Хрущевская оттепель… Можно ли без этих двух неформальных слов описать процессы, происходившие в советском обществе в конце 50-х – начале 60-х годов 20 века?
1960 – е годы были временем роста политической и творческой активности работников литературы и искусства. В конце 50-х – начале 60-х состоялись встречи руководителей КПСС с представителями художественной интеллигенции. Партия призвала деятелей литературы и искусства внести активный вклад в дело коммунистического строительства.
Советская литература обогатилась значительными произведениями. Среди них: повесть В. М. Кожевникова «Знакомьтесь, Балуев!», романы К. М. Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются». Были опубликованы новые стихи и поэмы А. Т. Твардовского и Р. Г. Гамзатова. В 1967 году Союз писателей СССР был удостоен высшей награды – ордена Ленина. Семь писателей, в том числе, М. А. Шолохов, П. Г. Тычина получили звание Героя Социалистического Труда.
При этом декларировалось, что литераторы, работники театра, кинематографисты, вообще деятели культуры вносят свой вклад в дело коммунистического воспитания трудящихся. В 1962 году выходит постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению руководства развитием художественной кинематографии». В нем были отмечены достоинства и недостатки в творчестве советских кинематографистов. В 1965 году прошел Первый съезд кинематографистов СССР.
В 1963 году проходил Второй съезд художников СССР. ЦК партии в приветствии участникам съезда призвал деятелей искусства создавать произведения высокой идейности и большой художественной выразительности. В приветствии была подчеркнута роль художников в области промышленной, бытовой эстетики.
Огромное количество людей участвовали в художественной самодеятельности. Лучшие самодеятельные коллективы послужили основой для создания народных театров. При клубах и Дворцах культуры действовали литературные объединения, любительские киностудии, кружки изобразительного искусства. Наиболее значительные работы самодеятельных художников экспонировались на Всесоюзных выставках.
«Оттепель» дала огромный импульс творческим поискам. Стал заметен интерес к классике. Возросло количество посетителей картинных галерей. Распространение получил культурно – исторический туризм. В 1966 году возникло добровольное Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
В октябре 1961 года прошел XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Он принял: Устав КПСС, который, в частности, содержал Моральный кодекс строителя коммунизма. Была принята Третья программа КПСС. Утверждённый съездом текст Программы завершает знаменитая фраза (впоследствии изъятая): «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»
В 1958 году город Ворошиловград был переименован, и стал называться Луганском. В мае 1961 года первым секретарем Луганского обкома КПУ был избран Владимир Васильевич Шевченко. В этой должности он проработал до декабря 1973 года. Время его руководства – это подъем трудового энтузиазма, стабильный рост экономики и рост материального благосостояния граждан. Объясняется это не только его личными качествами сильного руководителя, но и во многом воздействием принятых планов, направленных на построение коммунистического общества в СССР, верой народа в их скорое осуществление, а также увеличением капиталовложений в народное хозяйство Луганщины, которые составили огромную сумму – 3, 5 млрд. руб.
Луганщина всегда была богата людьми с литературными и художественными талантами. С Ворошиловградом (Луганском) связано начало творческого пути известных советских литераторов: Бориса Горбатова, Николая Упеника, Михаила Матусовского, Юрия Черкасского, Павла Беспощадного.
Павел Григорьевич Беспощадный после освобождения Ворошиловградщины от гитлеровской оккупации поселяется вместе с семьей на улице Ленина, в доме № 54. Продолжая работать над образами современников он пишет стихи, посвященные землякам-забойщикам Рындину и Панащатенко, продолжившим стахановские традиции. За заслуги перед народом и вклад в советскую поэзию П. Беспощадный был награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного знамени.
Вернулись с войны вчерашние воины Степан Бугорков, Федор Вольный, Геннадий Довнар, Иосиф Курлат, Иван Савич, Николай Погромский, Михаил Яременко, Николай Щепенко. Рядом с писателями-фронтовиками начали свой путь в литературе Тарас Рыбас, Юрий Слипко, Ольга Холошенко, Иван Светличный.
Возобновилась деятельность писательских организаций, и в конце 40-х годов Никита Чернявский и Василий Горяинов стали членами Союза писателей СССР. В послевоенные годы литераторы Луганщины, члены Союза писателей, состояли в Донецкой областной организации. К середине 60-х годов Луганщину представляли талантливые литераторы, что позволило выступить с инициативой создания Луганского областного отделения Союза писателей.
