Компании закрываются. Каждый слышал фразу о том, что бизнес – дело рискованное, но не все понимают, насколько риск высок. Вот лишь несколько цифр:
• 99 % стартапов в США закрываются на ранней стадии;
• 97 % малого бизнеса закрывается в течение первых трех лет [1];
• 37 % российских стартапов не получают выручку;
• каждый пятый российский предприниматель согласен бросить бизнес и вернуться на работу в офис [2].
Дальше я раскрою эти цифры подробнее. А пока хочу разобраться с двумя понятиями: стартапы и малый бизнес с нуля. Это нужно, чтобы дальше говорить с вами на одном языке.
Стартап и традиционный малый бизнес с нуля – это разные вещи, но их нередко путают: используют слово стартап, когда говорят об открытии традиционного малого бизнеса с нуля. К примеру, три друга открывают автомойку и всем сообщают: «У нас – стартап!» Они называют свою автомойку стартапом, потому что хотят подчеркнуть, что начали бизнес с нуля.
Но стартап – это не любое дело с нуля, а отдельный тип бизнеса. Ключевые отличия – в таких характеристиках, как риск и потенциал, инновационность и тип финансирования. Именно их разберу подробнее.
Риски и потенциал. Стартап – это в первую очередь эксперимент. С высоким уровнем неопределенности, максимальным риском и огромным потенциалом.
Обычно стартапы создаются на больших рынках, и потенциально каждый стартап – это будущая корпорация. Но только потенциально. В реальности же стартап, как любой эксперимент, часто заканчивается провалом.
В малом бизнесе тоже есть риски и неопределенность, но они в большей степени связаны с реализацией. Давайте рассмотрим это на примерах.
Заметьте: рассматривая потенциал стартапов, я говорю лишь о выручке, но не о прибыли. Дело в том, что стартапы часто убыточны, потому что быстро растут. Вся выручка уходит на поддержку роста, а инвестиции – на покрытие убытков. В итоге прибыли не остается. А вот в малом бизнесе потенциал кроется как раз в стабильной прибыли.
Инновационность. Инновации – сердце стартапов. Стартапы всегда связаны с чем-то новым, уникальным: технологиями, способами потребления, коммуникации, доставки ценности до потребителя. Например, Uber изменил поведение пользователей: они больше не звонят по телефону, чтобы вызвать такси, и не ловят попутку на дороге.
Малый же бизнес не претендует на инновационность – это обычный бизнес, такой же, какой есть в тысяче городов, был сто лет назад и будет сто лет спустя. Например, парикмахерская у дома, кафе, ларек с шаурмой, автосервис и так далее. Даже если у автомойки есть приложение, а курьеры из ларька с шаурмой ездят на электросамокатах – это все равно не стартапы.
Стартапы: Uber, каршеринг «Делимобиль», платформа для поиска специалистов Wowworks.
Малый бизнес: такси «Улыбка» в Челябинске, прокат автомобилей в аэропорту, фирма по ремонту квартир и домов.
Тип финансирования. От стартапов ждут быстрого развития и роста, захвата и изменения рынков, и все это требует финансирования. Поэтому чаще всего стартапы привлекают инвестиции: фондов, бизнес-ангелов, венчурных инвесторов. Малый же бизнес, как правило, открывают на собственные сбережения, займы друзей, родственников или небольшие банковские кредиты.
Есть и другие отличия между стартапами и традиционным малым бизнесом: масштабы компаний, темпы роста (стартапы должны расти быстрее), прибыльности, стратегии развития и так далее. Но есть и сходство.
И малый бизнес с нуля, и стартапы закрываются.
97 % малого бизнеса с нуля закрывается. Малый бизнес, открытый с нуля, в среднем живет три года [1], а если точнее – 35,3 месяца[1]. Только 3 % компаний удается продержаться на рынке дольше трех лет. Вероятность провала – 97 %.
99 % стартапов – тоже. 99,7 % стартапов в США либо закрываются на ранней стадии, либо зарабатывают мало. Только у 4 % выручка превышает 1 млн долларов в год.
В России ситуация со стартапами не лучше: по данным исследования «Стартап Барометра», только 6 % из них стабильно развиваются и ищут точки роста. Остальные тестируют гипотезы, собирают команды или разрабатывают минимально жизнеспособную версию продукта. И в этой ситуации:
• у 37 % стартапов нет выручки;
• у 18 % выручка за последний год – меньше миллиона рублей;
• у 22 % выручка составляет от 1 до 10 млн руб.;
• у 16 % выручка составляет 10 млн руб.
