Протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая 1860 года[2] (в Троицкую родительскую субботу и празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы) на погосте Новая Ерга (Поповка) 1-й Петриневской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье сельского священника Николая Платоновича Орнатского (1). Во Святом Крещении младенец получил имя в честь святого мученика Философа Александрийского (память 31 мая/13 июня), пострадавшего в III веке при Римском императоре Декии.
Отец протоиерея Философа, священник Николай Платонович и его троюродный брат священник Иван Михайлович получили фамилию Орнатский в знак заслуг перед Церковью их знаменитого двоюродного дяди, епископа Пензенского Амвросия – в миру Андрея, сына диакона Антипы Григорьева и Акилины Макаровой, от брата которой, дьячка Петра, родились священник Иосиф (отец Платона) и священник Михаил (отец Ивана). Епископ Амвросий первым в их роду получил фамилию «Орнатский» (до конца XVIII века российское православное духовенство оставалось безфамильным), вероятно, за отличную успеваемость при окончании Александро-Невской семинарии или Санкт-Петербургской Духовной академии в 1800 году. Орнатский – семинарская фамилия, от латинского причастия «орнатус» – украшенный (имелось в виду – добродетелью, заслугами). Епископ Амвросий – автор капитального труда, не утратившего значения до нашего времени, семитомной «Истории Российской иерархии» (Москва, 1807–1815). В 1825 году он оставил архиерейство по собственному желанию и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где посвятил себя строгому подвижническому подвигу, работая там над вторым изданием своего главного труда до праведной кончины в конце 1827 года (2).
Первые уроки самоотверженного служения Господу и ближним Философ Орнатский получил в родительском доме – для многих жителей окрестных деревень погост Новая Ерга был духовно-просветительным и благотворительным центром. В нем находились церковь в честь Богоявления Господня, часовня, церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Родом занятий жителей погоста было церковное служение, распространение просвещения и помощь всем страждущим. С детских лет Философ помогал старшим в храме, школе и участвовал в деле призрения немощных и неимущих. Так и определился его жизненный путь: после окончания Белозерского Духовного училища – Санкт-Петербургская Духовная семинария, а затем и Санкт-Петербургская Духовная академия, которую Философ Орнатский блестяще закончил в 1885 году со степенью кандидата богословия, с правом, при соискании степени магистра богословия, не держать нового устного испытания (3).
По окончании Академии в числе лучших студентов Философ Николаевич был оставлен в Санкт-Петербурге и по ходатайству Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургского 21 июня 1885 года определен на вакансию священника и законоучителя к церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» детского приюта Принца Петра Георгиевича Ольденбургского (4, 5). Этот приют был открыт как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, но впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением, равные правам правительственных учебных заведений Министерства Народного Просвещения (6).
Перед принятием священного сана Философ Орнатский вступил 17 июля 1885 года в законный брак с Еленой Николаевной Заозерской, дочерью почившего иподиакона Николая Михайловича Заозерского[3] (7).
Вскоре, епископом Аксайским Серафимом, Философ Орнатский был рукоположен во диакона – 26 июля, во пресвитера – 28 июля 1885 года (8) и приступил к трудам на ниве Божией.
С первых дней своего пастырского служения и преподавательской деятельности отец Философ снискал всеобщее уважение и любовь учащихся, преподавателей и членов Попечительного Совета Приюта Принца Ольденбургского. Неподдельная детская вера молодого священника, его нелицемерная любовь и сострадание ко всем ближним поражали окружающих, его слова согревали души человеческие. Часто отца Философа приглашали служить в церкви во имя святой мученицы царицы Александ ры в расположенном неподалеку образцовом приюте Великой Княгини Александры Николаевны для сирот. В этот приют он также вскоре был приглашен на должность законоучителя – дети сами тянулись к любвеобильному пастырю.
Деятельная душа отца Философа жаждала все новых подвигов во славу Божию. Хотелось всех утвердить в вере и благочестии! Не прошли безследно уроки, полученные в юные годы. Желая всеми силами угодить Господу, отец Философ в том же, 1885 году, вступает в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (9)[4].
Это Общество было создано в ответ на злодейское убийство Государя Императора Александра II для противодействия надвигавшимся на Россию анархии, безбожию и опасному влиянию инославных религиозных течений. 4 апреля 1881 года Высочайшим Указом был утвержден устав Общества, в котором говорилось, что оно «учреждается в Санкт-Петербурге с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о православной вере и благочестии» (10).
