Глава 1. Причины


Если верить опубликованной за последние годы статистике, то повреждения на плоской кровле возникают вследствие:

● неправильного проектирования (отсутствия проектирования) ~34 %;

● неудовлетворительного выполнения работ ~45 %;

● повреждения кровли во время строительства ~7 %;

● порчи кровли из-за применения некачественных и недолговечных материалов ~14 %.

Из этого процентного соотношения следует, что, несмотря на улучшение качества продукции в последние годы, при любом раскладе еще огромному множеству проектировщиков и рабочих (примерно 79 %) следует повышать уровень своего профессионализма. Не будем также забывать про застройщиков, представителей застройщиков и заказчиков, которые тоже вносят свою лепту в статистику повреждений. При этом они исходят из следующей позиции:

● на проектировании можно экономить, так как плоские кровли проектировать не надо;

● привлекать узких специалистов необязательно, так как архитектор должен знать, как изолировать кровли – его этому обучали в университете;

● заказы распределяются по принципу «дешевизны» – исключительно по ценовым критериям без проверки специальной квалификации у неопытных рабочих;

● заказы распределяются без указания четких критериев качества, поскольку существуют немецкие промышленные стандарты DIN. При этом часто согласовывается соблюдение всех основных норм без уточнения, каких именно.



К ОГОРЧЕНИЮ ЗАСТРОЙЩИКА




ПОЯВЛЕНИЕ ОШИБОК И ИХ ПРИЧИНЫ

1.1 Анализ повреждений

Процесс возведения сооружения всегда предполагает возникновение строительных дефектов или повреждений. Только в процессе строительства дефекты или повреждения «встраиваются» в здание/конструкцию. Очень часто дефект нельзя распознать сразу, и он проявляется позднее, во время или вследствие эксплуатации. Как показала практика повреждений на плоских кровлях, при определенных обстоятельствах может пройти много лет, прежде чем эти дефекты проявятся.

Требования к строительной конструкции, в данном случае к крыше, изначально устанавливает застройщик. Он обязывает проектировщиков и строителей профессионально выполнять его требования при проектировании, выборе материалов и осуществлении кровельных работ.

Если же заказчик не может дать четких указаний относительно ожидаемого качества и срока службы крыши, он должен понимать, что не может рассчитывать на большее, чем соответствие минимальным требованиям, закрепленным в отраслевых правилах.

Правила и минимальные требования, однако, в большинстве случаев противоречат желаемой и ожидаемой цели – созданию долгосрочно функционирующей и герметичной строительной конструкции – КРЫШИ.

1.1.1 Возникновение ошибок

При анализе причин дефектов и повреждений выявляется, что многие ошибки возникают еще до начала строительства.

Что удивительно, снова и снова возникают разногласия с предубеждением против «установленных законом строительных правил». Такое представление проходит красной нитью через все этапы: принятие решения о начале строительства, проектирование и собственно строительство. Все явно полагаются просто на неизменные «строительные нормы и правила» или даже на «законы, регулирующие строительство». Таким образом, под эти определения подпадают автоматически любые документы с печатью и подписью и выглядящие «официально».

Опыт последних лет показал, что проектировщики и организации, проводящие тендер, все строже требуют от участников торгов/подрядчиков соблюдения всех основных норм, стандартов и предписаний, не указывая при этом на конкретные из них. Нередко можно встретить полный обзор норм Союза кровельщиков в качестве приложения к договору. На состоящем из нескольких страниц перечне (как неотъемлемой части договора) ставится, как правило, подпись подрядчика. По-видимому, таким образом люди стремятся полностью освободиться от какой-либо ответственности и переложить возможную вину только на подрядчика.

Такой точки зрения придерживается большая (к сожалению, очень большая) группа «верующих в стандарты», которые из-за слепого «почитания печатей и свидетельств» доверяют представленным «документам» и чаще всего подшивают их даже без ознакомления. Почему же так происходит?

1.1.2 Причины в обучении?

