в малом бизнесе особо заметно, что ты можешь быть реально полезным человеком. Оказывается, для этого есть множество возможностей: вам не надо уже бегать по городу в поисках нуждающихся в помощи, вы сами уже понимаете, кому, в какой мере, вы хотите и можете помочь. Тогда у вас есть отличный шанс остаться верными самому себе. Как говорил шекспировский герой: «Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям». Мне эта простая истина далась нелегко, пришлось признать, что часто была не права, соглашалась, когда надо было отказываться, отвергала то, что следовало принять. Теперь считаю важным никогда не обманываться на собственный счет, тем более, как известно, идеальных людей давно нет. Один был когда-то, но и тот послушал жену и съел не то, что надо.

Поэтому я за здоровый эгоизм. Да, считаю, моей семье нужна уверенная в себе, радостная мама и жена, а не замотанный работой анестезиолог (при всем моем безмерном уважении к этой профессии). Нет, не считаю, что много зарабатывать – это аморально, если, конечно, способы заработка легальны. Благодарна судьбе, что окончила мединститут, но уверена: заниматься надо тем, по поводу чего вам кажется: хочется, да колется. Идите смело в область этих «покалываний», доверяйте себе, пробуйте снова и снова. А если кому-то для этой цели нужен некий пинок, буду счастлива, если им окажется эта книга.

Загрузка...