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви существовало более 36 лет, до 1918 года. Без преувеличения можно сказать, что оно всегда объединяло цвет столичного духовенства и мирян. В Общество входили и представители других епархий.
Сначала оно сформировалось как круг единомысленных миссионеров – проповедников истин Православия, проводивших в различных местах внебогослужебные лекции и беседы, и светских лиц, помогавших в осуществлении намеченных целей. Первые, согласно уставу, назывались членами-деятелями, вторые – членами-соревнователями[5].
Лица, оказавшие Обществу особые нравственные или материальные услуги, получали звание почетных и пожизненных членов.
Набирая со временем силу, Общество превратилось в значительную духовно-просветительную и благотворительную организацию, имевшую не только свои храмы, но также и школы, библиотеки, типографии, книжные склады и магазины, учреждения общественного призрения, предприятия общественного питания, доходные дома и многое другое. Во всем этом Общество, прежде всего, было обязано отцу Философу Орнатскому.
От Господа был дан отцу Философу дар живого слова, дар проповеди народу вечных истин Христова Евангелия. Воспринял от Бога молодой пастырь и другой талант – незаурядные организаторские способности. Развивая и приумножая год от года дары Божии, отец Философ быстро привлек к себе внимание и верующего народа, и начальствующих – церковных и городских властей. В ту пору, как и ранее, Церковь стремилась деятельно участвовать в решении насущных вопросов общественной жизни, и священник Философ Орнатский сразу же оказался в самом центре этой работы.
В 1888 году он был назначен членом Комитета Православного Миссионерского Общества (11), а в 1890 году избран членом Совета Общества религиозно-нравственного просвещения (12). В июле 1891 года отец Философ был приглашен для работы в Комиссию по строительству церкви во имя преподобномученика Андрея Критского при Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг[6] (ныне фабрика «Гознак») (13). По желанию служащих и рабочих Экспедиции церковь сооружалась также в благодарную память о чудесном избавлении от гибели Государя Императора Александра III и Августейшей Семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года.
Особенно богатым на новые назначения был для отца Философа 1892 год. С января он состоит Председателем церковного попечительства при храме святой мученицы царицы Александры. А 4 мая произошло событие поистине значительное – священник Философ Орнатский тайным голосованием был избран Председателем Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (14, 15). В этом звании предстояло пребывать ему более 26 лет…
В то время в состав Общества, насчитывавшего более 1000 человек, входили очень многие достойнейшие маститые протоиереи, известные во всей России настоятели крупнейших храмов Санкт-Петербурга, однако, Господу было угодно избрание на пост Председателя Общества молодого отца Философа, которому было тогда неполных 32 года. Этот выбор был воистину промыслительным. С первых же дней своей деятельности в новом качестве отец Философ с величайшей ревностью заботится о развитии и расширении духовно-просветительных трудов Общества на благо Святой Церкви и русского народа.
Господь послал отцу Философу в его благородном деле достойнейших соработников. Их имена говорят сами за себя: Покровителем Общества был Высокопреосвященный Исидор, митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский. В дальнейшем покровителями Общества являлись правящие архиереи Санкт-Петербургской епархии, митрополиты: Палладий (Раев), Антоний (Вадковский), Владимир (Богоявленский), Питирим (Окнов) и Вениамин (Казанский). От Августейшей Фамилии Обществу покровительствовали Великая Княгиня Александра Иосифовна, Великий Князь Константин Константинович и Великий Князь Димитрий Константинович. В числе почетных членов Общества были: духовник Их Императорских Величеств, протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев; настоятель Андреевского собора в городе Кронштадте, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев; Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев; ординарный профессор Казанской Духовной академии, действительный статский советник Николай Иванович Ивановский и другие известные деятели своего времени. Удивительные люди подвизались и среди членов-деятелей, и среди членов-соревнователей. Все они пришли в Общество по зову сердца…
Тем временем завершались работы по возведению храма во имя преподобномученика Андрея Критского, в которых принимал деятельное участие отец Философ. Он же, по настоятельной просьбе служащих и рабочих Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (16), был назначен 26 августа 1892 года настоятелем нового храма с сохранением должности законоучителя в приютах Принца Петра Георгиевича Ольденбургского и Великой Княгини Александры Николаевны (17).
