В конце неолита и позднее – в медном веке через территории, граничащие с Крымом, происходили миграции многочисленных племен. Части этих народов оседали в Крыму.
Мы не знаем, как эти племена называли себя сами, но греки величали их киммерийцами и таврами и относились к ним с опаской: то были варвары и чрезвычайно воинственные люди. Тавры предпочитали гористую местность, кочевники-киммерийцы – степную часть Крыма.
Селились киммерийцы на возвышенностях и речных островах. Жили в землянках, иногда в пещерах и гротах, разводили овец, коней и крупный рогатый скот. Они использовали серп, но непонятно, знали ли они земледелие: возможно, с помощью серпа они заготавливали сено на корм скоту. Они пользовались различными орудиями из кремня и другого камня, рога и металла. Знали керамику.
Но самое примечательное, что эти древние племена не просто хоронили своих мертвецов, а возводили над погребениями курганы!
«Встают былые атаманы
На зареве туманной мглы,
Телами сыты, кровью пьяны
Венчают древние курганы
Отяжелевшие орлы».
Так написал об этих курганах побывавший в причерноморских степях Владимир Гиляровский, позже прославившийся как журналист и бытописатель.
Почему-то все крымские курганы принято называть «скифскими», но это не совсем правильно. Скифы заселили полуостров лишь в VII веке до нашей эры, а курганы бронзового века относятся к намного более раннему периоду. Их возраст – III–V тысяч лет. Они ровесники египетских пирамид!
Когда у киммерийцев умирал вождь, то для его могилы выкапывали яму, обкладывая ее стены камнем. Камень красили охрой, дно ямы посыпали галькой. Покойника укладывали либо на спине, либо на боку, в «позе эмбриона». Рядом ставили глиняную посуду, различные предметы из камня, кости и металла, которые могли «понадобиться» ему на том свете. После этого яму перекрывали каменными плитами или бревнами, а щели замазывали глиной. Над погребением делали высокую земляную насыпь, а вокруг нее сооружали каменный круг. На курганах самых почитаемых вождей устанавливали каменные антропоморфные стелы или просто большие камни.
К сожалению, большая часть таких курганов разграблена: алчные люди надеются найти там золото. Но золота там нет и не было никогда.
Тавры по большей части кочевали по крымским степям. Поселение археологи нашли только одно – на горе Кошка в Симеизе.
Еще от тавров до наших дней сохранились остатки укреплений и гробницы «каменные ящики» на Главной гряде Крымских гор и на Южном берегу Крыма.
Таврские гробницы состоят из четырех плит, поставленных на ребро, и одной горизонтальной плиты сверху. В эти «ящики» можно было уложить кости сразу нескольких человек. Умерших укладывали в скорченном положении на боку. После того, как ящик переполнялся, кости оттуда убирали, оставляя лишь черепа. Вместе с погребенными укладывали оружие (железные мечи, стрелы, кинжалы), бронзовые украшения, конскую сбрую, бусы и раковины.
Подвеска в виде оленя
Тавры занимались пиратством, а захваченных пленников ждала незавидная участь: их приносили в жертву Деве – женскому божеству. Несчастных били дубиной по голове, затем голову отрезали и насаживали на кол, а тело сбрасывали в море. Греки считали Деву, которой поклонялись тавры, ипостасью Артемиды.
Головы врагов тавры мумифицировали, помещая над дымоходом. Таким образом, подходя к жилищу тавра уже издали можно было видеть, насколько он силен и свиреп: чем больше голов на пиках над крышей – тем опаснее хозяин дома.
Очевидно, что тема Таврии, рассказы о страшных варварских племенах, населяющих полуостров, были у греков популярны. Великий древнегреческий драматург Еврипид описал местные обычаи в трагедии «Ифигения в Тавриде», действие которой происходит в Крыму.
Отправляясь в поход на Трою, царь Агамемнон по воле богов принес в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. Богиня в последний момент пожалела девушку и подменила ее ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, где та стала ее жрицей. Годы спустя брат Ифигении Орест вместе со своим другом Пиладом во искупление совершенного греха должен был украсть у тавров и привезти в Грецию деревянную статую богини Девы – то есть Артемиды. Но тавры изловили Ореста и Пилада и собирались принести их в жертву.
