Если попытаться определить суть так называемой «экономической политики» официального Киева, то ее можно свести к двум пунктам:
а) поиск денег в виде новых кредитов и займов;
б) экспроприации имущества самых разных категорий физических и юридических лиц.
Все остальное – производно от этих двух направлений. Развитие промышленного производства и поддержание функционирующих предприятий, проведение посевных и сбор урожая, транспорт, энергетика и даже внешняя торговля – вне поля интересов правящего режима. Что лишний раз подчеркивает очевидный факт: нынешняя власть – временщики. Более того, руководствуясь «революционной целесообразностью», Киев нередко принимает такие решения, которые ускоряют разрушение украинской экономики. Закрадывается подозрение, что киевское правительство, наполовину состоящее из иностранцев, получило от Запада задание на полное экономическое уничтожение Украины. А также на максимальное ее ограбление. Именно поэтому важнейшим направлением «экономической политики» Киева стали экспроприации. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Слово «экспроприация» происходит от латинского expropriatio. Что означает «лишение собственности». В юридической литературе – отчуждение имущества, производимое государственными органами. Экспроприация имеет разные формы – конфискация, реквизиция, национализация. Объектами экспроприаций в современных условиях могут быть наличные и безналичные деньги, ценные бумаги, жилье, земля и другая недвижимость, доли и паи в капитале, транспортные средства, домашнее имущество и т. д.
На Украине за последний год пополнение бюджета стало резко падать в виду того, что предприятия резко ушли в минус (убытки). Государственная служба статистики Украины опубликовала данные о финансовых результатах украинской экономики за 2014 год. Крупные и средние предприятия Украины (без учета банков и бюджетных учреждений) завершили 2014 год с чистыми убытками в размере 408,169 млрд. грн. (до налогообложения) против 38,289 млрд. грн. чистой прибыли годом ранее. Интегральный финансовый результат деятельности предприятий за 2014 год складывается из суммарной прибыли прибыльных предприятий в размере 170,257 млрд. грн. и суммарных убытков убыточных предприятий в размере 578,426 млрд. грн.
Провальным оказался прошлый год и для банков. Банковская система Украины по итогам 2014 года получила 52,966 млрд. грн. убытков, в том числе 52 украинских банка из 163 работающих на начало этого года банков завершили год с убытками. В условиях резкого сжатия налоговой базы экспроприации стали чрезвычайным источником покрытия бюджетного дефицита.
Другая причина резко возросшей активности государства на ниве экспроприаций – новый виток передела собственности между олигархами. Наиболее наглые и «креативные» бизнесмены (типа И. Коломойского) используют для передела «административный ресурс» государства. Рассчитывая, что затем экспроприированные объекты и активы государство передаст именно им.
В последние дни 2014 года Верховная Рада приняла изменения в Налоговый Кодекс Украины. Фактически эти изменения придают налоговой системе страны конфискационный характер. Говорят, что авторство многих налоговых новаций принадлежит нынешнему министру финансов Наталье Яресько, которая, в свою очередь, опиралась на «креативный» потенциал заокеанских консультантов и советников. В российских СМИ большинство сообщений об изменениях в НК Украины были очень короткими. Со ссылками на украинские СМИ говорилось о том, что предусматривается упрощение процедуры декларирования, начисления и уплаты налогов. И что количество налогов и сборов сокращается с 22 до 9. Но в принятом ВР документе много любопытного. Украинский публицист и эксперт Андрей Ваджра назвал изменения в НК попыткой «майданной власти» «установить жёсткий тотальный контроль над всеми карманами и кошельками страны».[5]
Не вдаваясь в подробности, отметим, что все граждане «незалежной» должны будут представить в налоговые органы Украины исчерпывающую информацию обо всех видах своего имущества в виде декларации. Включая наличные деньги, спрятанные «про черный день» под матрасом или в огороде под деревом. Американо-украинская дама Наталья Яресько хорошо усвоила принцип «учет и контроль». Желая, видимо, переплюнуть в этом вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина, который считал «учет и контроль» высшим экономическим принципом революции.
Если гражданин «незалежной» по каким-то причинам не подал декларацию, тогда ему автоматически вменяют так называемую «нулевую декларацию». Эта декларация автоматически наделяет такого гражданина виртуальным имуществом на сумму 200 тыс. грн. При этом гражданин должен будет платить совсем не виртуальные, а реальные налоги с указанной суммы.
НК помогает гражданам «незалежной» не только провести инвентаризацию своего имущества, но также правильно распорядиться этим имуществом. Не вдаваясь в детали, отметим, что НК «стимулирует» граждан «в добровольно-принудительном порядке» размещать свои деньги в банках, отучая их от «дикого метода» размещения бумажных купюр под матрасом или деревом. Но НК предельно «демократичен». Человека, закопавшего свои деньги под деревом, расстреливать и пытать не будут. А всего-навсего заставят заплатить 3-процентный налог за отказ от использования «цивилизованного метода» хранения денег в банке. Последнее время обозначилась особая склонность граждан «незалежной» к накоплению иностранной валюты в наличной форме. Патриотических чувств к национальной денежной единице (гривне) они не испытывают. Чтобы пробудить патриотизм в гражданах, авторы изменений НК предусмотрели введение 2-процентного налога при обмене гривны на иностранную валюту. Ранее он составлял 0,5 %. Впрочем, и это не предел. Сейчас в Раде готовится проект закона о введении 10-процентного налога на обменные валютные операции, который шел бы на пополнение давно уже пустого Пенсионного фонда.
Если гражданин законопослушно разместил свои «кровные» на банковском депозите, но затем досрочно (ранее одного года) по каким-то причинам снимает их со счета, то он также должен исполнить свой гражданский долг перед государством и заплатить налог в размере 3 %. В НК, естественно, никаких гарантий владельцам банковских счетов не дается. Система страхования вкладов на Украине фактически уже не работает, а половина украинских банков уже в этом году могут отправиться на «тот свет». Следовательно, почти неизбежно произойдет экспроприация денежного имущества граждан «незалежной» с помощью банков. Правда, кто будет главным «бенефициаром» такой экспроприации, можно только догадываться.