Никита Чернявский, Степан Бугорков, Тарас Рыбас, Иван Савич, Василий Горяинов, Михаил Яременко, Федор Вольный, Геннадий Довнар, Ольга Холошенко стали основателями новосозданной писательской организации. Возглавил ее Т. Рыбас. Случилось это 15 апреля 1965 г.
Тарас Михайлович Рыбас родился 14 марта 1919 в Старые Санжары, Полтавской области. В 1937 году окончил школу и поступил в Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. Участвовал в Великой Отечественной войне. После переезда в Ворошиловград с 1944 по 1959 год работал в газете «Ворошиловградская правда» литсотрудником, заведующим отделом, литературным редактором. В течение нескольких лет работал редактором областного книжного издательства. В 1952 году заочно окончил историко-филологический факультет Луганского педагогического института имени Т. Г. Шевченко.
К 1966 году Тарасом Михайловичем были написаны: очерк «Очарованные», собрание рассказов «Встречи» (1955), рассказ «Марийка» (1959), повесть «Небо будет ясным» (1962), «Отчаянная» (1966).
Профессиональному росту молодых литераторов способствовала работа литературной студии. Участник молодой литературной жизни Донбасса – вначале Донецкой, а затем и Луганской области – Виктор Гордеев в своих воспоминаниях отмечал, что к молодым литераторам Тарас Рыбас относился с особой любовью и вниманием. Именно по его инициативе и при активной поддержке было организовано областное литературное объединение, что позволило талантливой молодежи проявиться, познакомиться друг с другом, с луганскими писателями.
В июне 1966 г. Тарас Рыбас познакомил литстудийцев с Владиславом Титовым, который прочитал на заседании свой рассказ «Раненый чибис». чуть позже писатель Т. Рыбас посоветовал В. Титову отправить рукопись книги «Всем смертям назло» в редакцию журнала «Юность» [15].
В 1961 – 1966 в Донецке продолжает издаваться литературно- художественный и общественно- политический альманах «Донбасс». Журнал «Донбасс» – литературно-художественное издание, первый номер которого вышел в сентябре 1923 года в административном центре Донецкой губернии – Артемовске (Бахмуте), под названием «Забой», в виде литературного приложения к газете «Всероссийская Кочегарка». В 1932 году в связи с образованием Донецкой области редакция переехала в новый областной центр – Сталино. В 50-х годах альманах снова стал подписным журналом под именем «Донбасс».
Альманах – орган Донецкого отделения Союза писателей Украины. На страницах «Донбасса» имели возможность публиковаться местные авторы, как признанные, так и начинающие. Была там и рубрика «Хроника культурной и литературной жизни». Публиковали, например, произведения луганского литератора Довнара Г. С.
Довнар Геннадий Станиславович – советский и украинский писатель и публицист, журналист. Родился 8 июля 1925 года в Беларуси. Окончил филологический факультет Одесского государственного университета. Участник Великой Отечественной войны. С 1950 по 1954 год работал учителем украинского языка и литературы в средней школе № 16 города Луганска. Затем перешёл на журналистскую работу и с 1958 по 1983 год был главным редактором Луганского областного телевидения. Член НСП Украины с 1964 года. Писал на русском и украинском языках. Автор повестей «Когда сердца зажечь» (1952), «В шахтерскую семью» (1958), «Друзья рядом» (1961).
Луганские литераторы публиковали в газете «Луганская правда» рецензии на спектакли драмтеатра; так, Т. Рыбас осветил премьеру спектакля областного русского драматического театра – «Лунная соната» в постановке режиссера Ненашева [19]; Г. Довнар – спектакль украинского музыкально-драматического театра «Лявониха на орбите» [13], О. Холошенко – спектакль «Мати-наймичка» [22].
Луганский областной русский драматический театр был основан в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны драмтеатр был эвакуирован в г. Акмолинск (Казахская ССР). В эвакуации театр продолжает работать. Появляются новые спектакли. В их числе постановка пьесы «Русские люди» К. Симонова, в которой принимали участие актеры: В. Клопотов, Л. Чеботарская, Я. Аренский, Е. Гринчук.
