Как и во многих других развитых странах, высшие федеральные органы власти Соединенных Штатов Америки имеют весьма комплексную структуру и функциональные задачи. Однако в Америке все это базируется на весьма простых началах, которые вытекают из основного руководящего принципа политической системы США – разделения полномочий между тремя основными ветвями власти.
Данный принцип разделения властей закреплен в Конституции США, принятой в 1789 году, и, надо признать, реализуется в Америке весьма эффективно. Существование трех относительно независимых ветвей власти так или иначе приводит к постоянному формированию трех сравнительно независимых сегментов американской элиты. Элиты, которая, конечно, представляет из себя довольно большую и целостную социальную группу, объединенную общими ценностями и механизмами поведения, но внутри разделена на несколько постоянно противостоящих друг другу сегментов, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов и местном уровне.
Собственно, борьба этих сегментов американской элиты за власть и сферы собственной компетенции, их сменяемость и наличие у каждой из них своей электоральной базы является одной из важных составных частей американского демократического процесса. Так, президент США зависит от национальной элиты в не меньшей степени, нежели эта элита зависит от президента. Постоянно меняющий форму, но поддерживаемый между ними баланс составляет немалую долю американской внутренней политики и является одной из главных сдержек, препятствующих гипертрофированию полномочий одной из сторон.
Правительство США подразделяется на: законодательную ветвь власти, которая отвечает за создание и принятие законодательств; исполнительную ветвь власти, ответственную за реализацию принятого законодательства; и судебную ветвь власти, чья задача, в частности, заключается в толковании и проверке законодательства на соответствие Конституции США. Здесь стоит рассмотреть каждую из ветвей власти более детально. Начнем с исполнительной ветви власти и президента США.
Понятно, что реализация и обеспечение исполнения законодательства страны возлагается на исполнительную ветвь власти федерального правительства США, возглавляемую президентом страны. Ежедневное исполнение и реализация федерального законодательства осуществляется пятнадцатью исполнительными департаментами США, руководители которых назначаются президентом и формируют так называемый Кабинет президента США. В других странах они обычно называются министерствами. Указанные департаменты правительства США осуществляют работу во всех ключевых сферах, таких как оборона страны, образование, дипломатия и т. д. О самых важных из них мы еще скажем ниже.
Кроме того, в структуру исполнительной власти США входят относительно независимые агентства, такие как Центральное разведывательное управление (CIA), Агентство защиты окружающей среды (EPA) и многие другие. Руководители независимых агентств не входят в состав Кабинета президента США, но подотчетны непосредственно президенту и номинируются именно им. В дополнение к пятнадцати департаментам и целому ряду таких агентств в структуру исполнительной власти США входит вспомогательный и административно-технический персонал, оказывающий помощь действующему президенту страны и называемый Исполнительным офисом президента США (EOP), или администрация президента. В штат Исполнительного офиса входят также пресс-секретарь президента, персонал, отвечающий за коммуникации и логистику, а также советники президента по различным вопросам – от национальной безопасности до торговли и внешней политики страны. Это учреждение традиционно возглавляет глава аппарата Белого дома.
В отличие от многих других стран в Соединенных Штатах Америки отсутствует должность премьер-министра. Ее никогда не было. Действующий президент страны осуществляет здесь одновременно полномочия главы государства и главы федерального правительства. Данная система известна как президентская республика. Понятно, что президентская форма правления существенно отличается от парламентской республики, характеризуемой сильной ролью премьер-министра и наличием формальной позиции президента (как, например, в большинстве стран Центральной Европы), или смешанной – президентско-парламентской – республики, где обязанности фактически разделены между президентом и премьер-министром (как это формально есть в России или, скажем, на Украине). Иными словами, в США вся ответственность лежит именно на президенте страны, а не распределяется между несколькими высшими должностными лицами, как это бывает в ряде других стран.
Одной из главных особенностей президентской республики является то, что ситуация, когда, например, президент и премьер-министр состоят в разных политических партиях и имеют различные политические взгляды, вызывая тем самым внутренние разногласия касательно политики федерального правительства, в Америке просто невозможна. Тем не менее в США президент просто вынужден очень тесно работать с другими ветвями власти страны, в частности с законодательными органами страны (Конгресс США), часто состоящими преимущественно из представителей оппозиционной ему партии, которые могут блокировать или иным образом препятствовать реализации политических инициатив президента.
Иными словами, полностью формально контролируя исполнительную власть на ее федеральном уровне, президент должен постоянно искать компромисс с законодательной и судебной властями своей страны, выступая в роли своеобразного политического брокера, находящегося в поисках общей позиции для всех центров силы в стране. Президент США – очень сильная и одновременно очень слабая фигура на американской политической доске. Фигура, постоянно находящаяся в поисках общей компромиссной позиции по тому или иному важному для него вопросу. В США практически не бывает ситуаций, когда президент страны полностью реализует на практике свое персональное ви́дение и политическое желание, решая ту или иную проблему.
Являясь главой президентской республики и обладая огромной формальной властью, американский президент сильно ограничен в своих действиях и политических решениях. Значительная часть его ежедневной работы заключается в том, чтобы найти достаточную политическую поддержку своим действиям в других эшелонах американской власти, а также в средствах массовой информации, общественном мнении и институтах гражданского общества. Экономика и уровень жизни граждан – главная ответственность человека, стоящего во главе США. Именно это является решающим, когда, скажем, встает вопрос о его переизбрании на второй срок. Как выразился в свое время Билл Клинтон: «Все зависит от экономики, дурень!» Так как Америка является страной либеральной экономики, где непосредственная роль государства в экономике крайне ограничена, то и экономический спрос с президента совсем другой, нежели чем, скажем, в России. Тут нет государственных корпораций, а большие индустриальные монстры Америки отнюдь не вытягиваются в струнку при упоминании президента страны. Хотя преуменьшать возможности президента в области экономики тоже не стоит: у него есть право регулировать некоторые ее аспекты с помощью своих исполнительных указов или, скажем, через инициацию изменения законодательства в Конгрессе страны.
Помимо исполнения обязанностей главы государства и главы федерального правительства, президент США является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и наделен полномочиями по ведению переговоров и подписанию договоров с правительствами других стран, но и тут – только с одобрения Сената, то есть верхней палаты Конгресса США. Кроме этого, президент наделен полномочиями подписания (и, соответственно, принятия) законов или наложения вето на те или иные законопроекты, принимаемые Конгрессом США. Однако и здесь президент не полностью контролирует ситуацию. По закону Конгресс США может обойти вето президента и принять законопроект, если за него проголосуют две трети верхней и нижней палат Конгресса США. Также президент США наделен полномочиями создавать и подписывать указы, имеющие силу закона, осуществлять помилование или как-либо по-другому проявлять милосердие к лицам, обвиняемым в совершении федеральных преступлений.
Как уже отмечалось, после вступления в должность каждый новый президент осуществляет назначение приблизительно трех тысяч должностных лиц в органы исполнительной власти, в том числе около пятиста высших должностных лиц. Эти назначения включают руководителей пятнадцати департаментов, глав исполнительных агентств, членов более чем пятидесяти независимых федеральных комиссий, а также назначения на другие ключевые позиции – такие, например, как судьи Верховного суда (если там есть вакансии), послы, консулы, официальные представители и др. Отдельная сложность в выполнении данной задачи состоит в том, что практически половина кандидатур на назначаемые должности требуют одобрения со стороны Сената США (напомним, это верхняя палата Конгресса США), что часто приводит к длительному переходному периоду и обычно существенно задерживает и затрудняет работу каждого нового федерального правительства США.
О роли президента страны я писал в предыдущей книге про США «Империя свободы: ценности и фобии американцев». Здесь же считаю нужным только повторить, что подавляющее большинство американцев рассматривают не только президента, но и губернатора штата, в котором они живут, как наивысшего чиновника. Тем более что губернатор штата избирается ими в ходе прямых выборов. Политическая борьба в Вашингтоне затрагивает и интересует простого избирателя гораздо меньше, чем дела собственного штата. Вся основная политика – политика местная, что является «золотым правилом» американской политической культуры. Президент скорее является для американцев представителем страны на международной арене, символом страны и символом ее внешней силы. Он не воспринимается американцами как символ национального единства или символ мощи и славы государства. Таким символом является для американца флаг США, который они просто боготворят. Флаг США – это отдельная тема, о которой я говорил в других книгах про США. Иными словами, президент США – это президент пятидесяти достаточно независимых от него и разнообразных штатов и округа Колумбия, где находится столица США Вашингтон. Отсюда и двухступенчатая система выборов главы государства, о которой речь пойдет ниже.
