Из этих последних, например, любопытно небольшое строение в деревне Бакчэ-Или, лежащей по дороге из Карасу-Базара в Салы, имение мурзы Ахмед-Шаха ширинского. Строение это, прежде служившее жилым домом, а теперь брошенное и обращенное в складочный сарай для хлебных продуктов, представляет соединение трех архитектурных слоев. Дом этот носит у местных жителей название Гок-Сарая (Синего дворца), и про него ходят в народе предания и слухи легендарного и даже фантастического свойства.
Zinkeisen, Gesch. d. Osman. Reiches. Gotha. 1857, V: 336, ор. 3.
Op. cit., VI: 454, op. 1.
Тарихи-Васыф. Констант. изд. 1219=1804 г., I: 83; Hammer. Gesch. d. Osm. R., VIII: 196. Под «Тарихи-Газан» обыкновенно разумеют первую часть «Джамиъу-т-тэварих» Рашид-эд-Дина (Flügel, Handschriften, II: 179), содержащую в себе историю монголов. Странно только, что турецкий историк приложил титул «Истории Газана» ко всему сочинению Мухаммед-Ризы, которое есть самостоятельный его труд, а не перевод, и не дал настоящего заглавия его труду.
Hammer, G. d. O. R., VIII: 232; Flügel, Handschriften, I: 50, № 36.
Н. Khalfae, Lexicon, VI: 585. № 14755.
Ibidem, VI: 621, № 14908.
Ibidem, VI: 537, № 14535.
Ibidem, III: 576, № 7013.
Стр. 3.
Л. 2 verso.
Рукопись, л. 3 г., строка 5 сверху до л. 3 v., стр. 14 сверху.
Тарихи-Субхи. 212; Hammer, G. d. O. R, VIII: 52.
Семь планет, III.
Например, на страницах 86, 92, 110, 111–113, 134, 150, 152, 154, 156, 168, 204, 205, 208, 217, 221, 230, 260, 288, 289, 331, 334, 335, 339 и 344.
Семь планет, 82 и 85.
Ibid., 161.
Ibid., 28.
Ibid., 38.
Ibid., 132.
Ibid., 76.
Ibid., 148 и 159.
Ibid., 198 и 203.
Ibid., 225.
Ibid., 264.
Ibid., 92, 93 и 97.
Ibid., 93. – В Библиотеке СПб. Университета имеется рукописный экземпляр истории Реммал-ходжи (№ 488 по каталогу восточных рукописей), без даты; но внешность рукописи позволяет думать, что она, пожалуй, древнее XVII в.
Журн. М. Н. П. за 1835 год, ч. VI, стр. 349.
Семь планет, 69.
Вестник Европы за 1867 г., т. II. стр. 159.
Семь планет, 187.
Ibid., 69–73.
Лист 29 verso, строка 23.
Стр. 80, строки 8–10.
Лист 44 r.
Л. 33 v.
Гюльбуни-ханан. Константиноп. изд. 1287=1870 г. Стр. 5.
Op. cit., 44 r.
Op. cit., 60.
Op. cit., 100 v.
Переложение чисел мусульманского летосчисления на христианское сделано у нас везде по известным «Vergleichungs-Tabellen» Вюстенфельда.
Фундуклулу тарихи, т III, л. 41 r. & v.
Ibid., лл. 80 v. – 88 v.
Ibidem, л. 88 v.
Ibid., л. 218 r.
Ibid., л. 262 r.
Фундуклулу тарихи Т. IV, л. 75 r.
Ibid., л. 76 v.
Ibid, л. 127 r.
Ibid., л. 166 r. – 166 v.
Ibid., л. 200 v.
Ibid., л. 210 v. и 219.
Ibid., л. 201 v.
Фундуклулу тарихи, л. 213 r. & v.
Ibid., л. 214 r. – 215 r.
Ibid., л. 219 r.
Ibid, л. 220 r. & v.
Ibid., л. 221 r. & v.
Фундуклулу тарихи, л. 318 r. – 319 r.
Ibid., 371 v. – 372 r.
Фундуклулу, I. лл. 79 v. – 96 r.
Герберштейн и его истор. геогр. Известия о России. Соч. Е. Замысловского. СПб., 1884. Стр. 507.
Recueil de Voyages et. de Mém. P. 4835. IV, p. 217.
Н. Мурзакевич. История генуэзских поселений в Крыму. Одесса, 1837. Стр. 91.
Zinkeisen, Gesch. d. Osm. Reiches. I: 564.
Ibidem, 851.
Zinkeisen. II: 630.
Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к Истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. I, стр. 120.
Газета «Вакыт», № 2183, стр. 4.
Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. СПб., 1884. Стр. 26. – Выражение «из рода Кылыдж-Арслана» должно понимать в таком смысле, что Кылыдж-Арслан упоминается тут не как родоначальник известного сельджукидского племени, а только как предок властвовавшей тогда в Малой Азии династии, подобно тому как Османлы так называются по имени основателя властвующей у них династии, а не потому, чтобы Осман был родоначальником целой нации. Таков был общий обычай тюркских народов.
Уч. Зап., II: 732.
Ibid., 733.
Ibid., 745.
Ibid., 739.
Кюнгу-ль-Ахбар, Ркп. Имп. Публ. Библ. в Отчете за 1879 г., стр. 24, № 5, л. 301 v.
Учен. Зап. II: 736.
Loc. cit., 742.
Loc. cit., 742.
Pachymeres, vol. I: 265; Niceph. Greg., 90, 10.
Черноморье, II: 333.
Niceph. Greg. Bonnae. Pp. 229, 248 и др.
Ibid., а также Pachymer. II: 524.
Pachymer. II: 524, 550, 553, 591, 601 и др.
Niceph. Greg.; 111.
Nicephor., 229.
Тизенгаузен, 55 и 59.
Ibid., 62 и 190–191.
Мюнедджим-баши, II: 572.
Библиографическую заметку об этой рукописи см. в соч. Барона В. Р. Розена «Василий Болгаробойца», стр. 76.
Рукопись, лист 348 recto & verso.
Pachymeres, I: 131.
Op. cit., 11 и 13.
Тизенгаузен, I: 103.
Ibid., 191.
Мюнедджим-баши, II: 572.
Тизенгаузен, I: 133 и 153–154.
Ibid., 434.
Ibid., 511.
Ibidem.
Рукоп. Учебн. Отд. при М-ве Иностр. Д. № 92, л. 195 r.
Op. cit., 34; Gesch. d. Gold. Horde, 180, 4.
Op. cit 11 & 13.
Op. cit., 35.
Тизенгаузен, 512.
Ibid., 434.
Мюнедджим-баши, II: 572.
Рукоп. Учеб. Отд. № 92, л. 195 r. & v.
Тизенгаузен, 81 & 103.
Тизенгаузен, I: 385.
Ibid., 516.
Ibidem.
Ibid., 301–302.
Ibid., 107–109, 117, 150, 156, 157, 168, 229, 263, 269. Григорьев. Россия и Азия. СПб., 1876. 214–220.
Тизенгаузен, I: 251, 277, 327, 345, 385.
Ibid., 55.
Ibid., 439.
Выше стр. 20.
Дженнаби, л. 195 v.
Мюнедджим-баши, II: 572.
Тизенгаузен, 67–68.
Ibid., 104, 155, 361.
Черноморье, II: 142.
Тизенгаузен, I: 303.
Ibidem.
Narrative of travels, by Evliya efendi, translat. by Hammer. London, 1850. II: 70–72; Брун, Черноморье, II: 342–343.
Narrative, II: 72.
Gesch. d. Gold. Horde, 177.
Черноморье, II: 142.
Narrative of travels, vol. I, part. II: 245.
У Гаммера в переводе записок Эвлия-эфендя, вероятно, ошибочно сказано: «In tbe Chagalaian lauguage».
Выше, мы видели, сказано было у Эвлия-челеби, что Малек-Уштур убил Салсала. Такое противоречие могло явиться по вине переводчика, г. Гаммера. Текст же доселе составляет библиографическую редкость и нигде в европейских каталогах не объявляется, не исключая кодекса, которым пользовался г. Гаммер.
Narrative, loc. cit. 105.
Op. cit, vol. II: 232–233.
Брун, Черноморье, II:134.
Зап. Одес. Общ., V: 611, № 104.
Тизенгаузен, I: 109, 156, 381 и др.
Pachymer. Bonnae 1835. I: 344 и 180; II: 263–265. У Гаммера (Geseh. d. Gold. H., 277) она однажды названа почему-то Ириною, хотя Эвфросиния есть сама по себе (Ibid., 253 и 258).
Тизенгаузен, I: 111–112.
Ibid., 195.
Как на беду, и в известной приписке к Синаксарю (Зап. Од. Общ., V: 596, № 5) также стоит неясное начертание, которое все-таки больше походит на Ногай, нежели на Тохтай.
Ibid., 111–112.
Тизенггаузен, I: 120 и 162.
Ibid., 197.
Тизенгаузен, Сборник, I: 235.
Зап. Од. О. И. и Др., V: 598–628.
Ibid., стр. 596, № 6.