В 1943 году русский драмтеатр возвращается в Ворошиловград. Возвращение домой было радостным, несмотря на то, что работать актерам пришлось в сложных условиях: «Холод, почти без электрического освещения, неудобная сценическая площадка» (из воспоминаний актера Якова Аренского). Послевоенный репертуар театра не мог не содержать спектаклей о войне. В театральный сезон 1946-1947 гг. родился новый спектакль – «Молодая гвардия».
В 1952 году главным режиссером русского драмтеатра стал Петр Исидорович Ветров. П. И. Ветров – выпускник Ленинградского техникума сценических искусств, некоторое время работал в одном из ленинградских театров вместе с Аркадием Райкиным. Приехал в Ворошиловград еще до Великой Отечественной войны. Став главным режиссером русского драматического, Ветров осуществил постановку спектаклей «Порт-Артур» (1953), «Стрекоза» (1953), «Интервенция» (1957) и многих других.
1963 год ознаменовался для русского драмтеатра слиянием с украинским музыкально-драматическим театром (согласно Постановлению Совмина УССР за № 1393). История двух театров тесно переплетается. Ворошиловградский украинский музыкально – драматический театр возник в годы Великой Отечественной войны. Много выступал на фронте. В мае 1944 года театр вернулся в УССР, на этот раз – в город Ворошиловград. В 1947 театру присвоили имя Островского. В начале 1950-х годов театр получает помещение по ул. Пушкинской, 2 (позднее здание стало называться ДК железнодорожников). Здесь украинский театр им. Островского довольно долго соседствовал с русским драмтеатром.
С 1958 по 1963 гг. главным режиссером театра был Альберт Бондаренко. Его заслугой стало включение в репертуар украинского театра спектакля «Виндзорские кумушки» (по В. Шекспиру), спектаклей по пьесам ворошиловградского писателя Ф. Вольного «Я люблю тебя, жизнь!» и «Сувора повість». В 1963 году главным режиссером украинской труппы стал В. Добровольский.
К 1966 году творческий коллектив театра с двумя труппами – русской и украинской – состоял из 88 человек. Зритель хорошо знал ведущих мастеров сцены: Народного артиста УССР Ветрова П. И.; заслуженных артистов УССР Ветрову Е. И., Коженовского А. П., Ольховскую В. Н., Некряч Г.И., Максимовского Ф. К., артистов Кленова П. Н., Гурина В. Д., Ращупкина Н. К., молодых актеров Хруничева В. Д., Витченко Д. И., Степанову Н. Г., Чоп Н. И. и многих других [99, С.20].
В действующем репертуаре театра насчитывалось свыше 35 спектаклей, из них 22 – советских авторов, 8 спектаклей – русской и украинской классики, 5 спектаклей для детей. Среди лучших спектаклей того периода следует отметить: «Весна двадцать первого» (1964), «Тарас Бульба», «Антигона». Коллектив театра регулярно работал с местными авторами. Впервые увидели свет рампы на сцене луганского драматического театра такие пьесы, как «Мера любви» и «Сторона-сторонушка» Ф. Вольного. Театр ежегодно показывал около 800 спектаклей и обслуживал свыше 350 тыс. человек.
В начале 60-х годов в репертуаре русского драматического появился новый удачный спектакль «Орфей спускается в ад» (по пьесе американского писателя Т. Уильямса) в оформлении известного художника Э. Годлевского.
В репертуаре украинского театра всегда были пьесы украинских классиков. А если посмотреть на летопись гастролей украинского театра, то окажется, что и года не проходило без выступлений в других городах. Актеры выступали в городах: Комсомольске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Иркутске, Волгограде, Магадане (1966). В рецензиях хвалили труд актеров: Н. Чоп, Ю. Морфесси, В. Куркина, А. Ревеки. Правда, были и критические очерки.
К 1961 году в Луганске работал еще один театр. Луганский театр кукол был основан в 1939 г. У истоков юного театра стояли актеры Ворошиловградского ТЮЗа и участники художественной самодеятельности одного из Домов творчества. «Коллектив претерпел немало мытарств. Некоторое время театр кукол работал в ДК Ленина, успел побывать в маленьком помещении в Парке 1 мая, в клубе текстильщиков. В октябре 1939 состоялось первые гастроли по области. В ноябре – гастроли в Сталинград. Более 68 тыс. зрителей. Зрители радостно встречали сказки: «Сказка о Царе Салтане», «Вождь краснокожих» по О. Генри, инсценировку «Разговор человека с собакой» по Чехову» [53, Л.1].