Авторы изменений в НК демонстрируют трогательную любовь к банкам. Поправки ограничивают объемы использования наличных денег при купле-продаже (не более 20 тыс. грн. в сутки) и заставляют граждан «незалежной» пользоваться безналичными расчетами, т. е. прибегать к услугам банкиров.
Наблюдается повышение ставок налогов и сборов, которые существовали раньше. Фиксированный сельхозналог повышается в 16 раз, земельный налог в 10 раз. Повышаются налоги на доходы физических лиц, на доходы в виде процентов, дивидендов и роялти, сборы в Пенсионный фонд.
Увеличивается круг лиц, уплачивающих налог на жилую недвижимость (относится к разряду местных налогов). «Лишней» площадью народные депутаты сочли квартиры общей площадью свыше 60 кв. м и частные дома, площадью более 120 кв. м. На эти излишки» будут начисляться налоги в размере 2 % минимальной заработной платы на 1 кв. м. На конец прошлого года это было равно 24 гривнам.
Продлевается действие так называемого «военного налога» («Слава героям»). Этот временный налог, судя по агрессивному настрою официального Киева и его попечителей из Вашингтона, может стать постоянно действующим. Напомним, что он уплачивается физическими лицами с заработной платы и иных доходов по ставке 1,5 %.
Появился налог на автомобили. Пенсия, согласно новой редакции НК, теперь считается «доходом». Если она превышает 3654 грн. в месяц, с нее уплачивается 20-процентный налог. В этой налоговой новации Украина оказалась «впереди планеты всей». Под налогообложение попадают не только пенсионеры, но и… покойники. Так сегодня горько шутят на Украине. Речь идет о налоге на наследство. Если оценочная стоимость имущества превышает 1 миллион гривен, то наследникам придется заплатить налог в размере 35 %. 1 млн. грн. в конце прошлого года соответствовало примерно 50 тыс. долларов. В Киеве большинство даже сильно зашарпанных квартир оценивались риелторами дороже. 17,5 тыс. долл. налога при наследовании квартиры в 50 тыс. долл. для большинства граждан Украины представляет совершенно неподъемную сумму.
Ведь среднемесячная зарплата, согласно последним данным Минфина Украины (на февраль 2015 г.) составила 3,6 тыс. грн. В конце февраля 2015 г. курс гривны был равен 27,8 грн. за 1 долл. США. Таким образом, среднемесячная зарплата в «незалежной» составила 130 долл. С таких доходов налоговой службе трудно чем-либо поживиться. Поэтому упор делается на экспроприацию того, что было заработано и накоплено за многие десятилетия напряженного труда в советский период истории.
Известный украинский эксперт Александр Зубченко в своей статье «Украина: бюджет для покойников» обращает внимание на налоговую базу нынешнего бюджета страны: «Богатые покойники, «беглые уголовники», игроманы, алкоголики, «зажиточные пенсионеры», букмекеры – это далеко не полный перечень оригинальных источников пополнения бюджета на 2015 год, предложенных украинским правительством».[6]
Эксперт говорит о том, что вместо того, чтобы поддерживать «на плаву» украинские предприятия, которые бы, в свою очередь, налогами поддерживали государство, власти Киева пошли на расширение налоговой базы за счет легализации казино, букмекерских контор и других игорных притонов. Народ в «незалежной» горько шутит: на очереди открытие публичных домов, легализация наркобизнеса.
А. Зубченко упомянул «беглых уголовников». Это любимая тема госпожи Яресько и премьера Яценюка. Они очень надеются на деньги и имущество, которое будет отобрано у «предателей». В первую очередь у В. Януковича и его родственников, а также у лиц из его ближайшего окружения, бежавших из страны. Экспроприации также подвергнутся остающиеся на территории граждане, подозреваемые в «связи с сепаратистами и террористами». От экспроприации ожидается доход в 43 миллиарда гривен. Такова оценка Минфина Украины. Причём процедура отъёма материальных ценностей «врагов нации» предельно упрощена. Суду будут выносить приговоры быстро и заочно, присутствие ответчиков не обязательно. Поскольку некоторые из «предателей» (тот же Янукович) пользовались зарубежными банками и использовали офшорные схемы, то экспроприация «беглых уголовников» может потребовать немало времени и квалификации. Впрочем, судя по всему, американские покровители официального Киева готовы оказывать властям посильную помощь в этом деле. Известно, что в Киев наведываются сотрудники Федерального бюро расследований (ФБР) США, эксперты по «отмыванию» денег, поиску офшорных счетов и активов.
За многие годы жизни в условиях «экономического либерализма» на Украине, в России и других странах постсоветского пространства граждане привыкли думать, что закручивание «налоговых гаек» может нейтрализоваться разными способами. Это и использование офшоров, и перемещение бизнеса в «тень», и распределение своего имущества среди ближних и дальних родственников, и уход в «нал», и т. п. Но главной особенностью новой редакции НК Украины является даже не повышение налогов, а организация тотального «налогового колпака». Судя по всему, в разработке конструкции «колпака» трудились многоопытные эксперты из-за океана, которые прекрасно понимают, что такое эффективный «контроль и учет». Принцип простой: контроль за соответствием доходов и расходов граждан. Причем контроль будет касаться не отдельных лиц, а всех родственников. Так что способ переписывания имущества на свата и брата больше работать не будет. Мы уже упоминали выше, что западные «партнеры» направляют в Киев специалистов по борьбе с «отмыванием» денег и раскрытием разного рода серых и офшорных схем вывода капиталов. Они также помогут обеспечить, чтобы «налоговый колпак» был прочным и непроницаемым. Кажется, выжившие украинские олигархи этого еще до конца не осознали.
Выше я говорил преимущественно о тех «новациях» в налоговой системе Украины, которые превращают ее в эффективный механизм ограбления украинского народа. Помимо этого имеется еще банковский механизм, его грабительский характер очевиден. Поговорим подробнее о том, каким образом банки участвуют в экспроприациях, в чем эти экспроприации проявляются, кто является «бенефициаром» банковских экспроприаций.