Уже 23 августа 1892 года было торжественно совершено поднятие на купол святого Креста и освящение места для престола, при этом совершавший богослужение священник Ф. Н. Орнатский произнес проповедь о спасительном значении приносимой на святом престоле Безкровной Жертвы Святых Тела и Крови Христовых для всего мира. 1 октября были подняты на колокольню отлитые на заводе Лаврова 7 колоколов. Перед их поднятием в присутствии множества богомольцев также было сказано слово о значении церковных колоколов на Святой Руси.
Освящение храма было совершено 18 октября 1892 года епископом Выборгским Антонием (Вадковским) при участии о. Иоанна Кронштадтского и многочисленного духовенства. На торжество прибыли многие высокопоставленные лица. После Крестного хода, в котором участвовали тысячи верующих, тотчас началось совершение Божественной литургии в храме, где отцу Философу предстояло служить более 20 лет. Здесь он сказал тогда дивное «Слово о значении святого храма в жизни христиан», слово, которое затем не раз будет переиздано многотысячными тиражами (18). Вот небольшие выдержки из него.
«Церковь, лучшей представительницей которой является часть ее, посещающая свой храм, составляет душу и сердце русского народа. Она есть его родная мать, помощница и наставница его. В ней почерпал он силы к перенесению горя и страданий, ею одушевляем и благословляем был на все великое. Припомните мрачные и светлые картины народной жизни в самые выдающиеся ее моменты, и вы увидите, что народ падал или вставал в зависимости от того, в каком отношении находился к Церкви… Приходите же, братия мои, в храм сей – молиться, учиться, вдохновляться на все доброе! Приходите все вы, пловцы в бурном житейском море, под кров ковчега сего, в коем приплывете к тихой пристани Царствия Божия! Приходите, алчущие и жаждущие правды, да насытитесь здесь от Хлеба Животного, иже есть Христос Господь, и от воды живой, яже есть Слово Божие и благодать Святаго Духа! Приходите, старцы, и послужите для молодых примером благочестия, да получите сугубую похвалу и честь от Господа! Приходите, мужи, да укрепится мужество ваше на дела святые! Приходите, жены и девы, да украситесь добродетелями жены-христианки: верою, смирением, чистотою сердца! Приходите, дети, в отверстые для вас объятия Христа Бога, Друга детей! Приходите все: богат Бог милостью; в храме на всех устремлено всевидящее око Его, на молитвы всех приклонено ухо Его, для всех отверсты благое сердце и щедрая десница Его…»
Слово это, напечатанное в типографии Экспедиции тиражом 3000 экземпляров, было роздано после богослужения народу (19). В тот день церковь, рассчитанная почти на 2000 человек, была переполнена верующими и не смогла вместить всех богомольцев. Толпы людей стояли около храма на Рижском проспекте. До позднего вечера шли богомольцы в новый храм, молились и ставили свечи перед святыми образами. Торжество это широко освещалось в печати – и духовной, и светской.
Необходимо отметить, что число прихожан нового храма могло бы составить население уездного города. В Экспедиции работало тогда около четырех тысяч человек. При средней семье из 2–3 человек получается не менее 10000 прихожан только из числа рабочих и служащих Экспедиции и членов их семей. Кроме того, в густонаселенной Нарвской части Санкт-Петербурга, где находилась Экспедиция, не было крупных приходских церквей – преобладали небольшие домовые храмы, поэтому отцу Философу предстояло стать пастырем-духовником еще для многих и многих «алчущих и жаждущих правды»…
Не хотели забывать священника Философа Орнатского и на прежнем месте его служения, где вдохновенно сеял он семена христианской нравственности и духовности: «Его Высочеством Принцем Александром Петровичем Ольденбургским, Августейшим Попечителем Приюта, во внимание к усердным и неустанным трудам по службе настоятелем церкви и законоучителем Приюта, назначен Почетным членом Попечительного Совета Приюта Принца Петра Георгиевича Ольденбургского с 17 сентября 1892 года», – гласит очередная запись в послужном списке отца Философа (20).