Ibid., 615, № 136.
Ibid., 602, № 38.
Ibid., 603, № 48.
Ibid. 607, № 78.
Ibid., 623, № 193.
Ibid. 614, № 122.
Ibid., 619, 165.
Ibid. 602, № 39.
Ibid. 610, № 96.
Ibid. 612, № 109.
Ibid., 622, № 186.
Ibid., 622, № 189.
Ibid., 596, № 2.
Ibid., 604. № 58.
Ibid., 606, № 67.
Ibid., 614. № 129.
Ibid., 606, № 68.
Ibid., 608, № 82.
Опыт этимологического объяснения некоторых имен тюркского происхождения сделан почтеннейшим В. Н. Юрчевичем в Зап. Од. Обществе, т. VIII, стр. 5–6.
Loo. cit., 614, № 126.
Зап. Од. Об. V: 621, № 181.
Черноморье, II: 143.
Loc. cit. 611, № 103.
Ibidem.
Ibid., 597, № 11.
Тизенгаузен, I: 303.
Ibid., 280–285.
См. выше стр. 32.
Зап. Од. Общ. Ист. и Др., V: 816 и д.; VIII: 149–153; Черноморье, I: 223–235; II: 144–155.
Zinksisen. I: 280.
Зап. Од. Общ. VIII: 150–153.
Тизенгаузен. Сборник, I: 54 и 63; 180 и 192.
Ibid., 192 и Quatremere Hist, des sultans Mamlouks de l’Egypte. Paris. 1837. I: 214.
Тизенгаузен, I: 54.
Тизенгаузен, I: 54.
Notices et Extraits des mes. XI: 55.
Зап. Од. Общ. Ист. и Древе. V: 763.
Черноморье, II: 213–213.
Зап. Акад. Наук, XXIV: 134; Зап. Од. Общ. V: 830–831.
См. например Pertz, I: 180, 182, 199 и 302.
Зап. Акад. Н., Loc. cit.
Корневой чувашско-русский словарь. Казань, 1875. Стр. 179, пр. 18.
Зап. Ак. Н., Loc. cit.
Aboul Ghazi, I: и II: 184.
Aboul-Ghazi, I: IV II: 187.
Ibidem.
Мурзакевич, Op. cit… 6-8; Брун, Черноморье, 1: 200, II: 141.
Heyd, Le col. comm., II: 14-16. Цитов. у Бруна.
См. выше, стр. 20.
См. выше. стр. 22–23.
Тизенгаузен. I: 103.
Ibid. 154. 434.
Ibid. 512.
Тизенгаузен, I: 306. 343, 391 и др.
Кюнгу-ль-ахбар, констант. изд. кн. V: 225–226; Тэрджумэи Шакаик, Таш-Копрю-заде, Конст. изд. I: 101; Невадери Сухэйли-челеби, казанск. изд. 1883, стр. 65. В константинопольском же издании последнего сочинения 1254 = 1840 г. (стр. 59) вместо монлы Кырыми выведен на сцену монла Алькюрани, учитель Мухаммеда II во время его юности, прославившийся бесцеремонностью обращения с своим царственным воспитанником, который впрочем всегда сохраняет пиетет к своему строгому учителю и впоследствии, когда сделался султаном. Кроме этой разницы в обоих изданиях есть еще один вариант: в константинопольском издании Мухаммед ссылается на историю мевляны (монлы) Ташкенди, а в казанской редакции – на «Историю» мевляны Таш-Копрю. Но если под «Историей» тут разумеется существующий его биографический словарь знаменитых шейхов и ученых, то ссылка Мухаммеда на него была невозможна, ибо Таш-Копрю-задэ жил (1495–1560) и писал почти целым столетием позже завоевателя Константинополя. Таким же анахронизмом является указание и на историю мевляны Ташкенди как на источник сведений султана Мухаммеда о Крыме, потому что автор этой не находимой доселе истории дома Чингизова считается внуком Али-Кушчи, известного математика времен Мухаммеда II. Следовательно, литературная цитата есть промах всех авторов; но сам анекдот о султане, повторенный столькими лицами, мог иметь в основе своей какое-нибудь не лишенное правдоподобности предание.
См. печатное изд., кн. I, стр. 17–20.
Кюньгу-ль-ахбар, печат. изд., кн. I, стр. 247–218. В тексте приведенного отрывка имеются варианты по рукописи того же самого сочинения, принадлежащей Императорской Публ. Библиотеке в значащейся в отчете Публ. Библ. за 1879 год на стр. 23., под № 4. На двух последних ее страницах находится статья, соответствующая вышеприведенному отрывку.
