Мне стукнуло 23, когда я сказал себе: «Все хватит жалеть себя, оторви задницу от дивана – пора менять мир вокруг себя», понимая, дабы это осуществить, нужно было преобразиться самому. Болезни отступали, и появилось больше решимости доказать себе, что все можно изменить к лучшему. В первую очередь пришла в голову мысль: заняться собой. К тому времени все друзья разбежались по разным городам в поисках работы и учебы, оттого-то из группы поддержки остались лишь мои родители. В прошлом я ничем не занимался, был замкнут на себе, и единственным способом борьбы с назойливой депрессией стала игра на гитаре. Болезнь серьезно подкосила мое здоровье, выбив из нормальной жизни на 2 года. Пришлось бросить университет, так как мысли об учебе полностью блокировались подавленным состоянием. Тот кусок жизни был нелегким периодом восстановления психики. О спорте никогда не задумывался, но, в один прекрасный день, появилось желание отжиматься от пола. Тогда-то точно решил, чем я хочу заниматься, не осознавая, насколько в дальнейшем тренировки изменят мою жизнь.
Сначала поставил себе цель: отжиматься каждый день, прибавляя по одному повторению. Позднее эта мысль стала для меня идеей фикс. Помню, начинал с 10 повторений, делая всего один подход, но даже такого количества хватало, чтобы на следующий день мои мышцы разрывало от боли. Не могу описать, насколько была атрофирована мышечная ткань моего тела. Время шло, и я интуитивно понимал, что одного подхода будет недостаточно. Таким образом, начал делать 3 подхода и уже дошел до 30 повторений в каждом подходе. Минуя еще какое-то время, я вспомнил, что в чулане пылятся гантели по 6 кг, с которыми когда-то занимался отец. И дальше, придумывая упражнения на ходу, призадумался для чего мне все это надо. Прежде всего, мне хотелось иметь пиковые бицепсы и плечи, поскольку догадывался, что именно они придают привлекательность мужскому силуэту; казалось, визуально, эти группы мышц являются показателем силы. И так сложилось, одними из любимых упражнений стали жим гантелей на плечи, сгибания рук на бицепс, сидя с гантелями, но и не забывал делать приседания с разводками. Всего получилось около десяти упражнений и, разделив их, 5 выполнял с утра и 5 вечером, каждый день.
Без Интернета приходилось на собственном опыте и ошибках пробивать себе путь к успеху. Все решения принимались обдуманно, прислушиваясь к интуиции.
Через пару месяцев, в результате прибавки по одному повторению, я дошел до 50 – 100 повторений за сет. На каждое упражнение затрачивалось, примерно, по 10 мин, при этом вес становился все легче с каждой тренировкой, несмотря на огромное количество повторений. Между тем, не задумывался, много ли столько повторений или мало, просто шел вперед, представляя свое преображение. Мотивация была сильной, а цель, как виделось в ту пору, амбициозной. Стремился вырастить огромные, накаченные руки, чтобы все смотрели на меня и восхищались. Мотивация бралась ниоткуда, она «жила» в моей голове. Не имея никакой литературы и обучающих видео, день за днем долбил одни и те же упражнения, упираясь в «потолок», интуитивно понимал, что желательна периодичность в нагрузках.
В своей маленькой комнате, где тренировался, я спал и проводил свободное время, слушая мотивирующую музыку. Там же висело маленькое зеркало и, к сожалению, в нем видел себя не в полный рост – без ног. Мне нравилось наблюдать за превращением моего тела, глядя, как постепенно прорисовывались грудные, плечи и мышцы рук. В ту пору уже думал: я накаченный парень. Знакомые начали замечать мое преображение, думая, почему-то, что боксер. В таком ритме жизни тренировался около года, каждый день, не зная и не подозревая о перетренированности. Да, иногда чувствовал усталость и неимоверную боль в мышцах, ломоту в костях. Вполне, такое состояние и есть чувство перетренированности, и, стараясь не думать о ней, мотивировал себя еще сильнее. День за днем, утром и вечером, в одно и то же время, повторение за повторением, мое тело привыкало к нагрузкам, пусть еще малым, но интенсивным. Бывало, требовалось уезжать в город по учебным делам, и я чувствовал ломку, не потренировавшись один день. Ибо тренировки вошли в привычку моей жизни. Видимо, гормон «радости», выделяющийся при занятии с гантелями, давно пропитал организм, и изменение его количества в сторону понижения так влиял на самочувствие.