Если бы я вам предложил вложить деньги в авантюру с вероятностью провала в 97–99 %, вы бы вряд ли согласились.
Но когда речь идет о том, чтобы открыть малый бизнес с нуля или основать стартап, статистику провалов почему-то не берут во внимание. Думаю, так происходит из-за систематической ошибки выжившего.
Ошибка выжившего работает так: мы видим примеры успешных стартапов и малого бизнеса с нуля: «Додо Пицца», «Вайлдберриз», «Делимобиль», 12storeez, «Чаевые просто». Смотрим рейтинги в стиле «Топ-100 российских стартапов», и у нас возникает ощущение, что добиться успеха реально, нужно только работать.
Но мы видим лишь победителей. И редко интересуемся тем, сколько предпринимателей «погибли», так и не добившись успеха.
Я, к примеру, горжусь тем, что сумел построить с нуля и продать четыре бизнеса: кадровое агентство, строительную и металлоломную компанию, бизнес-брокерское агентство «IT Бизнес Брокер».
Но провалов у меня было гораздо больше: я запускал и солярий, и столовую, и агентство по настройке CRM, и фонд по покупке бизнесов на маркетплейсах, и еще с десяток невзлетевших проектов.
Мы бы никогда не узнали о Федоре Овчинникове, если бы он остановился на своем первом бизнесе – книжном магазине. С ним Федор не попал бы ни в один список победителей. Но позже он создал «Додо Пиццу», с которой и стал «выжившим».
А сколько тех, кто создал первый, второй, десятый бизнесы, но так и остался «погибшим»?
Бизнесы «погибают» по разным причинам: от неверной оценки уровня спроса до ошибок в финансовой модели; от неправильно выбранного рынка до некомпетентности основателя; от слабой команды до скандальной рекламы.
Неудачи случаются со всеми, потому что высокая вероятность провала – врожденное свойство любого бизнеса. Вот лишь две истории для примера, в которых казалось, что все идет хорошо. Ровно до того момента, пока все не стало плохо.
Провал американского стартапа WeWork[2]. WeWork – крупнейшая сеть коворкингов в мире – считалась одним из самых успешных «единорогов»[3]. До августа 2019 года компанию оценивали в $47 млрд.
WeWork был бизнесом со сверхидеей: основатель хотел, чтобы коворкинги не просто были комфортным местом для работы, но и объединяли людей. Чтобы резиденты поддерживали друг друга, мотивировали, делились идеями и знаниями.
Для этого во всех коворкингах предусматривались помещения для лекций, тренингов, семинаров, а еще компания запустила собственное приложение для знакомств и общения завсегдатаев коворкингов.
Все это вызывало восторг у стартап-сообщества: молодые, технически подкованные специалисты создают крутые пространства. И оно помогало основателю привлекать крупные инвестиции.
Например, в начале 2019 года компания привлекла $12,8 млрд, одним из ее первых инвесторов стал зять Дональда Трампа Джаред Кушнер, а самым крупным – Softbank, японская холдинговая компания. Именно инвестиции Softbank привели к оценке в $47 млрд.
Вот только прибыли не было: вместе с ростом выручки росли и расходы компании. К примеру, в 2018 году при выручке в $1,8 млрд компания получила убыток в $1,6 млрд. То есть на каждый вырученный $1 приходился $1,8 расходов.
При этом бизнес рос: только открыв локацию в одном городе, компания начинала поиск помещений в трех других. Из-за этого WeWork постоянно находилась в ситуации кассового разрыва – это когда компании не хватает денег на обычные вещи вроде зарплат и аренды.
Из-за нехватки средств основатель WeWork задумался об IPO – это первичное размещение акций компании на фондовой бирже. Компания продает акции частным инвесторам и получает деньги, которые помогают перекрыть накопленный убыток.
В августе 2019 года в рамках подготовки к IPO Комиссия США по ценным бумагам и биржам получила полную отчетность WeWork, и это стало началом конца.
Масштаб убытков привел бизнес-сообщество в недоумение: как компания, которая на каждый доллар выручки тратит два, планирует выйти хотя бы в ноль? В то же время в СМИ стали появляться вопросы, например, почему компания считается инновационной и технологичной, если она занимается обычной субарендой?
В итоге к середине сентября оценка WeWork снизилась до $10–12 млрд – это меньше, чем сумма всех привлеченных инвестиций. Через пару дней после новой оценки IPO отложили до конца года.