К обреченным пришла жрица Ифигения, чтобы подготовить их к церемонии. Она тосковала по родине и обещала отпустить одного из них, если тот отвезет в Грецию письмо для Ореста. И тут брат и сестра узнали друг друга! Ифигения твердо решила спасти обоих друзей и бежать из Крыма сама. Она убедила всех, что статуя богини осквернена и ее необходимо омыть в море. Орест и Пилад вынесли статую на берег, но вместо того чтобы мыть ее, погрузили изваяние на корабль и быстро отплыли. Стражники не успели их поймать. Царь тавров бросился в погоню, но тут снова вмешалась богиня и остановила его.
В VII веке до нашей эры тавров и киммерийцев вытеснили из степей в горы воинственные кочевники и меткие лучники скифы, наводившие ужас на всю Переднюю Азию.
Государство Великая Скифия было огромным. Оно занимало земли Европы и Азии от Дуная до Алтайских гор. Заселяли его разнообразные воинственные племена. Жили скифы на повозках, которые перевозила пара лошадей, поэтому их называли «восьминогие».
Скифские племена подчинялись вождям. Самые сильные и энергичные вожди могли объединить сразу несколько племен в племенной союз, и тогда этих вождей называли царями. Царя, приведшего скифов в Крым, звали Спаргапиф. Его имя записал известный древнегреческий путешественник, собиратель легенд и сказок, Геродот.
Оказавшись в Крыму, скифы постепенно оставили кочевой образ жизни и основали поселения: крепость Ак-Кая (ныне село Вишенное), Кермен-Кыр (Красное).
Спаргапифу наследовал сын Лик, а затем внук – Гнур.
У царя Гнура было два сына: Савлий, унаследовавший трон, и Анахарсис. Анахарсис увлекся греческой культурой и философией, а затем и сам отправился в Грецию учиться мудрости.
Афиняне встретили варвара не слишком приветливо, даже чванливо, но он сумел сломать лед и завоевать их уважение. Считается, что именно от него в Греции вошла в обиход поговорка «говорить как скиф» – то есть напрямую, без обиняков.
Прибыв в Афины, Анахарсис явился к дому правителя и знаменитого мудреца Солона, чтобы его видеть и стать, если можно, его другом и гостем. Солон довольно надменно ответил, что друзей обычно заводят у себя на родине. Но Анахарсис тотчас нашелся и сказал, что Солон как раз у себя на родине, так почему бы ему не завести друга? Пораженный его находчивостью, Солон впустил его, и они действительно подружились.
Однажды некий довольно грубый и невежественный афинянин попрекнул его тем, что он скиф, на что Анахарсис ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине».
Вскоре Анахарсис прославился как мудрец, философ и сторонник умеренности во всем, ему приписывались многие разумные изречения и изобретения. Вмешивался он и в политику, призывая правителей к благоразумию. Известно десять его политических писем. По легенде, Анахарсис изобрел якорь, усовершенствовал гончарный круг и парус.
Усвоив греческую культуру и религию, он оказался чужим для своих соплеменников. К тому же брат видел в нем опасного соперника и угрозу для своей власти. Однажды, когда Анахарсис, удалившись в рощу, справлял обряд в честь греческих богов, какой-то скиф подглядел за ним и донес царю Савлию. Царь сам прибыл на место и убил брата стрелой из лука. Считается, что перед смертью Анахарсис прошептал: «Разум оберег меня в Элладе, зависть погубила меня на родине».
На вопрос, как не стать пьяницей, он сказал: «Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии».
Удивительно, говорил он, как это эллины издают законы против дерзости, а борцов награждают за то, что они бьют друг друга.
Узнав, что корабельные доски имеют толщину в четыре пальца, он сказал, что корабельщики плывут на четыре пальца от смерти.
Масло он называл зельем безумия, потому что, намаслившись, борцы нападают друг на друга как безумные.
Как можно, говорил он, запрещать ложь, а в лавках лгать всем в глаза? Рынок, говорил он, – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.
Удивительно, говорил он, и то, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших.
На вопрос, какие корабли безопаснее, он ответил: «Вытащенные на берег».
На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, он ответил: «Язык».
Он говорил, что лучше иметь одного друга стоящего, чем много нестоящих.
Анахарсис говорил, что законы ничем не отличаются от паутины: когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся.
Но распространение греческой культуры среди скифов было не остановить. Пначалу скифы нападали на греческие города и грабили их. Мирные греки, жившие в прибрежных полисах, боялись воинственных скифов и, оберегая собственный покой, предпочитали откупаться от них данью, включавшей предметы роскоши. Потом скифы стали вести с греками меновую торговлю, выменивая драгоценности и предметы роскоши на рабов.
