Около двадцати лет прошло с тех пор, как я встретил своего Учителя, Рабби Брандвайна, и встал на путь изучения каббалы, что впоследствии дало мне возможность вести и других по этому пути. Однако, к моему разочарованию, начав исследовать столь деликатную и жизненную тему реинкарнации, осознавая ее значимость в изучении каббалы, я обнаружил, что знания, доступные широкой общественности по данному вопросу, ничтожно малы.
Только начав углубляться в предмет реинкарнации, я обнаружил, что каббалисты-современники обращаются к нему чрезвычайно редко. Большая часть проделанной в этом направлении работы принадлежит вовсе не иудейским богословам. Вскоре стало ясно, что стоит мне только коснуться темы реинкарнации в иудейском кругу, как мои собеседники теряют интерес, изначально отрицая любую ее взаимосвязь с иудаизмом.
Не в пользу иудейского изучения говорит и тот факт, что книга Зоар и труд Рабби Ицхака Лурии «Врата реинкарнаций» не принимались во внимание и так мало комментировались.
Обсуждая тему реинкарнации с другими учеными-иудеями, я сталкивался с жестким антагонизмом. Они утверждали: раз авторитетные стражи иудаизма не затрагивали вопросы реинкарнации, а касались их лишь нееврейские мудрецы, то лучше вообще оставить это.
По иронии судьбы, каббала, столь же древняя, как и сам иудаизм, увядая в собственном саду, смогла расцвести на почве христианства и других вероисповеданий. Хотя сама суть христианства каббалистична. Даже в исламе есть каббала в определенной форме. Адепты этих религий не боялись проповедовать, а вот каббалисты прошлого соблюдали секретность. Они не писали трудов и не распространяли учение не из жадности, которая есть каббалистическая анафема сама по себе. Основополагающая причина, по которой каббалистическое учение держалось в тайне, заключается в том, что до определенного времени попросту не существовало практического способа его передавать. Ведь только тогда, когда появились знания об электричестве, основах физики и общих принципах квантовой механики, стало возможно изучать каббалу, не тратя на это всю свою жизнь.
Будучи равноудаленной как от религии, так и от химии или физики, каббала всегда была под перекрестным огнем со стороны религиозных и научных кругов. Религия опасалась «святотатства» каббалистической логики, а ученые боялись метафизики, уводящей за пределы спектра имеющихся научных знаний. Только Альберт Эйнштейн с помощью своей Теории относительности и знаний об устройстве субатомного мира помог перекинуть мост через пропасть между учеными и каббалистами. С наступлением Эпохи Водолея (Мессианской эпохи) может сократиться расстояние, разделяющее религию и каббалу. И впервые в истории «возлюби ближнего, как самого себя» – основной догмат как иудейской, так и христианской веры может предстать в виде научной формулы.
Этот первый труд, посвященный реинкарнации, не просто краткий структурный обзор темы, как в классических текстах по еврейской мистике. Те древние работы, к сожалению, завуалированы до непроницаемости. За объяснениями вопросов реинкарнации я вновь и вновь обращаюсь к комментариям Рава Ашлага на книгу Зоар. Можно было бы оставить все как есть, но тогда возникает вопрос: кто сможет разъяснить слова Рава Ашлага? Конечно, они трудны для понимания, и я уверен, что в годы их написания еще не настало время открыть самые глубины таинства реинкарнации.
«Сегодня же человечество движется к Эпохе Водолея – Мессианской эре, в которой иудеи и неиудеи должны наконец написать последнюю главу своего существования». Секреты каббалы и реинкарнации необходимо открыть миру, и я попытаюсь не просто суммировать их на этих страницах, но также истолковать и объяснить их значение на языке, понятном как простому обывателю, так и ученому мужу.
В этой книге будет брошен вызов некоторым представлениям о каббале и взглядам иудеев на реинкарнацию, которые до сих пор приняты в обществе. Развенчать эти представления – величайшая задача иудейских ученых нашего поколения. Мы – поколение религиозных и социальных диаспор (в изгнании), это касается и иудеев, и христиан. Мы видели, как значительно уменьшились христианские и иудейские общины по всему миру. Я уверен, что во всех случаях причина одна – нехватка духовности. В отсутствие духовности люди, как никогда страждущие просветления или просто признания себя как человеческого существа, обращаются к другим источникам за доступными разъяснениями смысла их собственной жизни, жизни их семьи и друзей. К несчастью, тем, к кому они обращаются, зачастую не хватает знаний или образования, базирующихся на компетентных трудах с исчерпывающей информацией о реинкарнации. Источники, на которые я опираюсь, – это книга Зоар и работа Рабби Ицхака Лурии «Врата реинкарнаций». Я буду часто обращаться к ним на этих страницах.