После этого в СМИ стали обсуждать личность основателя WeWork Адама Неймана: его пристрастие к алкоголю и привычку расхаживать по офису голышом, сектантские замашки. В конце концов Адам потерял пост CEO компании. Тогда же ряд аналитиков пророчили WeWork банкротство.
Но все же WeWork удалось выйти на биржу в 2021 году через слияние с другой компанией – BowX Acquisition Corp. И с оценкой в пять раз ниже первоначальной – $9 млрд вместо $47 млрд. Об этой истории Apple TV даже сняли мини-сериал с говорящим названием «Не сработало».
К провалу WeWork привело множество факторов: и неоднозначная личность основателя, и непомерные расходы, и ничем не впечатляющая бизнес-модель. Но бывает, что бизнес хорош всем: основатель без сектантских замашек, продукт востребованный, бизнес-модель интересная, инвесторы есть. А все равно не взлетает.
Провал российского стартапа Carfix[4]. CarFix – это российский сервис по авторемонту с фиксированными тарифами. Он запустился в 2016 году и точно попал в одну из болей автовладельцев – никогда не знаешь, сколько придется заплатить за ремонт.
CarFix успел обслужить 100 000 клиентов – такая цифра была указана на сайте. А еще получил инвестиции от топовых компаний:
• €1 млн от Оскара Хартманна, основателя CarPrice и KupiVip;
• $5 млн от Mail.ru Group и фондов Simile Venture Partners и Kima Ventures.
В 2019 году CarFix закрылся без объяснения причин. Но можно предположить, что сервисы по авторемонту пока не готовы переходить к фиксированным тарифам. Большую часть поломок специалисты обнаруживают после диагностики, и заранее сказать клиенту, сколько будет стоить ремонт, сложно. Да и владельцы автосервисов не очень в этом заинтересованы.
Стартапы проваливаются в 99 % случаев, а 97 % традиционного малого бизнеса не удается пройти «долину смерти» – первые три года после открытия[5]. Успех туманен, провал гарантирован, поэтому я говорю: не открывайте бизнес!
Но что, если бы существовал способ снизить риски на старте? Этакий предпринимательский хак? Путь, который позволил бы обойти «долину смерти» и сразу стать владельцем успешного, работающего бизнеса с понятной прибылью, клиентами и перспективами развития? Такой способ есть, и он называется купитализм.
Необязательно открывать бизнес, чтобы стать его владельцем. Прибыльный бизнес можно купить у предыдущего собственника и так избежать большей части рисков, о которых мы говорили выше.
Предприниматели, которые покупают действующие бизнесы вместо того, чтобы открыть их самим, называются купиталистами.
Купитализм – это способ предпринимательства, при котором предприниматель не создает бизнес с нуля, а покупает готовый и после сделки развивает его на базе существующей выручки, прибыли, бренда и клиентов.
В англоязычном предпринимательском сообществе такой вид бизнеса называется Entrepreneurship Through Acquisition или Acquisition Entrepreneurship. Если переводить дословно, получится что-то вроде «Предпринимательство через приобретение» – звучит кривовато, поэтому я решил называть русскоязычных коллег купиталистами, а их дело – купитализмом. От слова «купить».
Главная идея купитализма в том, что у готового бизнеса уже есть клиенты, бренд, выручка и прибыль – все, чего нет у бизнеса, созданного с нуля. Купить все это проще, быстрее и менее рискованно, чем создавать самому.
Вместо того чтобы тратить годы на тестирование ниш, создание уникального продукта и наработку клиентской базы, купиталисты сразу получают работающий бизнес. И начинают дело не с нуля или минуса, а с той точки, в которой компания уже приносит прибыль.
Вот некоторые преимущества купитализма.
• Готовые бизнесы работают на тех рынках, где есть спрос и клиенты (а иначе они не приносили бы прибыль), поэтому купиталистам не приходится переживать, что рынка нет или их продукт слишком инновационен. А еще – тратить годы жизни на тестирование спроса.
• Обычно бизнес продают через 3–5 лет после создания – компания уже прошла «долину смерти» первых трех лет. И раз она выжила, значит, верно подобрала ингредиенты успеха: рынок, аудиторию, продукт, маркетинговую стратегию.
• Готовый бизнес – это машина по производству денег, мощность которой купиталист наращивает за счет своих навыков и талантов. Например, если в купленном бизнесе сильный продукт, но слабый маркетинг, купиталист привносит новый маркетинговый подход. Если сильный маркетинг, но слабый продукт, – использует свои навыки продуктовой разработки.