Однако президент – главная американская селебрити, то есть знаменитость, на период его или ее президентства. Тут Дональд Трамп должен чувствовать себя вполне в своей тарелке. Одновременно президент – главный субъект американского юмора и иронии, сатиры и сарказма. Нет, наверное, страны в мире, где президент и его команда находились бы ежедневно и ежечасно под огнем критики и жестоких шуток, обидных шуток и определенного, как бы снисходительного, отношения. Быть в этом качестве Трампу тоже не привыкать – за долгие годы он не раз становился объектом шуток и пародий, издевательств и карикатур. Да, американцы очень уважают должность и офис своих президентов, но это подчеркнутое уважение не распространяется на людей, которые этот офис в каждый конкретный момент занимают. Кто только не шутит и не иронизирует, зачастую довольно жестоко, над президентом и его женой в Америке. Местные политики, особенно президент, обязаны иметь очень толстую шкуру и в ответ на сатирическую критику и разного рода публичные шутки только улыбаться. Иначе тебя засмеют еще больше. Что называется, с одной стороны, свобода слова, а с другой – взялся за гуж, не говори, что недюж…
Важно помнить, что Дональд Трамп получил в качестве своего партнера Конгресс США, в котором полностью доминируют республиканцы. Однако даже такое, казалось бы, немалое политическое преимущество не дало ему возможности легко провести свои кандидатуры через утверждение в Сенате. В политике США дружба дружбой, но табачок врозь. То есть даже доминирование своих коллег по партии в Конгрессе страны не дает президенту возможности «автоматически» назначать высших должностных лиц США или просто рассчитывать на поддержку по партийному принципу. Дональду Трампу пришлось преодолевать особые трудности в Конгрессе США при утверждении своих ставленников, ибо немало конгрессменов-республиканцев не поддерживали его в ходе избирательной кампании и не считают его программу адекватным представительством республиканских взглядов. Тем не менее президент Трамп достаточно успешно, хотя и не сразу, решил эту задачу.
Надо сказать, что процесс перехода президентских полномочий к Дональду Трампу был особенно длительным. К моменту его инаугурации в качестве 45-го президента США только два члена нового Кабинета президента были утверждены и одобрены Сенатом США. Это значительно меньше, чем у предыдущих президентов страны. Наибольшую сложность в данном случае представлял тот факт, что немало кандидатов, предлагаемых Конгрессу Дональдом Трампом, являются миллиардерами, обладающими тесными связями с бизнес-сектором, причем не только в США, но и во всем мире. Это в принципе создает возможность для потенциального конфликта интересов и, как следствие, обычно влечет за собой более тщательное рассмотрение кандидатур во время проведения слушаний, особенно среди представителей демократической партии, которые и так всегда занимают более агрессивную и менее компромиссную позицию по кандидатурам президента-республиканца. Думается, что назначение всех членов нового Кабинета нынешнего президента США будет самым длительным со времен избрания президента Джорджа Буша в 1989 году.
Сами американцы шутят так: «В США, как известно, каждый может стать президентом. Это и есть самая большая проблема для нашей страны!» На каждые четыре года – в первый понедельник после первого вторника ноября – американцы избирают нового президента. В свое время Джордж Вашингтон отказался стать королем Америки, вышел в отставку и тем самым окончательно утвердил американское президентство. Интересно, что к кандидату в президенты США в Конституции США содержится только три требования: кандидат должен быть не моложе тридцати пяти лет, являться гражданином США по рождению и проживать на территории США не менее четырнадцати лет до начала избирательной кампании. Больше никаких конституционных требований или ограничений нет. В возрасте 70 лет Дональд Трамп стал самым старым избранным президентом во всей истории США. Кроме этого, повторим, он также стал самым богатым президентом США с состоянием, которое оценивается в 4,5 миллиарда долларов.
В настоящее время согласно Конституции страны президентские полномочия ограничиваются двумя четырехлетними сроками (не важно, подряд или не подряд), однако до принятия конституционной поправки в 1951 году президент мог исполнять свои обязанности на протяжении неограниченного количества сроков. Как известно, единственным президентом США, избранным на пост президента страны более двух раз, был Франклин Делано Рузвельт. Он был избран президентом целых четыре раза и осуществлял свои полномочия с 1932 года до момента своей смерти в апреле 1945 года. Американцы, надо сказать, являются большими сторонниками идеи сменяемости власти, в том числе власти президентской. Поэтому рассчитывать на то, что Америка вернется к отмене максимального 8-летнего срока исполнения обязанностей президента, не стоит. Вряд ли Америка изменит и другой своей президентской избирательной исторической традиции – системе Коллегии выборщиков.
Несмотря на то что в день выборов миллионы людей отдают свои голоса тому или иному кандидату, выборы президента США происходят не напрямую жителями страны. Выбор нового президента страны осуществляется Коллегией, состоящей из 538 членов, именуемых «выборщики» и представляющих жителей всех пятидесяти штатов и округа Колумбия. В президентской гонке одерживает победу та пара кандидатов (президент и вице-президент), которая получит большинство голосов Коллегии выборщиков (270 и более).
Напомню, что в США президента избирают не избиратели, а штаты. Именно их голоса и представлены голосами выборщиков. Это действительно непрямые выборы. Последние прямые выборы в Соединенных Штатах – это выборы губернаторов, самых высоких должностных лиц с точки зрения организации большинства сфер жизни простого американца. Хотя президент не оказывает очень большого воздействия на жизнь американца, он является главой государства, которое состоит из пятидесяти частей. Причем частей, очень неравных по численности населения, размерам, доле в экономике и т. д. Однако все эти части являются единым государством, и идея создания Коллегии выборщиков, в частности, заключалась именно в поиске способа это единство сохранить и укрепить с помощью регулярных выборов президента и вице-президента. Иными словами, только второй этап выборов является определяющим – те кандидаты, которые получают большинство голосов в Коллегии, становятся президентом и вице-президентом, даже если они не завоевали большинства голосов на всенародном уровне. Одновременно эта же ситуация является главной причиной того, почему Коллегия выборщиков многими в мире считается самым недемократичным компонентом ведущей демократической системы на Земле. Это так и не так одновременно.
Система Коллегии выборщиков построена на принципе федерализма США. Никогда нельзя забывать про конфедеративную природу истории американского государства. Сторонники данной системы утверждают, что она была предназначена для того, чтобы отражать не народную волю, а коллективную волю штатов. Не волю элиты США, а волю народа, живущего в штатах. Воля штатов – одна из важнейших ценностей американского государственного устройства, и для простых американцев именно она является одним из главных гарантов их свободы и независимости, в первую очередь от собственного федерального правительства. Это важная часть политической культуры Соединенных Штатов. Таким образом, главными избирательными единицами в президентских выборах являются штаты, а не отдельные избиратели. В результате кандидаты на должности, избираемые на федеральном уровне, сосредотачиваются на завоевании отдельных штатов, а среди них – на тех ключевых штатах, которые предоставят им наибольшее количество голосов в Коллегии. Многие обозреватели тем не менее считают, что такая обстановка лишает избирательный процесс истинного духа демократии, так как голос народа, мол, не имеет решающего слова в выборах. Однако другие наблюдатели говорят, что без такой системы президента и вице-президента, дескать, избирали бы несколько крупнейших штатов, а у других субъектов федерации не было бы никакого влияния на избрание высшего должностного лица страны. И это соответственно могло бы подорвать их желание быть в этом союзе из пятидесяти штатов.