Казалось бы, всех упомянутых выше назначений более чем достаточно для одного человека, но вскоре отец Философ получает еще одно послушание – 22 апреля 1893 года его избирают гласным[7] от духовного ведомства в Санкт-Петербургскую Городскую Думу (21). И на этом поприще столичного общественного управления, неутомимый пастырь подвизался с полной отдачей сил до 1917 года. И первым же начинанием, с которым выступил отец Философ Орнатский в столичной Думе, было письменное ходатайство от имени Совета Общества религиозно-нравственного просвещения о необходимости праздничного отдыха для торговых людей. В документе говорилось, что вопрос о праздничном отдыхе есть вопрос об исполнении людьми заповеди Божией о покое и посвящении Богу седьмого дня (Исх. 20, 8–10) и касается он не одного какого-либо сословия, а всего народа. Далее указывалось на необходимость издания Думой «специального постановления о таком ограничении торговли в столице по праздникам, которое давало бы возможность торговым людям как молиться во время поздней Литургии до совершенного окончания ее, так и посетить духовную беседу вечером; об открытии магазинов и лавок по праздникам в 2 часа дня и окончании торговли в 5–6 часов вечера» (22). Многим депутатам были памятны слова «О пользе и необходимости праздничного отдыха для торговых людей», сказанные священником Ф. Орнатским в Казанском соборе еще в 1889 году и одобрительное отношение к этим словам Государя Императора. Вскоре Дума приняла соответствующее постановление, а отец Философ получил немало благодарных слов от людей из торгового сословия. Так, с первых же дней своей депутатской деятельности, отец Философ показал себя ревностным поборником Правды Божией. Уже в молодые годы его отличало глубокое и тонкое знание всех сторон жизни всесословного российского общества. Быстро возрастал его авторитет у депутатов Городской Думы и среди столичного духовенства.
Труды в Обществе религиозно-нравственного просвещения были для отца Философа великой школой практической деятельности и живого духовного опыта. Очень сильное влияние на духовное становление молодого петербургского пастыря оказало его многолетнее сотрудничество во славу Божию с отцом Иоанном Кронштадтским, с которым отец Философ был связан еще и узами родства. Младший брат отца Философа, священник Иоанн Орнатский, был женат на племяннице великого кронштадтского праведника Анне. Братья Орнатские, глубоко почитавшие батюшку Иоанна, имели в его лице несравненного духовного наставника и дивный пример для подражания.
Как почетный член Общества религиозно-нравственного просвещения, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев принимал самое живое участие во всех важнейших начинаниях Общества. Все они освящались его благословением и молитвой. Постоянно вносил отец Иоанн в дела Общества свою лепту и как щедрый благотворитель. На возведение первого каменного храма Общества религиозно-нравственного просвещения на 1500 человек он пожертвовал более 10000 рублей. Храм в честь Пресвятой Троицы и в память о чудесном спасении Царской Семьи в Борках был заложен 16 июня 1891 года на углу улиц Николаевской (ныне Марата) и Стремянной. Там же к 18 ноября 1891 года был построен и освящен временный деревянный храм. Настоятелем был избран один из ближайших сподвижников о. Философа Орнатского священник Павел Николаевич Лахостский[8]. Так было положено начало созданию первого проповеднического центра Общества.
Уже 8 ноября 1893 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий с участием о. Иоанна Кронштадтского и о. Философа Орнатского освятил центральный престол Троицкого храма. В 1894–1895 годах было построено примыкавшее к храму здание с залом для духовных бесед и собраний Общества на 1500 человек. В том же здании размещались также помещения для Совета Общества и различных его подразделений.
Торжественное открытие и освящение зала состоялось 14 ноября 1895 года, и «первое слово с кафедры, ставшей священною и историческою, было произнесено о. Иоанном Кронштадтским». Вот как отец Иоанн определяет источник происхождения Общества и его назначение: «Общество религиозно-нравственного просвещения появилось и существует, по милости Божией, как светоч христианский, как благодать Божия и спасительная помощь, исходящая из самой Церкви, сочувствующей и состраждущей чадам своим, и усердно, с любовию желающей им Божия света, исправления, доброй и праведной жизни и душевного спасения… Итак, имеющие нужду в слове Истины и спасения пусть приходят сюда поучаться, назидаться, духовно укрепляться, утешаться о Боге и спасаться» (23).
Зал Общества религиозно-нравственного просве щения на Стремянной улице, по благословению отца Иоанна, стал духовным центром, где в дальнейшем происходили многие важнейшие события в церковно-общественной жизни России и Санкт-Петербурга. Со временем на Стремянной улице, 20, был выстроен дом Общества, где разместились безплатная духовная библиотека с читальным залом, воскресная и церковно-приходская школы, центральный книжный склад Общества и магазин.
Укрепляемый всесторонней поддержкой и молитвенной помощью великого кронштадтского пастыря о. Философ Орнатский выступает с рядом новых начинаний. Неуклонно расширяется сеть проповеднических пунктов Общества, причем, организуются они не только при храмах, но и при заводах, фабриках, ночлежных домах и богадельнях на рабочих окраинах Петербурга – на Выборгской стороне, на Охте, за Нарвской и Невской заставами, а также в пригородах столицы.