Наиболее очевидной формой банковских экспроприаций является банкротство банка, при котором клиенты теряют свои средства. Полностью или частично. «Бенефициаром» такого вида экспроприации являются владельцы банка. Часто их представляют «жертвами» и «потерпевшими». Но любой матерый банкир знает, что хозяева банка заранее готовят спектакль под названием «банкротство», выводя финансовые средства в безопасные зоны. Между прочим, выводимые средства – имущество клиентов банков, которые и оказываются неизменными «жертвами». Или, как сейчас принято говорить, «лузерами». Никакой «Америки» я тут не открываю. Желающим подробнее познакомиться с механизмами банковских банкротств рекомендую познакомиться с моей книгой «Диктатура банкократии. Оргпреступность финансово-банковского мира» (М.: «Книжный мир», 2014). Такие банковские экспроприации происходят по всему миру. Украинская банковская система, созданная по образу и подобию зарубежных систем, никакого исключения не представляет.
Вся украинская специфика заключается лишь в том, что банковская система «незалежной» настолько слаба, что в ближайшее время на «тот свет» могут отправиться не менее половины всех депозитно-кредитных организаций, прихватив с собой денежки клиентов. Обратимся к свежей статистике Национального банка Украины (НБУ) – банковского регулятора страны.
Убытки украинского банковского сектора по итогам первых трех месяцев нынешнего года составили 80,9 млрд. гривен. Это рекордный уровень убыточности. Для сравнения: за 2009 год банками было зафиксировано 38,4 млрд. гривен убытков с последующим сокращением этого показателя до 13 млрд. гривен в 2010 году и до 7 млрд. – в 2011-м. В 2012 и 2013 гг. банковская система Украины начала выздоравливать после финансового кризиса, но затем страну накрыл политический кризис. В 2014 году убытки банков составили 52,9 млрд. гривен. Таким образом, за первый квартал нынешнего года убытки банковского сектора превысили убытки всего прошлого года более чем в 1,5 раза! Это уже не просто кризис, а катастрофа! Масла в огонь банковского кризиса добавило резкое падение валютного курса национальной денежной единицы в феврале нынешнего года. За первый квартал 2015 года официальный обменный курс гривны против доллара изменился с 15,76 до 23,44 (на 48,6 %). Многие банки выдавали крупные валютные кредиты, которые расходовались не внутри страны, а уходили в офшоры. Обеспечение по таким кредитам оценивалось в гривнах. Сегодня это обеспечение оказывается недостаточным для того, чтобы покрывать потери банков по активным валютным операциям.
«Чемпионами» по показателям убытков оказались два банка, которые еще в прошлом году входили в первую десятку. Это банк «Надра», который показал убытки 21,6 млрд. гривен, и банк «Дельта», который ушел в минус на 33,2 млрд. гривен. В течение первого квартала 2015 года в них была введена временная администрация, коммерческая деятельность остановлена. В списке «минусовых» банков за первый квартал 2015 года оказались и «дочки» российских ВТБ и Сбербанка. Убытки приводили к тому, что банки перестают выполнять требования по нормативу достаточности капитала. Если происходит снижение минимально необходимого капитал более чем на треть, то НБУ обязан приостановить коммерческую деятельность банка, назначить свою администрацию в банк и начать процедуру банкротства. Центробанк в прошлом году ввел временную администрацию или поставил на ликвидацию в общей сложности 37 учреждений.
Конечно, пока на Украине далеко не все банки ушли в «минус». За первый квартал 87 банков показали по балансам положительный результат, а 57 – отрицательный. Таким образом, 40 % всех действующих банков закончили квартал с отрицательным финансовым результатом (убытками). Такого количества убыточных банков в абсолютном и относительном выражении в истории «незалежной» еще не было. Для справки: по итогам 2014 года количество убыточных банков было 52, а по итогам 2013 года – 20.
Между прочим, кроме «Ощада», убытки показали все государственные банки. Что касается банков, показавших положительные результаты, то это в первую очередь организации с участием иностранного капитала (абсолютным лидером по прибыли в первом квартале оказался «Ситибанк»). А также частные банки, «приближенные» к президенту П. Порошенко. Главный «фаворит» президента – Международный инвестиционный банк (МИБ).
Одни из главных проявлений банковского кризиса на Украине является бегство клиентов (держателей счетов) из отечественных банков. Бегство осуществляется в наличные денежные знаки (гривны, но особенно иностранную валюту), а также за пределы страны (в иностранные банки, покупка зарубежных активов). Процесс бегства обозначился еще в ноябре-декабре 2013 года, когда еще только заваривалась «каша» майдана. Таким образом, бегство продолжается уже шестой квартал. Клиенты украинских банков не желают оказаться «лузерами».
В 2014 году 35 крупнейших банков Украины (с активами свыше 6 млрд. грн.) потеряли валютных депозитов суммарно 6,84 млрд. долл., т. е. более 100 млрд. грн., если ориентироваться на курс доллара США, установленный НБУ на конец минувшего года.[7] Среди лидеров по потере долларовых вкладов – «Приватбанк» (2,16 млрд. долл.), «Сбербанк России» (722 млн. долл.) и «Дельта Банк» (545 млн. долл.). В относительном выражении это соответственно 38, 56 и 40 % валютных депозитов. Государственные организации «Укрэксимбанк» и «Ощадбанк» лишились 296 млн. и 236 млн. долл. (соответственно 25 и 26 % валютных вкладов). На указанные пять банков пришлось 58 % совокупных потерь валютных депозитов 35 крупнейших украинских депозитно-кредитных организаций.
Потери украинскими банками депозитов в гривнах в прошлом году были в три раза меньше (если считать по курсу конца 2014 года). Они составили 32,5 млрд. грн. «Первый» по оттоку опять же «Приватбанк» – 9,65 млрд. грн., или около 16 % вкладов в национальной валюте. Далее – «Дельта Банк» (4,2 млрд. грн., 27,7 %), «Ощадбанк» (2,6 млрд. грн., 9,1 %), ВТБ (2,1 млрд. грн., 58 %) и «Сбербанк России» (2 млрд. грн., 56,4 %). Как видно, в списке «лидеров» по потерям депозитов в гривнах – почти те же банки, что и в списке по валютным потерям.