Не должна ли учеба в ремесленной школе, профессиональном училище или университете закладывать основы для обучения на протяжении всей жизни?

Не обязаны ли эти заведения давать учащимся основные знания и понимание того, что для ответственного проведения работ необходимо иметь достаточное количество профессиональных знаний и постоянно повышать свою квалификацию?

Можно поинтересоваться, как обстоит дело с подготовкой инженеров-строителей, если профессора университетов в своих докладах открыто выражают мнение о том, что «в конечном счете именно промышленность должна разрешать строительные проблемы», и для наглядности показывают в качестве положительного примера чертежи из проектной папки производителей.

Еще заставляет задуматься тот факт, что на лекциях профессора раздают бесплатно документацию от разных производителей, которую потом выпускники на первых порах используют в работе. Отсюда могут возникнуть дефекты и повреждения, чьи истоки можно проследить в необдуманном и безответственном применении таких системных решений. Это касается не только новичков, едва приступивших к работе, но и проектировщиков с многолетним стажем, все еще (безнадежно) применяющих документы, устаревшие еще со времен их учебы.

Едва ли в это можно поверить, но сегодня даже в известных проектных бюро еще применяются инструкции 20-летней давности для «изоляционной пленки» и «кровельного картона» или рецептура для кровельной субстратной смеси образца 1974 г. Подобное поведение, наверное, можно объяснить тем, что такие действия уже подтверждались предыдущими успешными результатами, и проектировщик не считает нужным следовать за реальным техническим прогрессом.

ПОДГОТОВКА К ПРОБЛЕМАМ?
1.1.2.1 ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛА

Отрывок из частного заключения профессора высшего учебного заведения в ходе судебного процесса:

«Крепление кровельного покрытия к краям кровли штифтами из кровельного картона использовалось всегда, к тому же эти штифты применяются как изоляционный материал для отверстий. Гвозди служат хорошим средством для крепления».

«Рассуждения эксперта Эрнста неверны, так как здесь речь идет о ткани с полиэфирным покрытием, а не о кровельном материале. Ссылка эксперта Эрнста на “Инструкции для плоских кровель” тоже является ошибочной, так как они, как видно из самого названия, относятся исключительно к плоским кровлям. Здесь же речь идет о покатой озелененной кровле».

Предъявление оригинального издания «Инструкций для плоских кровель» с четким указанием на полное название «Инструкции для проектирования и устройства кровель с изоляцией» вызвало у всех усмешку. А проектировщик, его адвокат и «частный эксперт» явно расстроились.

Что действительно грустно, так это то, что даже сегодня можно встретить строительные конструкции, где свободно лежащая на крыше «ткань с полиэстерным покрытием» крепится по краям гвоздями, а нахлест листов еще дополнительно скрепляется скобами (см. фото 10).

ДИСКУССИЯ О НОРМАХ

«Нормы, отраслевые правила, сертификаты об испытаниях и т. п. помогают всем участвующим в проектировании и исполнении добиваться успеха в строительных проектах. Однако не в силу факта простого одобрения формального документа» (Курек, 2001).

«Диктат стандартов изготовителей в строительстве поддерживается доверием к нормам, благоговением перед печатями и сертификатами» (ddD, 2002).

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ХИТРОСТИ



1.1.3 Отраслевая литература

Отраслевая литература в учебных заведениях, кажется, находится в дефиците, как показывают частично устаревший библиотечный фонд и постоянные жалобы отвечающих за него людей. Такая же ситуация складывается и в общедоступных ремонтно-строительных отделах: «Больше чем на новое издание Положения о подрядно-строительных работах нашего бюджета не хватит», и в частных проектных бюро: «Могу ли я в библиотеке взять инструкции для устройства плоских кровель?»