Гастроли по области не прекращались вплоть до начала Великой Отечественной войны. В школах и детских садах актеры играли сказки-спектакли «Кот в сапогах», «Вождь краснокожих» по О. Генри, «Сказку про Царя Салтана». Со спектаклем «Большой Иван» С. Образцова и С. Преображенского Ворошиловградский театр кукол работал в госпиталях в период ВОВ. Эта сказка вселяла в бойцов веру в победу.
Возобновить стационарные его спектакли удалось лишь в 1946 году. Тогда маленькие зрители увидели спектакли «Три поросенка» и «Гусенок». Дальше были поставлены спектакли «Школьнику на память» О. А. Максименко – образная иллюстрация правил для учащихся; спектакль «Знамя» Жавинского о героическом участии пионеров в ВОВ, др. спектакли.
Настоящими творческими удачами 1950 – х были: «Конек Горбунок» и «Красная Шапочка». Каждый год театр кукол выпускал 4 -5 новых спектакля. Принимал активное участие в общественной жизни города: зрительские конференции, выступления по школам, на заводах и фабриках, в любом уголке области. В театре сложился талантливый и дружный коллектив: Д. Генсталь, Л. Кривозубова, Н. Брежнева, Е. Маркова, В. Чеверноженко, Г. Фурсенко. Главным художником театра был А. М. Чеверноженко.
Луганская пресса интересовалась постановками театра кукол. Иногда эти статьи писали сами режиссеры театра. В начале 1960-х должность главного режиссера по очереди занимали Б. Симонович и В. Ващаев. «Мабуть, немає в області такого населеного пункту, де б не побував наш театр. І всюди діти чекають його з нетерпінням. Зараз за плечима колективу 120 п’єс. Надовго запам’ятовуються дітям ляльки, зроблені за ескізами головного художника театру А. М. Чеверноженка» [8].
В 1960-х гг. в репертуаре театра – пьесы советских авторов С. Маршака, С. Михайлова, К. Чуковского. Театр ежегодно показывал около тысячи спектаклей, которые посещали 300 тысяч зрителей [99, С. 20].
В период перестройки и последующие годы в историографии выработалась точка зрения, что на развитие культуры в Советском Союзе стоит смотреть только через призму отношений между государством и деятелями искусства и культуры (а не через призму, допустим: Творец – зритель, слушатель). Считалось, что повсеместно присутствовала жесткая централизация выработки репертуарной политики, диктат чиновника в этой сфере; жесткий административный контроль деятельности общественных организаций творческих работников. Следствием этих органических пороков административно-командной системы стало подавление индивидуальности художников, их творческая робость, доминирование самоцензуры, сковывающей инициативу и порождающей боязнь творческого риска; поощрение системой управления «послушных» художников и подавление творческого свободомыслия. Насколько это было реалистично в Луганске?
К 1961 году Луганское областное отделение Союза художников Украины насчитывало в своих рядах 19 членов и 11 кандидатов в члены союза. 44 художника объединяло областное Товарищество художников. В области работало немало и самодеятельных художников, и скульпторов. Считалось, что в успешном решении поставленных XXII съездом партии задач по коммунистическому воспитанию трудящихся важная роль принадлежит именно творческим организациям и союзам.
В декабре 1961 года в областном центре состоялось совещание творческой интеллигенции Луганска и области. На заседании присутствовали также: начальник областного управления культуры Алентьева, главный режиссер областного украинского музыкально – драматического театра Бондаренко, главный дирижер симфонического оркестра областной филармонии заслуженный деятель искусств Армянской ССР Каспаров.
Перед писателями, художниками, артистами, композиторами, архитекторами выступил секретарь обкома КП Украины Ю. Ф. Пономаренко. Он подчеркнул, что «партия ставит задачу – воспитать всесторонне развитого человека, в котором должны сочетаться духовные богатства, моральная чистота и физическое совершенство. Почетные и ответственные задачи в этой связи возлагаются на работников творческих организаций».