Система Коллегии выборщиков в США имеет непростую внутреннюю структуру. Каждому штату назначается определенное количество выборщиков, в зависимости от размера его населения. Количество выборщиков совпадает с количеством представителей от штата в Конгрессе: два сенатора плюс члены палаты представителей. Количество выборщиков по штатам колеблется от трех представителей (в таких штатах, как Аляска, Монтана, Вайоминг) до пятидесяти пяти (Калифорния). Такие штаты, как Калифорния, Нью-Йорк, Техас и Флорида, имеют наибольшую популяцию и соответственно наибольшее количество выборщиков, тем самым играя значительную роль в процессе выборов. До недавнего времени округ Колумбия, место расположения федерального правительства США, не имел ни одного выборщика. Это означало, что местные жители не имели возможности принимать участие в голосовании на президентских выборах. В 1961 году после принятия 23-й поправки к Конституции США округу Колумбия, который не является штатом, было предоставлено право иметь такое же количество выборщиков, как и самый малонаселенный штат. Таким образом, округ Колумбия получил право иметь трех выборщиков, как и штат с наименьшим количеством жителей на тот момент (Вайоминг). Первыми президентскими выборами, в которых принимал участие округ Колумбия, были выборы 1964 г., в результате которых победил Линдон Б. Джонсон. При этом система выборщиков до сих пор не распределяется на неинкорпорированные территории под управлением США, такие как Пуэрто-Рико или Гуам. Тем не менее их жители обязаны платить большинство федеральных налогов, что они считают не совсем справедливым.
Важно помнить, что в большинстве штатов голоса всех выборщиков автоматически получает тот кандидат, который набирает простое большинство голосов избирателей – так называемый принцип «победивший забирает всё». В терминологии американских выборов штат, в котором большинство проголосовало за кандидата Демократической партии, принято обозначать как «синий», тогда как штат, проголосовавший за кандидата Республиканской партии, обозначают как «красный». Штаты, которые традиционно голосуют за Демократическую или Республиканскую партии, называют «синий штат» или «красный штат». Те штаты, где исход голосования остается неопределенным, обозначают как «колеблющиеся штаты» (swing states). Таким образом, наиболее напряженные моменты в процессе президентской гонки разворачиваются вокруг «колеблющихся штатов» и зачастую выбор одного из таких штатов может стать решающим.
Такой механизм победы на выборах в штате имеет несколько важных последствий. Во-первых, он делает завоевание голосов в Коллегии практически невозможным для кандидатов из «третьих» партий или независимых сил, поскольку им пришлось бы получить большинство голосов среди народа как минимум в одном штате. Во-вторых, чрезмерно значительную роль в выборах играют колеблющиеся штаты, в которых нет устойчивого преобладания республиканского или демократического электората. Поскольку голоса выборщиков из этих штатов неопределенны, кандидаты проводят в них намного больше времени в ходе своих предвыборных кампаний и в то же время практически игнорируют штаты, в которых находится уже устоявшийся республиканский или демократический электорат.
По идее, выборщики от каждого штата (кроме штатов Мэн и Небраска, у которых свои правила) должны отдавать свой голос тому кандидату, который победил в народном голосовании того штата. Выборщики вообще не голосуют по политической принадлежности к той или иной партии. Они должны голосовать за того кандидата, который набрал наибольшее количество голосов избирателей в том штате, который они представляют. Однако при отсутствии федерального закона, обязывающего выборщиков голосовать за предпочтительного для избирателей штата кандидата, бывали случаи, когда выборщики противоречили собственным избирателям и голосовали за другого кандидата. Таких случаев было сравнительно немного, но ни разу в истории их голос не был в состоянии изменить результаты выборов. На выборах президента в 2016 году был зафиксирован исторический рекорд – семь подобных случаев – пять из выборщиков отказались отдать свои голоса за Хиллари Клинтон и двое отказались голосовать за Дональда Трампа.
Каждый штат имеет свою систему назначения выборщиков, однако наиболее распространенной является практика назначения выборщиков руководителями региональных подразделений крупнейших политических партий за месяц до выборов. Как правило, политические партии выдвигают выборщиков на партийных съездах на штатном уровне или избирают их путем голосования центрального комитета партии в каждом штате. Выборщики часто назначаются после того, как проявляют особенную преданность на службе той или иной политической партии. Это также могут быть государственные должностные лица, партийные лидеры или лица, которые имеют личные или политические связи с кандидатом в президенты. Однако лица, занимающие любую федеральную должность, не имеют права становиться выборщиками. В некоторых штатах выборщики номинируются в ходе праймериз совместно с другими кандидатами от той или иной партии. В других штатах, таких как Оклахома, Виргиния и Северная Каролина, выборщики получают номинации на партийных съездах. А в Пенсильвании, например, выборщики назначаются комитетами предвыборных кампаний каждого кандидата. Делается это с целью минимизировать шанс появления «недобросовестных выборщиков». Система Коллегии выборщиков на президентских выборах является одним из самых устоявшихся элементов участия искусственно созданного «меньшинства» в политическом процессе США.
Для понимания причин появления этой двухступенчатой системы выборов и желания американцев ее сохранять, необходимо обратиться к истории Филадельфийской конвенции, состоявшейся в 1787 году. Тогда отцы – основатели страны (так называют группу политических деятелей, сыгравших ключевую роль в становлении американской государственности) составляли Конституцию США. В процессе первых дебатов ряд делегатов поддерживали прямую систему голосования, то есть результат зависел лишь от того, как проголосовало все население. Однако Джеймс Мэдисон, делегат от штата Виргиния, который впоследствии стал известен как «отец американской Конституции», отметил, что популярная система прямого голосования существенно «сдвинет» результат выборов в пользу Северных штатов, так как большая часть населения Южных штатов состояла из рабов, не имеющих права принимать участие в выборах.
Мэдисон настаивал на использовании голосов населения для формирования Конгресса США, главной задачей которого является представление интересов населения на региональном уровне. Должности Президента и вице-президента, в свою очередь, являются позициями федерального уровня и должны, по мнению Мэдисона, отражать коллективную волю штатов. Так и было решено. Иными словами, основным элементом голосования в процессе выборов президента страны должен являться штат, а не индивидуальный избиратель. Этот аргумент и стал конституционной основой для двухступенчатой системы голосования. Такая система оказалась под ударом уже на выборах 1796 года, когда кандидат от Партии федералистов Джон Адамс победил на президентских выборах, а на втором месте оказался соперник Партии федералистов, кандидат от Демократическо-республиканской партии Томас Джефферсон. Он стал вице-президентом. Как результат, президент и вице-президент представляли враждующие политические партии, что сделало их совместное правление практически невозможным. В ответ на эту проблему Конгресс в 1803 году предложил 12-ю поправку к Конституции, прописывающую использовать единые избирательные бюллетени для постов президента и вице-президента. Именно эта система сохраняется до сих пор.
Конечно, спору нет, эта двухступенчатая система выборов президента имеет множество преимуществ. В первую очередь она нивелирует различия между штатами, давая возможность штатам с наименьшим по размеру населением право серьезно «звучать» на федеральном политическом уровне. Правильная комбинация небольших штатов, в которых тот или иной кандидат может одержать победу и получить голоса выборщиков, зачастую способна перевесить поражение в большом и многонаселенном штате. В этом плане совершенно логичным является то, что сегодня из-за своей сравнительно низкой численности населения округ Колумбия – то есть столица США Вашингтон – стоит на втором месте по самому высокому представительству в Коллегии выборщиков на душу населения. А на первом месте там находится штат Вайоминг – наименее населенный штат США.
Но несмотря на преимущества и историческую обоснованность традиционной избирательной системы, споры вокруг Коллегии выборщиков в Америке не утихают. Постоянно поступают предложения и требования от разных политических групп и обычных американцев об изменении или даже отмене этой двухступенчатой системы выборов. Противники нынешней системы говорят, что в истории США было уже пять случаев, когда система двухступенчатого процесса голосования приводила к победе кандидата, не набравшего наибольшее количество голосов среди населения страны. Это, по их словам, слишком много. Последним примером, повторю, является Дональд Трамп, который набрал почти на три миллиона голосов меньше, чем его оппонент Хиллари Клинтон. Традиционный принцип большинства штатов «победитель получает всё» также подвергается регулярной критике за то, что ограничивает возможность участия в президентской гонке кандидатов от других партий, а также существенно преувеличивает влияние колеблющихся штатов на исход выборов.