Впервые я увидел купиталистов в деле в 2018 году, когда открыл агентство «IT Бизнес Брокер». Я сопровождал сделки как бизнес-брокер[6] и знакомился с предпринимателями, которые профессионально покупали бизнесы и даже не думали запускать что-то свое с нуля.
Я видел, как предприниматели покупают бизнесы за 1–2 годовые прибыли и продают их через пару лет в четыре раза дороже.
Видел и тех, кто оставлял купленный бизнес себе в качестве источника дивидендов. И тех, кто интегрировал покупку в другие свои проекты и так повышал рентабельность.
Продажа сервиса Lemonprint. Одна из врезавшихся в память историй из того периода – продажа сервиса Lemonprint.
Это был популярный онлайн-сервис, с помощью которого клиенты могли в несколько кликов создать макет визитки, буклета или календаря и тут же отправить его на печать в одну из партнерских типографий. Такая бизнес-модель называется print on demand, или «распечатка по требованию».
Месячная выручка Lemonprint на момент продажи, в 2018 году, составляла около 500 000 руб. Но большая ее часть уходила на выплаты курьерам и партнерским типографиям. А прибыли почти не было.
Покупателем стал владелец московской типографии «Вишневый пирог» Евгений Тимощенко. К тому времени Евгений уже купил несколько действующих бизнесов, и на его примере я увидел, как действуют опытные купиталисты.
• Евгений договорился с продавцом Lemonprint о значительной рассрочке платежа. Это позволило ему не выкладывать разом крупную сумму, а расплачиваться частями. В том числе – из прибыли только что приобретенного бизнеса.
• Он увидел, что большая часть маржинальности Lemonprint теряется из-за высоких цен в партнерских типографиях, и сразу после сделки начал печатать заказы, которые приходили из Lemonprint, в своей типографии. Это позволило снизить расходы Lemonprint и увеличить количество заказов в типографии Евгения.
• Евгений сократил расходы на обработку заказов и поддержку сайта, распределив их на уже имеющиеся у него ресурсы.
В итоге маржинальность бизнеса выросла и у компании появилась значительная чистая прибыль. При этом, покупая Lemonprint, Евгений не сильно рисковал: на момент сделки сервису было около пяти лет; он занимал хорошие позиции в поисковиках по важным для бизнеса ключевым запросам. А еще у бизнеса уже была база постоянных клиентов и удобный онлайн-конструктор макетов.
Используя все это и интегрируя проект в имеющийся у него бизнес, Евгений значительно улучшил экономику Lemonprint. И однозначно выиграл от этой сделки.
Конечно, у Евгения было больше возможностей усилить Lemonprint, чем у любого предпринимателя-новичка без бизнеса и ресурсов. Но и для начинающих купитализм открывает интересные возможности.
Покупка действующего бизнеса – это отличный способ снизить риски, сэкономить время и быстро масштабироваться. Я считаю, что это один из самых недооцененных предпринимательских хаков. Этакий взлом игры в бизнес.
Купитализм переворачивает привычное представление о том, что предприниматель – это тот, кто создает бизнес с нуля.
Вместо создания компании, поиска клиентов, тестирования спроса и борьбы за первые деньги купиталисты сразу получают выручку. Это позволяет существенно снизить риски первоначального этапа развития бизнеса. Сравните:
• 97 % малого бизнеса, открытого с нуля, закрывается через три года[7];
• 25 % купленного готового бизнеса закрывается после сделки[8].
Итак, 97 % против 25 % – риск снижается почти в четыре раза. При этом купиталисту не нужно тратить ресурсы на построение компании: продумывать структуру, подбирать предложение, анализировать спрос. Он с первого дня после сделки начинает искать точки роста прибыли, улучшать бизнес-процессы и внедрять инновации.
Каждый год в России закрывается ≈ 30 000 сделок по покупке готового бизнеса – это купиталисты пропускают «долину смерти» и сразу получают доступ к работающему бизнесу и рычагам роста.
Купитализм подходит не всем. Чтобы быть купиталистом, нужно развивать в себе навыки и инвестора, и предпринимателя.
Навыки инвестора. Первая часть работы купиталиста – поиск и покупка устойчивого, прибыльного малого бизнеса. Чтобы распознать такой бизнес среди множества других, понадобятся навыки инвестора: анализ финансовых показателей, ситуации на рынке, расчет срока окупаемости вложений.
Навыки предпринимателя. Вторая задача купиталиста – усилить бизнес после покупки. Тут нужны навыки предпринимателя: управлять компанией, нанимать лучших, увольнять бездельников, находить точки роста и добиваться увеличения прибыли.