Через полгода я поступил в другой университет и поселился в местном общежитии. На выходные дни уезжал домой, в поселок, ради тренировок. 5 дней без них превратилось для меня в серьезное испытание, которое переносил очень непросто, в течение нескольких месяцев, пока не познакомился с парнем, который рассказал, что на первом этаже общаги есть тренажерный зал, где полно всяких «железяк».
Он мне показался каким-то родным – такое первое впечатление возникло от зала. Все там пропитано советским духом, несмотря на то, что имелось пару самодельных, облезлых тренажеров со скамьей для жима лежа 80 – х годов, и блинов на 100 кг в совокупности. Я понял, что зависну там надолго.
Интернет в городе стал более доступным, появился шанс скачать литературу про бодибилдинг. Из всей информации, которою я «перелопатил», а ее нашлось немало, в основном, отложилась в голове необходимость делать приседы, жимы и различные тяги, преимущественно базовые упражнения по 8 – 10 повторений, в 3 подходах. Узнав про объемный тренинг, сразу нашел информацию про перетренированность, пугающую всех атлетов. Откровенно говоря, 90% из всего, что есть в Интернете на тему культуризма, является мусором.
Поначалу хотелось все и сразу, не представляя о существовании определенной техники выполнения упражнений, не знал с чего начать «тягать» железо. По картинкам на тренажере изучал тягу верхнего и нижнего блока – на широчайшие спины, «бабочку» – на грудные мышцы. В то беззаботное время впервые начал с жима штанги на горизонтальной скамье, осознавая, что ее следует опускать на грудь и выжимать. Сохранились записи старого дневника, так вот: рабочий вес составлял 40х10 в 3 – х подходах. Сначала скамья для жима была жутко неудобной, но со временем я привык. Очень быстро мой рабочий вес в жиме подрос до 50х10. Однажды в зал пришел паренек спортивного телосложения, и, поговорив с ним, узнал, что он КМС по пауэрлифтингу. Он уговаривал пожать штангу в 70 кг, и я, долго отказываясь, решился сделать это. Уверенно улегся на скамью и с легкой руки, сильно напрягшись, не выжал предложенный вес. Меня придавило 70 килограммовой штангой. Спустя годы, анализируя данную ситуацию, сделал вывод: физически был готов для взятия этого веса, психологически – нет.
Время шло, я выполнял тягу блоков, «бабочку», усиленно «долбил» бицуху, жим лежа приблизился к 80х10 в 3 – х подходах. Обычно зал пустовал: тренировался один, и показать технику выполнения некому. Случалось, что в 3 – м подходе меня давило штангой, но из-за невысокого набора веса на штанге, возникал шанс благополучно скатить ее по себе. В те моменты очень не хватало напарника.
Уже через пару недель в голову пришла мысль: пора разнообразить упражнения, добавив становую тягу и приседания, но встал вопрос о технике их выполнения. Ведь по картинкам в книгах разобраться очень сложно. Не думая о трудностях, взялся за дело. Почему становая тяга и присед? Да потому, что в умных книгах так написано, да и ноги по прошествии года тренировок, заметно отставали.