В первом квартале 2015 года была зафиксирована потеря банками депозитного портфеля в гривне на сумму 17 млрд. гривен и валютного почти на 2 млрд. долл. В пересчете на год получится намного больше, чем потери в 2014 году. Денежные власти Киева (НБУ и Минфин Украины) понимают, что, если ничего не предпринимать, то к новому 2016 году от банковской системы страны останутся «рожки да ножки». Выживут лишь иностранные организации типа «Ситибанка», два-три государственных банка и президентские «фавориты» типа Международного инвестиционного банка (при условии, что П. Порошенко выживет как президент).
Конечно, власти Киева и до этого не сидели сложа руки. Предпринималось множество разных попыток остановить бегство вкладчиков. Меры были как «прямые», или «лобовые», так и «косвенные», или «мягкие». К «лобовым» мерам можно отнести, например, временное прекращение или ограничение снятия наличных денег (особенно валюты) со счетов банков. К косвенным мерам – совершенствование системы страхования (гарантирования) банковских депозитов. Но, как показывается статистика, эти меры не остановили бегство.
Бегут, прежде всего, крупные клиенты, которые не имеют защиты своих вкладов со стороны Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) при НБУ. Гарантии распространяются лишь на вклады до 200 тыс. грн. При «старой» гривне (образца 2013 года) это соответствовало примерно 25 тыс. долл. После неуклонного обесценения гривны в 2014 году и ее обвала в этом году гарантируемая сумма снизилась без малого в четыре раза. После февральского обвала гривны валютные вкладчики «проблемных» банков понесли весьма ощутимые потери. Если они что-то и получат от Фонда, то в гривнах и по старому курсу.
Кстати, бегут и те, у кого сумма не превышает номинал гарантии в 200 тыс. грн. Те, кто следит за состоянием дел в ФГВФЛ. Своих денег там уже почти нет (свои – взносы банков, участвующих в системе гарантирования вкладов). Те крохи, которые удается выцарапывать обманутым вкладчикам из Фонда, – деньги заемные. Для пополнения пустой казны ФГВФЛ Национальный банк Украины выдает Фонду кредиты. В прошлом году на Фонд были открыты две кредитные линии с общим лимитом около 20 млрд. грн. Первая уже полностью выбрана, а вторая будет исчерпана уже весной этого года. А очередь к окошечку Фонда в этом году может выстроиться нешуточная. Собственных средств Фонду едва хватает для того, чтобы обслуживать кредиты своего «благодетеля». Выстраивается еще одна долговая пирамида, которая неизбежно рухнет. Вкладчики, сохранившие инстинкт самосохранения, не желают стать жертвами этого обвала. Поэтому банковский «исход» продолжается.
Уже на протяжении нескольких месяцев на Украине циркулируют слухи, что власти могут применить самый радикальный способ решения проблемы бегства денег из банков. Этот способ – национализация средств физических лиц на депозитных счетах украинских банков. Чиновники Минфина Украины и НБУ уже несколько раз выступали с опровержениями подобного рода слухов. Слухов, которые, безусловно, «подливают масла в огонь», ускоряя процесс бегства клиентов. Но, как говорится, «нет дыма без огня». В украинские СМИ периодически попадают отдельные фрагменты законопроекта «О финансовой системе Украины в особый период». Осенью прошлого года П. Порошенко и А. Яценюк поручили Минфину разработку этого документа, главной целью которого было обеспечение бесперебойного финансирования военных мероприятий Украины на период проведения АТО на Юго-востоке страны. Информированные источники сообщают, что уже было подготовлено несколько версий законопроекта, но полного консенсуса со стороны всех политических сил и ведомств пока достичь не удается. Тем не менее, идея не умерла, работа над документом продолжается (в условиях повышенной секретности). На основе имеющихся «утечек информации» можно заключить, что прорабатывались (прорабатываются) такие «новации», как ограничение наличных расчетов и вывоза валюты за рубеж, ограничение на операции с иностранной валютой внутри страны, «замораживание» банковских депозитов и даже их национализация. Особенно депозитов валютных. Как сообщают информированные источники, в некоторых версиях документа предусматривается, что государство может наложить руку на счета не только физических, но и юридических лиц. Впрочем, и это не предел «чрезвычайных мер». Возможен вариант национализации не только счетов, но и всех банков.
Независимо от того, будет или не будет принят закон «О финансовой системе Украины в особый период», идеи ее разработчиков потихонечку начинают внедряться в жизнь. Так, перед новым годом Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс. Эти изменения, с одной стороны, нацелены на то, чтобы граждане перестали хранить свои наличные деньги под матрасом, а размещали их на банковских депозитах (принцип такой: хочешь хранить деньги дома – будь добр заплатить налог в 3 %). С другой стороны, чтобы они не снимали со счетов эти деньги. «Нормативный» срок размещения определяется одним годом. Досрочное снятие наказывается налогом в размере 3 %. Фактически на Украине внедряется финансовая новация, которой еще нет нигде в мире: обложение налогом наличных денег. У гражданина Украины сегодня выбор «между плохим и совсем плохим»: держать деньги в наличной форме становится накладно, а в безналичной (на банковском счете) – опасно.
Некоторые украинские эксперты все-таки считают, что власти могут принимать чрезвычайные меры в отношении банковских депозитов. Дело в том, что все до сих пор принимавшиеся меры и ухищрения денежных властей желаемого эффекта не дают.
Здесь возможны разные варианты. Самый простой и апробированный мировой практикой шаг – «замораживание» средств на счетах. С определением или без определения срока «заморозки». Другой вариант – конвертация депозитных средств в государственные долговые бумаги. Третий вариант – конвертация депозитов в акции (паи) банка, где открыт счет. Четвертый вариант – банальный отъем денег у клиента банка. В каждом варианте имеются свои нюансы. Они определяются, прежде всего, тем, ради чего принимаются чрезвычайные меры – ради изыскания дополнительных источников военного финансирования или же для спасения «тонущего» банка.
