Elizabeth Gould Davis, The First Sex (1971), с. 34–35. Аргумент, что мужская Y-хромосома является всего лишь «испорченной Х-хромосомой», имеет длинную родословную: см. Francis Swiney, Women and Natural Law (1912). В наше время его страстно защищают Валери Соланас в «Манифесте СКАМ» (The SCUM Manifesto, New York, 1968) и Гулд Дэвис: «Маленькая и перекрученная Y-хромосома – это попросту генетическая ошибка… первые мужчины были уродцами, жертвами некоего повреждения генов…»
Amaury de Riencourt, Women and Power in History (1974, первое издание на английском языке в 1983), с. 52.
Nigel Calder, Timescale (1984), с. 1.
Об открытии «генетической праматери человечества» можно прочесть в источниках: Listener, 27 February 1986; Guardian, 3 March 1986.
О небольшой продолжительности жизни первобытного человека см.: Marian Lowe and Ruth Hubbard (eds.), Woman’s Nature: Rationalisations of Inequality (New York and Oxford, 1983), с. 131.
George P. Murdock, Our Primitive Contemporaries (New York, 1934); Social Structure (New York, 1949); “World Ethnographic Sample,” American Anthropologist (1957); “Ethnographic Atlas: A Summary,” Ethnology 6, No. 2, 109–236. Работу Мердока обсуждает Jo Freeman (éd.), Women: A Feminist Perspective (Palo Alto, California, 1979), с. 94. См. также статью Ричарда Ли в: Man the Hunter, eds. R. B. Lee and Irven De Vore (1968). Ли показал, что даже неудача на охоте не побуждает бушменов из племени кунг охотиться дольше одной недели из трех-четырех: они верят, что результат охоты определяет магия, и никакие их усилия не могут отвратить злосчастье. Поэтому, потерпев неудачу на охоте, они ждут месяц или дольше – и в это время в основном ходят друг к другу в гости, развлекаются, танцуют, в то время как жизнь племени поддерживает только собирательство женщин.
О женских навыках собирательства можно почитать в кн.: Elaine Morgan, The Descent of Woman (1972), с. 184; см. также: Calder, с. 156, описание ботанических и экологических знаний, о которых мы можем судить по самому знаменитому доисторическому погребению так называемого «Цветочного человека из Шанидара». Этого неизвестного месопотамца погребли около 60 тысяч лет назад на ложе из цветов крестовника, алтея лекарственного и других: все они известны своими лечебными свойствами и по сей день используются в женской народной медицине. Разумеется, собирателями цветов могли быть и мужчины. Но если доисторический Шанидар и мог похвастаться мужчиной, умеющим отличить алтей от мальвы, то надо признать: большинству своих потомков мужского пола этот древний знахарь свои знания не передал.
Об изготовлении орудий см.: Kenneth Oakley, Man the Tool-Maker (1947); R. Leakey and R. Lewin, Origins (New York, 1977); G. Isaac and R. Leakey, Human Ancestors (1979); B. M. Fagan, People of the Earth: An Introduction to World Pre-History (1980).
Elise Boulding, The Underside of History (Colorado, 1976), с. 78, обсуждает технику обжигания на огне, созданную женщинами, и предполагает, что именно женщины изобрели охоту, снабдив племя орудиями, позволяющими пронзать тела животных.
См. Sally Slocum, “Woman the Gatherer: Male Bias in Anthropology.” Эту важнейшую статью можно найти в кн.: Rayna Reiter (éd.), Towards an Anthropology of Women (New York, 1975), Mary Evans (éd.), The Woman Question: Readings in the Subordination of Women (1982). Важность появления мешка обсуждается также в кн.: Sheila Lewenhak, Women and Work (1980), с. 20–21.
Там же.
Однако история Мужчины-Охотника до сих пор излагается как неоспоримая истина везде, как в научных, так и в популярных книгах для взрослых и детей. См. Lee and De Vore (above); S. Washburn and C. S. Lancaster, “The Evolution of Hunting,” in Lee and De Vore (eds.), Kalahari Hunter-Gatherers (Harvard, 1976); Sol Tax (éd.), Evolution After Darwin, Vol. II: The Evolution of Man (Chicago, 1960); Josef Wolf and Zdenek Burian, The Dawn of Man (London and Prague, 1978); Robert Ardrey, African Genesis (1961), The Hunting Hypothesis (1976) – и многие-многие другие.
Ardrey (1976), с. 91–92.
W. I. Thomas, Sex and Society: Studies in the Psychology of Sex (1907), с. 228.
Calder, с. 142–143.
Morgan, с. 58–63. Необычно длинный пенис человеческого самца подробно рассматривает также Десмонд Моррис в «Голой обезьяне» (Desmond Morris, The Naked Ape (1967), с. 65, 75).
Boulding, с. 83.
Этот аргумент Вонды Макинтайр можно найти также в кн.: Joanna Russ, How to Suppress Women’s Writing (Texas, 1983), с. 51–52.
Elaine Morgan, с. 116, описывает гигиенические процедуры у самок обезьян; Sheila Lewenhak (с. 20, 23–24) пишет об изготовлении слингов в каменном веке; Paula Weideger, History’s Mistress (1985), с. 133–134 – пишет об экспериментах с тампонами.
Donald C. Johanson, Maitland A. Edey, Lucy: The Beginnings of Humankind (London and New York, 1981), с. 340.
H. G. Wells, The Outline of History (1920), с. 94, 118.
Ardrey (1976), с. 83.
Morris, с. 65, 75.
Ardrey (1976), с. 100.
Charles Darwin, On the Origin of Species by Means of Natural Selection (1859), The Descent of Man (1871); Thomas Huxley, Ethics and Evolution (1893); Herbert Spencer, Principles of Biology (1864–I867); Carveth Read, Origins of Man (1925); Raymond Dart, “The Predatory Transition from Ape to Man,” International Anthropological and Linguistic Review V.i., n. 4 (1953).
Robert Ardrey (1961), с. 316; Konrad Lorenz, On Aggression (1966); Anthony Storr, Human Aggression (1968) с. i.
Wells, с. 77–78; Ardrey (1978), с. 91.
Washburn and Lancaster, с. 303; Johanson, с. 65; John Nicholson, Men and Women: How Different Are They? (Oxford, 1984), с. 5.
De Riencourt, с. 6.
Myra Shackley, Neanderthal Man (1980), с. 68.
Peter Farb, Man’s Rise to Civilization as Shown by the Indians of North America from Primeval Times to the Coming of the Industrial State (1968), с. 36–37.
Shackley, с. 68.
J. Constable, The Neanderthals (1973).
Shackley, с. 206.
Там же, с. 94.
Lowe and Hubbard, с. 114–115.
Shackley, с. 107–108.
Robert Graves, The New Larousse Encyclopaedia of Mythology (1959), с. 6; см. также G.-H. Luquet, The Art and Religion of Fossil Man (Oxford, 1930).