На заседании Совета Общества был определен систематический порядок внебогослужебных бесед, рассчитанный также на слушателей с различными уровнями духовной и общеобразовательной подготовки:
1. Изложение Православной веры.
2. История Православной Церкви.
3. История Русской Православной Церкви.
4. Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа.
5. Жития святых.
6. Толкование на Евангелие от Матфея.
7. Толкование на Евангелие от Луки.
8. О праздниках и постах Православной Церкви.
9. О молитве.
10. О богослужении Православной Церкви.
11. О покаянии
и прочее.
В 1894 году существовало уже около 50 проповеднических пунктов Общества, в каждом из которых собиралось на духовные беседы от 300 до 600 слушателей. Всего за год было проведено почти 3500 бесед, на которых побывало 1582000 слушателей. Каждая беседа предварялась и завершалась пением молитв – в начале беседы: «Царю Небесный…» и в конце ее: «Достойно есть…»
Вот некоторые темы духовных бесед, проведенных членами-деятелями Общества: «О богословии Православной Церкви», «О смысле ветхозаветных пророчеств о Христе», «О Рождестве Господа нашего Иисуса Христа», «Господь Иисус Христос – Истинный Бог наш», «О святом Иоанне Крестителе», «О Страданиях Господа нашего Иисуса Христа», «О молитве по учению Христову», «О вечных муках грешников и неизреченном блаженстве праведников», «О чине Таинства Покаяния и Причащения», «О чине Таинства Священства», «О богослужении Великого поста», «О святом великомученике Георгии», «О святых равноапостольных Константине и Елене», «О вреде злоречия и клеветы», «О смирении», «Житие преподобного Павла Фивейского и уроки из него», «Патриаршество в России. Святые Патриархи Иов, Ермоген и Филарет», «Об основании Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и жизнь преподобного Сергия Радонежского, чудотворца»…
Небезынтересен список бесед, проведенных самим отцом Философом Орнатским. Вот небольшая часть из них: «О вере, как средстве для достижения истинного счастья», «Об исповедании своих грехов», «О соединении с Господом нашим Иисусом Христом в Таинстве Святого Причащения», «Расположение души кающегося по смыслу молитвы святого Ефрема Сирина», «О почитании святителя Николая Мирликийского и о подражании святым», «О Таинстве Крещения с догматической, литургической и канонической сторон», «История чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы и о молитвенном почитании Матери Божией», «О необходимости искупления человечества Сыном Божиим», «О христианской благотворительности»…
К этому времени был издан в виде брошюр целый ряд замечательных речей и поучений о. Философа Орнатского, слова которых достигали людских сердец, помогали спасению многих заблудших и отчаявшихся. Он становится одним из самых известных проповедников во граде святого апостола Петра. А ведь батюшке было тогда всего лишь 33 года! В его словах, высоких, но доступных всякому, уже в ту пору светился пророческий дар:
«…Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых ее устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется несуществующим, и ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом. Правда, провозглашается такое учение пока робко, не вслух, иногда даже с именем Бога на безтрепетных устах. Тем не менее, оно влечет за собою и многие другие отрицания и, прежде всего, отрицание семьи, этого зерна, от целости которого зависит целость государства. Находятся люди, которые брак не признают союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращают в простую сделку, ради чувственных наслаждений или выгоды. Дети не воспитываются в истинах веры и правилах благочестия, напротив, родители готовы отказаться от них, как от излишней обузы…
Но вот и еще более зловещие знамения времени: в современном поколении слышатся хулы на Самого Духа Святаго! Народ русский, зачатый православною верою, ею выращен в великий и могучий народ, ею стоит и мужает. И мы еще не дожили до открытого безбожия, до того, чтобы оно проповедывалось публично, как это делается уже в странах, опередивших нас на пути к великой скорби последних дней мира. Но в последнее время в разных местах и нашей Родины обнаруживаются и поднимают голову еретические учения, сродные открытому безбожию. Они проповедуются или от имени поверхностной науки, или противопоставляются недостаткам нашего человеческого исповедования веры. Эти учения находят чаще безмолвных, но нередко и громко заявляющих о них сторонников, и не только среди людей образованных, но – что особенно горько и страшно – и среди простецов.
