Великие цивилизации человечества и их культуры полны тайн и загадок, вне постижения которых немыслимо развитие человечества в третьем тысячелетии. Обращение к ним предполагает хорошее знание особенностей культуры как основы разнообразных «локальных» цивилизаций человечества, которые как в историческом, так и в сегодняшнем существовании представляют собой созданные творцами этих культур великие духовные и материальные ценности.
В предлагаемом учебном пособии «Культурология: теория и практика» авторы в содержательном плане опираются на широко признанный в мировой науке нашего столетия «цивилизационный подход», позволяющий изучать всемирную историю как «единство в многообразии» – единство разнообразных «локальных» человеческих цивилизаций. Этот подход был обстоятельно разработан выдающимися учеными Н. Данилевским, О. Шпенглером, Л. Уайттом, А. Тойнби, С. Хантингтоном и другими и применен в различных областях гуманитарного знания. В отличие от других методов, авторы предполагают полифакторность развития человеческого общества при понимании «цивилизации» как «устойчивого единства всех оснований объединения людей, их общностей и культур, опирающихся на преобладающее единство технологий, информаций и духовных ценностей».
Подобные «цивилизации» как ограниченные в своем существовании во времени и в пространстве общественные системы развиваются циклично, что предполагает возможность их исторической прерывности в диахроническом (историческом) плане, что мы наблюдаем в истории древних цивилизаций Востока или доколумбовой Америки. Каждая «локальная» цивилизация сосуществует в синхронии с другими, что мы также видим сегодня, когда на земном шаре сосуществуют минимум десять различных самобытных «локальных» цивилизаций человечества.
Важно отметить, что каждая из подобных цивилизаций имеет свою культурно-экономическую систему («матрицу») как основу существования, ядром которой является культура «как самобытная творческая деятельность людей по созданию, пополнению и сохранению материальных и духовных ценностей»1. Эти ценности приобретают общечеловеческий характер и одновременно имеют национально-этническую значимость.
Каждая из культур, составляющих ядро цивилизации, имеет свои, только ей присущие ценности, существование которых, как и знание их субъектами культуры, предопределяет не только развитие «локальных» цивилизаций, но и в целом алгоритмы развития мировой науки и культуры в будущем тысячелетии.
Учебное пособие «Культурология: теория и практика» в особом виде суммирует основное информационно-культурное знание в системах «локальных» цивилизаций. В определенном смысле оно представляет собой учебник-задачник. Это сборник тестов, подлежащий разгадке читателем, и тексты учебного пособия, помогающие читателю составить правильное представление о культурно-цивилизационном развитии человечества вплоть до сегодняшнего дня. Кроме текстов обычного учебного пособия, предлагаемый читателю учебник-задачник содержит более 1500 тестов, кодирующих в форме задач и ответов (ключей) определенную научную информацию о культурно-исторических событиях и явлениях, которые определили жизнь той или иной цивилизации, сохранились в веках и оказали влияние на сегодняшнюю жизнь общества.
Логика построения учебного пособия полностью соответствует Государственному образовательному стандарту по программе «Культурология». Читателю предлагаются тексты и тесты по «Теоретической культурологии». Затем следует «Историческая культурология» в текстах, описывающих разнообразные культуры, и дешифровка тестов вначале по истории древних цивилизаций (раздел II). От этого раздела осуществляется переход к раскрытию зашифрованного в тестах знания по культуре современных цивилизаций, ограниченных византийской, западноевропейской, российской (русской) и исламской цивилизациями (раздел III). В последнем разделе сосредоточено знание основных великих имен, явлений и событий культуры нашего времени.
Дешифровка (отгадывание) тестов по истории мировой и отечественной культуры с помощью текстов самого учебного пособия создает прочную базу для постижения основных доминант теории и истории культуры. В конце каждого подраздела, охватывающего закодированные в тестах культурные элементы той или иной цивилизации, даются ключи-отгадки. Разгадав тесты и запомнив их, читатель получит знания, аккумулирующие основные алгоритмы общечеловеческого опыта развития культуры в ее мировом многообразии и неповторимости.
Предлагаемое учебное пособие позволяет читателю посредством тестирования осуществить не только собственный контроль над своими знаниями, но их постижение и усвоение. Оно дает возможность применить методы, которые используются ведущими психологическими и культурологическими службами, в домашней обстановке, в государственных учреждениях и в академиях и университетах нашей страны. Каждый тест не только занимателен, но и наилучшим образом выявляет ваши способности.
Это учебное пособие – одновременно учебник и задачник, дает, кроме того, обширные практические сведения, которые не только пригодятся в вашей повседневной жизни, но и помогут в профессиональной деятельности. И для этого не понадобятся ни дорогостоящее оборудование, ни лаборатории.
«Культурология: теория и практика» является популярным учебником-задачником по культурологии. Эта работа исключает вопросы интроспективного и субъективного характера. Устранение проблем субъективного характера при подсчете результатов не означает сомнения в честности самой тестируемой личности. Каждый из нас может гордиться своей способностью судить объективно, и постараемся воспринять себя психологически без предубеждения. Это позволяет рекомендовать учебное пособие как студентам и магистрантам, так и широкому кругу читателей.
Учебное пособие «Культурология: теория и практика» создано в соответствии с Государственным стандартом по культурологии Министерства образования Российской Федерации.
При пользовании учебником-задачником важно помнить, что самое большее, что может дать ваша работа над тестами, – это указание, какое положение вы занимаете по своему образованию в области культуры. Желаем большой удачи в вашей работе!