Богатые скифы приобретали у греков посуду из драгоценных металлов, те, что победнее, – чернолаковую. Крымские скифы узнали, что такое комфорт, отказались от кочевой жизни, стали строить жилища наподобие греческих. Оседлые крымские скифы разбогатели и стали называть себя «царскими скифами» в отличие от «восьминогих» кочевников.
В нескольких курганах у Филатовки на Перекопском перешейке в срубах, углубленных в землю, были погребены, несомненно, уважаемые и доблестные, но рядовые воины. С ними в могилы положили простую глиняную посуду, без украшений.
А вот в большом кургане на Темир-Горе близ Керчи был погребен вождь! Его гробница вырублена в скале, что, безусловно, потребовало много времени и сил. Скорее всего, вождь озаботился будущими похоронами еще пребывая в добром здравии. И в загробный мир вождь взял вещи дорогие: в его могиле был найден очень красивый расписной кувшин, украшенный изображениями разных животных. Изготовлен этот сосуд был на острове Родос[3].
Название Темир-Гора переводится с тюркского как Кузнец-гора: неподалеку на поверхность земли выходят слои железной руды. Рядом с Темир-горой некогда существовало обширное укрепленное поселение. Городище имело давильные площадки для винограда, зерновые ямы, печи для обжига глиняных изделий. Его окружали очень толстые стены с башнями.
Курган Хронина гора (Холм Времени), тоже неподалеку от Керчи, был насыпан сразу над тремя гробницами. Одна из них явно напоминает древнегреческие царские погребения: длинный крытый проход ведет в круглую погребальную камеру с потолком-куполом.
А еще Хронина гора таит в себе великолепную минеральную воду. В Средние века турки построили акведук и подавали ее в крепость Ени-Кале самотеком.
К сожалению, и этот акведук, и большинство курганов были разрушены: их не щадили войны, в мирное время их разбирали на камень, а иногда – даже намеренно взрывали.
Печальна судьба Золотого кургана у шоссе Керчь – Феодосия. Некогда он был величественным сооружением. О нем рассказывали, будто там зарыт «большой клад, оберегаемый девой, являющейся по ночам».
В 20-х годах XIX века один доблестный генерал решил проникнуть в недра кургана. Действовал он как на войне: заложил в вершину кургана изрядное количество пороха и произвел взрыв. Никаких сокровищ он не открыл, а лишь обезобразил древнее упокоище и нарушил его циклопическую облицовку. В середине XIX века курган все же изучили настоящие ученые, которые обнаружили два каменных склепа, но золота не нашли: склепы были ограблены еще в древности.
Атей, живший в V–IV веках до нашей эры, – величайший правитель Скифского царства и горячий поклонник греческой культуры. Подобно грекам, он строил города, наладил торговлю, ввел денежное обращение. При нем укрепилась царская власть. Но не всем нравились его реформы: критики Атея считали, что слишком тесные связи скифов с греками приведут к падению Великой Скифии, ведь помимо высокой культуры, ремесел и техники скифы перенимали у греков любовь к роскоши, пренебрежение к воинственности и изнеженность. Атей избрал в качестве образца греческие царства Боспор и Македонию, но слишком их идеализировал. Он мечтал наладить крепкий союз с Филиппом Македонским, но в итоге вступил с ним в серьезный конфликт и погиб в битве с македонцами в 90-летнем возрасте.
После смерти Атея Великая Скифия просуществовала еще 60–70 лет.
Могила Атея не найдена, зато обнаружена целая группа курганов на реке Салгир, к северо-западу от Симферополя. Во времена царя Атея скифы хоронили там своих аристократов. Это место обычно называют Дорт-Оба, по имени самого большого из курганов. Там обнаружили множество золотых украшений прекрасной ювелирной работы. Это яркие образцы так называемого «звериного стиля». Золотые вещи хранятся в Эрмитаже, а часть амфор – в краеведческом музее в Симферополе.
Очень много курганов и в долине реки Биюк-Карасу. Но за две с половиной тысячи лет эти могилы были разграблены, и не один раз.
