Богиня Славы с фраза-барельефа Адмиралтейства
Макаренко Борис Георгиевич – генерал-майор медицинской службы в отставке, заслуженный врач Российской Федерации
Военно-морской врач несет боевую службу в особых, морских условиях автономных походов, при любой погоде на море, в том числе штормовой, как в надводном, так и в подводном положении корабля. Не всегда он может руководствоваться общепринятыми правилами и принципами оказания медицинской помощи больным и раненым, которые могут быть осуществлены на берегу, а должен принимать самостоятельные решения при конкретных обстоятельствах. Способность к быстрому принятию правильных решений, гарантирующих выживание пострадавших в данных условиях, и является высшим критерием профессионализма любого военно-морского врача.
Создание общества морских врачей при Кронштадтском военно-морском госпитале в 1859 году – событие в историческом плане, несомненно, выдающееся. Оно было продиктовано самой жизнью и событиями на Флоте того времени. После Крымской войны 1854—1855 годов стало ясно, что только высокий профессионализм военных врачей способен вернуть в строй максимальное количество раненых, которые затем сыграют ключевую роль в победе над врагом. Чтобы этого добиться морским врачам следовало создать союз единомышленников, такой своеобразный коллективный разум, способный аккумулировать все передовое по тому времени в деле оказания медицинской помощи на Флоте. И этот союз в виде общества морских врачей был создан, а просуществовал он около 60 лет, т. е. до 1918 года – времени окончания Первой мировой войны.
Ежемесячно на заседаниях членов общества заслушивались доклады морских врачей, прибывших из экспедиций, театров боевых действий, проводились клинические разборы интересных больных, изучался опыт оказания медицинской помощи при столкновениях броненосных эскадр во время Японо-китайской войны (1894—1895), Американо-испанской, Русско-японской и др. Опыт последней войны тщательно изучался. Например, врач-хирург крейсера «Варяг» М. Л. Банщиков писал, что вследствие отсутствия специальной подготовки он оказался в очень затруднительном положении на корабле в боевой обстановке: «…таких ран я не только никогда не видел, но даже не думал, что они могут встречаться».
Врач-хирург крейсера «Светлана» Н. Т. Карлов в докладе на заседании Общества военно-морских врачей впервые сформулировал основные принципы военно-морской хирургии как научной дисциплины. В заседаниях за время существования Общества принимали участие многие в последующем известные ученые, такие как Л. А. Орбели, В. И. Исаев, С. С. Гирголав, В. Г. Гаршин, Г. В. Шор, В. А. Андреев, В. Ф. Грубе и др. На этих форумах зарождались профильные военно-морские дисциплины (военно-морская хирургия, военно-морская терапия, военно-морская гигиена, физиология подводного плавания, организация и тактика медицинской службы ВМФ).
Прошло около 100 лет после того, как перестало существовать Общество морских врачей при Кронштадтском морском госпитале, однако его роль в становлении военно-морской медицины переоценить невозможно. И сегодня нас поражает его жизнедеятельность, целеустремленность в решении конкретных задач, установление таких творческих связей с другими обществами в России и за рубежом, которым могут позавидовать и в настоящее время, в век Интернета, уже другие общества врачей.
В предлагаемом читателю альманахе представлены избранные протоколы заседаний морских врачей Кронштадтского военно-морского госпиталя. Эти подлинные исторические документы говорят нам, о чем думали, мечтали, что делали наши высокоинтеллектуальные предшественники, умные люди и патриоты своей Родины, и нацеливают нас на дальнейшее развитие их идей и творческих порывов.
Эмблема Общества Морских Врачей в Кронштадте