У киевских властей перед глазами имеется опыт экспроприации денежных средств клиентов банков. Это опыт Кипра, где в марте 2013 года были проведены «обрезания» средств на депозитных счетах физических лиц в ряде ведущих банков этого островного государства. Особенно пострадали вкладчики из России. Конфискационные мероприятия были дополнены введением жестких ограничений на трансграничное движение капитала. Там «новаторские» меры проводились по настоянию «Большой тройки» (МВФ, ЕЦБ, Европейская комиссия). В разработке законопроекта «О финансовой системе Украины в особый период» самое активное участие принимает министр финансов Наталья Яресько. Эта дама американо-украинского происхождения опирается на консультативную поддержку тех же самых экспертов, которые более двух лет назад помогали властям Кипра подготавливать и проводить банковскую экспроприацию.
В том, что в 2015 году на Украине произойдут масштабные банковские экспроприации, сомнения нет. Вопрос заключается лишь в том, кто быстрее сможет завладеть остающимися на счетах банков средствами – хозяева банков (вывод средств из банка с последующим банкротством) или государство (национализация средств).
Я уже писал о том, что объектами проводимых на Украине экспроприаций является в первую очередь имущество простых граждан, изымаемое с помощью налоговой и банковской систем. Этот ресурс близок к исчерпанию, поэтому изыскиваются другие объекты. Дополнительными ресурсами экспроприаций могут стать активы украинских олигархов и активы российского происхождения, находящиеся на территории «незалежной». Рассмотрим подробнее перспективы экспроприации российских активов.
Прежде всего, выясним, насколько велики эти активы. В Киеве давно уже пересчитали все активы российского происхождения на территории Украины и оценили их примерно в 30 млрд. долл. Эта сумма примерно совпадает с оценками российского происхождения. В указанную оценку включены предприятия и компании, находящиеся в полной или частичной собственности физических и юридических лиц Российской Федерации (акции, паи, доли в капитале). Кроме того активы представлены объектами недвижимости, денежными средствами на банковских счетах, требованиями российских организаций по выданным кредитам. Российские активы имеются во всех основных секторах украинской экономики: тяжелой и легкой промышленности, оптовой и розничной торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, транспорте. И особенно в банковском секторе.
«Дочки» российских банков занимают порядка 12 % украинского банковского сектора. Это дочерние организации «Внешэкономбанка» («Проминвестбанк»), «Сбербанка», «ВТБ», «Газпромбанка» и «Альфа-групп». На сегодняшний день совокупные активы этих четырех «дочек» составляют немного более 10 млрд. долл. (по состоянию на 1 октября 2014 года было 12,7 млрд. долл.). Кроме того, крупные банковские активы России на Украине – кредиты. В апреле 2015 г. американское рейтинговое агентство Standard & Poor’s оценило агрегированные риски крупнейших российских банков на Украине в 23–25 млрд. долл. Из них 8 млрд. долл. – кредиты российских банков украинским «дочкам» и 15–17 млрд. долл. – кредиты украинским компаниям и физическим лицам.
Общий объем российских активов в энергетике Украины – свыше 10 млрд. долл. Российскому предпринимателю Евгению Гинеру принадлежит компания VS Energy, которая, в свою очередь, контролирует 12 из 26 украинских облэнерго (областные электроэнергетических компаний). Другой российский бизнесмен – Константин Григоришин – контролирует международный холдинг «Энергостандарт», у которого на Украине имеются активы в электроэнергетике, производстве трансформаторов, энергомашиностроении, транспорте и логистике, недвижимости.
Активы российского бизнеса в украинской металлургии оцениваются в несколько миллиардов долларов. Крупнейший владелец украинских металлургических активов – компания Evraz (три предприятия). В собственности у «РусАЛа» – Николаевский глиноземный завод. Есть еще Запорожский алюминиевый комбинат. Но в ноябре прошлого года его уже национализировали по решению суда. И сейчас компания пытается оспорить это. 50 % акций «Индустриального союза Донбасса» принадлежит группе российских инвесторов во главе с Александром Катуниным. Основной российский актив – Алчевский металлургический завод. Есть металлургические активы на Украине и у «Росатома»: завод «Энергомашспецсталь» в Краматорске. Предприятие продолжает работать, несмотря на непростую обстановку в регионе. Из машиностроительных объектов наиболее крупным является предприятие «Лугансктепловоз», принадлежащее российскому «Трансмашхолдинг» (Искандер Махмудов).
Рынок сотовой связи на Украине в значительной мере контролируется российскими операторами. Так, МТС занимает 38 % украинского рынка, у него 23 млн. абонентов. Еще 42 % рынка, то есть около 25 млн. абонентов – у «Киевстара». Это тоже российский оператор, принадлежит «Альфа-групп» Михаила Фридмана. Она владеет «Киевстаром» через VimpelCom. В 2014 году на Украине выручка МТС составила 454,5 млн. долл., «Киевстара» – 590 млн. долл.
Можно и дальше продолжать перечисление активов российского происхождения в экономике Украины. Число объектов исчисляется тысячами. Но эксперты отмечают, что на сегодняшний день крупных объектов в виде компаний и банков или крупных пакетов акций насчитывается около 35.[8]
Ведение бизнеса на Украине российскими компаниями оказалось делом не простым. Целый ряд активов, приобретенных российскими предпринимателями на Украине стали убыточными. Попытки продать эти активы даже с большим дисконтом не всегда оканчивались успехом. Например, «Донецкий электрометаллургический завод», принадлежащий «Мечелу», простаивает с января 2013 г. Компания давно пыталась продать его, но безуспешно. Более удачливым в плане реализации активов оказался «ЛУКойл», который продал часть украинских активов в 2013–2014 гг. «ЛУКойл» еще два года назад избавился от Одесского НПЗ, который в середине ноября прошлого года подвергся рейдерскому захвату. А уже после смены власти в стране российская компания успела продать и украинскую сеть АЗС. Сейчас «ЛУКойлу» принадлежит только нефтехимический комплекс «Карпатнефтехим» в Ивано-Франковской области. Он временно не работает.