Демонстрация глубинного смысла взаимодействия религиозных и общественных сил, вовлеченных в изучение реинкарнации, приведет к оформлению некоторых идей, которые на первый взгляд могут вам показаться непривычными и чужеродными. Но эти идеи непременно должны фигурировать, если речь идет о серьезном вкладе в изучение реинкарнации и назревшую дискуссию. Я попытаюсь преподнести эту мудрость максимально четко и кратко.
В этой книге будет поставлено три вопроса. Что такое реинкарнация? Где в Торе описана реинкарнация? Как узнать о своих предыдущих воплощениях? Отвечая на эти вопросы и на множество других, порождаемых ими, я не скажу ничего нового. Чтобы узнать правду, мы должны обратиться к первоисточнику, которым является Тора. Свиток Коэлет (Екклесиаст) гласит: «Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки» (Коэлет, 1:4). В книге Зоар так объясняется это: поколение, которое уходит, – это то же самое поколение, которое приходит ему на смену (Зоар, Пинхас, 10:59). Также ключ к разгадке можно найти в словах Десяти Заповедей: «Поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения» (Шмот (Исход), 20:5). Это не означает, как многие ошибочно утверждают, что Бог настолько полон гнева, что ему недостаточно наказать самого грешника, нужно еще покарать и его потомков. Разве можно было бы поклоняться столь жестокому и мстительному божеству? Зоар раскрывает нам значение этого стиха: третье и четвертое поколения есть инкарнация первого поколения. Одна душа, возвращающаяся в форме своих потомков, чтобы исправить свои собственные грехи, которые и названы «виной отцов».
В Торе немало отрывков, посвященных реинкарнации, и мы будем их исследовать. Тем не менее реинкарнация никоим образом не является прерогативой иудеев. Индейцы Америки также верили в перевоплощение душ. На Востоке реинкарнация – очень распространенная и важная часть культуры. В Индии миллионы людей верят в законы перевоплощения душ так же, как мы в существование гравитации – величайшего закона природы, который касается всех. Разумеется, у человечества есть врожденная жажда жизни. Тут становится ясно, почему теория реинкарнации – одна из фундаментальных религиозных идей человечества – почти тождественна вере в существование самого Творца. Об этом говорится в книге Зоар, а труд Рабби Ицхака Лурии (Ари) «Врата реинкарнаций» развивает эту тему. Но как любая идея, которая прочно уходит корнями в историю, теория реинкарнации дошла до большинства жителей планеты с примесью суеверий и заблуждений. Суеверия настолько чужды западному образу мыслей, что тень недоверия упала и на философскую ценность реинкарнации. Да и кто хочет видеть себя в образе собаки или камня в будущей жизни? Под этими образами скрывается основополагающая вечная истина. Почему же эта теория не утратила жизнеспособности на протяжении стольких тысяч лет? Каким образом ей удавалось захватывать умы многих мыслителей?
С незапамятных времен люди задаются вопросом: если Бог действительно существует, почему в мире столько боли? Почему существует столько несправедливых страданий, незаслуженных подарков и безнаказанных преступлений? Почему были геноцид и холокост? Почему полный сил человек может вдруг ослепнуть, невинный ребенок – заболеть, а кормящую мать может неожиданно сбить пьяный водитель, превысивший скорость? Неужели мы должны думать, что Творцу все равно? Или Он настолько бессилен, что не может изменить ситуацию? Поощряется ли в этом мире хорошее, наказывается ли плохое? Не нужно долго думать, чтобы дать ответ на этот вопрос. Слишком часто преступник оказывается на свободе, невинный попадает за решетку, а посредственность вознаграждается. Сказано, что настанет время, когда наказания исчезнут и грехи будут прощены (Иешаяу (Исайя), 6:7). Человечество столетие за столетием ждет наступления Грядущего мира, и Зоар в главе Трума показывает, что само по себе это ожидание с глазами, обращенными в сторону Грядущего мира, и есть то, что дает человечеству возможность выживать.