В 1820 году отправленные на заготовку камня матросы обнаружили под завалами древнее захоронение в склепе из тесаного камня. Вещи они извлекли и распорядились ими по собственному разумению – часть передали своему начальству, а кое-что продали и пропили. Традициями и законом это не возбранялось. Командиром бравых морячков был капитан-лейтенант Николай Патаниоти, он и стал обладателем исторических артефактов – амфор, столовых сосудов из керамики и бронзы, украшений. Офицер, как и полагалось, отослал находки (или часть из них) по инстанции генерал-губернатору Новороссии, а тот, в свою очередь, отправил несколько вещей в столицу, где их посчитали древнегреческими. Попавшие в Петербург предметы оказались в Эрмитаже, остальные пропали: археологии как науки в России тогда еще просто не существовало. Ну а разграбленный курган получил имя Патаниоти.
Курган Куль-Оба («Холм пепла») был раскопан в 1830 году, и снова при работах по добыче камня. На работы отрядили солдат, а общее руководство осуществлял градоначальник Керчи полковник Иван Александрович Стемпковский – великий энтузиаст археологии, прошедший курс обучения в Париже. Помогал ему основатель Керченского музея древностей Павел Алексеевич Дюбрюкс. Совершенное ими открытие по значимости сопоставимо с открытием гробницы Тутанхамона, но в те годы мало кто мог по достоинству оценить его, и курган Куль-Оба известен далеко не так широко.
Солдаты натолкнулись на мощную каменную кладку. Это было начало идущего в склеп дромоса – входного коридора. Он вел в погребальную камеру. Нижние ряды состояли из больших камней, а верхние – из камней средней величины, сложенных без скрепляющего раствора.
В склепе были похоронены три человека. В центре – крупный мужчина лет 35–40, одетый в парадный наряд с нашитыми на него тиснеными золотыми бляшками. Шею его украшал массивный золотой обруч-гривна, руки и ноги – золотые браслеты тончайшей ювелирной работы. Рядом лежало его оружие. Все это было изукрашено золотыми пластинками с вытисненными на них изображениями борющихся зверей и фантастических животных. Бронзовые поножи покрыты позолотой. Рядом лежали рукоятка кожаной нагайки, оплетенная золотой лентой, точильный камень в золотой оправе и роскошная, богато орнаментированная золотая чаша весом почти в 700 грамм.
Курган Куль-Оба
В кипарисовом саркофаге покоилось тело женщины. Саркофаг был украшен пластинками из слоновой кости с потрясающей резьбой. Одежда женщины была расшита золотыми и электровыми[4] бляшками, голову ее украшала электровая диадема. Рядом лежали великолепной работы подвески, медальоны с изображением головы богини Афины, браслеты, ожерелье, бронзовое зеркало с позолоченной ручкой и другие украшения.
Третий скелет был в более скромной одежде – слуга или раб. Рядом с ним нашли кости лошади.
Богатства, найденные в кургане Куль-Оба, невероятны! Серебряные позолоченные тазы и блюда, медные котлы, целый набор серебряных сосудов с искусной чеканкой: на одном из них – чеканные позолоченные изображения львов, терзающих оленей, на другом – дикие гуси, ловящие и поедающие рыб.
Самым ценным экспонатом оказался круглый электровый сосуд с выгравированными сценами из жизни скифов.
Золотые предметы из кургана хранятся в Эрмитаже. Но, как ни старались исследователи начала XIX века, они не располагали методами современной археологии, и часть находок погибла. Не нашли они и тайную кладовую под погребальной камерой. Ее обнаружили и разграбили намного позднее.
Полновластному владычеству скифов на полуострове положили конец племена сарматов в первой половине III века до нашей эры. Археологи находят следы настоящей катастрофы: были сожжены и разрушены сотни поселений, их жители погибли.
Уцелели лишь некоторые города, защищенные мощными каменными стенами.
Сарматы – древний кочевой народ, населявший степи современных Украины, России и Казахстана. Правильнее даже считать сарматов не единым народом, а союзом близких по уровню развития, языку и культуре племен: аорсов, аланов, саков, языгов, сираков, роксоланов… Античные авторы не могли отличить одно племя от другого и объединяли их под общим названием сарматы, или савроматы. Язык савроматов был похож на скифский.
Вплоть до IV века до нашей эры сарматы и скифы мирно соседствовали, торговали, заключали союзы против персов. Но уже в конце века ситуация изменилась: скифы переняли греческую культуру и образ жизни, они стали не столь закаленными, менее воинственными. Воспользовавшись слабостью бывших союзников, менее развитые, но более агрессивные племена перешли в наступление. Сначала это были незначительные пограничные набеги, а затем сарматы предприняли масштабные военные действия, захватив все Северное Причерноморье. Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии.