К этому времени в г. Луганске и области работала большая группа творческой интеллигенции – членов различных общественных объединений и союзов. Среди художников и писателей, поэтов и композиторов Луганской области было немало таких, которые, по мнению власти, создали произведения, ярко отражающие героическое прошлое народа, труд шахтеров, металлургов, машиностроителей, химиков, тружеников сельского хозяйства. Многие актеры областных театров создали яркие образы современника.
Тем не менее, секретарь обкома КП Украины Ю. Ф. Пономаренко критиковал работу областных театров, в частности, украинского музыкально – драматического: «Наш зритель прежде всего хочет видеть на сцене спектакли о тех, кто сегодня строит дома и заводы, учит детей, покоряет природу, удивляет мир своими славными делами. Он хочет видеть на сцене яркий, правдивый образ, в котором бы отразились духовные богатства и красота советского человека – героя наших дней, строителя коммунизма. Но, к сожалению, таких спектаклей в репертуаре театров чрезвычайно мало».
На совещании речь шла и об областном литературном объединении. К этому времени писателями Луганщины уже были написаны: роман Ф. Вольного «Третий восточный», рассказы и повести Г. Довнара, Т. Рыбаса, Л. Коломойцева, стихи и поэмы Н. Чернявского, С. Бугоркова, И. Савича и многих других. Партийный чиновник подчеркивал, что наряду с литературными удачами, есть много недостатков в их произведениях, так, литераторы слабо знают жизнь, потому что мало бывают на шахтах, заводах, стройках, редко встречаются с трудящимися.
Председатель областного отделения Союза художников Ковалев рассказал, как художники пропагандировали изобразительное искусство. Организовывались выставки непосредственно на предприятиях – тепловозостроительном заводе, тонкосуконном комбинате и др.
Что касается пропаганды музыкального искусства, то в Ворошиловграде работала филармония. В области к 1961 году работало 19 музыкальных школ, в Луганске- две школы [16].
Кукла Крыска – красотка из спектакля «Приключения Каштанчика». Фото 2000-х
Устав Ворошиловградской (Луганской) областной филармонии был утверждён Всеукраинским комитетом по делам искусств при Совнаркоме УССР 2 июля 1938 года. Первоначально филармония не имела своего помещения и находилась в Театре оперы и балета (сегодня – Республиканский Дворец культуры). Свою работу она начала с создания концертного бюро, в котором в августе 1938 года насчитывалось 10 концертных бригад для обслуживания районов Ворошиловградской (Луганской) области.
А в октябре 1938 года филармония была переведена в ДК имени Ленина, где 18 октября состоялось открытие зимнего сезона. В ноябре 1938 года администрация филармонии разместилась в клубе имени Пархоменко, а выступления артистов продолжались в ДК имени Ленина.
Отсутствие помещения не мешало артистам радовать луганчан концертными программами, выезжать концертными бригадами в города и районы вплоть до оккупации Ворошиловграда (Луганска) в 1942 году фашистами. Деятельность филармонии была временно приостановлена и возобновилась сразу после освобождения города в феврале 1943 года.
В мае 1944 года исполнительный комитет Ворошиловградского областного совета депутатов трудящихся принял решение «О восстановлении Ворошиловградской областной филармонии», согласно постановлению исполкома филармония значилась как филиал Украинской Республиканской филармонии. В ее состав вливались театр эстрады и комсомольско-молодежный ансамбль песни и танца. Были утверждены следующие художественные единицы: симфонический ансамбль, ансамбль песни и танца, ансамбль бандуристов, театральный джаз г. Кадиевка, группа солистов филармонического плана.
Ансамбль песни и танца насчитывал 75 лучших певцов, танцоров и музыкантов края, которые включили в свой репертуар песни, написанные в годы Великой Отечественной войны, произведения о возрождении Донбасса, его людях [98].
В 1945 году по инициативе первого секретаря областного комитета компартии Украины А. Гаевого в городе был создан симфонический оркестр. В 1940-1950-е годы именно в филармонии были заложены основные традиции музыкального просветительства Луганской области: проводились циклы лекций-концертов, ряд тематических программ для школьников, учащихся средних и высших учебных заведений, заводских общежитий и сельских клубов. В этот период симфонический оркестр филармонии стал ведущим коллективом области, а концертный зал филармонии центром музыкальной работы области. Луганчане впервые увидели знаменитых на весь Советский Союз музыкантов: Б. Гольдштейна, Д. Ойстраха, Ю. Ситковецкого, Л. Когана, Э. Гилельса, Г. Гинзбурга, Р. Глиэра и многих других.