Если Бог действительно создал мир таким скверным, каким он порой кажется, то стоит ли надеяться, что Рай лучше? Раз все души равны в момент рождения, то почему человеческие судьбы такие разные? Или же мы возвращаемся к безнадежной доктрине о предопределенности судеб и существовании отдельных избранных? Является ли все вопросом чистой случайности? Можно ли вообразить упорядоченную Вселенную, в которой человеческая судьба подчинена воле случая? Разве не имеет значения то, что все во Вселенной работает согласно естественным законам и принципам?
В этом мире человеческое равенство – это миф. Несмотря на риторику политиков, мы все умственно, духовно и морально отличаемся друг от друга. Кажется, что совпадения и ограничения никак не дают нам дотянуться до наших планов. У одних людей крепкое здоровье, у других – слабое. Одни обладают острым и живым умом, другие мыслят узко и ограниченно. Равенство не присуще ни одному из проявлений природы. Вокруг царит неравенство. Один ребенок, появившийся на свет в Африке, с рождения лишен многого и обречен на жизнь в нищете. Другой растет в цивилизованном мире, обладая всеми преимуществами в сфере образования и культуры. Один появился на свет в грязной и темной лачуге. Другой – в красивом особняке, естественно, что он будет расти и воспитываться в лучших условиях. Если все души равны в момент рождения, почему тогда какая-то из них получает преимущество? Выходит, нет никакой причинно-следственной связи в наших судьбах? Один человек может усердно работать всю жизнь, но в итоге оказаться в обшарпанной больнице или богадельне. Другой наследует дорогостоящую недвижимость и купается в роскоши, будто бы это его честно заработанные деньги, являясь при этом бездельником, иждивенцем и абсолютно бесполезным членом общества. Почему же так происходит? Неправильно было бы сказать, что это связано с интеллектуальными способностями, ведь множество блестящих умов потерпели фиаско, а посредственности возвысились и обрели власть. Мир полон вопиющего неравенства и необъяснимых контрастов. Писание говорит нам, что за каждым событием стоит Бог (Иешаяу, 41:20). Но, на наш взгляд, текущее состояние мира вовсе не является подтверждением этого. Напротив, гораздо очевиднее наличие морального хаоса, нежели морального порядка. И то, что все больше иудеев и христиан по всему миру отдаляются от синагог и церквей, неудивительно, не правда ли? Иудаизм и христианство в своем сегодняшнем состоянии терпят поражение, поскольку нас убедили, что никакого Адама не было. Что сегодня необходимо, так это универсальный ключ, открывающий «апартаменты хаоса», внутри которых будет обнаружен порядок. Этим ключом может стать реинкарнация, очищенная от суеверий и лжи. Главное в этой работе – представить жизненно важную правду о реинкарнации.
Поразительно, как быстро мыслящие люди стали относиться к этой теме с уважением. За последние несколько лет люди начали воспринимать тему реинкарнации всерьез. Будет справедливо заметить, что миллионы людей в западном мире смотрят на реинкарнацию как на логическое обоснование множества проблем в социальной и религиозной сферах, проблем общечеловеческих и связанных с окружающей средой. Такое восприятие вышло далеко за рамки оригинального учения каббалы. Курсы, посвященные реинкарнации, сейчас распространены и хорошо принимаются публикой. Те, кто ведет эти курсы, не знакомы с учением каббалы, потому их программа включает лишь часть знаний. Но даже эта часть помогает реально улучшить жизни людей. Знания о реинкарнации представляют собой рациональный инструмент для решения даже самых безнадежных проблем человечества. Они обладают ни с чем не сравнимой силой просветления и воодушевления.
