На что первым делом обращает внимание человек, беря учебник в руки? Естественно, на название. Данный учебник называется довольно претенциозно: «Философия». Конечно же, это должно значить, что из учебника студент может узнать о том, что такое философия и научиться разбираться в философии. На это указывает само название. Тем более, что под названием подписано: «Учебное пособие для бакалавриата и специалитета». Мало того, в аннотации значится, что данное издание, как и подобные ему, подготовлены «преподавателями лучших университетов России» (!!!) и впервые были опубликованы «в издательствах университетов» (!!!), а потом уже «Издательством Юрайт», где тоже «прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства» (!!!). Как не изучить такой учебник?
К тому же в аннотации также значится, что «пособие предназначено для изучения основ философии» (!!!), а «содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования» (!!!).
Кто же не хочет изучить основы философии? Все хотят!
Но есть в аннотации и одно небольшое уточнение:
«Задача данного учебного пособия заключается в том, чтобы получить целостное представление о роли философии в культуре разных исторических эпох…».
Стоп! На этом месте стоило бы задуматься и авторам учебника, и его рецензентам. Неужели эти учёные люди так ничего и не заподозрили? В одном месте говорится, что «пособие предназначено для изучения основ философии», а в другом – что задача пособия: получить представление «о роли философии в культуре разных исторических эпох». И учёным философам не показалось, что «основы философии» и «роль философии в культуре» – это совершенно разные вопросы, разные темы? И обе они довольно обширные. Заявлена в учебнике и третья тема, на которую я укажу чуть ниже.
Я не говорю о том, что эти две темы нельзя рассматривать в одном учебнике. Можно, хотя это сильно сузит оба направления. Я говорю о том, что необходимо понимать, чему посвящён учебник в целом. Либо он посвящён основам философии, куда естественным образом должен входить вопрос о роли философии в культуре, но лишь как дополнение, а не основная тематика. Либо учебник должен быть посвящен именно роли философии в культуре, как основной теме, раз уж заявлено, что это – задача данного учебника. Сюда, конечно, тоже должна входить тема основ философии, как ознакомительная, краткая, но в этом случае название учебника должно соответствовать тематике. А название «Философия» говорит об основах философии, как основной теме. И задача такого учебника именно в том, чтобы дать фундаментальные основы философии. То есть, уже из аннотации мы видим несоответствие названия учебника заявленной теме учебника.
Но и в «Предисловии» авторы повторяют: «наша задача заключается в том, чтобы получить целостное представление о роли философии в культуре разных исторических эпох, о наиболее существенных закономерностях развития философской мысли». Здесь видна третья тема: «закономерности развития философской мысли». Это три разные темы! Все они требуют отдельного осмысления. Градация этих тем совершенно чётко определена: 1) «основы философии», 2) «закономерности развития философской мысли», 3) «роль философии в культуре народов». Без освоения первой темы невозможно даже и близко понять вторую, не говоря уже о третьей. В учебнике же всё перемешано, как в винегрете.
Студентам предлагается учебник под названием «Философия», которое говорит о первой теме (основы философии), но заявлено, что задача учебника – дать представление по третьей теме и на её основе попытаться понять вторую тему (закономерности развития философской мысли). Поэтому, даже не читая учебника, уже из предисловия можно понять, что ничего у авторов не получится! Потому что это просто невозможно. И даже не потому, что первая тема в учебнике не раскрыта. Она может быть не раскрытой, если соблюдены два важных условия: если эта тема понята самими авторами, и, если тематика учебника не противоречит этому пониманию. Но ни того, ни другого в учебнике нет, и это я продемонстрирую. К тому же, сам учебник в этом случае должен называться не «Философия», а по-другому. Если уж задача учебника показать «роль философии в культуре народов», то так и нужно было называть. Но учебник назван: «Философия», хотя даже в оглавлении учебника не заявлена тема «основы философии», где бы ясно и понятно рассказывалось студентам о том, что это за феномен такой – философия. Это говорит о том, что авторы (да и рецензенты) даже не понимают, как должны строиться учебники.
В оглавлении учебника всего три главы и ни одна из них не посвящена основам философии. Это тема игнорируется, сразу рассматривается философия в культуре. Вот оглавление учебника:
Глава 1. Место и роль философии в культуре
Глава 2. Исторические типы философии
Глава 3. Основные проблемы философии
Заключение
Терминологический словарь
Рекомендуемая литература
Вот такое оглавление. Если судить только по оглавлению, то уже становится ясно: это, что угодно, только не учебник по философии! Даже в тематике царит галиматья!
Во-первых, глава «Исторические типы философии» даётся после главы «Место и роль философии в культуре». Вообще-то, прежде, чем узнать место и роль философии в культуре, нужно сначала знать, что такое философия и какие у неё есть «исторические питы», а не наоборот. Это если логически выстраивать главы учебника, а не как попало.
Во-вторых, я бы не называл различные философские школы, концепции и направления «типами философии». В научном языке термин «типы» имеет несколько иное значение. Да и деление философии на типы должно происходить на другой основе и, желательно, научной.
В-третьих, основные проблемы философии – это отдельная обширная тема, которая может рассматриваться с разных сторон. Если имеются ввиду проблемы философии в осмыслении мира, то их невозможно рассматривать без основ философии, без понимания самого феномена философии. Если имеются ввиду проблемы философии как научной дисциплины, это уже совершенно другой вопрос, более узкий и более специфический, куда как раз и должно входить рассмотрение структуры философских дисциплин и их проблемы. Если же имеются ввиду проблемы философии в понимании и восприятии её обществом, то как раз этот вопрос только и подходит к тематике, заявленной в учебнике и в первой главе: «Место и роль философии в культуре». Но в учебнике глава «Основные проблемы философии» рассматривает проблемы философии в осмыслении мира, и имеет четыре подглавы:
3.1. Проблема бытия;
3.2. Проблемы познания. Философия и методология науки;
3.3. Проблема человека в философии;
3.4. Социальная философия.
В-четвёртых, подглаву «Социальная философия» довольно странно видеть в списке основных проблем философии. Разве социальная философия – это проблема философии? Это явная глупость. Если имелись ввиду проблемы социальной философии, то нужно было так и писать. Но тема «Социальная философия» никак не подходит к теме «Основные проблемы философии».
То есть, понятно, что даже оглавление учебника составлено кое-как, и совершенно не соответствует канонам учебного пособия или учебника вообще.
Рассмотрим хотя бы первую главу учебника. Она называется «Место и роль философии в культуре». Но посмотрите, какие подглавы в ней обозначены:
«1.1. Предмет философии
1.2. Структура философского знания
Контрольные вопросы и задания»
Эти подглавы относятся к совершенно другой тематике, к тематике «основы философии». Если первая подглава «Предмет философии» ещё имеет хоть какое-то отношение к теме «Место и роль философии в культуре», то вторая подглава к этой теме вообще не имеет никакого отношения, потому что её тематика должна быть освоена ранее указанной темы. То есть, чтобы говорить о месте и роли философии в культуре, уже нужно знать саму структуру философского знания. Никак не иначе.
А вот для темы «Основы философии» имеют отношения обе этих подглавы, но не только они, хотя о других вопросах основ философии тут, естественно, ничего не сказано, так как тема не та.