И те и другие навыки требуются и обычным предпринимателям, но в другом порядке. Они сначала создают проект, управляют им и растят, а потом уже думают об окупаемости. Купиталисты же действуют в обратном направлении: сначала окупаемость, потом усиление и рост бизнеса.
В общем, чтобы добиться успеха, купиталисту нужно совмещать две роли:
Навыки инвестора помогут найти и распознать стабильный, прибыльный бизнес для покупки, а навыки предпринимателя – усилить его и получить рост доходов. Именно эта комбинация дает фантастический результат.
Купитализм – это история о покупке готового малого и среднего бизнеса и его развитии после сделки. Такой способ предпринимательства помогает снижать риски:
• запуск стартапа: риск – провала 99 %;
• открытие малого бизнеса с нуля: риск провала – 97 %;
• покупка готового бизнеса: риск провала – 25 %.
Дальше я сравниваю покупку готового малого бизнеса с запуском стартапа и открытием традиционного бизнеса с нуля именно с точки зрения рисков.
Последнее время все говорят о стартапах как золотой нише: придумай что-то инновационное, например приложение для вызова человека, который вынесет за тебя мусор, получи инвестиции и стань единорогом. Неплохо звучит.
Кажется, у стартапов нет проблем. Ведь если смотреть на статистику в США, можно увидеть, что средний успешный стартап получает 41 млн долларов инвестиций[9] – с такой кучей денег любая проблема становится расходами.
Но, конечно, это не так: 75 % стартапов[10], которым удалось получить деньги инвесторов, закрываются. Даже с финансированием, лучшими стартап-командами и опытными управленцами стартапы лишь ненамного успешнее малого бизнеса с нуля.
Во всей этой истории со стартапами обычно выигрывают инвестиционные фонды: они вкладывают деньги в 10 проектов, из которых одна-две штуки выстреливают и платят за неудачи остальных[11].
Для инвесторов подход разумный: они дифференцируют вложения и в конечном счете выходят в плюс. Но вот стартапер, как правило, ничего не дифференцирует. Он вкладывает 100 % своего времени, капитала и навыков в один проект и теряет все, если тот не добивается успеха.
При этом многие продолжают считать, что только стартапы растут быстро и позволяют внедрять инновации. Разберу оба утверждения.
Быстрый рост. Американский экономист Дэвид Л. Берч ввел в оборот четыре термина для описания компаний.
• «Слоны» – крупные компании, часто основанные за счет государственного капитала.
• «Львы» – компании, которые процветают благодаря поглощению более слабых соперников.
• «Газели» – компании, которые развиваются за счет собственного потенциала. Они зарабатывают от 1 млн долларов выручки в год и растут на 20 % ежегодно.
• «Мыши» – все мелкие участники рынка.
Эти четыре вида компаний есть во всех отраслях: от общепита и туризма до IT. И во всех этих отраслях есть рост, не только в последней. Например, в США треть «газелей» работают на рынке оптовой и розничной торговли, а треть – на рынке услуг.
Существование быстрого роста только в IT-стартапах – это миф. Рост есть и в других отраслях. Да и сам быстрый рост – не всегда преимущество, мы еще поговорим об этом в других главах книги.
Инновации. Компаниям со сложившейся историей, структурой и бизнес-процессами тоже нужны инновации. Те, кто это понимают, получают преимущество – они внедряют инновации на уже существующей платформе, а значит, меньше рискуют. Одно дело тянуть и инновации, и новый бизнес, другое – когда инновации накладывают на уже работающий бизнес.
Американский бизнес-консультант, писатель и исследователь Джим Коллинз считает, что бизнесы закрываются из-за устаревания и отсутствия инноваций. Но если бизнес работает давно и в то же время способен меняться и внедрять инновации, у него больше шансов на успех, чем у стартапа. Вероятность успеха увеличивается по трем причинам.
• У существующего бизнеса есть выручка и прибыль, а значит, он может себе позволить потратить часть денег на исследования, тестирование и проверку гипотез.
• У бизнеса уже есть клиенты, которые могут подождать, пока компания внедряет инновации. При этом выживаемость бизнеса не зависит от того, придутся ли клиентам по вкусу нововведения.
• Действующий бизнес хорошо ориентируется на рынке: понимает потребности клиентов, возможности отрасли и способен предугадать, что сработает, а что нет.
Комбинация существующей прибыли в действующем бизнесе с инновациями всегда побеждает стартапы с одними лишь инновациями.