См. мой Сборник, стр. ХVIII.
Сборник, стр. А.
Кюнгу-ль-ахбар, печат. изд., кн. I: 228.
Ркп. Учебн. Отд. при М-ве Ин. Д. Ж 92, л. 904 r. т.
I: 457. 459 и 460.
Memoires de l’Aсad. des Sciences VI-e serie. Т. III. Наприм. стр. 414. об обелиске Тамерлана.
Тарихи-Печева, констант. изд. 1283=1866 г. Т. I: 471–473.
Мюнедджин-баши, II: 696.
Вестн. Евр. 1866 г. Т. II. стр. 190.
Ibidem.
Универс. описание Крыма, ч. XIV, стр. 101.
Ibidem, стр. 4.
См. например Ахмед Вефыка, Легджен-Османи, стр. 976–977.
Кысаси Рубугузя. Казань, 1868. Стр. 422–423.
По справке, сообщенной нам почтеннейшим и обязательнейшим Н. И. Ильинским, в одной имеющейся у него старой рукописи того же сочинения сказано только: «Ухдуд по-арабски значит крым».
Казанск. изд. 1302–1885 г. Стр. 325.
См. например статью г. Гаркави «О происхождении некоторых географических названий местностей на Таврическом полуострове в «Известиях Имп. Русск. Геогр. Общества». 1876 г. Т. XII, отд. II, стр. 54, в его же реферате, читанном на заседании VI археологического съезда в Одессе 27 августа 1884 г. «О происхождении названия Крым».
Надеждин. «Опыты исторической географии» в Библ. для Чт., т. XXII, стр. 27–79.
Крымский Сборник, стр. 338–346.
Ibidem, 346.
См. «Историч. акты, относящиеся по России» в указателе.
Ibid. 180–184 и 192.
Ibid, 280.
Voyages d’Ibn Batoutah, par Defremery et Sanguisetti. Paris. 1854, II: 448; Тизенгаузен, I: 306.
Тизенгаузен, I: 208–251.
Qratremere, Hist, des Sukans Mamlouks, Т. II, 4-ieme pertie. p. 310.
Geographie d’Aboulfeda. trad, par Reinand. Paris. 4848. Т. II: 282.
Русск. Ист. Сборник Погодина, т. II. кв.1. стр. 25.
Ibidem, 66.
Ibid., 68.
Пол. Собр. Рус. Лет., т. II: 253.
П. С. Р. Л., VIII: Vб.
Никон. Лет., V: 109.
П. С. Р. Л., III: 198.
Ib., IV: 134; VIII: 215.
Ibid., V: 41; VI: 35; VIII: 213.
П. С. Р. Л., VI: 200.
Ibid. VIII: 181.
Ibid., VI; 344 и 351.
Памятники диплом. снош. Москов. государства с Крымской и Ногайской Ордами и с Турцией. Сиб. 4884. Т. I: 23.
Ibid., 12.
Ibid., 67.
Ibid., 236.
Ibidem., стр. 261.
Записки Имп. Археолог. Общ. Т. XII. вып. первый, стр. 270, № 491.
Восточные монеты Музея в Одессе, № 400.
Блау. стр. 93, указатель.
Березин, Тарханные ярлыки. Казань. 1851. Стр. 4–5.
Ibid., стр. 20.
Зап. Од. Общ., VIII, Тарх. ярл., стр. 18.
Пам. дипломат. снош., стр. 278.
Изв. Геогр. Общ. Т. XII. Отд. 2, стр. 55.
Березин, Ханские ярлыки, II, 23, примеч. 2.
Notices et Extraits, XI: 52–58.
Семь планет, 77–78.
Кр. Ист., л. 28 v. и 29 r.
Рукописный сборник Алеем-Гази-Джирау-бен-Абд-л-Ламонлы из деревни Эвельки-Кагач. 1847 г. Стр. 11.
Путешествие Иосафата Барбаро. Спб. 1836. Стр. 438.
Ист. Гос. Рос, X: пр. 100.
Ор. cit., VII: пр. 301.
Кр. Ист., 39 г.
Например в №№ 18, 28, 29, 37, 55, 62.
Например в № 26.
Памятная книжка Таврич. губ. Симферополь. 1867. Стр. 294.
См. в «Легджен-Османиэ» Ахмед-Вефыка.
Nostras, Dictionnaire geographiqoe de l’empire Ottoman. Sptburg. 1873. Стр. 15.
Hammer. Rumeli and Rosna. Стр. 32.
Записки Имп. Археолог. Общ., т. XII. вып. 1, стр. 111, № 259 и стр. 244, № 153; Влау, Восточные монеты, № 558.