Одним из направлений предупреждения преступности в последнее время становится криминальная виктимология. Наряду с изучением личности преступника, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, важным является предметное и детальное исследование личности потерпевшего (жертвы преступления), всех обстоятельств, в силу которых данный человек стал жертвой преступления.
В отечественной системе профилактики до настоящего времени жертве преступления не уделялось должного внимания, в то время как во многих зарубежных странах уже велась интенсивная разработка виктимологического направления профилактики правонарушений и преступлений[2].
Российские учёные интенсивно разрабатывают проблему «вины потерпевшего»[3]. Криминологи сходятся во мнении, что изучение преступности без виктимологического анализа невозможно, ведь совершение преступления обусловлено многими факторами, среди которых жертва преступления может иметь ключевую роль[4].
Виктимология («учение о жертве») развивалась как научное направление криминологии, а затем уже образовалась как самостоятельная наука и со временем, претерпев ряд изменений, сформировала собственный предмет, задачи и функции.
Виктимология рассматривается как: отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, развивающаяся в ее рамках[5]; вспомогательная междисциплинарная наука о жертве преступления, существующая параллельно с криминологией[6]; общая теория о жертве, предметом которой является любая жертва, независимо от причин её происхождения[7].
По мнению И. В. Чурляевой, для глубокого понимания предмета виктимологии необходимо выделение более узкого направления – криминальной виктимологии. Автор обращает внимание, что четкое определение содержания предмета криминальной виктимологии позволяет отграничить виктимологию от других юридических наук. Поэтому к объекту криминальной виктимологии она относит жертву преступления, а к предмету – конкретные формы его проявления[8].
Основными элементами предмета криминальной виктимологии, по мнению И. В. Чурляевой, являются: личностные характеристики потерпевших от преступных посягательств; поведенческие характеристики потерпевших до, во время и после совершения преступления; виктимность как объективное биофизиологическое и социально-психологическое свойство потерпевших от преступлений; виктимизация как процесс превращения лица в жертву преступления; виктимогенные факторы, т. е. причины и условия, способствующие становлению жертвы преступления с учетом характеристик ее личности и поведения; отношение и связь между жертвой и преступником; виктимологическая профилактика; прогнозирование виктимности и виктимизации[9].
Но кроме основных элементов, автор предлагает учитывать и вспомогательные (вторичные) элементы предмета криминальной виктимологии, которые его объективно дополняют. Это виктимизация как количественно-качественная статистическая характеристика лиц, пострадавших от преступления; способы возмещения вреда, понесенного жертвой в результате преступления.
Следовательно, И. В. Чурляева предлагает в предмет виктимологии включать следующие элементы: личностные характеристики потерпевших от преступлений, их поведенческие характеристики; отношения между жертвой и преступником до и во время совершения преступления; виктимизация как процесс превращения лица в жертву; виктимилогические факторы, влияющие на причины и условия превращения лица в жертву; прогнозирование виктимности отдельных лиц и групп населения и других вопросов, связанных с жертвой преступления; виктимологическая профилактика[10]. Такой же позиции придерживается В. И. Полубинский[11].
Л. В. Франк, с одной стороны, утверждает, что «именно виктимность, как сложное криминально-правовое и социально-психологическое явление, а не просто потерпевший, составляет, в конечном счете, предмет виктимологии», но, с другой стороны, добавляет в содержание предмета понятие «лицо, потерпевшее от преступления»[12], которое намного шире, чем понятие «потерпевший».
По мнению Д. В. Ривмана, «предметом изучения виктимологии являются лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный вред; их поведение, находившееся в той или иной связи с совершенным преступлением (включая и поведение после него); отношения, которые связывали преступника и потерпевшего до момента совершения преступления; ситуации, в которых произошло причинение вреда»[13].
Наиболее точно предмет виктимологии дает Г. В. Ившин, под которым он понимает не только жертву преступления как определенную совокупность лиц и процесс их превращения в жертвы преступных посягательств, но и индивидуальную способность тех или иных лиц стать жертвой или неспособность избежать преступного посягательства, противостоять ему там, где это было возможно.
Таким образом, пишет автор, виктимология изучает: морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений (потерпевших от преступлений), чтобы ответить на вопрос, почему, в силу каких эмоциональных, волевых, моральных качеств, какой социально обусловленной направленности человек оказался потерпевшим; отношения, связывающие преступника и жертву (потерпевшего), чтобы ответить на вопрос, в какой мере эти отношения значимы для создания предпосылок преступления, как они влияют на завязку преступления, мотивы действий преступника; ситуации, которые предшествуют преступлению, а также ситуации непосредственно преступления, чтобы ответить на вопрос, как в этих ситуациях во взаимодействии с поведением преступника криминологически значимо проявляется поведение (действие или бездействие) жертвы (потерпевшего); посткриминальное поведение жертвы (потерпевшего), чтобы ответить на вопрос, что он предпринимает для восстановления своего права, прибегает ли к защите правоохранительных органов, суда, препятствует или способствует им в установлении истины; систему мероприятий профилактического характера, в которых учитываются и используются защитные возможности как потенциальных жертв, так и реальных потерпевших; пути, возможности, способы возмещения причиненного преступлением вреда, и в первую очередь физической реабилитации жертвы (потерпевшего)[14].