Итак, стартап – это не лучший способ запустить успешный бизнес. Вероятность успеха будет выше, если использовать уже работающий бизнес как платформу для внедрения инноваций. Именно такая комбинации дает бурный рост. И если у вас есть идея для стартапа, лучше подумать, как ее реализовать в уже действующем бизнесе.
А что насчет открытия традиционного малого бизнеса с нуля?
Давайте сравним две ситуации с точки зрения бюджета и рисков: открытие малого бизнеса с нуля и покупку готового. Для примера возьму разные сферы: пиццерию в Москве и магазин ковриков на «Вайлдберриз».
Дисклеймер: дальше будут примеры конкретных готовых бизнесов, но я ни в коем случае не рекомендую их покупать. Перед покупкой нужно тщательно проверять и анализировать бизнес, а я просто взял подходящие объявления для иллюстрации тезисов и более приземленных расчетов.
Чтобы открыть пиццерию с нуля, придется хорошенько поработать: придумать концепцию, зарегистрировать юрлицо, найти помещение, персонал, поставщиков и так далее – на все это нужны деньги. Давайте посмотрим, на что именно они уйдут:
• юрлицо, счет и касса – 16 100 руб.;
• аренда помещения за три месяца – 594 411 руб.;
• дизайн-проект – 105 000 руб.;
• ремонт – 455 000 руб.;
• вывеска – 85 000 руб.;
• оборудование и мебель – 1 млн руб.;
• разработка и печать меню – 33 500 руб.;
• зарплата персонала, налоги и взносы за него (два повара, два официанта, администратор, уборщица и пеший курьер) – 386 100 руб.;
• закупка продуктов и упаковки к открытию – 300 000 руб.;
• CRM-система, сайт и реклама – 155 985 руб.;
• оплата за три месяца работы собственника – 240 000 руб.;
• непредвиденные расходы – 300 000 руб.
Итого: 3,6 млн руб.[12] В бюджет уложились, но важно учесть еще кое-что – риски и окупаемость.
Открытие пиццерии – это еще не успех, а лишь гипотеза. Важно понимать, что, когда предприниматель сделает все вышеописанное и освоит весь бюджет, он еще не получит работающую пиццерию. А только начнет тестировать бизнес-гипотезу: «Будет ли такая пиццерия приносить прибыль?»
И здесь возникает множество вопросов.
• Нормальное ли меню?
• Будет ли спрос при таких ценах?
• Сработает ли реклама?
• Пицца-оливье – это действительно хорошая идея?
• Понравится ли клиентам концепция? Может, лучше делать бургеры или роллы?
• Какую максимальную скидку я могу давать?
• Где брать сыр?
• Может, нужно место с проходимостью побольше?
Ответ на каждый из этих вопросов можно получить только на практике. А практика – это деньги, время, нервы и здоровье. Проверка каждой гипотезы – месяцы жизни и сотни тысяч рублей. При этом ноль гарантий: никто не может заранее сказать, взлетит бизнес или нет.
Зато есть гарантии неуспеха: бизнес в России по-прежнему закрывается, особенно малый. Происходит это по разным причинам, разберем подробнее некоторые из них.
Непонимание рынка и клиентов – это главная причина. Товар или услуга не нужны рынку и клиентам, а предприниматель этого не понимает или не хочет понимать, потому что ориентируется на свои вкусы и интересы. И получается как на той картинке из интернета, где парень пытается втиснуть прямоугольную фигуру в овальное отверстие.
Непонимание рынка приводит к отсутствию клиентов и продаж, и, как следствие, нерентабельности бизнеса. Именно эту причину назвали 28 % тех, кто закрыл бизнес в 2019–2020 годах в России [9].
Нехватка финансирования: потратили все на открытие, а на операционку денег не хватило. Часто начинающие предприниматели думают так: вложу все в открытие, а остальные расходы покрою с выручки от первого месяца работы. Но так бизнес не работает.
Некоторые пытаются получить финансирование: найти инвестора или партнера, получить кредит в банке, только мало у кого получается. Так, 9,3 % тех, кто закрыл бизнес в 2019–2020 годах в России, сделали это именно потому, что не смогли привлечь финансирование [9].
Недостаток знаний и отсутствие квалифицированного персонала. Чтобы рассчитать, к примеру, рентабельность активов, нужно знать, что это такое, как и зачем считается. Или нанять финдиректора, а на это у малого бизнеса денег обычно нет.
Кризисы. А вот этого добра у нас полно. За 2021 год закрылось 8800 кафе и ресторанов – не пережили пандемию[13]. В тот же год было ликвидировано 576 000 ИП, их общее количество сократилось на 4 %[14].
