Европа на исходе 1-го тысячелетия новой эры представляла собой причудливое смешение конфессий, языков, народов, племен, государств – королевства, графства, маркграфства, пфальцы, герцогства, вольные города, баронства, княжества, империи, – и это еще не все формы государственного устройства.
Крупнейшими государственными образованиями являлись Священная Римская империя (объединяющая Германию, бывшую ее ядром, Северную и Центральную Италию и некоторые регионы Франции и Восточной Европы), Византийская империя с ее европейскими владениями, захвативший Испанию Кордовский халифат, английское и французское королевства. Более мелкие, но не менее активные королевства Бургундии, Венгрии, Польши, Швеции зачастую соседствовали с племенами и народами, которые только создавали свою государственность.
Особенность этого периода заключается в том, что привычная нам Европа – как культурно-историческое, политическое, а не географическое понятие – пока еще не сформировалась. Европу населяли не европейцы, и даже не французы, итальянцы или англичане, а бретонцы, валлоны, бургундцы, гасконцы, валлийцы, ломбардцы, аквитанцы. Несмотря на то, что, согласно Ж. Ле Гоффу, впервые термин «европеец» был употреблен в одной из хроник VIII в., по-настоящему это понятие входит в оборот только после XV в.
Если понятие «мы все – европейцы» тогда еще не работало, то как тогда отделяли своих от чужих? Ответ очень прост – по принадлежности к религиозной конфессии. Именно здесь пролегает демаркационная линия «свой – чужой» в Средневековье. Свой – это единоверец, и только он. До 1054 г. христианская церковь формально была единой, несмотря на существование в восточной и западной церквях обрядовых, догматических, этических расхождений в интерпретации ряда вопросов. В 1054 г., незадолго до Крестовых походов, все изменилось: греко-кафолическая и римско-католическая церкви объявили друг друга вне закона и предали анафеме.
Католическая церковь была не только становым хребтом, на котором держалось латинское самосознание, но и мощной организацией. Экономическое богатство и политический вес церкви был сопоставим с авторитетом светских владык, а часто превосходил их.
Но не следует смешивать веру и церковь. Если вера в средневековой Европе была искренней, то церковь отличалась лицемерием и обладала множеством пороков.
Еще в Х столетии в богатых и сильных монастырях Бургундии поднялся голос протеста против церковной «порчи», разгульной жизни церковных сановников, продажи церковных должностей (так называемой симонии), против браков клириков (требование целибата), ибо женатые священники расхищали церковное имущество в пользу своих родственников. Центром этого движения за очищение церкви был монастырь Клюни, откуда и пошло название «клюнийское движение».
Немаловажную роль в произошедших событиях сыграло и то обстоятельство, что несколько веков до эпохи Крестовых походов, в VIII–X вв., Европа живет в условиях постоянной и непрекращающейся агрессии со стороны арабов, норманнов, венгров. На этот период непрерывных войн приходится формирование основной силы Крестовых походов – рыцарства, наследственного сословия тяжеловооруженных конных воинов. В это же время начинается движение за установление «божьего мира», то есть за прекращение усобиц, запрет нападения на всех невооруженных (женщин, детей, стариков, клириков). Поддержание мира возлагалось на рыцарей, таким образом, на рыцарство возлагались важнейшие функции, и прежде всего защита церкви и слабых.
С другой стороны, XI в. – это и время оживления городской жизни, наблюдается тенденция к росту новых городов, в полной мере реализовавшаяся в XII–XIII вв.
Наконец, это время пресловутой «феодальной раздробленности» – регионы Европы, которые позже будут собраны в мощные централизованные государства, пока еще нарезаны на огромное количество графств, герцогств, княжеств и тому подобных формирований, правители которых на деле являются суверенными государями. Власть королей обычно чисто номинальная – они «царствуют, но не правят», распоряжаясь лишь своим уделом – часто далеко не самым большим и влиятельным.
Рассмотрим вкратце развитие основных регионов Европы, так или иначе связанных с историей Крестовых походов.