Это – грозные явления нашей жизни, наиболее зловещие. Разъедающий рационализм, открыто изгоняющий веру из жизни, особенно когда он распространяется среди простецов, опасен не только в религиозном отношении: он несет свои отрицания и в сферу семейной жизни, подтачивает наш государственный организм, подрывает авторитет власти. Секты не должны быть оставляемы без внимания не только пастырями Церкви, но и правителями, и всеми благоразумными людьми. Это – ереси из разряда тех, которые подготовляют наступление великих и страшных дней, когда восстанет сын на отца, брат на брата…»
Эти слова были сказаны отцом Философом в Казанском соборе в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных
Сил безплотных, 8 (21) ноября, в присутствии Государя Императора Александра III и членов Августейшей Фамилии еще в 1891 году. Многое сделал отец Философ и для духовного становления будущих пастырей Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа Финляндского и Выборгского, первого викария Санкт-Петербургской епархии Антония (Вадковского) и о. Иоанна Кронштадтского отец Философ начинает активно привлекать к живой проповеди высоких истин православной веры студентов Санкт-Петербургской Духовной академии. В списке студентов-проповедников, подвизавшихся в Обществе в 1894 году, знакомые многим православным имена – Василий Павлович Казанский (впоследствии – митрополит, священномученик), Иван Александрович Кочуров (впоследствии – протоиерей, священномученик), Николай Кириллович Чуков и Сергей Алексеевич Тихомиров (впоследствии – митрополиты), Василий Дмитриевич Быстров (впоследствии – архиепископ). Несколько ранее в Обществе подвизались студенты-проповедники Василий Иванович Беллавин и Иван Николаевич Страгородский, впоследствии Святейшие Патриархи Всероссийские Тихон и Сергий, которые несли крест патриаршего служения в годы открытых гонений на Русскую Православную Церковь. Для многих будущих святителей и выдающихся церковных деятелей двадцатого столетия отец Философ был первым духовным наставником и живым образом пастыря, не щадящего сил своих в подвиге сеяния Слова Божия, всецело пребывающего в любви к меньшей братии…
Выдающиеся пастырские и педагогические способности отца Философа определили еще одно его поприще – в январе 1894 года он избирается членом городской Комиссии по народному образованию и председателем аналогичной комиссии по Нарвской части Санкт-Петербурга (26).
Как было указано ранее, в Нарвской части столицы, где располагались многие крупные предприятия и проживало много рабочих, нуждавшихся в духовном окормлении, желавших духовного совета и душеполезного слова, было всего два крупных приходских храма. Понимая насущную необходимость создания духовного центра Общества в Нарвской части, отец Философ выносит этот вопрос на заседание Городской Думы. Официальный текст с изложением этого вопроса гласит: «По ходатайству Председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения священника Ф.Н. Орнатского в заседании от 20 мая 1894 года Санкт-Петербургская Городская Дума согласилась предоставить Обществу 1000 квадратных сажен[9] городской земли, состоящей в 1 участке Нарвской части Санкт-Петербурга по набережной Обводного канала, 116, для построения на сем месте каменной церкви на 5000 человек, зала при ней для ведения духовных бесед и безплатной библиотеки с читальным залом при оной. К этому участку по ходатайству о. Иоанна Кронштадтского пред Министром Путей Сообщения г. Кривошеиным также безвозмездно присоединен смежный участок из земель железной дороги под постройку церковного дома».
На докладе о сем Обер-Прокурора Святейшего Синода в Бозе почивший Государь Император Александр Александрович изволил начертать: «Весьма отрадно» (27).
Уже 14 августа к месту закладки храма был совершен многотысячный Крестный ход с участием городского духовенства и мирян во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием.
Надпись на закладной доске огласил Председатель Общества религиозно-нравственного просвещения священник Философ Николаевич Орнатский: «При державе благочестивого Государя Императора Александра III, в ознаменование бракосочетания Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, при высокопреосвященном Палладии, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском, во славу Воскресения Христова заложен сей храм».
На место закладки Общество перенесло временный деревянный храм со Стремянной улицы, который был собран за короткое время и 27 ноября 1894 года освящен митрополитом Палладием при участии о. Иоанна Кронштадтского в честь Воскресения Христова. Так было ознаменовано начало создания второго проповеднического центра Общества.
В 1894 году в жизни Общества и его Председателя произошло еще одно знаменательное событие – по благословению митрополита Палладия было начато издание первого собственного еженедельного журнала «Санкт-Петербургский Духовный Вестник» с известиями по Санкт-Петербургской епархии. Редактором нового журнала 30 ноября 1894 года был избран священник Философ Орнатский (28). По милости Божией журнал издавался вплоть до 1906 года. Полное представление о журнале дают извлечения из объявлений о подписке на него: «Журнал… дает лицам всех сословий назидательное чтение в духе Святой Православной Церкви…
Журнал откликается на все крупные события церковно-общественной жизни.