В 2019–2020 годах 17,6 % респондентов назвали пандемию коронавируса причиной закрытия бизнеса. В 2022 году, с февраля по май, после начала спецоперации закрылось 6500 заведений.
Неготовность к тяжелой работе. Как обычно рассуждают начинающие предприниматели? Не хочу работать на дядю и хочу много зарабатывать, поэтому открою свой бизнес. Но в реальности открыть бизнес проще простого, а вот чтобы не закрыть его через пару месяцев, придется много работать, например:
• тестировать спрос;
• нарабатывать клиентскую базу;
• решать юридические вопросы – от получения лицензии на алкоголь до судов с потребителями;
• нанимать, обучать и увольнять людей;
• подменять сотрудников, если кто-то из них заболеет, уволится без предупреждения или выгорит;
• настраивать CRM;
• учиться продавать и торговаться;
• искать и проверять поставщиков;
• сводить экономику и контролировать ключевые показатели;
• вовремя подавать налоговые декларации;
• находить деньги, чтобы закрывать регулярные кассовые разрывы, и т. д.
Малый бизнес – это не та история, когда утром в кабинете читаешь VC.RU, а в обед покупаешь третью «Теслу». Это огромная тяжелая работа, и не каждый начинающий предприниматель к ней готов.
Налоги и бюрократия. Так, 14,8 % из тех, кто закрыл бизнес в 2019–2020 годах, назвали причиной закрытия «низкую эффективность регулирования предпринимательской деятельности, в том числе бюрократию и налоги»[15].
Позитивные причины. Минимальный процент бизнеса в России закрывается по позитивным причинам: выход на пенсию, продажа бизнеса или трудоустройство. В странах с более высоким уровнем дохода эти причины называют чаще.
В общем, путь от идеи до работающего бизнеса долг и дорог. И в конце этого пути гарантирован только провал, а вот успех – нет. Но есть другая дорога – покупка готового бизнеса.
Готовый бизнес – это бизнес, который уже прошел этап тестирования, генерирует выручку и чистую прибыль. Грубо говоря, другой человек за вас уже выбрал нишу, протестировал спрос, концепцию, меню, нашел нормальных поставщиков, «прикормил» клиентов, поошибался с рекламой и ценами, исправил свои ошибки и наладил приток денег. При этом умудрился еще и не закрыться через три года.
Покупатель готового бизнеса пропускает сложный начальный этап с высокими рисками и сразу становится собственником прибыльной компании. Приведу безнравственное сравнение:
• открыть свой бизнес – это как родить ребенка и забыть о сне на год, а потом учить малыша говорить, держать ложку и ходить на горшок;
• купить готовый – взять трехлетнего ребенка из детдома. Можно сразу выбрать самого красивого, талантливого и умненького. Такого, который уже умеет говорить, спать без мамы и есть ложкой.
Да, со вторым тоже будут сложности, но уже другого уровня.
Бюджет. Бюджет на покупку готовой компании сопоставим с запуском бизнеса с нуля. Вернемся к нашему примеру с пиццерией, например, вот объявление о продаже пиццерии на «Авито»:
Бюджет – 4 млн руб. Посмотрим, что предлагает продавец за эти деньги:
• место с высокой проходимостью, хорошие отзывы и рейтинг;
• уникальный рецепт пиццы;
• команду из пяти человек;
• свою службу доставки;
• сайт и соцсети;
• выручку 1,8 млн руб. в месяц;
• расходы 1,45 млн руб. в месяц;
• чистую прибыль 220–350 тыс. руб. в месяц.
Об оборудовании и мебели в объявлении не сказано, но думаю, что они тоже входят в стоимость.
И 4 млн руб. – это не окончательный бюджет. Можно торговаться, потому что продавец уже хочет продать бизнес, значит, у него есть нужда в этом, и покупатель находится в более сильной позиции[16].
Окупаемость. Примерно за те же деньги, которые предприниматель потратил бы на открытие бизнеса с нуля, он может получить пиццерию с клиентами, сотрудниками, оборудованием, проверенными гипотезами и потоком выручки и прибыли. И понятную, прозрачную окупаемость: при прибыли в 220 000 руб. в месяц готовая пиццерия окупится через 18 месяцев.
