Аркадий Арк Критика вузовской философии. На примере учебника А.Г. Спиркина

Пару слов вначале

Это пятая книжка из серии «Критика вузовской философии». Даже книжкой это трудно назвать. Просто несколько страниц критики. Правда, сначала я не хотел браться за критику этого учебника. Причины были две. Первое, что меня останавливало, это то, что автора учебника уже нет в живых, да и сам учебник несколько староват. Вторая причина в том, что во всех учебниках по философии, которые я рассматривал, встречаются одни и те же ошибки. В данном учебнике они тоже встречаются. Нет никакого смысла подвергать критике каждый учебник в отдельности, на это просто не хватит времени. К тому же, думаю, что этим должны заниматься специальные межвузовские выборные «комиссии по чистоте философской науки», или что-то этом вроде, наподобие комиссии по борьбе с лженаукой, только в области философии. Но таких комиссий в вузах, к сожалению, нет.

Тем не менее, хороший учебник по философии, который бы действительно учил философии, мне ещё не попадался. Собственно, поэтому у меня и возникла серия «Критика вузовской философии», в которой я анализировал произвольно выбранные современные учебники по философии, где философия преподносится настолько скверно, что учение по подобным учебникам только вредит и студентам, и самой философии.

Однако рассматриваемый здесь учебник отличается тем, что я его не выбирал, на него мне указали мои читатели, прислав ссылку с просьбой рассмотреть и проанализировать. Я ознакомился и отписал адресату, что в данном учебнике те же ошибки, что и в других, рассматриваемых мною ранее. Отличие лишь в том, что данный учебник слишком отдаёт теософией и теологией. Поэтому я сначала отказался.

Тогда мне прислали ссылки на несколько студенческих работ, в которых приводятся цитаты из этого учебника, с пометкой о том, что учебник часто цитируют. Приведённые цитаты показывали, что невежество из учебника активно распространяется в студенческой среде. А может, и среди педагогов, если они тоже ссылаются на автора учебника. То есть, учебник всё ещё считается актуальным и предлагается студентам.

Этот аргумент убедил меня взяться за анализ. К тому же я посчитал нужным показать на примере этого учебника, как в учебную литературу внедряются ненаучные религиозные идеи, превращая учебник по философии в учебник теософии. Да и то плохой.

Как правило, я подвергаю критике не весь учебник, а только первые главы, те самые, в которых автор даёт студентам представление об изучаемой дисциплине, то есть непосредственно о философии. Потому что именно в этих главах должно даваться понятное, исчерпывающее и полное представление о том, что такое философия и как изучаемая дисциплина, и как феномен.

Этого вполне достаточно, чтобы понять качество учебника? Потому что, если автор с самого начала даёт ложное представление о философии, значит, он сам не знает своего предмета, и весь учебник будет построен на основе этого незнания. Значит, и в следующих главах он вряд ли сможет правильно преподнести свой предмет. Таких учебников не должно быть в принципе.

Убедило меня и то, что автор учебника, который здесь будет рассматриваться, довольно именит в русской академической философской среде, и это придаёт его учебнику дополнительный вес. Автор – член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор А.Г. Спиркин. Он также являлся специалистом в области диалектического и исторического материализма, как утверждает биография. А это весьма важное знание для философской науки, поэтому запомним данный пункт.

Как уже говорилось, учебник нельзя назвать свежим, он 1998 года. Но всё же он не такой старый, к тому же он переиздавался в нашем веке. Возможно, не единожды. Рецензентами учебника 1998 года выступили доктора философских наук, профессора П. В. Алексеев и Л. Е. Серебряков.

В аннотации учебника значится: «Рекомендовано Министерствам общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений». То есть, аудитория учебника вполне определена: высшее образование. И это тоже важно.

Также в аннотации говорится:


«Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания: социальная философия, где дан философский анализ общества…»


Из аннотации мы видим, что уже в первой части учебника (Вводном слове) автор обещает дать студентам характеристику «предмета философии» и рассмотреть соотношение философии и мировоззрения.

Загрузка...