Те компании, которые характеризовались хорошей рентабельностью, становились нередко объектами рейдерских захватов со стороны украинских олигархов, опиравшихся на «административный ресурс» киевской власти. В качестве примера можно назвать нашу компанию «Татнефть», которая пострадала еще в те относительно спокойные времена, когда на Украине правил Леонид Кучма. В 1994 году на базе Кременчугского НПЗ при участии «Татнефти», была создана компания «Укртатнафта», причем россиянам стал принадлежать контрольный пакет. В 2007 году группировка Игоря Коломойского рейдерским способом сумела «отжать» у «Татнефти» контрольную долю. На протяжении нескольких лет «Татнефть» пыталась восстановить свои права через суд, требуя компенсации за захват предприятия в размере 2,4 млрд. долл. В 2014 году «Татнефти» в международном арбитраже удалось отсудить компенсацию всего лишь в 100 млн. долл.
Следует отметить, что положение российского бизнеса на Украине стало достаточно нестабильным после «февральской революции» в Киеве в прошлом году и особенно после возвращения Крыма в состав Российской Федерации и провозглашения ДНР и ЛНР. Во-первых, этому способствовало общее ухудшение экономической ситуации в стране за последний год. Во-вторых, многие предприятия российского происхождения оказались под сильным прессингом. Прессинг выражается в организации бойкотирования предприятий, требовании их национализации (на том основании, что они, мол, опосредованно оказывают помощь «террористам» на Юго-востоке Украины), «рейдерских наездах» со стороны украинских олигархов и т. п.
В качестве примера можно привести «дочки» российских банков на Украине. В течение многих месяцев наблюдается отток средств (как в гривнах, так и в валюте) с депозитов украинских банков. Но, что характерно, по данным Национального банка Украины, скорость оттока средств из «дочек» российских банков в 2014 году была в три раза выше по сравнению со средним показателем по банковской системе Украины. ВТБ и Сбербанк еще в начале текущего десятилетия были одними из наиболее процветающих банков, ставя рекорды по прибыли. В прошлом году их чистая прибыль (которая всегда измерялась в миллиардах) стала почти символической: ВТБ заработал 642 млн. гривен, а Сбербанк – 108 млн. гривен. В числе убыточных оказались два других крупных российских банка: «Проминвестбанк» (чистый убыток за год – 3,45 млрд. гривен) и «Альфа-банк» (744 млн. гривен). Оба банка в комментариях к отчетности объяснили убытки необходимостью формировать резервы, в том числе в связи с военными действиями на востоке Украины и событиями в Крыму. Кстати, только что НБУ опубликовал данные об итогах деятельности банков Украины за первый квартал 2015 года. Из них следует, что ВТБ и Сбербанк по чистой прибыли также ушли в «минус».
На протяжении большей части прошлого года разные политические деятели и депутаты Верховной Рады не раз поднимали вопрос о том, что надо провести национализацию российских банков на Украине. Во-первых, потому, что подозревали их в «сотрудничестве» с «сепаратистами» на Юго-востоке страны. Во-вторых, для того, чтобы таким образом компенсировать хотя бы те убытки, которые Украины понесла в результате «аннексии» Крыма. Сразу отметим, что подозрения российских «дочек» в нелояльности киевскому режиму – явно надуманные. К нашему большому прискорбию, дочерние структуры российских банков активно поддерживали украинские власти, проводили их политику по Крыму, активно покупали государственные военные облигации. Национализация российских «дочек» на самом деле мотивирована не политическими, а «шкурными» интересами политиков, вернее украинских олигархов, стоящих за политиками.
Впрочем, в большинстве случаев призывы не ограничивались национализацией банков, аппетиты распространялись на все сектора и все виды активов.
Резкая активизация этих «национализаторских» настроений на Украине была зафиксирована в апреле нынешнего года. В Верховную Раду в начале апреля был внесен законопроект «О национализации имущества государства-агрессора и его резидентов». Под «государством-агрессором» понимается Российская Федерация. Под закон попадает любое недвижимое и движимое имущество, банковские вклады и любые активы, принадлежащие гражданам РФ «непосредственно или через аффилированных лиц».
Как сказано в документе, изъятие активов должно происходить без какой-либо компенсации. По крайней мере, «до окончания агрессии». Национализация, как заявили разработчики закона, преследует две основные цели: компенсации (возмещение ущерба за потерянный Крым) и обеспечение национальной безопасности. Указанный законопроект не был принят, несмотря на крайний накал антироссийских настроений в ВР.
Во-первых, потому что такая национализация может резко дезорганизовать и без того распадающуюся экономику Украины. Будут нарушены кооперационные связи, остановлены производств, прекращены расчеты, дезорганизовано управление компаниями и т. п. По оценкам украинских экспертов, в каждом десятом из 200 крупнейших предприятий Украины имеется существенная доля российского капитала. Национализация российских активов, по их же оценкам, может привести к падению ВВП страны на 20 %.
Во-вторых, Киев опасается ответных реакций со стороны Москвы. По ту сторону границы, в России у украинских олигархов активов существенно меньше, чем у российских бизнесменов на Украине. Тем не менее, украинские олигархи не хотят ради победы над «москалями» жертвовать даже толикой своего имущества. Среди них – президент Украины П. Порошенко, который по совместительству остается олигархом и имеет в России в Липецке свой актив в виде кондитерской фабрики. Некоторые эксперты, между прочим, полагают, что законопроект был инициирован именно президентом Украины в порядке защитной реакции на попытки России провести национализацию липецкого актива П. Порошенко.
Несмотря на провал указанного законопроекта («за» проголосовало 190 народных избранников при кворуме в 226 голосов), менее чем через три недели, 20 апреля был сделан новый заход. Инициаторами его стали несколько депутатов, в том числе лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко. Основанием для национализации российского имущества стало принятие Верховной Радой в это же время решения о признании России государством-агрессором. Некоторые аналитики полагают, что решение о втором раунде продвижения законопроекта о национализации российской собственности было принято президентом Украины, а Ляшко лишь «озвучивал» решение П. Порошенко. Эксперты высказывают предположение, что тот же П. Порошенко не заинтересован доводить дело до принятия закона. Законопроект – лишь очередная PR-акция, призванная поднять рейтинг украинских политиков и лишний раз напугать Москву.
