В четырех километрах к югу от Солхата находилось прежде крупное селение Казарат. Прежде жизнь ключом била в нем. Проживало множество национальностей, но превалировали в нем армяне. Ныне Казарат исчез и ничто о нем не напоминает. Около Казарата в 1358 году был воздвигнут армянский монастырь Сурб-Хач (святой крест). Место для него было выбрано удачно. Заросшее лесом ущелье. Неподалеку катит пенные воды горная речушка. Ниже монастыря – террассовидно высаженные фруктовые деревья, образующие красивый монастырский сад. К саду вели мощенные камнем ступени. Тут же, внизу два великолепных фонтана и колодец с чистейшею водой. Рядом с монастырем проходила торговая дорога, ведущая на Судак. Сам монастырь небольшой, с крохотными кельями для монахов, но монастырь богатый. Имелась печь, коптильня для рыбы и мяса. Фрукты из сада засушивались. Имелся глубокий большой погреб для хранения солений. В монастыре стены расписаны картинами на темы евангелие. На одной был изображен Иисус Христос, сидящий на троне. По сторонам от него – богородица и апостол Петр. Вся картина в обрамлении четырех евангелистов, создателей Евангелие. Колокольный звон трижды за день оглашал мелодичным звоном округу. Теперь кругом забвение и запустение. Но в непогоду сохранившиеся средневековые постройки готовы предоставить укрытие пастуху, охотнику или просто случайному прохожему. Просуществовал Сурб-Хач до конца восемнадцатого столетия. Кто знает, может и возродится… И поплывет малиновый звон над лесистым ущельем?..
Всяк служит Богу, как умеет:
Постом, молитвой и… копьем.
Кто телом, кто душой владеет,
А кто – повозкой и конем.
Наверно, так устроен мир,
Что кто-то с миром не согласен?
Тогда уходит в монастырь,
К мирскому быту не причастен.
К религии терпим был хан,
Не важен бог, плати налог…
Построен монастырь армян
Исса пророк – армянский бог.
Живет армянский монастырь,
Внутри него свои законы.
А за стеной бушует мир,
Теперь монахам – незнакомый!
Естественно, история Крыма началась значительно раньше, еще до Рождества Христова, и не с Солхата. Крым был заселен еще тогда, когда был племенной уклад жизни, большая часть населения занималась скотоводством. Приходили кочевники в Крым двумя путями: через узкий Керченский пролив и через Перекопский перешеек. Между Волгой и Доном на огромном пространстве пасли стада коров и овец люди, которых Геродот называл киммерийцами, а страну, где они находились Киммерией. Затем они переместились на берега Кубани и Терека. Что-то заставило эти племена прийти движение. Им удалось преодолеть узкий Керченский пролив, называемый тогда Киммерийским Боспором, и проникнуть в Крым…