Как у всех новичков, меня переполняло желание поднять внушительный вес, при этом, не зная о правильном выполнении движения. Вспоминаю, как с кривой спиной пытался вытянуть 100х10, чувствуя дискомфорт в позвоночнике, впоследствии, заработав остеохондроз в поясничном отделе. Скамью для жима лежа умудрился переоборудовать в стойки для приседаний. При их выполнении, кроме кривой спины, еще и колени выходили за носок, вызывая хруст. Раньше я не понимал, что играю с огнем, но и подсказать было некому. Почему я сразу не пошел в «нормальный» фитнес – клуб и не взял пару персональных тренировок? Считал, что деньги, которые просит фитнес индустрия, слишком крупные для того, чтобы пролить пару сотен грамм пота. Попросту отвечая, что очень жалко денег, и «я все знаю, зачем мне тренер»?! В общем, стандартная психология новичка…
Дни пролетали незаметно, и в какой-то момент, застрял в жиме лежа на отметке 80х10, ни больше ни меньше. В итоге начал задумываться об усовершенствовании своей программы тренировок, с учетом того, что делали профессионалы с обложки.
Однажды на глаза попалась энциклопедия по бодибилдингу. В ней красиво описаны все возможные упражнения, техника выполнения, даны примеры программ для начинающего, опытного и продвинутого уровней. Недолго думая, выбрал уровень опытного атлета, отличающегося от других тем, что там среднее количество упражнений, больше уровня новичка, но меньше продвинутого уровня. В энциклопедии ярко и красиво расписано каждое действие в тренажерном зале, придавая заряд мотивации. Распечатав программу, с улыбкой побежал на треню, с уверенностью в том, что наконец-то нашел то, чего искал.
В конце – концов, предложенной программы хватило на 2 недели, ввиду чувства ужасного утомления и застоя рабочих весов. Возможно, по причине того, что некоторые упражнения программы пришлось изменить, поскольку указанного в ней оборудования в нашем зале не было, но это маловероятно. В ней находилось 8 – 10 упражнений, и все они показались очень тяжелыми, вследствие незнания правильной техники выполнения, даже, невзирая на то, что начинал делать с малых весов. Здесь ситуация обратная, что психологически и морально готов, физически – нет. Я не считаю сие чувство перетренированностью, потому как она возникает «в голове», а не в теле. Стало ясно: неправильная тактика тренировок по энциклопедии привела к быстрому «убийству» тела. Каждый раз, уходя в такое состояние, от многообещающих методик и суперкрутых программ для профессионалов, всегда задумывался: в чем же причина неудач, ведь все делаешь согласно инструкции. С опытом становилось понятным, что к чему, как все устроено и как работает.
Вообще, когда мышцы болят – это одно, а когда общая усталость – другое. Всегда занимался до такой степени, чтобы на следующий день чувствовалась приятная боль в мышцах. Сейчас полетят камни и яйца, но я считаю: без боли нет роста. Мой стаж тренировок 5 лет, и после 98% всех тренировок, всегда присутствовала последующая боль в мышцах. Наверняка найдутся те, кто скажет, что боль – не главный индикатор роста мышцы. Возникает много споров по поводу молочной кислоты, которая, по мнению многих знатоков, долго не задерживается в мышце и, спустя некоторое время, утилизируется. Существуют точка зрения, что появление «молочки» мешает росту и восстановлению мышц, но я сторонник того, что молочная кислота придумана природой не зря и служит следствием защитной функцией организма. Сколько литературы ни читал, сколько видео ни смотрел – однозначного ответа так и не встречал. Исходя из своего опыта, скажу: мышечная боль не мешает мне в моральном плане, а, наоборот, присутствие ее является знаком качественно проведенной тренировки на ту или иную мышечную группу, которую планировал проработать. Выражаясь более – менее «научным языком», для меня боль – показатель хорошей нейромышечной связи.
А вы задумывались над вопросом, почему у многих мышечная боль наступает через 1 – 2 дня после тренировки? Я задумался, и вот что могу сказать на этот счет. Сам лично по данному поводу никаких исследований не проводил, могу догадываться, что благодаря защитным функциям организма, в ходе химических процессов, боль откладывается на некоторый срок, зависящий от нейромышечной связи культуристов. Например, потренировав спину, у меня на следующий день с утра сначала болят широчайшие, а уже через день начинает болеть трапеция, хотя на ней не было акцентировано никакого внимания. Тоже касается и мышц ног: после приседаний сначала болит передняя часть, а потом задняя.