В 1960 году встал вопрос о капитальном ремонте. Ведь почти 100 лет существовало мергельное здание. Время и климат делали свое дело. В это время в филармонии в здании находились еще две организации – областной кукольный театр и кинотеатр «Хроника». И вместо капитального ремонта было принято решение о строительстве нового здания. «Здание филармонии было построено в 1964 году по проекту архитектора Г. Головченко. Концертный зал вмещал 600 человек» [90, С.26].
В 1960-е в Луганске жили и творили корифеи искусства – М. Вольштейн, А. Фильберт и И. Панич. Моисей Львович Вольштейн (1916-2000) – советский украинский живописец и график. Мастер натюрморта, пейзажа, жанровой живописи, портрета. Закончил Киевский художественный институт (1945). С того времени преподавал в Луганском художественном училище. Вместе с А. Фильбертом является основателем луганской школы живописи. Участник областных, всеукраинских и всесоюзных выставок с 1945. Персональная – в Луганске (1967, 1976, 1987, 2003 – посмертно).
Работы Вольштейна представлены в музеях и частных коллекциях на Украине и за ее пределами. Основные этого периода работы художника: «Крым» (1962), «Девушка» (1958), «Учитель математики» (1962), «На Старобельщине» (1965).
Александр Александрович Фильберт (1911-1996) – известный советский и украинский живописец и педагог. В 1931—1939 гг. учился в Киевском художественном институте под руководством профессора Ф. Г. Кричевского. За дипломную работу был сразу принят в Союз художников СССР.
После окончания учебы переехал в Луганск, где стал преподавателем специальных дисциплин Луганского художественного училища. Является основателем реалистической художественной школы высокого уровня. Имеет множество учеников, получивших звания заслуженного и народного художника УССР (Украины).
Создал первое в Донбассе (включая Донецкую и Луганскую области) отделение Союза художников СССР и много лет возглавлял его. В 1957 г. выступил делегатом 1-го съезда художников СССР. Картины экспонировались более чем на 50 международных и отечественных выставках. В этот период художник написал несколько картин, например, «В Аральской экспедиции» (1961) в соавторстве с М. Вольштейном.
Игорь Васильевич Панич (1919 – 1990) – заслуженный художник УССР. Мастер стоял истоков формирования художественной школы Донбасса. Картины художника хранятся в Луганском художественном музее, в музеях Украины, в частных коллекциях в Канаде, США, Великобритании.
Участник Великой Отечественной войны. В 1950 году закончил Харьковский художественный институт. Начиная с 1951 года принимал участие в более чем 20 выставках.
Игорь Панич работал в жанре социалистического реализма. Придерживаясь позиций избранного направления в искусстве, художник прежде всего стремился достичь совершенства в технике. Основные произведения этого времени: «За декретом В. И. Ленина» (1961); «На отдыхе» (1963); «Кобзарь» (1965); «Хлеборобы» (1965 – 1966); «Гости в колхозе» (1966) и другие.
Близкой для И. В. Панича всегда оставалась тема Великой Отечественной войны. Увиденное и пережитое требовало переосмысления с временной дистанции. Портреты тех лет – это образы участников и героев Отечественной войны. Атмосфера тревоги мастерски воссоздана в картине «Война», открытый драматизм – в произведениях «Во имя жизни», «Сын», «Подвиг», «К мирному труду» и в других произведениях. Мастер увековечил подвиг миллиона безымянных борцов. Многие его произведения связаны с непосредственными впечатлениями их автора как очевидца тех событий. Игорь Васильевич изображал своих однополчан, воинов, грудью прикрывавших родную землю на тысячеверстных фронтах. Не остался без внимания художника и подвиг людей, которые в тылу ковали победу. Общим для всех работ стало гуманистическое утверждения красоты и ценности человека, антипатия ко всему, что мешает его счастью, что враждебно светлой и радостной жизни на мирной земле.