Задачу по реформированию системы выборов осложняет тот факт, что любое предложение должно иметь неоспоримые юридические и политические аргументы, перевешивающие то, что было заложено в основу системы выборов отцами-основателями. Понятно, что главный аргумент против Коллегии выборщиков состоит в том, что она, по существу, не демократична, так как не отдает приоритет выбору народа. Но и на уровне штатов система также является в определенном смысле неравной, так как колеблющиеся штаты имеют намного больше влияния на результат выборов, чем остальные штаты. Критики системы утверждают, что она предоставляет избыточное представительство избирателям из малых штатов и представителям меньшинств – особенность Коллегии, которая была специально встроена в систему отцами-основателями Соединенных Штатов с целью выровнять игровое поле для таких избирателей и предотвратить возможность тирании большинства. Однако многочисленные сторонники системы выборщиков говорят, что она не только соответствует историческим традициям США, но главное – обеспечивает крепкое единство и целостность страны, а также является вполне демократичной. Как известно, американцы, являясь весьма динамичной нацией, неоднократно переезжают в течение своей жизни из штата в штат, из большого штата в маленький и наоборот, и могут, таким образом, почувствовать плюсы и минусы этой избирательной системы на себе. Что им удобнее, важнее и демократичнее – решать, конечно, этим самым американцам.
Вице-президент страны избирается вместе с президентом Коллегией выборщиков. В настоящее время кандидат на пост вице-президента избирается каждой крупной национальной партией в ходе специального заседания, проходящего сразу после избрания кандидата на пост президента страны от конкретной партии. Вице-президент США является первым в списке лиц, претендующих на президентский пост в случае смерти, отставки или импичмента действующего президента страны. Такие случаи в истории США были несколько раз. Но, говоря неформально, главная задача вице-президента – помочь президенту (тогда еще кандидату в президенты страны) выиграть выборы или перевыборы. Он должен быть привлекательной фигурой для тех избирателей, которых сам кандидат в президенты по тем или иным причинам привлечь не в состоянии. Поэтому, как правило, президент и вице-президент (вопреки устоявшимся стереотипам в зарубежной прессе) отнюдь не друзья, часто даже не единомышленники по многим вопросам. Еще чаще – до недавнего времени – они, как правило, были соперниками по предвыборной гонке, где один проиграл другому. Отношения между ними являются политической работой. Зачастую после выхода в отставку они практически прекращают общение. Более того, были случаи, когда для участия в борьбе за свой второй срок президент приглашал в качестве вице-президента нового кандидата.
Безусловно, кандидат в президенты США от той или иной партии имеет значительное влияние в вопросе выбора кандидата на пост вице-президента, однако аппарат партии старается выбрать кандидата, который будет уравновешивать качества потенциального президента, способствовать поддержанию единой партийной линии и существенно увеличит шансы кандидатов от данной партии на победу. Кандидаты в вице-президенты зачастую избираются из числа членов Конгресса, губернаторов штата или высших военных чинов в отставке. Так, например, Майк Пенс, новый вице-президент Дональда Трампа, был действующим губернатором штата Индиана и находился в середине своей предвыборной кампании для переизбрания на повторный срок, когда Трамп объявил о своем выборе Пенса в качестве потенциального вице-президента.
Формально вице-президент является председателем Сената – верхней палаты Конгресса США. Однако на практике он редко осуществляет полномочия председателя на ежедневной основе. В основном он использует свое право решающего голоса в случае, если мнения сенаторов делятся поровну. К обязанностям вице-президента, установленным Конституцией страны, относится также председательство при подсчете голосов в Коллегии выборщиков и объявление результатов выборов. Помимо этого, роль вице-президента существенно зависит от личности президента и приоритетов каждой конкретной администрации.
Так, например, Дик Чейни был одним из доверенных лиц президента Джорджа Буша-младшего и ведущим разработчиком политики США в ответ на террористические атаки 11 сентября 2001 года. Джо Байден, который состоял в дружеских отношениях с президентом Бараком Обамой, стал фактически полномочным представителем президента в период существенных разногласий между двумя ведущими партиями страны, особенно выраженных в период конфликта на Украине.
Ожидается, что в администрации Дональда Трампа вице-президент Майк Пенс будет «голосом разума» в некоторых амбициозных политических планах действующего президента. Весьма полезным будет и его 12-летний опыт работы в Конгрессе США, что поможет наладить связь между чуждым политике Дональдом Трампом и политическими элитами Вашингтона. Некоторые обозреватели в США и мире уже поговаривают о будущем «президенте Пенсе». И не только как возможном преемнике Трампа в 2020 году или 2024 году, но и как воспреемнике его президентской власти в случае весьма вероятной – по их мнению – принудительной отставки Трампа через процедуру импичмента. Мечтать, конечно, никогда и никому не возбраняется, в том числе противникам Трампа. Однако надо иметь в виду, что процедура импичмента президента США требует не политической мотивации, а конкретных юридических обвинений криминального характера против него. Для сведения политических счетов в США все-таки существуют довольно многочисленные и регулярные выборы.
Вице-президент и 15 руководителей департаментов федеральной исполнительной власти составляют Кабинет президента США. Избранные президентом и утвержденные, напомню, Сенатом США члены Кабинета выступают, с одной стороны, в качестве ключевых советников президента страны, а с другой – в качестве главных лиц в своих департаментах. Руководители этих департаментов выполняют в США те же функции, что и министры в других странах. Кабинет президента – это, по сути, правительство страны. Все члены этого Кабинета именуются секретарями, что соответствует в политической иерархии США должности министра. Исключение составляет руководитель Министерства юстиции США, традиционно именуемый Генеральным прокурором.
Члены Кабинета президента США – в соответствии с законом – также являются правопреемниками президентской власти в случае чрезвычайного развития событий. Так, следующим по очереди правопреемником в Белом доме после вице-президента является председатель Палаты представителей Конгресса США, далее следует председатель Сената США, затем правопреемство распространяется на всех членов Кабинета президента, в порядке создания того или иного департамента. Интересно, что именно по очередности правопреемственности поста президента можно наглядно проследить историю государственного строительства США на федеральном уровне. И даже понять, что в Америке действительно вся «главная политика – местная».
Ниже представлены все 15 исполнительных департаментов в историческом порядке их создания и соответственно правопреемства их руководителями президентской власти в Соединенных Штатах:
1. Государственный департамент США: создан в 1798 году как Департамент иностранных дел. Этот орган играет решающую роль в разработке и ведении внешней политики США. Руководителем данного департамента является Государственный секретарь США, являющийся одним из основных советников президента по внешнеполитическим вопросам. В истории США шесть государственных секретарей становились президентами страны.
2. Министерство финансов США (дословно – Казначейство США): создано также в 1798 году. Департамент осуществляет выпуск валюты, сбор налогов, а также в немалой степени формирует экономическую политику страны. Департамент также реализует экономические санкции в отношении иностранных государств, признанных угрозой национальной безопасности. Первым секретарем Министерства финансов США был Александр Гамильтон, изображенный на всем хорошо известной десятидолларовой банкноте.
Что такое ФРС?
Во многих отношениях, Федеральная резервная система (ФРС) схожа с Центральным банком России. Оба учреждения несут ответственность за поддержание стабильности валюты путем установления процентных ставок и контроля за денежной массой.
В дополнение к функциям денежно-кредитной политики, оба банка выступают в качестве кредиторов последней инстанции, а также регуляторами их соответствующих национальных банковских систем. В отличие от Центрального банка Российской Федерации, Федеральная резервная система не несет ответственности за печать физических денег. Эта задача принадлежит Казначейству США, которое осуществляет надзирательный контроль за четырьмя основными производственными объектами Монетного двора Соединенных Штатов.
Какова структура Федеральной резервной системы?
ФРС была сформирована Конгрессом США в 1913 году в качестве ответа на серию экономических кризисов, которые продемонстрировали необходимость более высокого уровня централизации финансовой системы страны. ФРС – независимое, самостоятельно финансируемое, федеральное агентство, подотчетное Конгрессу США. Главным руководящим органом агентства является Совет управляющих, состоящий из семи человек, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом на четырнадцатилетний срок. Совет управляющих осуществляет контроль за двенадцатью региональными федеральными резервными банками, расположенными в крупнейших городах США.