Всеобщая пассивность при инвестировании в отраслевые книги – это вполне в духе производителей, которые обмолвились в своей бесплатно предоставляемой документации:

«Обращаем внимание, что это издание не является справочным, так как не печаталось в ‹…› издательстве. Поэтому оно не признается в кругу специалистов», – говорилось в письме одного производителя. Он, очевидно, не рассчитывал на то, что адресат письма знал о программе IRB, известного издательства, расположенного во Фрауэнхофе. На самом деле эта книга входила в программу издательства. Такая позиция отправителя письма усилила наш интерес, после чего мы тут же заказали справочник.

1.1.3.1 ОТРАСЛЕВАЯ ПРЕССА

Издательства, выпускающие отраслевую периодику, – это рыночно ориентированные организации, которые существуют в основном за счет рекламы их клиентов. Так что без рекламы не обходится ни один отраслевой журнал. Воздействие рыночных факторов доходит до того, что иногда статьи независимых авторов предоставляются для проверки «рекламному партнеру».

Если в отраслевом журнале наряду с многочисленными занимающими всю страницу объявлениями от какого-то производителя напечатано еще и интервью с председателем правления ведущего производителя в отрасли, то вы можете сами оценить, какое было оказано воздействие на издателей. Чтобы как-то это замаскировать, для освещения дополнительных проектов, где применяется продукция этого производителя, привлекаются так называемые свободные авторы, пишущие по заказу производителя. Насколько отраслевые журналы сегодня можно рассматривать как «независимые», читатель решает для себя сам.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИЕЙ

Если преподаватель вуза, переоценивая свои научные способности, публикует в учебнике ложные сведения, а после, чтобы оправдать свою опубликованную ошибку, ссылается на абзац 3 ст. 5 Конституции Германии (свобода слова): «искусство и наука, исследования и преподавание свободны», то происходит явное злоупотребление Конституцией.

Свобода еще не означает, что ученые, исследователи и преподаватели могут себе позволить все, что хотят. Главное – это польза для общества. Наука обязана истине и поэтому должна нести этическую ответственность. Здесь же имеет место злоупотребление Конституцией по отношению к свободе слова, чтобы оправдать неверное высказывание» (профессор, д. т. н., инженер К. Майер, 1999).

АКТУАЛЬНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

1.2 О значении немецких промышленных стандартов

«Немецкие промышленные стандарты (DIN) не являются ни рецептом на любой случай, ни предписанием для правильного строительства, хотя все этого хотели бы» (Эрнст, 1999).

Часто случается так, что о стандартах DIN говорят как о законе или даже кладут их в основу договора. В этой связи еще раз стоит обратить внимание на то, что стандарты разрабатываются различными органами, которые не обладают полномочиями издавать предписания.

Стандарты – это свод правил, отражающих совместно определенный и согласованный уровень знаний Комитета технических норм и стандартов. В их основе лежат минимальные требования, определяющие состояние техники именно на момент издания стандартов, что удивляет так называемых верующих в стандарты.

Какое значение имеют стандарты в правосудии, наглядно показывают приведенные далее решения суда.

1.2.1 Решение суда Меерсбурга (1987)

Конституционный суд Германии, дело № 4С 33–35/83.

Стандарты – это «договоренности определенных кругов… с целью оказания влияния на рыночный процесс».

Отрывок из судебного решения:

«Кроме того, не стоит переоценивать значение немецких промышленных стандартов. Технические правила Института стандартизации Германии предназначены прежде всего для стандартизации продуктов относительно их единообразия, сопоставимости, взаимозаменяемости. Из этого следует их практическое значение – они служат для унификации ведомственных требований к качеству и безопасности материалов, строительных сооружений и т. п. в интересах соблюдения равенства и упрощения процедур.

Комитеты промышленных норм и стандартов Института стандартизации Германии устроены таким образом, что они должны обладать необходимой для выполнения их задач компетентностью. В их число входят также представители определенных отраслей и предприятий, которые вносят концепции в своих собственных интересах.