Заслуженный художник УССР Г. К. Слепцов писал о своем коллеге по областному Союзу художников Игоре Васильевиче: «Наша организация за период руководства И. В. Панича выросла и качественно и количественно. Появилась большая плеяда известных мастеров кисти и резца, чьи произведения известны всей стране. А мы, его давние коллеги, сохранили в своих сердцах образ умного, интеллигентного, необыкновенно одаренного живописца, прекрасного товарища, которого теперь нам так не хватает, но живут его полотна, дышат с нами одним воздухом его герои – наши земляки, напоминают об их авторе – Заслуженном художнике Украины. Это, как вечная народная песнь, слова которой не подвластны времени. Его слова – светоносные картины, населенные просто хорошими людьми, на которых у мира – вечный спрос» [89].
Основной целью военно-патриотической работы с момента образования СССР была пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества, дружбы пролетариев всех стран. Государственную музейную политику в эти годы представляет постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» 1964 года [1, С. 416]. Практически все решения, которые принимались в «центре», выполнялись на «местах». Как именно это происходило? Рассмотрим на примере музеев.
Луганский краеведческий музей – одно из старейших в Донбассе научно – исследовательских и культурно – просветительских учреждений. Музей – хранилище памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, связанных с историей и природой края.
Музей был основан в 1920 году, как Музей живописной культуры, и в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал, потеряв свои коллекции. С первых дней освобождения Ворошиловграда (февраль 1943 г.) краеведческий музей в труднейших условиях возобновил свою работу, в здании по ул. Ленина, 36. В то время основу коллекции составили: 27 живописных полотен, 288 монет и мешочек мелкой монеты разных эпох.
Краеведческий музей с 1953 года и до середины 1970 – х годов располагался в здании по ул. Карла Маркса, 30. К 1966 году в музее было три отдела: природы края, истории прошлого и советского периода. Около трех тысяч экспонатов рассказывали о природных богатствах, историко-героическом, революционном прошлом края. В экспозиции были представлены фотографии и документы, а также макеты и модели механизмов, которыми были оснащены шахты Донбасса, оружие периода гражданской войны, др. Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения в духе марксизма – ленинизма. В музее проходили сборы пионерских дружин, прием в комсомол и пионеры. В 1965 году Луганский краеведческий посетило 100 тыс. человек. В музее проводились встречи со старыми большевиками, первыми комсомольцами и партизанами Великой Отечественной войны [99, С.11].
Луганский художественный музей, по мнению его сотрудников, «ведет свою родословную от Музея живописной культуры, основанного в январе 1920 года [97]. В его основу вошли привезенные из Москвы и Харькова живописные полотна, мебель, фарфор, бронза, произведения из металла. Всего 792 экспоната». В годы Великой Отечественной войны существенно пострадал.
В 1944 году Ворошиловградский облисполком принял решение об открытии музея изобразительного искусства. В феврале 1946 г. в городе была открыта передвижная выставка «Возрождение освобожденного Донбасса». По окончании ее действия все экспонаты были переданы «в собственность г. Ворошиловграда, как первый подарок для организации будущего художественного музея».
В 1947 г. в фонд музея было передано 600 произведений украинского и зарубежного искусства XVI – нач. XX вв. из вне музейных фондов ведущих музеев Киева. Первая постоянная экспозиция открылась в феврале 1951 г. по адресу: ул. Почтовая, 3. В рассматриваемый период музей носил имя Артема, революционера, советского партийного деятеля (настоящее имя – Федор Сергеев).
1 июня 1963 года в Луганском художественном музее имени Артема была открыта обновленная постоянная экспозиция. Право перерезать красную ленточку было предоставлено революционеру, старому большевику И. Е. Набивачу. Директором музея тогда был В.Н. Колосов, а одним из научных сотрудников Тамара Капканец, известная советская луганская художница. (Б. Бланк. По залам луганского художественного музея. Луганская правда, 2 июня 1963, с. 3). Б. Белова «Художественный музей в Луганске», Луганская правда, 31 мая 1963 год, с. 3).