Источник: Министерство финансов США
Какую функцию исполняет ФРС?
ФРС осуществляет свою деятельность, оперируя тремя ключевыми инструментами денежно-кредитной политики США – операциями на открытом рынке, процентными ставками и требованиями резервной системы. Совет управляющих ФРС отвечает за установление процентных ставок и определение требований резервной системы страны, а Федеральный комитет по операциям на открытом рынке отвечает за оборот ценных бумаг. Указанный комитет состоит из двенадцати членов – семи членов Совета управляющих, президента Федерального резервного банка Нью-Йорка и четырех президентов из числа оставшихся одиннадцати региональных банков. Члены комитета, назначенные от региональных банков, исполняют свои обязанности в течении одного года, постоянно сменяя друг друга.
Что ожидает ФРС в период президентства Дональда Трампа?
Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США открывает новый неоднозначный период в деятельности ФРС. В ходе предвыборной кампании Д. Трамп неоднократно критиковал ФРС и его действующего председателя Джанет Йеллен, чьи полномочия заканчиваются в 2024 году, за политическую предвзятость и реализацию неэффективных мер. Таким образом, риторика нового президента США, в совокупности с предложениями об ужесточении налогово-бюджетного стимулирования, создает атмосферу экономической и политической неопределенности для такого традиционно независимого института, как ФРС.
3. Министерство обороны США (дословно – Департамент обороны): создано в 1947 году. Департамент объединил тогда уже существующие Военное министерство США (созданное в 1798 году) и Военно-морское министерство США (созданное в 1798 году), а также выделил в отдельную категорию Военно-воздушные силы США. Этот департамент расположен в Пентагоне, и в его состав входят многочисленные агентства, организации и военные структуры, в том числе Агентство национальной безопасности (NSA), Разведывательное управление Министерства обороны (DIA), а также Объединенный комитет начальников штабов (Joint Chiefs of Staff). Департамент обороны США является одновременно крупнейшим правительственным учреждением и крупнейшим работодателем в США – в его штате числятся более двух миллионов гражданских и военных служащих.
Интересный факт – Министерство обороны США является крупнейшим правительственным агентством и работодателем в США.
4. Министерство юстиции США (дословно – Департамент правосудия США): центральный орган по контролю над исполнением федеральных законов. Создан в качестве полноценного департамента в 1870 году, однако должность Главного прокурора США существует с 1789 года. Этот департамент, в частности, осуществляет контроль за преступностью на федеральном уровне, надзор за федеральной тюремной системой, а также обеспечивает общественную безопасность от внешних и внутренних угроз. Это министерство состоит из сорока организаций, включающих в себя знаменитое Федеральное бюро расследований (ФБР) и Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Возглавляет его генеральный прокурор США, являющийся по закону высшим должностным лицом в федеральной системе правоохранительных органов США и представляющий интересы страны по всем юридическим вопросам.
5. Министерство внутренних дел США (дословно – Департамент внутренних дел): создано в 1849 году в качестве главного природоохранного органа. Департамент управляет примерно 1/5 всех территорий США, осуществляет контроль и наблюдение за национальными парками, осуществляет защиту исчезающих видов животных, занимается сохранением озер и рек. Одним из основных подразделений департамента является Бюро по делам индейцев, которое регулирует отношения с коренным американским населением, насчитывающим сегодня более 500 племен. В США, таким образом, нет министерства полиции, как нет и «главного полицейского министра». В отличие от Министерства внутренних дел России, которое руководит правоохранительными органами по всей стране, осуществляет контроль за преступностью, борется с наркотиками и регулирует миграцию, Департамент внутренних дел США работает преимущественно с национальной природой. Полиция в Соединенных Штатах, как известно, местная и подчиняется местным выборным властям. Регулирование ее деятельности, права и обязанности, бюджеты и даже форма и маркировка машин сильно отличаются от штата к штату.
Интересный факт – деятельность Министерства внутренних дел США направлена преимущественно на сохранение природы.
6. Министерство сельского хозяйства США (дословно – Департамент сельского хозяйства): департамент, разрабатывающий и осуществляющий законодательство в сфере сельского хозяйства, торговли сельскохозяйственной продукцией и контролирующий безопасность пищевых продуктов. Именно этот департамент реализует федеральные программы продовольственной помощи для лиц с низким доходом (так называемые продуктовые карточки), а также осуществляет продовольственную поддержку развивающихся стран мира. Департамент был основан в 1862 году в период президентства Авраама Линкольна, который тогда обозначил сельское хозяйство как «крупнейший национальный интерес».
7. Министерство торговли США (дословно – Департамент коммерции): создано в 1903 году. Выполняет функции по содействию экономическому развитию страны и технологическим инновациям. В частности, департамент осуществляет сбор экономической и демографической информации, выдает патенты и торговые знаки, способствует созданию новых рабочих мест и стимулирует экспорт американских товаров на мировой рынок. Министерство торговли включает в себя такие структуры, как Бюро переписи населения, Национальную метеорологическую службу, Управление по технологиям и некоторые другие. Интересно, что в США регулярно поднимался вопрос о необходимости реформирования или даже ликвидации данного департамента в связи с непонятным и необычным сочетанием его функций и задач. Однако пока он успешно отражает все атаки против себя.
8. Министерство труда США (дословно – Департамент труда): департамент создан в 1913 году с целью мобилизации рабочей силы для экономической и военной поддержки американских войск за рубежом в период Первой мировой войны. Сегодня этот департамент осуществляет контроль за безопасностью на производстве, следит за выполнением законов о минимальной оплате труда, управляет пособиями по безработице, а также осуществляет мониторинг и сбор всей трудовой статистики по стране. Интересно, что первая женщина-министр в истории США была руководителем именно этого департамента.
9. Министерство здравоохранения и социальных служб США (дословно – Департамент здоровья и социального обеспечения): основной орган правительства США, осуществляющий контроль за охраной здоровья граждан США. Департамент был создан в 1953 году и до 1979 года назывался Департаментом здравоохранения и образования. Он управляет такими федеральными программами, как медицинская забота (Medicare) и медицинская помощь (Medicaid), которые от лица государства предоставляют медицинские страховки каждому четвертому американцу. Департамент также осуществляет руководство исследованиями в области медицины, здравоохранения и соответствующей социологии. В его обязанности также входит предотвращение вспышек заболеваний и контроль за безопасностью пищевых продуктов, лекарственных средств и т. д.
10. Министерство жилищного строительства и городского развития США (дословно – Департамент жилищного строительства и городского развития): департамент создан в 1965 году в период системных реформ всего комплекса гражданских прав и свобод в США. Департамент, в частности, осуществляет разработку национальной политики, направленной на расширение доступного жилья, содействие развитию частного домовладения и поддержку развития новых жилищных сообществ. Первый в истории США афроамериканец в Кабинете президента США был главой именно этого министерства.
11. Министерство транспорта США (дословно – Департамент транспорта): это министерство было создано в 1967 году и осуществляет контроль за строительством, безопасностью и эффективностью дорог, железнодорожного полотна, авиации и морского транспорта. Департамент также осуществляет исполнение Федерального закона о летнем времени, который требует от всех штатов одновременного перевода часов дважды в год.
12. Департамент энергетики США (дословно – Департамент энергетики): создан в 1977 году с целью централизации энергетической политики правительства США. Такое решение было принято после глубокого нефтяного кризиса. Департамент сегодня осуществляет и обеспечивает энергетическую безопасность Соединенных Штатов, финансирует научные исследования и технические инновации в области энергетики, а также – что очень важно иметь в виду – отвечает за ядерную программу США.
13. Министерство образования США (дословно – Департамент образования): это министерство осуществляет поддержку образования на федеральном уровне, проводит мониторинг и сбор информации об учебных заведениях страны, а также контролирует исполнение федеральных законов по соблюдению гражданских прав и защите частной жизни в учебных заведениях. Это министерство было в 1979 году выделено из Министерства здравоохранения и образования США. Образование в США в первую очередь регулируется на уровне штатов и не является конституционной обязанностью государства. Не мудрено, что этот департамент является одним из самых малочисленных среди всех министерств и агентств, представленных в Кабинете президента США.