В каждом № печатается проповедь или беседа на предстоящий праздничный или воскресный день, при том, с таким расчетом, чтобы она могла быть получена и в провинции.
Печатаются письма знаменитого богослова, 28 лет прожившего в строгом затворе, – в Бозе почившего святителя Феофана.
Дорогим и деятельным сотрудником журнала состоит о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). В журнале печатаются его слова, произнесенные по различным случаям, а также дневники, нигде не напечатанные ранее.
…Журнал печатает церковно-исторические сообщения, известия о церковной жизни в других епархиях и заграницей, известия по СПб епархии, объявления и прочее…
Журнал выходит по пятницам в размере печатного листа каждый №. Подписная цена с доставкой и пересылкой – 5 р. Отдельный № – 10 коп. Адрес редакции и конторы: Санкт-Петербург, Николаевская, д. № 5. Редакция, для личных объяснений с редактором открыта по четвергам от 2 до 3 час. дня».
Несложно подсчитать, что полный объем журнала составлял 1248 страниц в год. Можно также задуматься, сколько времени необходимо было для составления и редактирования подобного издания…
Извлечение из отчета Общества: «Когда Обществом решено было издавать свой журнал “С.-Петербургский Духовный Вестник” и Председатель Совета был избран редактором, он обратился к отцу Иоанну Кронштадтскому с просьбой о сотрудничестве в журнале, и батюшка немедленно прислал ему свою первую (за 1861 г.) рукописную тетрадь под названием: “Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта”, напечатанную в Вестнике и потом изданную отдельной книгой; в то же время он отдал для Вестника и другую тетрадь, представляющую собою ежедневные размышления отца Иоанна, записанные в 1894 году… Обществом изданы в разное время следующие сочинения отца Иоанна, имевшие через книжный склад Общества же огромный сбыт: “Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта”, “Христианская философия”, “Простое евангельское слово русскому народу”, “Против Л. Толстого”, “Путь спасительный”, “Жизнь в недрах Церкви”, “Во славу Божию”, “От смерти к жизни”, “Слово о мудрости духовной”, “О Боге, мире и душе человеческой”, “Солнце правды”, “Благодатные мысли о небесном и земном”, “Горы сердца” и 4 тома приложений к журналу, а именно: “Моя жизнь во Христе” 1 и 2 т. т., “Мысли о Церкви” 3 т., “Путь к Богу” 4 т.
Право на издание этих книг отец Иоанн предоставил Обществу на все времена, выдав собственноручно подписанное им разрешение» (29)…
Благодатное общение с батюшкой Иоанном, вне всякого сомнения, служило для отца Философа источником сил и вдохновения. Ведь какой энергией должен был обладать молодой священник, чтобы совмещать многогранное общественное служение с исполнением пастырских обязанностей и преподавательской деятельностью! Порою остается только удивляться – как хватало на все у него времени… А ведь были еще заботы и попечения семейные, житейские – к 1895 году в семье Орнатских было уже пятеро детей: Николай, Борис, Владимир, Вера и Лидия. В связи с величайшей загруженностью отца Философа приходилось держать в доме не менее 2-х человек прислуги (30). Это, безусловно, отражалось на материальном положении семьи. Однако, отец Философ и Елена Николаевна с молодых лет привыкли вести весьма скромный образ жизни, довольствуясь самым необходимым. Для детей своих они всегда были живым примером исполнения заповедей Евангелия.
Когда дом Орнатских посещал отец Иоанн Кронштадтский, это было праздником для всей семьи. Вот как описывает эти радостные дни сам отец Философ: «Вот он, бывало, быстро всходит по лестнице и еще в дверях дома громко приветствует всех своим свежим, резким голосом: “Здравствуйте, друзья мои; здравствуй, мамочка; здравствуйте, детушки; няня, здравствуй!”
И, входя во внутренние комнаты, одного погладит, другого потреплет, иного поцелует и всех благословляет.
А потом подходит к заранее приготовленному столику для молитвы и освящения воды, и когда молится не только просит Господа, а иногда требует об исполнении просьбы, ради великой Голгофской Жертвы Сына Божия, и молится часто своими словами.
Когда же закончит молитву, то начинают подходить к нему присутствующие, чтобы поведать ему, и непременно на ушко, о чем-то важном, чего и вслух сказать нельзя… И все отходят от него ободренные, успокоенные, обласканные» (31).
