Б

Батлейка (бетлейка)

Белорусский народный театр кукол, по устройству напоминающий вертеп (см. «Вертеп»). Мистерия о рождении Иисуса Христа и о царе Ироде, решившем его погубить, обычно разыгрывается на Рождество. В репертуаре батлейки также представление «Царь Максимилиан». После этих двух главных спектаклей кукольной батлейки обычно разыгрываются короткие комические истории: «Вольский – купец польский», «Корчмарь Берек» и др. В этих интермедиях главную роль играет Матей – аналог русского Петрушки (см. «Петрушка»), украинского Запорожца (см. «Запорожец»), итальянского Пульчинеллы (см. «Пульчинелла») и др. Матей – любимый народом комический персонаж. Это типичный образ белорусского крестьянина – незлобивый растяпа с хитринкой и добрым юмором.

Би-ба-бо

Простейшая перчаточная кукла (см. «Перчаточные куклы»).

Библейские кукольные пьесы

Самые ранние, записанные кукольные европейские пьесы, рассказывающие о сотворении мира; Адаме и Еве, Ноевом ковчеге и т. д. Схожие сюжеты использовались в средневековых кукольных мистериях и моралите. Сегодня существует много современных версий этих пьес. Один из ярких примеров использования кукольных библейских пьес – представления вертепа (см. «Вертеп»).

Бриоше (Бриоччи) Жан

Некоторые полагают, что Жан Бриоше жил в эпоху короля Людовика XIV (1638–1715), но есть и другое мнение: Людовик XIV жил во времена царствования короля кукольников Жана Бриоше.


Жан Бриоше родом из Италии. Имел две профессии: рвал больные зубы и был кукольником. Одним из самых известных и любимых во Франции.


Даже обезьяна Бриоше, которую звали Фаготен, вошла в историю после своей трагической дуэли с великим поэтом и не менее великим забиякой – Сирано де Бержераком. Сирано, как известно, был завзятым дуэлянтом. Он убил на поединках десять человек, а однажды на кукольном представлении Бриоше принял Фаготена за наглого обидчика. И немудрено. Фаготен был ростом с невысокого человека, одет как слуга, и к тому же у него на боку висела шпага, которую он по неосторожности обнажил. Удар Сирано де Бержерака оказался смертельным. Ошибка поэта привела к тому, что все ярмарочные артисты стали называть именем «Фаготен» своих обезьян.


Любимой куклой Бриоше был Полишинель (см. «Полишинель»). Его шутки мгновенно разносились по всему Пари-жу. Так, однажды Полишинель Бриоше даже… написал письмо кардиналу Мазарини. «…Господин Жюль!» – говорилось в нем. – Я осмелюсь сообщить Вам, что народ Франции любит меня гораздо больше, чем Вас. Я много раз слышал, как люди говорят: «Пойдем смотреть Полишинеля!» И ни разу не слышал, чтобы сказали: «Пойдем смотреть Мазарини!»


Бриоше и его кукол (особенно проделки Полишинеля) парижане действительно очень любили. Причем все парижане – ремесленники, буржуа, мушкетеры и гвардейцы кардинала. Даже сам король приглашал его развлекать свою семью. Например, в 1669 году кукольный театр Бриоше три месяца играл для короля и его детей во дворце Сен-Жермен.


Бриоше был кукольником замечательным. Его марионетки (см. «Марионетка») производили на зрителей потрясающее впечатление. Казалось, это не куклы, а очень маленькие люди. Однажды Бриоше играл свои спектакли в Швейцарии. Здесь еще не видели таких кукол. А нужно сказать, что в то время Швейцария «славилась» инквизицией. Сразу же после представления, на котором Бриоше показал удивленной публике своих кукол, умевших все – говорить, петь, смеяться, плакать, танцевать, шутить, прыгать и кривляться, кукольника вместе с куклами отвели в магистратуру, где предъявили обвинение в колдовстве. Свидетели утверждали, что видели и слышали, как маленькие существа, «которые могли быть только дьяволами», разговаривали друг с другом и двигались без участия человека. Бриоше судили, и если бы не ум и изворотливость кукольника, его слава и участие верного друга капитана Швейцарского полка, то Жана Бриоше сожгли бы вместе с куклами.

Загрузка...