14. Министерство по делам ветеранов США (дословно – Департамент по делам ветеранов): создано в 1930 году, но получило ранг федерального министерства в 1989 году. Это министерство является вторым по численности департаментом после Министерства обороны США. Оно осуществляет управление льготами (в том числе компенсационными выплатами в случае смерти или недееспособности, а также пенсиями) для всех ветеранов всех войн и вооруженных конфликтов США, их семей и членов семей погибших военнослужащих. Это министерство отвечает за больницы и дома престарелых для ветеранов, а также осуществляет управление военными кладбищами в США. Оно обладает огромным бюджетом для социальных программ и выделяет миллиарды долларов каждый год для миллионов ветеранов и их близких, на похороны ветеранов и благоустройство военных кладбищ.
15. Министерство внутренней безопасности США (дословно – Департамент внутренней безопасности): создано в 2002 году как реакция на террористические атаки 11 сентября 2001 года. Это самое молодое министерство в Соединенных Штатах. Оно объединяет 22 исполнительных органа в единую разведывательную структуру, которая осуществляет свою деятельность с целью предотвращения потенциальных террористических атак, защиты критически важной инфраструктуры США и ресурсов, а также своевременного реагирования на происходящие инциденты. Данный департамент также осуществляет контроль за иммиграцией и выдачей гражданства США. Секретная служба США, таможенный и пограничный контроль также относятся сегодня к ведению Министерства внутренней безопасности.
Конечно, все эти министерства и их руководители играют разную по значимости роль в деятельности федерального правительства США. Существует так называемая «большая четверка», которую составляют наиболее значимые члены Кабинета президента США. В эту четверку входят государственный секретарь США, руководитель Министерства финансов США, руководитель Министерства обороны США и генеральный прокурор США. Они лично и их министерства отвечают за наиболее важные сферы деятельности федерального правительства. Однако нельзя забывать, что сфера компетенции федерального правительства сильно ограничена как Конституцией страны, так и правами штатов, ее составляющих.
Я уже не раз писал и говорил, что в русском языке существует не совсем точный перевод названия Соединенных Штатов Америки. Правильнее было бы эту страну называть Соединенные Государства Америки. Это название соответствовало бы не только дословному переводу с английского языка, но и отражало бы особенности государственного устройства США как конфедеративного государства, всю свою историю движущегося от конфедерации к федерации, но сохраняющего до сих пор большие права и возможности штатов. Именно эти многочисленные права и возможности являются главным ограничителем властной компетенции федерального правительства и президента страны как высшей ступеньки иерархии исполнительной власти. В Конституции США даже содержится прямой запрет на любое расширение прав федерального правительства за счет прав штатов, да и вообще запрет на любое расширение власти, если это расширение ограничивает права и свободы гражданина страны. Хотя, конечно, попытки перетягивания властных полномочий на себя со стороны и федеральных структур, и штатов продолжаются постоянно. Это противостояние составляет немалую часть внутренней политики этой страны.
Но идем дальше в описании федерального уровня исполнительной власти США. Вообще по количеству чиновников Америка может дать фору многим другим государствам. Так, в дополнение к перечисленным выше пятнадцати исполнительным департаментам, в Америке есть сотни других федеральных агентств и комиссий, руководители которых не входят в Кабинет президента США. Данные органы власти принято считать независимыми, однако фактически они относятся к исполнительной ветви власти и подотчетны прямо или косвенно президенту США. К этим учреждениям, в частности, относятся такие крупные и влиятельные структуры, как:
– Центральное разведывательное управление (ЦРУ): осуществляет сбор разведывательной информации относительно других стран и негосударственных организаций для высших должностных лиц США, в первую очередь для президента и его Кабинета. Осуществляет секретные операции в других странах, занимается стратегической аналитикой, служащей укреплению национальной безопасности США.
– Национальное управление (агентство) по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA): осуществляет контроль за гражданскими космическими программами и исследованием космоса, занимается международным космическим сотрудничеством.
– Агентство США по международному развитию (USAID): способствует экономическому росту и повышению эффективности внешней политики США посредством реализации зарубежных проектов в сфере торговли, глобального здравоохранения, продвижения демократии и оказания гуманитарной помощи, в том числе через систему грантов и стипендий.
Кроме этих организаций в структуре исполнительной власти США существуют сотни других агентств, обязанности и цели которых простираются от защиты окружающей среды до доставки почты, от развития искусств до руководства сетью государственных музеев. После вступления в должность президента Дональд Трамп предложил существенно ограничить финансирование определенных агентств и департаментов. Напомню, что во время избирательной кампании он обещал сократить федеральные расходы. Согласно его стратегическому плану, который еще находится в стадии разработки, существенные изменения в финансировании будут ожидать Государственный департамент США, Агентство защиты окружающей среды (EPA), Агентство по международному развитию (USAID) и ряд других. В то же время президент Трамп предложил увеличить бюджет Министерства обороны – которое и так является наиболее высокофинансированным агентством федерального правительства США – на 54 миллиарда долларов. Как и в других странах, в США борьба за увеличение бюджета департамента является важной составной частью работы любого министра. Однако здесь это подразумевает в первую очередь поиск поддержки в Конгрессе США, через который проходит любое бюджетное изменение.
Осуществлять повседневную деятельность президенту США помогает многоуровневая система разного рода вспомогательного чиновничьего персонала, который составляет исполнительный аппарат или, как это иногда называется, администрацию президента. Неофициально исполнительный аппарат известен как «штат Белого дома». Количество такого вспомогательного персонала существенно выросло со времен правления первых руководителей страны. Так, например, Томас Джефферсон – третий президент США, занимавший этот пост с 1801 по 1809 год, имел в своем распоряжении только одного посыльного и одного секретаря, зарплату которым он платил из собственных средств. Благо имел такую возможность.
Позже Конгресс США принял решение и одобрил бюджет для найма дополнительного персонала для президента. С 1939 года, то есть в период правления Франклина Д. Рузвельта, когда Конгресс формально одобрил создание исполнительного аппарата президента США, количество сотрудников Белого дома постоянно увеличивалось. В настоящее время аппарат президента насчитывает ни много ни мало около 2000 должностных позиций, начиная от старших советников и заканчивая поварами и уборщиками. Кстати, на самом деле не все работники «штата Белого дома» осуществляют в наши дни свою деятельность непосредственно в Белом доме. Большинство из них находятся в соседних зданиях. Кто бывал в Вашингтоне, не мог не удивляться миниатюрным размерам Белого дома. Кто бывал в нем внутри – не мог не удивляться скромности, даже аскетичности обстановки, в которой работают сотрудники администрации, даже весьма высокопоставленные. Ни налогоплательщики США, ни Конгресс страны не будут оплачивать богатые офисы и дорогую мебель для чиновников, персональные машины и водителей. Не буду раздражать российских читателей рассказами о количестве машин с мигалками у чиновников в Америке или их практически не существующими «бытовыми льготами». Эта другая тема. А что касается зарплат чиновников в «Америке Дональда Трампа», то речь об этом пойдет ниже.
Вернемся лучше к структуре американской власти. Основное различие между Кабинетом президента США и исполнительным аппаратом состоит в том, что последний формируется по личному усмотрению президента. В то время как Кабинет президента, напомню, требует одобрения Сената США, большинство назначений в исполнительном аппарате не требует подобного одобрения. В результате президент зачастую назначает своих ближайших сторонников на ключевые позиции в администрации. И они осуществляют свою деятельность в непосредственной близости от президента, имеют возможность напрямую обсудить те или иные вопросы с главой государства, повлиять на его решения.