Ну а затем, установив свое господство, сарматы пошли в точности по тому же пути, что несколькими веками раньше скифы. Они постепенно наладили мирное сотрудничество с земледельческими народами, оценили плюсы торговли с Грецией и Малой Азией, стали покровительствовать греческим городам Причерноморья.
Возник Неаполь Скифский в черте современного Симферополя в III веке до нашей эры как крепость и столица позднего царства, после того, как сарматы значительно потеснили скифов.
В это время царем скифов был Скилур. Предположительно, его могилу нашли археологи при раскопках Неаполя Скифского. Изучение останков показало, что это был крепкий, сильный человек, погибший примерно в 45 лет. Череп его был искусственно деформирован, вытянут, как это было принято у знатных скифов.
Неаполь Скифский неоднократно подвергался набегам врагов, его разрушали, но каждый раз отстраивали заново.
Расцвет города длился около шести столетий. Лишь в 275 году Неаполь был практически уничтожен вторгшимися на полуостров готами. Однако имеются свидетельства того, что вплоть до середины Х века в нем все еще теплилась жизнь.
А затем Неаполь забыли. Забыли даже место, где он находился. И лишь спустя тысячу лет древний город был вновь обнаружен: для строительства Симферополя использовали камень, добываемый из каких-то руин, происхождение которых долгое время никого не интересовало. Но потом один любитель древностей, исправник Симферопольского уезда, обратил внимание на плиты с барельефами и греческими надписями и отправил их в Одесский музей древностей. Там заинтересовались находкой и в то же лето провели археологическую экспедицию, руководил которой генерал Иван Федорович Бларамберг. Он-то первым и догадался, что таинственные руины – это легендарный Неаполис, столица древних скифов.
Одновременно со степными скифами на побережье Крыма основывали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Греческие колонисты во многом изменили культуру Крыма и даже сам его облик. Именно греки привезли в Крым кипарисы, оливковые деревья и виноград. Они строили храмы, театры, стадионы.
В первой половине V века до нашей эры в Крыму возникло два самостоятельных греческих государства: демократическая рабовладельческая республика Херсонес Таврический и Боспорское царство.
Столицей Боспорского царства был Пантикапей (современная Керчь). Акрополь, то есть укрепленная часть города, располагался на горе Митридат.
Основателем Пантикапея считается аристократ с острова Милет Археанакт.
Археанакт был жрецом бога Аполлона и архонтом – высшим должностным лицом в городе. Он сумел создать общебоспорский военный союз и возглавить его. При нем боспорские города достигли значительного расцвета, установив союзнические отношения с Афинами и островом Делос, так что крымские корабли могли спокойно проходить через узкие морские проливы, ведущие из Черного моря в Средиземное. При нем чеканили серебряную монету с надписью APOL – в честь Аполлона.
Умер Археанакт около 470 года до нашей эры. Его потомки еще полвека правили Боспором, а затем их сменила династия Спартокидов, продержавшаяся три столетия. Ее основатель Спарток I был скифского происхождения.
Окруженный могучими стенами Херсонес объединил вокруг себя прибрежные земли западного Крыма: Керкинитиду (Евпатория) и Калос-Лимен (ныне пос. Черноморское). Основанный греками, выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской в V веке до нашей эры, на протяжении двух тысяч лет он являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья.
Древний Херсонес
Херсонесское государство представляло собой полис с демократической формой правления. Высшим органом власти было собрание всех взрослых свободных граждан мужского пола, а повседневной жизнью города руководили выборный совет и коллегии. Для командования войском избиралась коллегия стратегов, позже их заменили архонты.
В III веке до нашей эры в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города. И хотя труд Сириска не дошел до нас, современные крымские краеведческие клубы называют себя в честь древнего Сириска.
Верховной покровительницей города считалась Дева, по-гречески – Партенос, а празднества в честь нее назывались Партении. Крепость Херсонес окружали земельные наделы и усадьбы. Развалины таких усадеб до сих пор частично сохранились.
Из Малой Азии и Греции сюда привозили драгоценности, оружие, расписную чернолаковую посуду, оливковое масло, мрамор и др. Часть этих товаров перепродавалась соседям – скифам, которые поставляли свои товары: хлеб, скот, кожи, меха, мед, воск, а также рабов. Виноградарство и виноделие составляло основу местного сельского хозяйства. В самом городе развивались ремесла, жители Херсонеса были отменными мореходами и рыбаками. Они умели засаливать рыбу и квасить ее, приготовляя изысканные рыбные соусы.
