Одним из принципиальных положений российского уголовного законодательства является субъективное вменение. Субъективное вменение основано на презумпции того, что у человека есть возможность выбора. И лишь в силу того, что он плохой, что у него есть дурные качества, субъект делает выбор в пользу преступления.
Соответственно схема анализа причин преступления такова:
1) уяснение, какие плохие качества привели человека к преступлению;
2) изучение причин их образования и условий устойчивости;
3) исследование обстоятельств, позволивших им реализоваться в преступлении.
Первая группа предпосылок преступного поведения – личностные, субъективные детерминанты. Чтобы изучить их, необходимо исследовать личность того, кто совершает преступление. И лишь на этой основе становится возможным анализ объективных факторов преступности. Получив ответ на первый вопрос (какие отрицательные качества личности могут обусловить преступление – что означает в криминологическом смысле термин «плохой человек»), мы можем приступить к поиску ответа на второй вопрос (почему человек становится плохим). Таким образом, исследованию причин преступности должен предшествовать анализ личности преступника.
Личность преступника – одна из главных криминологических проблем. Занимая центральное место в цепи криминологической причинности, личность преступника является отправной точкой анализа причин преступного поведения и основным объектом профилактического воздействия в целях предупреждения преступлений. Она играет особую роль среди факторов преступного поведения: в криминогенных качествах людей аккумулируются все отрицательные воздействия различных условий, обстоятельств и ситуаций, в которых они жили и воспитывались. Поэтому изучение личности человека, совершившего преступление, имеет существенное значение для ретроспективного анализа объективных факторов преступного поведения (а при широком рассмотрении этой проблемы, то есть при выделении типичных криминогенных качеств, можно проанализировать причины всей преступности в стране).
Помимо ретроспективного анализа отрицательных условий воспитания личности, то есть причин образования криминогенных качеств личности и условий их устойчивости, изучение личности преступника позволяет вскрыть и условия реализации данных криминогенных качеств в преступном поведении, поскольку для того, чтобы потенциальная готовность совершить преступление реализовалась в противоправных действиях, необходимы соответствующие условия. Для проявления тех или иных отрицательных качеств нужны определенные криминогенные ситуации: условия, затрудняющие правомерное поведение и облегчающие преступное.
Воздействие на личность преступника и причины формирования ее отрицательных качеств является важнейшим направлением разрушающего воздействия на преступность. Формирование позитивных взглядов, убеждений и привычек, исправление криминогенных качеств личности, а также устранение причин и условий преступления – все эти меры охватываются указанным направлением работы по предупреждению преступлений.
Термин «личность преступника» – научный факт. Но он не относится к числу устоявшихся и неоспоримых. В связи с его использованием возникают две проблемы.
Во-первых, в научной и учебной литературе в отдельных случаях не только ставится под сомнение возможность дать общее определение понятия личности преступника и доказывается его практическая ненужность, но и отмечается, что сохранение общего понятия «личность преступника» сдерживает развитие науки с точки зрения углубления наших знаний, связанных с изучением тех, кто совершал и совершает преступления.
Во-вторых, различные авторы, используя понятие личности преступника, толкуют его далеко не однозначно, в один и тот же научный термин вкладывают различный смысл. Суммируя все использовавшиеся в научной литературе определения личности преступника, можно выделить несколько их групп.
К первой группе следует отнести определения ученых, которые считают невозможным применение понятия личности преступника ко всем лицам, совершившим преступления. Ю.Д. Блувштейн отмечал, что личность преступника – это особое качество тех лиц, в отношении которых исследование установит решающую или весьма важную роль личностных особенностей при совершении преступления. Аналогичную позицию мы видим в публикации Г.М. Резника: «О личности преступника можно говорить лишь применительно к весьма узкому контингенту лиц, для которых совершение преступлений стало основной, ведущей деятельностью». В одном из своих устных выступлений на научном семинаре Г.М. Резник отметил, что в своей адвокатской практике ему не приходилось встречаться с личностью преступника, но он неоднократно имел дело с преступной личностью.
Подход указанных авторов может быть продуктивен при изучении злостных и профессиональных преступников. Однако он обедняет криминологический анализ феномена личности преступника, поскольку из поля зрения исследователя выпадают случайные и ситуационные типы преступников. При последовательном развитии такого взгляда на природу преступного поведения можно прийти к выводу о том, что определенная часть преступников совершает преступления лишь в силу неблагоприятных внешних обстоятельств, в то время как их личность включает лишь положительные качества. Такой неверный вывод, с одной стороны, может оправдывать практику объективного вменения. А с другой – препятствует выявлению отрицательных качеств личности случайных и ситуационных преступников (таких, например, как недостаток профессионального опыта, подготовленности, необходимых умений, небрежность, неосмотрительность, невыдержанность, безответственность и т.п.), а также причин их образования и устойчивости.
