Введение

В современном мире все большее внимание уделяется вопросам безопасности: как в целом (общества, государства, нации), так и в каких-либо конкретных областях (экономической, информационной, экологической). Предпочтительнее оценивать существующие и предполагаемые риски и по возможности предотвращать возникающие угрозы, нежели преодолевать негативные, а нередко и катастрофические, последствия их воздействия.

Не стали исключением и финансовые отношения, которые, подобно кровеносной системе государственного организма, пронизывают все сферы функционирования публичных институтов, организаций и граждан, выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую, политическую и социальную жизнь общества.

Все большее распространение получают современные технологии при осуществлении электронных расчетов и переводов денежных средств, в том числе с использованием различных платежных инструментов, а любой гражданин может получить свободный доступ к финансовым площадкам, валютным и фондовым рынкам, рынку ценных бумаг и криптовалют. Активно реализуются меры по формированию на государственном уровне электронной (цифровой) экономики.

В свою очередь нарушения в работе сложного финансового механизма приводят к негативным последствиям обширного характера, парализации деятельности хозяйствующих субъектов, снижению темпов экономического развития государства и уровня жизни граждан в целом.

При этом угрозы финансовой безопасности приобретают сегодня все более разнообразный характер, а в результате противоправной деятельности субъектов финансовых отношений усиливается и криминализация данного сектора. В частности, только по данным официальной статистики МВД РФ, за 2009–2019 гг. удельный вес преступлений, связанных с финансово-кредитной системой, в структуре преступлений экономической направленности возрос с 23,6 до 28,4%.

В таких условиях финансовая система нуждается в особой охране со стороны государства, а ее безопасность должна обеспечиваться не только нормами гражданского, финансового или административного права, но и уголовно-правовыми средствами. В этой связи исследование вопросов финансовой безопасности и механизмов, направленных на ее достижение, приобретает актуальность и в криминологическом аспекте, в том числе с целью повышения эффективности превентивных мер, применяемых со стороны государства.

Вместе с тем приходится констатировать, что вопросам финансовой безопасности в экономической науке уделено значительно больше внимания, чем со стороны правовых наук и криминологии. В то же время предлагаемые исследователями-экономистами механизмы обеспечения финансовой безопасности достигаются либо не правовыми средствами, а финансово-экономическими инструментами, либо сводятся к предложениям по совершенствованию отдельных правовых институтов и не затрагивают комплексного исследования правовой системы России в аспекте достижения задач экономической и финансовой безопасности.

Создание механизма правового обеспечения финансовой безопасности требует системного подхода к анализу финансовых отношений и объектов, подлежащих охране, угрожающих им источников опасности, а также к поиску и исследованию универсальных форм и механизмов, способствующих обеспечению финансовой безопасности от противоправных угроз в целом и от преступных посягательств в частности (криминологическая безопасность).

Ключевая роль в решении поставленных задач, по мнению автора, должна отводиться особым нормам правоограничительного характера или мерам безопасности, способствующим эффективной, своевременной и целенаправленной борьбе с возникающими источниками опасности для финансовой системы. В связи с чем в монографии изложен понятийный аппарат и теоретические основы мер финансовой безопасности, определено содержание мер безопасности, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам в финансовой системе.

Загрузка...