Поэтому к результатам их консультаций в случае спора следует относиться критически как к «приобретенной компетентности», а не как к результатам научно-исследовательской работы. Хотя, с одной стороны, компетентность и ответственность за общественное благо должны быть присущи стандартам, однако, с другой стороны, нельзя отрицать, что речь идет о договоренности определенных кругов с целью оказания воздействия на рыночный механизм.

Поэтому стандарты не соответствуют требованиям судебных экспертов касательно объективности».

1.2.2 Решение федерального административного суда Германии (1996)

Дело № 4В 175/96

Немецкие промышленные стандарты не являются обязательными общепризнанными техническими правилами.

«Немецкие промышленные стандарты не являются обязательными общепризнанными техническими правилами. Они составляются организованным профессиональным общественным объединением – Институтом стандартизации Германии (DIN e.V). Работа по стандартизации выполняется (якобы) на общественных началах заинтересованными в этом лицами на благо (якобы) всего общества. Эталоном для общепринятых правил является их опробование и проверка на практике, а также тот факт, что именно их, как доказано, выбрали многие практики».

Не отвергнутое прежде предположение о том, что в стандартах может идти речь о «как бы» технических правилах, опровергается многими прежними и устаревшими (а также некоторыми новыми, не прошедшими испытания!) стандартами.

Майер (1999) констатирует, что корректировки стандартов в большинстве случаев диктуются маркетинговыми интересами экономики, а не сроком службы материалов в интересах застройщиков и потребителей.

1.2.3 Решение верховного суда (1996)

Решение от 17.12.1996 г.:

«Результат работы не зависит от соблюдения всех общепринятых технических правил, но она будет считаться недоброкачественной, если не соблюдаются изначально обозначенные требования по договору».

УВЕРОВАВШИЕ В СТАНДАРТЫ

1.2.4 Решение верховного суда (1998)

Какое значение имеют немецкие промышленные стандарты? Ответ в решении Верховного суда от 5 мая 1998 г. (дело №ZR184/97):

«Немецкие промышленные стандарты не являются правовыми нормами, а представляют собой частные технические правила, носящие рекомендательный характер. Они могут воспроизводить содержание технических правил, а могут и отставать от них. Последнее случается довольно часто».

В соответствии с решением Верховного суда все зависит от соблюдения признанных технических правил. Они ни в коем случае не обязаны быть идентичны немецким промышленным стандартам. Безупречность не вытекает из стандартов. В основном важно не то, какие стандарты применяются, а соответствует ли объект строительства к дате сдачи признанным техническим правилам.

Из этого вытекает следующее: даже при соблюдении действующих стандартов существует вероятность возникновения дефектов, если не соблюдены общепризнанные технические правила. Следует проявлять осторожность при прямых ссылках на стандарты.

Следующий тезис рассматриваемого судебного решения можно интерпретировать следующим образом.

Каким должно быть качество, можно узнать из договора. Если договором определены параметры качества, то выполнение работы считается неудовлетворительным, если не достигнуты эти параметры. При отсутствии в договоре подобных условий работа считается неудовлетворительной, если она не соответствует ко времени сдачи объекта всем общепризнанным правилам как минимальным требованиям по договору (в условиях обычной эксплуатации?).

В соответствии с этим решением особое значение придается обязанности повышать квалификацию, так как в обосновании решения суда говорится: «Если перед днем сдачи объекта появляются какие-либо поправки или изменения, которые еще не отражены в отраслевых правилах, с юридической точки зрения предполагается, что проектировщик и строители должны знать о них».

1.2.5 Решение суда по Бласбахтальбрюкену

В решении суда по Бласбахтальбрюкену OLG Франкфурт от 27 мая 1981 г. (дело № 17U82/81) опровергнута стратегия защиты, заключавшаяся в ссылках на общепризнанные технические правила (в обычном понимании), если не достигается обязательный результат, зафиксированный в договоре.

Верховный суд подтвердил эту правовую точку зрения, отказав даже в обжаловании (решение Верховного суда от 21.10.1982, дело №VII ZR189/81).