Риски и гарантии. Гарантий тоже нет, а риски есть. Бизнес – это бизнес, и если кто-то тут гарантирует что-то безрисковое, стоит насторожиться. С готовым бизнесом риски тоже есть, но они ниже. Сравните:
• 97 % компаний, открытых с нуля, закрываются через три года – те самые три из ста, о которых мы говорили ранее;
• 25 % купленных компаний закрываются после сделки, остальные выживают – по данным крупнейшего российского брокера «Альтер Инвест».
Вероятность успеха выше. И это легко объясняется: если бизнес дошел до продажи, значит, он уже научился генерировать выручку и справляться с проблемами. И если думать не как человек, который хочет открыть свой бизнес любой ценой, то сравнивать бизнес с нуля и готовый нужно так:
Тут обычно я слышу что-то вроде: «Ага! Так я вам и поверил. Кто в здравом уме будет продавать дойную корову?» Да много кто и по разным причинам: от усталости до переезда в другую страну. О причинах продажи прибыльного бизнеса еще поговорим в четвертой главе.
Хорошо, можете сказать вы. С пиццерией убедил. Но общепит – это в целом сложный бизнес, а что если взять что-то попроще? Например, магазин туристических ковриков на «Вайлдберриз»? Тогда не нужно будет тратиться на оборудование, сотрудников, помещение: закупил партию товара, наклеил штрихкоды, заполнил карточки товаров – и готово. Осталось только прибыль выводить.
Что же. Давайте разберем и такой пример.
Чтобы начать бизнес на «Вайлдберриз», нужно выбрать удачную нишу – такую, чтобы и спрос был, и конкуренция не слишком высокая. Затем найти поставщика нужных товаров, зарегистрироваться и определить схему работы. Есть три схемы, от которых зависят расходы:
• хранить товары у себя и доставлять покупателям самостоятельно;
• хранить у себя, но на доставку передавать «Вайлдберриз»;
• хранить на складе «Вайлдберриз» и с него же доставлять покупателям.
Я буду ориентироваться на третий вариант, чтобы исключить расходы на собственный склад и доставку.
Еще нужно сфотографировать все модели, заполнить карточки товаров и провести самовыкуп. А затем – анализировать продажи и корректировать свои действия.
Посчитаем, сколько все это будет стоить.
• Анализ спроса и выбор ниши считаю как три консультации по 20 000 руб.
• Регистрация ИП – 800 руб.
• Бухгалтер – от 40 000 руб. в месяц. Чтобы не платить 6 % с оборота, стоит выбрать упрощенку «доходы минус расходы», а с такой системой налогообложения уже нужен бухгалтер.
• Закупка партии товара – 500 000 руб. за 2000 ковриков по 250 руб.
• Доставка товара – авиадоставка, 530 кг по 440 руб. за один – 233 200 руб.
• Принтер для печати этикеток и штрихкодов – 15 000 руб.
• Маркировка товаров – 2000 ковриков по 10 руб. – 20 000 руб.
• Хранение товара на складе «Вайлдберриз» – 0,2 руб. за единицу в день. Если будем хранить 1800 штук по 30 дней, выйдет 10 800 руб.
• Упаковка и брендирование товара – считаю по 100 руб. за штуку – 200 000 руб.
• Фотографии и дизайн для карточек товаров – по 5 шт. на каждую из 20 моделей. Допустим, каждая карточка с фотографией обойдется в 200 руб., тогда всего выйдет 20 000 руб.
• Комиссия за самовыкуп – купим сами 500 товаров, чтобы набрать рейтинг и оставить себе отзывы. Если розничная цена у нас 1500 руб., а комиссия маркетплейса 15 %, то самовыкуп обойдется в 112 500 руб. Плюс обратная доставка товара – по 59 руб. за штуку. Итого – 118 400 руб.
• Разработка товарного знака – от 50 000 руб.
• Регистрация товарного знака ≈ 40 000 руб.
• Работа собственника – 240 000 руб.
• Непредвиденные расходы – 300 000 руб.
Итого: 1,85 млн руб. При условии, что удастся с первого раза попасть в нужную нишу, не прогадать с выбором поставщика, не ошибиться со штрихкодами, описанием в карточках и всем остальным.
Окупаемость. Каждый месяц на «Вайлдберриз» регистрируются 26 000 новых продавцов[17], а всего на площадке зарегистрировано больше 500 000 предпринимателей[18]. Очевидно, конкуренция огромная.
К сожалению, не нашел статистики, которая показывала бы, какой процент из этих предпринимателей не закрылись в первые пару месяцев и стабильно получают прибыль. Предполагаю, что в среднем цифры такие же, как с обычным бизнесом: три из ста не закрываются в первые три года, остальные – закрываются и запускают курсы по маркетплейсам.