Статья об открытии экспозиции художественного музея. Газета «Ворошиловградская правда», февраль 1951 года
В 1966 году в фондах музея насчитывалось около 3 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство. Он состоял из 4-х отделов: отдел советского изобразительного искусства, отдел украинского народного декоративно – прикладного искусства, отдел русского дореволюционного искусства, отдел западноевропейского искусства. В музее представлены произведения таких известных художников, как: В. А. Тропинин, И. И. Шишкин, И. К. Айвазовский, И. М. Прянишников, А. Е. Архипова, М. В. Нестеров; скульпторов: В. И. Мухиной, Е. В. Вучетича, М. Г. Манизера, И. Д. Шадра. В отделе западноевропейского искусства представлены произведения итальянской, голландской, немецкой, французской школ. За 1965 год музей посетили более 57, 3 тыс. человек [99, С. 12].
Продолжал работать Домик – музей Ворошилова. Открыт этот музей К. Е. Ворошилова был еще в декабре 1940 года. Во время войны был разрушен немцами, а после освобождения Луганска – заново отстроен и открыт 5 ноября 1945 года.
Был расположен по адресу: дом № 29 по ул. Металлистов. Именно в этом доме в 1904 -1905 годах проходили занятия подпольного пропагандистского кружка Луганcкой партийной организации, а с 1905 по 1907 годы жил сам К.Е. Ворошилов.
Экспонаты музея рассказывали о важнейших событиях жизни и деятельности руководителя луганского пролетариата Климента Ворошилова, о росте революционного движения на Луганщине, об участии луганских пролетариев в боях за власть Советов. После закрытия музея и до настоящего времени по этому адресу находится городское отделение связи № 12.
Еще один знаменитый уроженец Луганщины – Владимир Даль, Казак Луганский – личность ренессансного масштаба, несомненно, одна из ключевых фигур, определивших духовную историю России XIX века. Его монументальные труды «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа» до революции 1917 г. были известны каждому студенту и даже гимназисту. На протяжении всего позапрошлого столетия регулярно выходили в свет собрания сочинений писателя.
В 1960-е немногие энтузиасты понимали важность и необходимость возрождения общественного интереса к Далю. И, пожалуй, самый весомый вклад в это благородное дело внесли его земляки-луганчане. Среди них врач, ученый, краевед Валентин Васильевич Нестайко (1913-1982). Интерес к Далю у Нестайко появился благодаря луганскому скульптору Овчаренко. Илья Пантелеевич Овчаренко (1926-1978) в 1962 году работал над галереей знаменитых людей: К. А. Булавин, В. М. Гаршин, М. А. Максимович, В. И. Даль, др., чья жизнь так или иначе была связана с Луганщиной.
Завкафедрой патанатомии Луганского мединститута В. В. Нестайко – по профессии врач, а по своей второй страсти, безусловно, историк, коллекционер в области культуры, увлеченно изучавший историю медицины и культуры. Он разыскивает материалы о ранении A. C. Пушкина, о В. И. Дале и его отце Иване Матвеевиче. Выступая на публичных чествованиях памяти Даля, ведя мощную пропагандистскую кампанию на страницах луганских газет, он популяризовал врачебные взгляды Даля, а также его отца по телевидению и в областном лектории.
Статья об открытии музея завода ОР. Газета «Октябрьский гудок», ноябрь 1963 года
Известно, что еще в 1960-е годы В. В. Нестайко радел за установку памятника В.И. Далю в Луганске [18]. Но самое главное, на кафедре патанатомии Луганского мединститута он открыл далевский музей, первый на территории СССР. «На своей кафедре в прозекторной он сотворил настоящий алтарь Далей…», – говорится в статье Ю. М. Костинского, опубликованной в 1967 году в московском академическом журнале «Русская речь». Здесь же помещено фото, на котором В. В. Нестайко со своими студентами возле стенда с далевскими экспонатами [79, С. 70].
В 1963 году при Ворошиловградском тепловозостроительном заводе имени Октябрьской революции был открыт народный музей. Вся история предприятия со дня его основания нашла отражение в экспозиции музея. Долгие годы директором заводского музея была В.Ф. Трубачова.
В 1960 – 1970 -х годах для читателей работает Государственная областная научная библиотека имени Горького (дата основания: 1897 год). В конце 1965 года для библиотеки было построено новое специальное помещение по ул. Советской, 78, где она и находится по сей день. В библиотеке к 1977 году работало 7 читальных залов, а также отделы: городской абонемент, библиографический, научно-методический, комплектования, иностранной литературы, искусств, межбиблиотечного абонемента и др.