1.2.6 Из опыта судебной практики

«Можно прийти к выводу о том, что в конце концов не столь важно, какие отраслевые правила издает профессиональный союз, какие отдельные стандарты он выбирает или какие суждения приводятся в технических инструкциях. Гарантируют ли разъяснения главных условий строительного проекта и выбор технических средств достижение конечного результата – вот что имеет решающее значение.

Никто, кроме застройщика, не определяет непосредственно цель строительного проекта и не обязывает тем самым всех участников проектирования и строительства добиваться поставленной задачи. За их компетентность и профессионализм он несет личную ответственность (Курек, 2001).

Стандарты были и остаются письменно зафиксированными прошлыми знаниями. Строительство же ведется для будущего. Ответственные специалисты и строители осознают это противоречие.

НЕМЕЦКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ:

«Договоренности определенных кругов… c целью оказать влияние на рыночный процесс».

«Это необязательные общепризнанные технические правила».

«Не правовые нормы, а частные технические правила, носящие рекомендательный характер. Они могут передавать содержание технических правил, а могут и отставать от них. Последнее происходит довольно часто».

«Даже признанные технические правила не являются обязательными, а стандарты тем более» (Майер, 1999).

СТАНДАРТНЫЕ КРОВЛИ В СРАВНЕНИИ




ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

1.3 Рекомендации для потребителей…

StGB (Уголовный кодекс ФРГ) содержит только понятие «общепризнанные технические правила». Однако в письменном виде они не излагаются.

BGB (Гражданский кодекс ФРГ) не содержит никаких предписаний, а требует исключительно

«достижения гарантированного (договором) качества».

С юридической точки зрения из этого следует, что немецкие промышленные стандарты находятся на последнем месте. Как показано в приведенных решениях суда, не нужно переоценивать их значимость.

1.3.1 …И немецкие промышленные стандарты

Следует указать на формулировки в предисловии к стандартам, выпускаемым в виде книжек карманного формата (издательство Beuth):

«Стандарты Немецкого института стандартизации не являются единственным источником знаний, а являются источником для ведения надлежащих, как правило, технических процедур. ‹…›

Используя стандарты Немецкого института стандартизации, никто не снимает с себя ответственности за собственные действия. Каждый действует на свой страх и риск».

1.3.2 …И отраслевые правила

В основных правилах ведения кровельных, изоляционных работ и работ по обшивке наружных стен предусмотрительно делаются указания на то, что

«в правилах не описываются особые случаи, поскольку они не освобождают от ответственности за собственные действия (ZvDH, 2001)».

Правила вбирают в себя накопленный опыт, используемый для решения на практике конкретных технических задач. Участникам строительства остается полагаться на то, что безопасности, экономичности и долговечности обычно уделяется внимание. Это означает гарантию соответствия в типичном случае проектирования и строительства законным требованиям, касающимся безопасности и традиционной практичности.

Однако, как показывает практика, типичные ситуации случаются редко. Поэтому минимальные требования, изложенные в отраслевых правилах, предоставляют свободу действий для обдумывания и применения в нетипичных случаях, когда проектировщик и строитель должны креативно, компетентно и ответственно применять и интерпретировать эти требования, чтобы найти верное решение конкретной технической задачи (Эрнст, 1999).

1.3.3 …Информационные бюллетени о материалах

В предисловии к DUD-бюллетеню, посвященному синтетическим кровельным материалам, можно прочитать следующее:

«Показатели отдельных кровельных материалов, обусловленные спецификой применяемого сырья, нельзя сравнивать друг с другом. Они служат в первую очередь для контроля качества и должны прежде всего показывать однородность продукции и совпадать со значениями, требуемыми в нормах на материалы. По этим показателям нельзя сразу сделать вывод о том, что то или иное кровельное покрытие по сравнению с другим качественно лучше или хуже» (DUD, 1997).

Грунау уже в 1990 г. осознал, что

«Стандарты и инструкции не могут ничего сказать о долговечности выполненной работы и качестве материалов. Для производителей это, безусловно, выгодно. Для застройщиков же, проектировщиков и строителей это создает определенные трудности».