К сожалению, лишь немногие находят время на то, чтобы исследовать истинные проблемы этого мира. Если бы мы озаботились этим, то, к своему удивлению, обнаружили бы, как много принимаем на веру, даже не углубляясь в суть предмета. Например, мы воспринимаем как само собой разумеющееся то, что сознание в новорожденном ребенке существует, равно как и его тело, что в нем есть и будет на протяжении всей жизни этот внутренний аспект индивидуальности, который мы называем душой. Почему мы принимаем за истину предположение, что этот внутренний элемент, находящийся в нас, определяет наши действия? В моей книге «Каббала для начинающих» показано, почему это воспринимается как должное, почти без всяких размышлений, несмотря на то что это далеко не очевидно. Дело в том, что мы видим, как сознание ребенка меняется, как он растет и развивается с течением времени. Разум совершенствуется вместе с телом. А со смертью физического тела исчезает и сознание. А значит, можно с определенной долей уверенности предположить, что внутри нас существует нечто непостижимое. Некоторые могут поспорить, сказав, что сознание – это производная разума. А значит, оно не заложено внутри нас изначально, а искусственно создано в нашем мозгу. Разумеется, это не единственное из возможных объяснений. Ребенок в ранние годы так стремительно растет, это происходит в такие короткие сроки, что можно предположить, что процесс идет не только на физическом уровне. А когда инструмент разрушен и сознание более не способно себя ощутить физически, означает ли это полное исчезновение разума и души? Конечно, нет. Душа человека зависит от существования мозга не более, чем музыкант зависит от своей скрипки, хотя оба инструмента необходимы для музыкальной экспрессии в физическом мире. Только лишь когда мы полностью воспримем эту точку зрения, станем ближе к постижению вопросов реинкарнации.
Сознание существовало еще до рождения человека, и под данным сознанием я подразумеваю душу. Таков первый основополагающий постулат реинкарнации. Далее в этой работе я попытаюсь сделать очевидным то, что смерть наступает только для тела. Душа живет вечно. Отсутствие этого понимания не дает нам объективно оценивать самих себя в мировом масштабе. Вместо этого мы наблюдаем за тем, как на разных стадиях нашей жизни события сменяют друг друга. Они видятся нам как не связанные друг с другом части пьесы длиной всего в 70–120 лет.
Я не ставлю своей целью доказать, что реинкарнация является естественным фактом, хотя для этого действительно есть веские доказательства. Тот, кто ощущает потребность в строгом научном обосновании, должен осознать, что, продвигаясь все глубже в субатомный мир, мы понимаем, что строгое научное обоснование чего бы то ни было становится фактически невозможным. Все это благодаря квантовой механике и научному принципу неопределенности. В сущности, теория реинкарнации заключается не в сборе веских доказательств, а скорее, в том, чтобы убедить скептиков принять уже существующий факт.
Научный прогресс – это не всегда сначала теория, а потом ее доказательство с помощью наблюдений. Великие научные открытия рождались в воображении ученых, и чаще всего это были неожиданные озарения. Наука – это не коллекционирование очевидных фактов и не сборник дисциплин, имеющих дело с природными явлениями. Напротив, она призвана раскрывать суть нашего мира: выдвигать смелые теории, а затем проверять их путем наблюдений и экспериментов. Между абстрактным миром гипотез и реальным миром экспериментов всегда будут существовать натянутые отношения, а иногда даже и конфликт. На практике прославленные ученые редко дожидались, когда в обществе поднимутся те или иные вопросы. Они совершали новые открытия, выходящие далеко за пределы научной мысли своего времени.
Видя, что многим людям их социальные условия не дают возможности увидеть доказательства жизни после смерти, я предположил, что возможен иной подход. Точно так же, как невозможно убедить слепого в существовании звезд, если он уверен, что небо – это сплошной черный занавес, так и нельзя справиться с предрассудками, связанными с реинкарнацией. Но если бы слепому удалось вернуть зрение с помощью медицинской операции, в дальнейших спорах отпала бы необходимость. Данная книга пропагандирует операцию по уничтожению духовной слепоты, помогающую понять, какого высокого уровня существования может достичь человек. Как я уже объяснял в книге «Каббала для начинающих», речь тут вовсе не о религии. Реинкарнация – тема, не касающаяся веры или какой-то доктрины, она лежит в сфере логики и рационального мышления. А первоисточник здесь – Тора. В данной книге я не только представлю существующую информацию, но также впервые опубликую материалы из новых источников, чтобы продемонстрировать, что реинкарнация в огромной степени является жизненным фактом, независимо от того, под каким девизом или в рамках какой доктрины проживается эта жизнь. Многогранное знание о реинкарнации раскроет всем людям одну из основных причин существования. Это объяснит нам, почему мы ведем себя так, а не иначе.