Ум важнее тела.
Если не столкнешься с тем, чего никогда не делал, не поймешь, по плечу ли тебе это.
Кроссфит – мультиплатформенная система физических упражнений, где присутствуют бег, тяжелая атлетика, гиревой спорт, гимнастика, пауэрлифтинг и многие другие виды спорта. При этом система все время находится в развитии, поскольку в нее постоянно привносятся элементы все новых и новых видов спорта. Кроссфит смело можно называть креативной системой физического развития.
В эпиграфе к этому разделу стоит цитата Дейва Кастро, основателя и директора главных мировых соревнований по кроссфиту. Из этой цитаты можно понять суть подхода к развитию игр: искать всё новые и новые пределы человеческих возможностей через преодоление самых неожиданных спортивных препятствий. Этот мотив толкает организаторов очень гибко и одновременно широко смотреть на все, что есть в современном мире спорта. Это поразительно, потому что такой подход обеспечивает бесконечное развитие системы кроссфита.
А теперь осознайте: организаторы игр все время находятся в состоянии поиска новых спортивных испытаний для участников, а участники-спортсмены, в свою очередь, должны предугадывать варианты новых испытаний и строить свои тренировочные лагеря таким образом, чтобы поддерживать высокий уровень подготовки в уже существующих видах спорта и постоянно тренировать новые. Все участники системы вовлечены в ее развитие. Это потрясающе!
Кроссфит – одно из последствий «тектонического сдвига» в мышлении человека в XXI веке. Сдвиг этот можно сформулировать так: от мира больших идей к миру большого количества идей. Сегодня все новое, как правило, становится результатом синтеза уже существующих открытий и идей.
Кроссфит мозга – это очередное соединение, которое дает ключи к персональным креативным возможностям. Представьте правила и принципы мультиплатформенной спортивной системы, соединенные с особенностями работы вашего мозга.
Представили?
Думаю, что нет.:)
Я бы тоже не представил, если бы не знал, о чем дальше книга.
Значит, продолжим погружаться в материал.
Термин «креативность» был сформулирован в начале XX века в психологии. Впоследствии креативность прочно закрепилась как обязательный навык в рекламной сфере, а затем в стартап-индустрии и бизнесе в целом, поскольку в ее основе лежит прикладной характер генерации идей, то есть системный подход к решению нестандартных задач.
Творчество протекает посредством созерцания и не обязано носить прикладной характер. Пример: дизайнер – креативная профессия, художник – творческая. В работе дизайнер оперирует целями и задачами заказчика и формирует решение, которое будет носить прикладной локальный характер: постер для фильма, инфографика для социальной сети, макет в журнал, логотип.
Художник же отражает свое видение мира, интерпретирует природу и человека. Творец руководствуется импульсом, внутренним порывом, желанием поделиться своим взглядом на мир. Конечно, творчество тоже может быть заказным. Например, свою самую знаменитую картину Леонардо да Винчи написал под заказ. Но в этом случае принципиально, что заказчик покупает чье-то творческое видение без цели заработать на этом или получить выгоду. Сам художник выступает брендом.
Определенная неразбериха в понимании различий между этими понятиями возникла, когда услуги художников стали использовать в рекламе. Серьезную лепту в это внес Сальвадор Дали, а окончательно спутал все карты Энди Уорхол. Сегодня современное искусство по большей части системно и часто решает конкретные задачи, то есть стало креативным. Теперь вы понимаете разницу.
Логотипы 1969 года для Chupa Chups и Евровидения от Сальвадора Дали являются креативной стороной его деятельности: название Chupa Chups вписано в форму ромашки (палочка леденца, как стебель, логично продолжала логотип), а логотип песенного конкурса представляет собой солнце, лучи которого символизируют песни.
Вечером, когда вас начнет клонить в сон, сядьте в удобное кресло с подлокотниками, на колени положите блокнот с ручкой, руки положите так, чтобы кисти свисали с подлокотников. В одну руку возьмите крупный металлический предмет, а на пол поставьте металлический поднос таким образом, чтобы он лежал точно под вашей свисающей кистью, держащей металлический предмет. В этом положении дайте себе задремать. В момент, когда первые сновидения, а вместе с ними и образы, начнут приходить в вашу голову, мышцы руки расслабятся и металлический предмет с шумом упадет на поднос. Резкий звук тут же вас разбудит. С этого момента у вас есть примерно 10–15 секунд, чтобы зафиксировать (зарисовать или записать) пришедшие в голову образы. Этот брейнхак очень полезен для пополнения каталога вашей насмотренности. Подробнее о насмотренности мы будем говорить дальше.
Креативность подобна мышце, которая может быть накачанной и сильной, а может быть дряблой и слабой, если ею не заниматься.
В кроссфите мозга, как и в кроссфите традиционном, есть три базовых тренировочных комплекса упражнений, определяющих формирование плана развивающих занятий.
• Кардио.
• Интенсивность.
• Сила.