Это высказывание остается верным и по сей день, и будет оставаться таковым еще долгое время.

«В соответствии с договором с Федеративной Республикой Германия Немецкий институт стандартизации обязан при выполнении работ по стандартизации учитывать "общественные интересы" и соблюдать немецкий промышленный стандарт 820. В соответствии с частью 1 немецкого промышленного стандарта 820 стандартизация выполняется во благо общества и не должна сводиться к "экономической выгоде отдельных производителей".

Стандарты Немецкого института стандартизации "должны вводиться как признанные технические правила" и "стать мерилом безупречного технического поведения". Стандарты Немецкого института стандартизации могут выполнять эту функцию только тогда, когда к ним предъявляется высшая степень доверия. Однако, по мнению большинства немецких экспертов из сферы строительства, этого не происходит» (7-й экспертный конгресс, 15.01.2000).

ПРОРАСТАНИЕ КОРНЕЙ




БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД СЕРТИФИКАТОМ

1.3.4 …По отношению к сертификату об испытаниях

Если стандартизированные испытания расцениваются широким кругом специалистов как неудовлетворительные, то, как показывает практика, возникает необходимость в обеспечении безопасности при проектировании и строительстве. Это коснулось, среди прочего, и немецких промышленных стандартов 4038 или 4062*). На недостатки методики указал еще в конце 1980-х гг. Лизеке:

«Используемые до сих пор стандарты для проведения испытания на устойчивость к прорастанию корней не подходят для кровельных изоляционных материалов и покрытий с противокорневой защитой. Ни период испытания в шесть – восемь недель, ни растение, применяемое для испытания (горький люпин), не подходят для того, чтобы доказать долгосрочную стойкость к прорастанию корней» (Научно-исследовательская организация по развитию ландшафта и благоустройству территории – Forschungsgesellschaft, Landschaftsentwicklung, Landschaftsbau, FLL, 1983).

FLL разработала соответствующую методику по выявлению реальной угрозы прорастания корней в кровельных покрытиях и опубликовала ее в 1984 г. FLL-методика исследования на стойкость покрытий к прорастанию корней сегодня является общепризнанной. «Инструкции для плоских кровель» (2001) в качестве образца под пунктом 3.6.2 – прорастание корней – дают ссылку на FLL-методику.

Фишер уже в 1983 г. отметил, что “наличие даже небольших дефектов в сварных швах приводит к прорастанию корней. Другие слабые места – изгибы и растяжения”. FLL в 1987 г. указала: “Стойкость к прорастанию корней зависит от вида изоляционного материала, от его качества, толщины, техники сваривания и, прежде всего, от… безупречности ручной укладки”».

На сегодняшний день в этих указаниях ничего не изменилось.

При выполнении кровельных работ стойкость к прорастанию корней на всей кровле всегда обусловлена достижением необходимого результата. Учитывая перспективы прорастания, технологию монтажа, качество сварных швов (у полимерных покрытий) и качество работ подрядной организации, можно размещать заказы на материалы, исходя из наличия и значимости их сертификатов испытаний.

Когда же производитель не способен предоставить сертификат испытания для своего покрытия, то в таком случае можно предположить, что либо сам материал, либо технология выполнения сварных швов, предусмотренная производителем, не обеспечит стойкость к прорастанию корней.

1.3.5 …О сертификатах качества

Тот, кто считает, что сертификат качества гарантирует высокое качество самого продукта, должен знать, что можно сертифицировать производство «шурупов без резьбы» или «гнутых гвоздей», если это будет основной целью деятельности предприятия.

Гарантия качества зависит от многочисленных внутренних и внешних воздействий и установок, например от индивидуальных целей, соответствующих продуктов, особых управленческих процессов и величины предприятия (ISO 9001). Сертификат является документальным подтверждением того, что производственные процессы и работа с персоналом с точки зрения качества хорошо организована.

Загрузка...