Криминальной виктимологии, как самостоятельному направлению науки, характерен не только собственный предмет, но и специфические, присущи только ей, задачи.
Задачи криминальной виктимологии (по А. Л. Ситковскому).
1. Изучение личности и поведение жертвы. А. Л. Ситковский включает в круг задач криминальной виктимологии также виктимизацию и виктимогенные факторы, которые, по его мнению, обеспечивают «возможность качественнее и эффективнее раскрывать и расследовать преступления, а также устанавливать их полную картину, объективно оценивать вину преступника с учетом роли личности и поведения жертвы преступления»[15].
2. Просвещение (правовое воспитание) граждан. Как указывает автор, на основании проведенных исследований, многие потерпевшие имеют низкий уровень правовых знаний. Большинство из них не знают правовых норм, защищающих их жизнь, здоровье, собственность, а те немногие, кто «хоть что-то слышал», не знают, как и когда их применять на практике. В свою очередь, нельзя не отметить относительно высокий уровень правовых знаний у преступников. В связи с этим необходимы правовое воспитание, правовая пропаганда знаний о том, как не стать жертвой преступления, особенно в тех условиях, когда государство не в состоянии обезопасить всех граждан от преступных посягательств[16].
3. Теоретико-познавательная. Автор констатирует, что, хотя собрана обширная эмпирическая база, проведены и проводятся исследования как в рамках собственно криминальной виктимологии, так и на стыке наук (уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, судебной психологии и медицины, гражданского права, уголовно-исполнительного права и, конечно, криминологии), их результаты становятся известными лишь узкому кругу специалистов[17].
Действительно, анализ официальной статистики показывает, что данные о лицах, потерпевших от преступлений, крайне ограничены. Так, в отчетах МВД РФ приводятся данные о потерпевших, погибших от преступных посягательств и кому причинен тяжкий вред здоровью, по другим категориям преступлений данные о потерпевших отсутствуют. Не приводятся данные, характеризующие условия и причины, при которых лицо становится жертвой. Такие данные отсутствуют в отчетах и Следственного комитета России, Генеральной Прокуратуры РФ, Судебного Департамента при Верховном Суде РФ[18]. Поэтому данные о личности потерпевшего, его поведении и другие, имеющие криминологическую значимость, в оценке генезиса преступного деяния, его профилактики, а также предупредительного значения в части становления лица жертвой преступления, становятся доступны лишь должностным лицам, работающим по уголовным делам, что, в свою очередь, является негативным фактором для теоретических разработок, а также, в определенной степени затрудняет познавательный процесс, особенно для широких слоев населения.
Кроме указанных задач виктимологии, как самостоятельной науки, свойственно выделение функций.
Функции виктимологии — предупредительная, воспитательная, информационная, компенсационная.
Предупредительная функция реализуется на основе изучения личности жертвы, процесса виктимности и виктимизации, оценки вины потерпевшего и ее влияния на поведения преступника, повышения качества квалификации преступления и правового воздействия на личность преступника, а отсюда – разработка мер предупредительного характера.
Воспитательная функция реализуется в целях повышения профилактики преступности, придания ей качественно нового уровня, посредством правового воспитания населения. Получение правовой информации о поведении жертв преступлений с обязательным «разбором» поведения потерпевших и анализом ошибок в обеспечении прав, обязанностей, поступков и поведения до и во время совершения преступления – залог безопасного поведения или нивелирования конфликтной ситуации до состояния нейтральной.
Информационная функция виктимологии реализуется через информированность населения, выработку правил поведения в определенных ситуациях, оценку собственного поведения и поведения окружающих лиц, а также обеспечение профессиональной подготовки и образования юристов. Курс «Виктимология» и другие производные от него учебные курсы, связанные с вопросами изучения жертв преступных посягательств, обеспечивает более качественный уровень подготовки практических работников в различных сферах юриспруденции.
Реализация указанных функций обусловлена необходимостью более глубокого понимания природы и причин преступного поведения, ситуаций, которые предшествовали преступлениям, сопутствовали им и последовали после их окончания; определения ущерба (материального, духовного, нравственного, психологического и др.), который наносится отдельными преступлениями; успешной профилактики (предотвращение, пресечение) преступлений. Есть все основания говорить об особом направлении профилактики преступлений – виктимологическом, когда предупредительные усилия предпринимаются со стороны будущей жертвы[19]