Вторая группа объединяет определения, смысл которых заключается в том, что «личность преступника – это личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности». Внимательно изучив эту дефиницию, можно сделать вывод, что она раскрывает понятие преступника, а не его личности. Из данного определения видно, что преступник – это личность. Этим его продуктивность и исчерпывается, объяснительная и прогностическая ценность указанной дефиниции весьма невелика. Следующая группа объединяет определения, согласно которым личность преступника – это совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления. Логика рассуждений этих авторов проста. В мотивации преступного поведения участвуют не все качества личности, а лишь их часть: убеждения, взгляды, привычки, навыки, которые определяют отношение к закону, другим людям, уголовному наказанию и т.п. Эту совокупность личностных качеств необходимо проанализировать, чтобы понять механизм преступного поведения. По мысли указанных авторов, соотношение личности человека и личности преступника (применительно к тому же лицу) аналогично целому и части.
Такой подход является значительно более продуктивным, чем предыдущие. Практическое и научное значение понятия личности преступника в указанном смысле заключается в следующем:
– во-первых, такое понимание личности преступника нацеливает практических работников (и ученых), изучающих причины преступлений, на выявление определенной группы личностных качеств, охватываемых именно этим понятием;
– во-вторых, анализ указанной группы личностных качеств (личности преступника) позволяет объяснить истоки преступного поведения (напомним, что одна из основных функций науки – объяснительная);
– в-третьих, изучив качества личности, обусловившие преступление, можно по количеству и качеству этих отрицательных качеств отнести преступника к определенному типу (случайному или злостному), а соответственно и прогнозировать вероятность совершения этим человеком преступлений в будущем и с учетом этого прогноза выбирать меры реагирования на совершенное преступление;
– в-четвертых, знание отрицательных качеств, обусловивших преступление, позволяет организовать процесс исправления преступника в соответствующих учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении;
– в-пятых, вскрыв отрицательные качества человека, которые обусловили совершение им преступления, можно, взяв их за отправную точку, углубить анализ истоков преступного поведения – выявить причины образования негативных свойств личности и условий их устойчивости.
Ряд ученых определяет личность преступника как абстрактное явление, не имеющее аналога в реальной действительности. Понятие личности преступника предстает как научное обобщение особенностей всех тех, кто совершает преступления. По мысли Ю.М. Антоняна: «Индивидуальный подход в познании личности преступника должен сочетаться с изучением всех лиц, совершивших преступления, на статистическом уровне. Криминологическое познание охватывает всю совокупность преступников, их отдельные группы (типы, классы), конкретных преступников и преступника как научную абстракцию»20.
В указанной трактовке личность преступника предстает как совокупность всех отрицательных качеств, которые могут обусловить какое-либо преступление. Это явление поддается анализу лишь на массовом, статистическом уровне и по сути представляет не что иное, как список различных криминогенных качеств людей.
При всем том, что данная научная абстракция отражает умозрительную конструкцию, она имеет значительную научную и практическую ценность, поскольку основой ее построения являются реально существующие криминогенные качества, которые выявляются у различных преступников. Понятие личности преступника есть результат обобщения данных изучения личностей этих преступников. Лишь на основе таких обобщений возможно выявление определенных особенностей, присущих лицам, нарушающим закон. Как верно отмечала А.И. Долгова: «Нет смысла говорить о личности преступника как о научной проблеме, если преступникам не присущи некоторые черты, отличающие их от тех, кто не совершает преступлений»21.
Указанные обобщающие исследования позволяют проводить типологию личности преступников, то есть выявление наиболее часто встречающихся криминогенных качеств преступников определенного типа (например, корыстных).
Практическая ценность данной абстракции заключается в том, что на основе теоретических знаний о том, какие криминогенные качества могут быть у преступников, можно выдвигать версии, в процессе проверки которых следственным или судебным путем добывается информация о тех отрицательных качествах, которые привели человека к преступлению. Эта информация позволяет разрабатывать соответствующие методики изучения личности преступника.
Изучение причин образования и условий проявления в преступлении криминогенных качеств личности преступника открывает широкие перспективы анализа не только причин отдельного преступления, но и преступности в целом.
Такой подход к определению личности преступника, как мы видим, является органическим развитием предыдущего. Поэтому к двум последним подходам применим принцип дополнительности: на практике и в научных исследованиях их целесообразно использовать, не отрывая один от другого (и тем более не противопоставляя), что значительно повышает их научную и практическую ценность.
Итак, в заключение мы можем сделать вывод, что личность преступника – дефиниция, которая является научным инструментом, позволяющим углубить наши познания об истоках преступного поведения и причинах преступности. Наиболее продуктивным представляется определение личности преступника как совокупности отрицательных, криминогенных качеств личности, которые обусловили (или могли обусловить) совершение человеком преступления.