К ключевым должностным лицам, с которыми президент Соединенных Штатов работает ежедневно, относятся глава аппарата Белого дома, пресс-секретарь и советник по национальной безопасности. Речь о них еще пойдет ниже. Президент во многом также полагается на своих сотрудников в вопросах получения информации, предложения альтернатив в политических решениях, а также в критическом анализе поступающей информации. Однако каждый президент организует исполнительный аппарат в стиле, соответствующем его собственным политическим убеждениям и личной манере принятия решений. Кстати, первая леди Соединенных Штатов, которая не имеет официальной должностной позиции в правительстве США, очень часто в реальности является ключевым советником президента. Более того, первая леди Америки имеет свой исполнительный офис и личный персонал. Свои исполнительные офисы и сотрудников также имеют вице-президент Соединенных Штатов и его жена, имеющая неформальный титул второй леди государства. Более подробно я писал о президенте США, его помощниках, администрации и других структурах исполнительной власти Америки в своей книге «Империя свободы: ценности и фобии американцев», которая вышла впервые в издательстве «Эксмо» в 2016 году. Поэтому не буду здесь повторяться, а просто отошлю желающих узнать побольше к этой книге.
Законодательным органом США является Конгресс страны, расположенный в здании Капитолия в столице – городе Вашингтоне, округ Колумбия. Конгресс США наделен правом законотворчества, утверждения должностных лиц, входящих в Кабинет президента, а также прекращения полномочий федеральных государственных служащих (импичмент). Не только, кстати, президента. Конгресс США также осуществляет очень важную для американской политической культуры функцию по надзору за президентской властью с целью контроля за эффективностью его работы и работы его правительства. Для исполнения этой роли Конгресс обладает очень широкими полномочиями по проведению слушаний и расследований, которыми с удовольствием и часто пользуется.
Как известно, законодательный орган власти США состоит из двух палат: Палаты представителей (именуемой также нижней палатой) и Сената (верхней палаты). Палата представителей насчитывает 435 членов, действующих от имени одного из пятидесяти штатов. Количество представителей в ней от конкретного штата пропорционально зависит от численности населения того или иного штата. В настоящее время наибольшее количество представителей имеет штат Калифорния – пятьдесят три. Семь штатов имеют наименьшее количество представителей – всего лишь по одному от каждого из них. Члены Палаты представителей избираются напрямую населением на двухлетний срок от каждого избирательного округа, расположенного в штате. Сенат состоит из 100 членов, то есть по два представителя от каждого штата, независимо от численности населения в нем, его размера и экономического веса. Сенаторы также избираются напрямую на уровне штата, но уже на шестилетний срок.
Как правило, в новейшей истории США места в Конгрессе США поделены между представителями Демократической и Республиканской партий. В некоторых случаях представители одной из партий имеют наибольшее число представителей в одной или сразу двух палатах Конгресса США. В других случаях каждая из партий доминирует только в одной из палат. Наличие у одной из партий количественного преимущества в одной или сразу в двух палатах значительно облегчает процесс продвижения законодательных инициатив от этой партии в Конгрессе.
Авторы Конституции США создали двухпалатный законодательный орган прежде всего с целью достижения компромисса среди тех, кто считал, что каждый штат США независим и должен быть представлен в равной степени и теми, кто считал, что Конгресс должен представлять непосредственно народ. В определенном смысле эти резоны напоминают причины появления Коллегии выборщиков на выборах президента США. Кроме того, данная структура парламента была обусловлена стремлением создать механизм внутреннего контроля за решениями каждой из палат. Так, Палата представителей – это своего рода форум тех, кто был избран непосредственно и напрямую народом. Члены Палаты представителей имеют сравнительно короткий срок полномочий, тем самым обязывающий их поддерживать постоянную и тесную связь со своими избирателями. Сенат, в свою очередь, был создан с целью представительства каждого штата в равной степени на федеральном уровне. Сравнительно меньший размер Сената и сравнительно более длительный срок полномочий членов верхней палаты делают эту структуру более совещательной и менее подверженной изменениям быстротекущего общественного мнения.
Кроме того, Конгресс США наделен особыми полномочиями, которые можно охарактеризовать как «власть кошелька». Большого американского кошелька. К данным полномочиям относится возможность определения налогового бремени и расходование государственных средств на нужды правительства. Несмотря на то что указанные полномочия выглядят как технические, контроль за расходованием бюджета является одним из важнейших ограничений президентской власти в стране. Любой политик это понимает. Каждый отчетный период (один год) Конгресс США распределяет бюджетные средства по исполнительным департаментам и агентствам, таким как Государственный департамент США, Министерство обороны США или Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
Если обратиться к истории, то можно видеть, что Конгресс США частенько использовал данные полномочия с целью прекращения войн и других зарубежных военных и экономических кампаний, в которые были вовлечены Соединенные Штаты. Это очень мощное право Конгресса, которое часто влияло на важнейшие мировые события и тренды. Так, например, Закон о помощи иностранным государствам, принятый Конгрессом в 1974 году, отменил финансирование для правительства Южного Вьетнама, тем самым фактически закончив вьетнамскую войну. И таких примеров можно привести еще очень много, включая сегодняшнюю международную реальность.
Конгресс США также играет важную роль в вопросах национальной обороны. Только он имеет исключительное право на объявление войны, мобилизацию и поддержку вооруженных сил страны, в том числе право утверждать порядок действий вооруженных сил. Иначе говоря, у Конгресса есть «сила меча». По традиции президент США запрашивает официальное объявление войны от Конгресса, прежде чем начать военные действия. Однако со времен Второй мировой войны Белый дом стал отдавать предпочтение иным инструментам, таким как указы президента, с целью санкционирования военных действий за рубежом, называя их уже не войной, а «полицейской операцией» или «операцией по борьбе с терроризмом» и т. д. Некоторые критики утверждают, что подобная тактика вносит существенный дисбаланс в систему сдержек и противовесов и уменьшает прозрачность действий США в зарубежных конфликтах. Что, в общем-то, соответствует действительности. Белый дом всегда хотел перетянуть «силу меча» в офисы исполнительной власти, и отчасти ему это с годами удалось.
Возможности президента по реализации своей политической программы напрямую зависят от его отношений с Конгрессом. Успех реализации политики президента в первую очередь существенно зависит от партийного соотношения в Конгрессе. Если доминирующее большинство в нижней и верхней палатах принадлежат к той же партии, что и действующий президент, тогда процедура одобрения инициатив со стороны президента происходит значительно легче и быстрее. В ином случае президент может выступить против Конгресса, состоящего преимущественно из представителей оппозиционной партии. В таком случае он может столкнуться со значительным противостоянием в процессе реализации тех или иных политических инициатив.
С подобной ситуацией, например, столкнулся президент от Демократической партии Барак Обама, чьи политические реформы в области здравоохранения и иммиграции были отвергнуты республиканскими конгрессменами, представляющими большинство в нижней и верхней палатах Конгресса США. Вообще ситуация, когда президент и Конгресс представляли разные политические силы, складывалась в истории США очень часто. Более того, некоторые историки полагают, что именно в периоды таких противостояний политика США была наиболее взвешенной и адекватной, а решения и президента и Конгресса были наиболее эффективными и действенными. Однако не секрет, что опасность взаимной политической блокировки в таком случае действительно очень велика. Например, при решениях о финансировании правительства страны в условиях достижения максимально разрешенного размера государственного долга и т. д.
Но нельзя не признать, что ситуация с действующим президентом Дональдом Трампом в некотором смысле является уникальной. Он сегодня имеет дело с Конгрессом США, в котором уверенно доминирует его же Республиканская партия. Тем не менее многие члены Республиканской партии весь предвыборный период демонстрировали свое нежелание поддерживать инициативы недавно избранного президента. Все видели, что отношения между действующим президентом и Конгрессом следовали нетрадиционной динамике еще в период до его инаугурации. Более того, большинство представителей элиты Республиканской партии выступали против кандидатуры Дональда Трампа еще в период, когда он лишь анонсировал свое намерение участвовать в гонке за пост президента. Во многом это связано с тем, что его взгляды по различным политическим вопросам не согласуются с традиционной республиканской позицией.
После того как Дональд Трамп был выдвинут официальным кандидатом в президенты от Республиканской партии по итогам праймериз, значительное количество действующих конгрессменов-республиканцев все-таки одобрили его кандидатуру. Конечно, при всех разногласиях с Трампом республиканцам в Конгрессе выгоднее иметь его в Белом доме, чем представителя их политических противников – демократов. Особенно многие из них опасались прихода Хиллари Клинтон, которая всегда стояла на откровенно либеральных позициях по многим важным для традиционного республиканского избирателя вопросам. Однако существенное количество представителей правящей республиканской элиты все еще остаются недовольными политикой Трампа и его противоречивыми предложениями, что существенно затрудняет реализацию президентских политических инициатив. Несмотря на общее единство партии, многие видные сенаторы от Республиканской партии публично высказывали свое недовольство политикой Дональда Трампа и его выбором кандидатов на роль членов Кабинета президента США.