Под законопроект О. Ляшко, между прочим, никаких списков объектов национализации не подложено. Даже если закон и будет принят, он будет лишь «рамочным». Далее потребуются законы по отдельным секторам экономики и, желательно, с конкретными списками объектов и активов российского происхождения. Некоторые эксперты не исключают, что по наиболее крупным объектам потребуется принимать отдельные законы. По многим объектам собственности законов будет недостаточно, потребуются судебные решения. Некоторые случаи будут очень запутанными. Главная сложность будет состоять в том, что хотя все знают реальных российских хозяев и «бенефициаров» активов на Украине, многие из этих активов управляются офшорными фирмами. Юридически идентифицировать реального собственника будет непросто. На судебные расследования и заседания могут уходить годы.
9 апреля группа украинских депутатов от партии «Народный фронт» внесла на рассмотрение Верховной рады проект постановления «об обращении к кабинету министров Украины о проведении инвентаризации расположенного на территории Украины имущества, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и ее резидентам». Постановление пока не принято, но и без него работа правительства по составлению списков объектов национализации ведется. По данным СМИ, на сегодняшний день имеется неофициальный список, включающий 15000 объектов и более одной тысячи фамилий российских собственников, которых будут «раскулачивать».
С учетом сказанного выше, мое мнение по поводу планов Киева провести национализацию российских активов следующее.
1. Масштабная и одномоментная национализация мало вероятна.
2. Та нервозная атмосфера, которая сегодня возникла вокруг проблемы российских активов на Украине, крайне затрудняет ведение российскими предпринимателями какого-либо бизнеса в этой стране.
3. Суета в ВР по поводу национализации является своеобразной формой «государственного рэкета». От российских собственников коррумпированные украинские чиновники будут требовать «отступного» для того, чтобы не проводить национализацию российских активов.
4. Истерия по поводу национализации на руку некоторым украинским олигархам, которые рассчитывают, что российские активы сильно подешевеют, и их можно будет скупить за копейки. Впрочем, на это могут рассчитывать и иностранные инвесторы. На это указывают некоторые косвенные признаки, говорящие, что инициатива законопроекта о национализации исходила даже не от П. Порошенко, а от его «непосредственного начальника» – американского посла Джеффри Пайетта.
В этом разделе мы рассмотрим такой ресурс экспроприации, как активы (имущество) украинских олигархов. На протяжении более чем двадцатилетней истории «незалежной» местные олигархи считали себя «субъектами» процессов экспроприации на Украине. Они сосредотачивали и приумножали в своих руках имущество, которое «зарабатывали» «непосильным трудом» в результате бандитских приватизаций, рейдерских захватов предприятий, различных коррупционных схем перемещения денег из государственного бюджета в свои карманы. Происходил процесс накопления капитала в соответствии с законом, который был полтора века назад сформулирован классиком марксизма. Источником («объектом») капиталистической экспроприации на Украине (впрочем, как и в России) был народ. Причем не только живущее поколение, но и многие предшествующие поколения, которые создавали честным трудом наше великое государство. Между прочим, тот же самый классик в свое время озвучил крылатую фразу: «Экспроприаторов экспроприируют». Он имел в виду, что к власти придет пролетариат, который в результате социалистической революции осуществит национализацию частной капиталистической собственности (прежде всего, средств производства).
Думается мне, что на Украине более чем двадцатилетний цикл капиталистического накопления также закончится «экспроприацией экспроприаторов». Но только не по схеме, описанной К. Марксом. А по схеме, которая была отработана в ХХ веке на периферии мирового капитализма. В качестве экспроприаторов на первом этапе там выступала местная компрадорская буржуазия, а на завершающем этапе мировая финансовая олигархия. Высшая капиталистическая элита, которая привыкла себя считать экспроприаторами «последней инстанции». Таков закон капитализма, устроенного по принципу «пищевых пирамид». У олигархов типа Игоря Коломойского и Рината Ахметова в процессе непрерывного наращивания капитала стала возникать иллюзия, что они и есть экспроприаторы «последней инстанции». Но это иллюзия, «оптический обман», скрывающий тот неприятный для украинских олигархов «медицинский факт», что они не более, чем «аккумуляторы» капитала, «олигархи на час» В час «Ч» приходит «хозяин» и забирает накопленное. Таков непреложный закон глобального капитализма, устроенного по законам биологии и «законам джунглей».
Это «научное» предисловие необходимо для того, чтобы лучше понимать, что происходит на Украине в настоящее время. Кажется не очень понятным, почему Запада продолжает давать еще кредиты и займы Украине, когда уже любому дилетанту понятно, что «незалежная» – банкрот. Вот и МВФ вроде бы поступил нелогично, заключив соглашение на выдачу Киеву кредита на сумму 17,5 млрд. долл. на четыре года. Только за прошлый год в результате «эффективной» деятельности правительства А. Яценюка внешний долг Украины увеличился с 78,1 % до 96,5 % ВВП. Общий государственный долг – с 40 % до 70 % ВВП. В конце 2014 г. общий государственный долг был равен 69,8 млрд. долл., в том числе внешний государственный долг составил – 38,8 млрд. долл. У киевской власти настолько худой бюджет, что его едва хватает на то, чтобы только обсуживать государственный долг. На погашение основной суммы долга денег нет. Все стремительно идет к банкротству «незалежной».