Все годы существования государства Херсонесу приходилось обороняться от скифов. Это была кровопролитная, длительная война, пик ее пришелся на II век до нашей эры. Скифами была захвачены Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно подходил и к стенам самого Херсонеса. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к боспорскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Диофант разгромил скифов, выгнал их из греческих городов, однако с тех пор Херсонес утратил независимость и вошел в состав Боспорского государства.
Поле поражения и гибели Митридата Херсонес попал в зависимость от Рима. Римляне подчинили себе и Боспорское царство.
Митридат VI Евпатор – воинственный царь Понта, государства в Малой Азии на южном берегу Черного моря. Правил он в 120–63 годах до нашей эры.
Судьба Митридата похожа на приключенческий роман. Его отец был отравлен заговорщиками, в числе которых была и мать Митридата. Сына своего она не любила, и юноша не сумел унаследовать отцовский престол. Ему даже пришлось скрываться, опасаясь за собственную жизнь. Трон Митридат занял, лишь безжалостно расправившись со своими недругами. Он умертвил своих младших братьев и заточил в темницу мать, где она вскоре скончалась.
Митридат Евпатор
Свое долгое царствование Митридат VI Евпатор начал с создания сильной армии. Уже в скором времени молодой царь Понта силой оружия подчинил себе соседние страны.
В 110 году до нашей эры. понтийское войско под началом стратега Диофанта вторглось в Крым. В течение трех лет Митридат Евпатор присоединил к своему царству значительную часть Крымского полуострова.
В это время в Боспорском царстве произошло мощное восстание рабов и бедноты под руководством Савмака. Целый год Савмак удерживал власть, но войска Митридата Евпатора подавили восстание рабов. Боспорское царство стало частью Понтийского. Последний боспорский царь из династии Спартокидов отказался от власти в пользу Митридата Евпатора. Митридат не остановился на достигнутом, он мечтал о создании мощной империи. Но такая империя уже существовала – это был Рим. Конфликт был неизбежен!
Весной 88 года до нашей эры понтийский царь вторгся в римскую Азию. Поначалу ему сопутствовала удача, но затем римляне взяли верх. Трижды Евпатор начинал войну против Рима – и трижды проигрывал.
Окончательно разбил Евпатора полководец Гней Помпей. Митридат бежал сперва в Колхиду (Грузия), а оттуда через Черное море в столицу Боспорского царства Пантикапей (Керчь). Но крымские греческие полисы восстали против ослабевшего Митридата, а родной сын предал его. Мятеж против государя подняло и царское войско. Тогда в 63 году до нашей эры царь Митридат покончил жизнь самоубийством. По легенде, он принял яд, но остался невредим, так как, опасаясь измены, Митридат давно приучил свой организм к ядам, принимая их в микроскопических дозах. Тогда царь приказал рабу заколоть себя мечом. Тем самым он избежал унижения со стороны победителей.
Сын Митридата Фарнак отправил Помпею труп отца и за свою измену получил из его рук трон Боспорского царства, но в несколько урезанных границах. Это обидело Фарнака, он попытался расширить свое царство. Как и отец, он вступил в конфликт с Римом, точно так же был предан своим другом и советником Асандром – и погиб. Власть досталась предателю – Асандру. Его правление нельзя назвать ни спокойным, ни удачным. В конце царствования он даже впал в тяжелую депрессию и уморил себя голодом. Его преемник Аспург стал основателем новой династии Рескупоридов, правившей Боспором в течение почти четырех веков. Все эти цари были зависимы от Рима.
Жители Херсонеса тоже подчинились Риму, оговорив для себя статус «свободного города» и защиту от полуварварских царей Боспора. Однако позднее, следуя принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов.
Влияние Рима сохранялось с середины I века до нашей эры до середины IV века нашей эры. Последние сто лет владычества Рима в Крыму постоянно находились римские войска, в крымские гавани заходил римский военный флот.
Римский протекторат способствовал новому экономическому подъему.
Римляне укрепляли городские стены и башни, сооружали новые храмы, строили термы (бани), перестроили театр, провели водопровод, проложили через Крымские горы дорогу Виа Милитарис (второе название – Календская тропа), соединившую Херсонес с мысом Ай-Тодор. Она частично сохранилась и соединяет Байдарскую долину с Южным берегом.