Давайте разберемся, как это работает в случае с прокачкой креативности.
Для начала закрепим значение ключевого понятия книги: креативность – это умение соединить уже известные элементы уникальным образом.
Значение понятия «креативность» требует дополнительного пояснения. С этой целью разберем формулировку на составные части:
• «Умение соединить» – чтобы это делать, необходимо обладать конкретными методами.
• «Уже известные элементы» – это ваш кругозор/ максимальное знание о том, что уже изобретено; на профессиональном языке – «уровень вашей насмотренности».
• «Уникальным образом» – для понимания уникальности своей идеи нужно уметь дать ей оценку.
Внимание! Внимание! Внимание!
Насмотренность, метод и оценка – это кардио, интенсивность и сила в кроссфите мозга.
Насмотренность повышает выносливость при генерации новых соединений элементов.
Очень красноречиво иллюстрирует эту формулировку один из фотоколлажей американского креативного директора Стивена Макменнами.
1 + 1 = 3
Оценка влияет на повышение требований при фильтрации готовых решений, увеличивает креативную силу.
Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony и создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, определил два базовых действия, влияющих на развитие ребенка до 5 лет, – общение с родителями и впечатления.
Метод активного участия в этом процессе для детей – копи- рование: смотреть, к примеру, на родителей и делать как они.
Дети вырастают и становятся взрослыми, а способ развития не меняется. Просто мы копируем уже не столь активно. Но так же смотрим по сторонам, а затем и осознанно, и неосознанно привносим увиденное в свою жизнь. Результат этой деятельности называется насмотренностью.
Фотографы и дизайнеры используют насмотренность осознанно: для формирования вкуса, для выработки референсной базы/каталога вспомогательных образов, для провоцирования творческого процесса.
Просмотр дайджестов с лучшими работами за год, изучение творчества признанных авторов очень помогают быстрее начать что-либо делать самому.
Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, великие воруют». Воровать, по Пикассо, значит осознанно накачивать себя чужими образами до предела, до состояния, когда придумывание включается автоматически и, как в пробирке с множеством веществ, запускается химическая реакция, последствия которой необратимы, то есть идее – быть.
«Филипп Киркоров среди методов генерации идей» – так я называю повсеместно распространенный брейншторм/штурм мозга: его все знают и все привыкли к тому, что он просто есть (как голуби на дереве или кошки во дворе).
В основе брейншторма одна мысль – процесс генерации идей необходимо отделить от процесса оценки идей.
Брейншторм был придуман почти 100 лет назад в стенах американского рекламного агентства BBDO копирайтером Алексом Осборном. Впоследствии метод перекочевал в творческие индустрии, а в XXI веке, в эпоху перманентной генерации контента, стал общеупотребительным: признайтесь, вы же говорите «пойдем поштурмим», если хотите что-то сообща придумать.
Сейчас брейншторм – это еще и раритет среди методов.
Аналогия. Дайте современному водителю старенький Ford Model T, и он не будет знать, как его завести. Еще бы, ведь многие современные автомобили заводятся нажатием кнопки. Так и брейншторм: при всей своей общеупотребительности требует руки знатока.
Именно поэтому в моей книге нет этого метода, зато есть множество других способов генерации идей, которые больше подходят для самостоятельной работы. Важно, что подступаться к методам мы будем через пробуждение воображения, то есть не привязываться вначале к прикладному характеру искомой идеи. Первым делом важно научиться выходить за пределы своего рационального восприятия реальности, своих возможностей, как вы это уже сделали в брейнхаке от Дали. После этого станет легче воспринимать все новое, что будет генерить ваш мозг.
Если вы сомневаетесь, что выполните все задания книги, то вот вам поощрение с целью: каждый, кто выполнит все упражнения хотя бы из «Блока 1. Насмотренность» и вышлет результаты своей работы на адрес hi@crossfitmozga.ru, может рассчитывать на персональный скайп-шторм со мной по любой своей творческой задаче.
Некогда я бежал свои первые десять километров.
Тело мое было готово к нагрузкам, а вот ум – нет. На протяжении второй части пути в моей голове постоянно возникали мысли, что надо остановиться и перестать себя мучить. На это я придумал уловку под названием «Ну, давай добежим хотя бы вот до того дерева впереди».
Таким образом я пробежал всю дистанцию до конца. Сейчас я регулярно пробегаю десять километров и в моей голове больше нет никаких голосов. Мой ум успокоился и принял новую привычку. Ум успешно поддается тренировке через креативные уловки: в моем случае это было соединение поощрений с целью.
Включаем воображение!
Представьте, что вы одновременно будете есть мамин борщ, торт «Наполеон», беляши из вокзальной палатки, свежие овощи, разбавлять это все грузинскими и мексиканскими гарнирами, а затем запьете все последовательно дешевым пивом, дорогим вином, капучино и компотом.
Как будет чувствовать себя после этого ваш желудок? Случится как минимум несварение.