За счет чего внешние кредиторы-благодетели будут покрывать свои требования к Киеву? – Говорят о том, что будет задействован потенциал программы приватизации. При этом Международный валютный фонд постоянно давит на Киев, требуя активизации процесса приватизации. Действительно, потенциал имеется, но он весьма скромный, все наиболее лакомые куски олигархи растащили еще в лихие 90-е годы. Кабинет министров Украины 6 апреля 2015 года утвердил перечень государственных предприятий, которые подлежат приватизации в текущем году, включив в него 342 объекта. За счет приватизации этих объектов государство рассчитывает привлечь в бюджет 17 млрд. гривен. Это при нынешнем курсе гривны – примерно 750 млн. долл. Таких денег хватит на выплату внешним кредиторам лишь 7–8% причитающихся в текущем году сумм. Да и 17 млрд. гривен – это лишь на бумаге. Реальные цены продаж государственных объектов – копеечные. За первый квартал получено менее 1 % от запланированной на год суммы – «гора родила мышь».
Есть еще такой ресурс покрытия долговых обязательств, как возможная национализация российских активов, размещенных на Украине. Даже если представить себе, что Киеву удастся организовать тотальную национализацию, то на баланс государства попадет активов с балансовой стоимостью около 30 млрд. долл. Но это – балансовая стоимость, обратить их в 30 миллиардов реальных долларов невозможно. По той же самой причине, по которой официальному Киеву не удается выполнять программу приватизации. По причине, мягко выражаясь, «неблагоприятной» экономической конъюнктуры.
Можно еще вспомнить такие экзотические источники, как украинские черноземы, продажа лицензий на добычу золота, разработку сланцевых месторождений и т. п. Не удивлюсь, что желающие найдутся, поскольку все беспрецедентно дешево. Но Киеву эти экзотические источники не помогут.
Остается еще один и самый главный источник – активы украинских олигархов. После событий на майдане в конце 2013 года олигархи «незалежной» стали себя вести более скромно. До этого они очень любили PR в виде рейтингов, содержащих данные о капиталах и подконтрольных активах. Воспользуемся рейтингом 2012 года. Он отражает позиции 100 самых богатых граждан Украины, составлен на основе тщательных оценок группы украинских экспертов. Так вот, активы 100 самых богатых украинцев в 2012 году достигли 130 миллиардов долларов США, что соответствовало 80 % ВВП страны. Публикации рейтингов сопровождались достаточно подробным описанием основных активов украинских олигархов. Бросается в глаза, что у многих олигархов в активах важное место занимают зарубежные предприятия, в которых они участвуют не как портфельные, а прямые инвесторы. Кое-какие данные попадают в открытые источники от Государственной налоговой службы Украины (ГНС), которая ведет реестр крупнейших налогоплательщиков страны и их зарубежных активов.
Итак, 130 млрд. долл. На сегодняшний день, наверное, эта сумма стала меньше, олигархи за последний год бурных событий на Украине многое растеряли. Но, с другой стороны, официальный рейтинг 2012 года явно не учитывал все активы. Прежде всего, те, которые были выведены в офшоры. Сегодня на Украине действуют американские консультанты и специалисты по офшорам, «отмыванию» денег, «теневым» схемам бизнеса, которых с собой из-за океана привезла нынешний министр финансов госпожа Н. Яресько. Они помогут выявить эти невидимые «клондайки» и повысить таким образом «рейтинг» некоторых украинских олигархов.
Украинским олигархам сегодня не позавидуешь. У них имеется куча своих обязательств по внешним займам и кредитам. Пока украинская экономика хоть как-то функционировала, им удавалось обслуживать кредиты, погашать свои долговые обязательства и брать новые кредиты и займы (в том числе для рефинансирования ранее взятых обязательств). Сегодня ситуация намного хуже, многим компаниям и банкам как и всему украинскому государству грозит дефолт. По состоянию на 1 ноября 2014 года внешний долг всех секторов экономики Украины составил 136 млрд. долл., причем лишь 26 % указанной суммы – государственные обязательства, остальные 74 % – обязательства частного сектора (компании и банки). По расчетам НБУ с 1 ноября 2014 г. по 1 ноября 2015 г. Украине (всем секторам экономики) надо будет выплатить по внешним долгам 58,5 млрд. долл.
О том, что на активы некоторых украинских бизнесменов государству следует начать охоту, впервые еще летом прошлого года заявил пресловутый Игорь Коломойский. Борис Филатов, в то время заместитель Коломойского как губернатора Днепропетровской области, сообщил на своей странице в Facebook: «…Сидим, обсуждаем текущую ситуацию в области и стране… И тут ИВК говорит: «Государство сегодня просто обязано провести конфискацию имущества, заводов, акций сторонников сепаратизма. Всех тех, кто финансировал и продолжает финансировать террор в стране». Филатов также отметил, что на вопрос, куда и кому передавать это изъятое имущество, Коломойский ответил, что имущество может быть передано в акционерное общество, где акционерами будут участники АТО (АТО – антитеррористическая операция – В. К.) и родственники погибших. «В специальное ОАО, в котором акционерами будут участники АТО, ветераны, родственники погибших. А как ты думаешь? Почему одни должны умирать за свою страну, а другие продолжать жировать? Ты вообще понимаешь, КАКИЕ вопросы начнут задавать парни власти, когда вернутся с фронта?» – заявил, по словам Филатова, Коломойский. Тогда в украинских СМИ очень активно обсуждали предложение Коломойского. Многие эксперты тогда полагали, что под флагом борьбы с «пособниками террористов» этот украинский олигарх начинает подгребать под себя активы других олигархов. В качестве одного из главных кандидатов на «раскулачивание» комментаторы рассматривали Р. Ахметова, который вел осторожные переговоры с представителями своих предприятий в Донецкой области. Многие украинские националисты тогда были в восторге от идеи Коломойского. Это был своеобразный «пробный шар». Говорят, что идея не нашла практического продолжения, ее реализации воспрепятствовал Порошенко, опасаясь чрезмерного усиления Коломойского – своего главного политического и делового конкурента.
Рано или поздно идея, озвученная Коломойским, материализуется на почве нынешнего «самостийного» государства. Причем, если в 2014 году под прицелом оказывались «сторонники сепаратистов», то в дальнейшем объектами экспроприаций могут оказаться любые политические противники хунты, которая сегодня захватила Киев. Критерии для «имущественных чисток» будут определять люди уровня П. Порошенко и А. Яценюка, а им в этом будет оказывать «консультативную помощь» государственный департамент США и американский посол в Киеве.