Таким образом, можно смело утверждать, что разногласия среди членов Республиканской партии станут существенным препятствием, с которым столкнутся политические инициативы президента Дональда Трампа, в том числе его программа «Америка прежде всего». Не стоит забывать и о самом главном противнике всех президентов – времени. Возможности президентов США ограничены не только законами и другими ветвями власти, но сравнительно небольшим – четырехлетним – периодом, в середине которого надо начинать новую избирательную кампанию. А ведь каждая инициатива Дональда Трампа должна пройти обсуждение в Конгрессе, что может занять недели (а порой и месяцы), не говоря уже о сопротивлении со стороны представителей Демократической партии. Основной вопрос сегодня заключается в том, обладает ли «ведущий американский бизнесмен» достаточным запасом терпения и политического капитала, чтобы поддерживать активность своих сторонников до промежуточных выборов 2018 года?
Верховный суд является высшим органом судебной ветви власти США. К его основным обязанностям относятся толкование национального законодательства, разрешение споров между штатами и между частными лицами, а также принятие финальных решений о том, являются ли те или иные законы или распоряжения конституционными (то есть судебный надзор). Таким образом, судебная ветвь власти является очень мощной системой, осуществляющей контроль за законодательной и исполнительной ветвями власти благодаря своим полномочиям по отмене любых законодательных актов и исполнительных действий, признанных ею незаконными.
Верховный суд США состоит из девяти судей: восемь членов Коллегии и один председательствующий судья. Кандидатуры на пост судьи Верховного суда США выдвигаются президентом страны, но подлежат утверждению со стороны Сената США. Судьи исполняют свои обязанности без срока истечения полномочий, но могут уйти в отставку по собственному желанию в любом возрасте. Председатель Верховного суда, как правило, назначается президентом, однако нет никаких запретов на использование иного метода для осуществления этого выбора. Помимо административной функции и выступления в роли официального представителя суда, председатель Верховного суда принимает присягу президента США во время инаугурации и руководит проведением процедуры импичмента в Сенате. Во всем остальном, несмотря на расширенную ответственность, голос председателя Верховного суда при голосовании судей имеет тот же вес, что и голос каждого из остальных восьми судей.
Ежегодно Верховный суд США получает тысячи заявлений и ходатайств от сторон, чьи дела были рассмотрены в одном из нижестоящих судов. Если четверо судей Верховного суда принимают решение о том, что дело достойно его рассмотрения – затрагивает фундаментальные вопросы, связанные, например, с толкованием и исполнением федерального законодательства, – то оно представляется на обзор Верховного суда. Ежегодно Верховный суд рассматривает около ста дел. После заслушивания устного выступления адвокатов со стороны заявителя судьи собираются с целью проведения совещания по делу. Согласно процедуре, судьи озвучивают свое мнение по заслушанному вопросу по старшинству. Далее один судья формирует черновик заключения по указанному вопросу с указанием всех аргументов в пользу принятия того или иного решения и распространяет его между остальными членами Коллегии. Судьи могут изменить свое решение в любой момент до момента оглашения решения суда.
Как правило, решением суда является позиция большинства судей, то есть как минимум пяти. В исключительных случаях суд может принять решение по делу согласно мнению меньшинства судей. Например, когда четверо (или менее) судей сошлись во мнении, а позиции остальных судей настолько разнятся, что они не могут прийти к единому заключению. Судьи, которые не согласны с решением большинства, имеют право представить особое мнение по рассматриваемому вопросу, содержащее альтернативную правовую позицию. Особые мнения не имеют юридической силы и не формируют прецедент, однако они могут служить в качестве аргумента в последующих судебных спорах. И служат…
Решения, принимаемые Верховным судом, могут существенно влиять на политику, проводимую США, когда путем принятия решений устанавливаются новые принципы или варианты интерпретации того или иного федерального закона. В этом смысле Верховный суд часто корректирует или даже определяет политические рамки дальнейшего развития США. Такие знаковые решения создают правовой прецедент для огромного количества будущих дел со схожими обстоятельствами и могут существенно повлиять на жизнь граждан страны. Например, решение Верховного суда по делу «Рой против Вейда» (Roe v. Wade), рассмотренное Верховным судом в 1973 году, фактически легализовало аборты, установив тот факт, что ограничение права женщин на проведение аборта существенно нарушает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Одним из последних решений Верховного суда, принятым в 2013 году, было определено, что интерпретация брака как уз между мужчиной и женщиной не является конституционной. Тем самым это решение Верховного суда страны признало право граждан на однополые браки.
Учитывая существенное политическое значение решений, принимаемых Верховным судом, каждый президент, естественно, старается назначить судей, разделяющих его собственные политические взгляды и идеологию. То есть президент от Демократической партии старается назначать судей, разделяющих либеральные взгляды, тогда как республиканский президент склоняется к более консервативным кандидатам. Баланс либеральных и консервативных взглядов в Верховном суде может стать решающим в принятии решения по тому или иному делу. Одним из ярких примеров является разрешение спора, связанного с итогами президентских выборов 2000 года, между республиканским кандидатом Джорджем Бушем-младшим и его демократическим соперником Альбертом Гором. Так, основываясь, как можно смело предположить, на своей партийной принадлежности, судьи проголосовали 5–4 в пользу Джорджа Буша-младшего, тем самым утвердив его в роли президента. Гор не стал оспаривать данное решение. Да и где?
Однако не стоит преувеличивать роль политических взглядов судей. Как только они проходят все этапы утверждения и становятся полноправными членами Верховного суда США, они становятся совершенно независимыми и повлиять на их решения не может никто, в том числе президент. Они будут руководствоваться как законом, так и своими личными оценками того или иного дела, которые могут меняться, иногда радикально. Никаких гарантий того, что республиканского президента будут поддерживать судьи, назначенные республиканскими президентами, нет. То же самое можно утверждать в отношении судей, назначенных демократическими администрациями. Однако можно уверенно сказать, что президент США, имеющий волей судьбы право выдвинуть одного, а то и двух или даже трех судей в Верховный суд США, оказывает такое стратегическое влияние на пути развития страны, которое надолго переживает его собственное президентство.
На принятие решений судьями Верховного суда влияют не только их идеологические взгляды, но и их подход к толкованию Конституции США. Некоторые из судей видят Конституцию как живой документ, который следует толковать исходя из реалий текущего дня. Другие же, так называемые сторонники «первоначального смысла», утверждают, что Конституция должна толковаться так, как ее воспринимали авторы, писавшие ее в XVIII веке. Неутихающие споры относительно сути Второй поправки к Конституции или права на ношение оружия до сих пор отлично демонстрируют подходы каждой из сторон. Так, сторонники современного подхода утверждают, что право граждан на ношение оружия было исключительно важным для защиты от тирании государства в период Войны за независимость США и не столь актуально в наши дни. Сторонники «первоначального смысла», напротив, полагают, что отцы-основатели внесли подобную поправку навсегда с целью обеспечения права на самооборону, которое должно быть предоставлено и в наши дни, и в будущем. Они считают, что право на ношение оружия является одним из краеугольных камней демократии, выравнивая шансы гражданского общества и государства.
Верховный суд в обозримом будущем столкнется с необходимостью принятия важных решений касательно расовой и трансгендерной дискриминации и, возможно, результатов президентских выборов 2016 года. Безусловно, вопросы иммиграции также будут занимать важное место – начиная от законности права правительства США депортировать нелегальных иммигрантов, совершающих преступления, заканчивая правами легальных иммигрантов, содержащихся под стражей, или детей, родившихся в США от нелегальных иммигрантов, и т. д. Возможность пересмотра решения по делу «Рой против Вейда», упомянутому выше, которая также неоднократно озвучивалась в ходе избирательной кампании Трампа в 2016 году, будет находиться в центре внимания на протяжении всего срока 45-го президента.