Так же, как и его великий наставник, отец Философ жил Христовой любовью. Его служение, исполненное простоты, благородства и религиозного вдохновения; его проповеди, доступные и проникновенные, в которых светилось каждое слово, привлекали все больше и больше богомольцев. Церковь при Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг пользовалась все большей известностью среди верующих Петербурга.
Ревность отца Философа о славе Божией и спасении ближних была отмечена и церковным начальством – 15 мая 1895 года Святейший Синод удостоил его награждения наперсным крестом: «Разрешено принять и носить золотой, украшенный бриллиантами, крест», – гласит запись в послужном списке отца Философа (32).
Тем временем все расширялся круг попечений отца Философа – с мая 1895 года он состоит еще и членом городского Училищного Совета.
И на всех поприщах, к которым призываем был ревностный пастырь Промыслом Божиим, трудился он, не покладая рук. В Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви отца Философа справедливо называли душой, инициатором и руководителем всех разно образных начинаний. Председателю Общества приходилось соприкасаться со множеством учреждений, организаций и лиц – всюду его успели оценить и полюбить. Для многих начинаний находил о. Философ благодетелей и благоустроителей. Уже к 1897 году при храме Общества в честь Воскресения Христова у Варшавского вокзала был построен прекрасный трехэтажный каменный дом, где разместились церковно-приход-ская и воскресная школы, безплатная библиотека с читальным залом, миссионерские курсы, обширный зал для духовных бесед. При храме был многочисленный церковный народный хор, состоявший более чем из 100 человек. Подобный же хор был создан и при Троицком храме Общества на Стремянной улице.
Неуклонно расширялась сеть проповеднических пунктов Общества. При многих пунктах появились безплатные духовные библиотеки, в частности, за Невской заставой – на фабрике братьев Варгуниных, на фабрике Торнтон, на Обуховском сталелитейном заводе, на Спасо-Петровской мануфактуре и на других предприятиях. В этих местах проводил духовные беседы среди рабочих студент Духовной академии иеромонах Вениамин (Казанский) – впоследствии митрополит Петроградский и Гдовский, священномученик. В те годы, рука об руку с отцом Философом трудились во славу Божию под знаменами Общества священники Петр Иванович Скипетров, Димитрий Федорович Гидаспов, Павел Петрович Кульбуш (впоследствии епископ Ревельский Платон, викарий Рижской епархии), протоиереи Александр Петрович Васильев (впоследствии последний духовник Государя Императора Николая II), Алексий Андреевич Ставровский, иеромонах Амвросий (Гудко) (впоследствии епископ Сарапульский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) (впоследствии священномученик, митрополит Киевский и Галицкий) и другие достойные пастыри и архипастыри, после 1917 года вошедшие в сонм новомучеников и исповедников Российских (33).
Одним из удивительных душевных свойств отца Философа было умение объединять в интересах Общества людей, имевших совершенно непохожее духовное устроение. Как говорили по этому поводу сами деятели Общества: «для каждого дела находились именно подходящие работники, а у каждого работника оказывалось именно посильное для него дело…» (34).
С 25 февраля 1896 года почетным членом Общества стал министр финансов, статс-секретарь, действительный тайный советник, граф Сергей Юльевич Витте, и не без его содействия в 1897 году вышел в свет Указ Его Императорского Величества о предоставлении Обществу распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви права приобретать и отчуждать недвижимое имущество (35).
Несколько ранее стараниями Обер-Прокурора Константина Петровича Победоносцева, было принято определение Святейшего Синода, касавшееся того же вопроса (36).
Необходимо отметить, что оба упомянутых государственных деятеля очень много сделали для дальнейшего устроения и развития Общества религиозно-нравственного просвещения.
Возможность приобретения и отчуждения недвижимости значительно расширяла сферу деятельности Общества. Был дан толчок к дальнейшим свершениям.
После создания духовно-просветительного центра при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала в Нарвской части Петербурга отец Философ возгорелся идеей создать третий духовный центр Общества на Выборгской стороне. В этом обширном рабочем районе, где находилось множество заводов и фабрик, имелась единственная Сампсониевская церковь. На предприятиях и в жилых кварталах активно действовали баптистские проповедники и представители других сект.
Начало строительству нового центра Общества вновь положил отец Иоанн Кронштадтский. Он первым пожертвовал 300 рублей и на подписном листе написал: «С благословения Божия начинаю подписку на доброе и общеполезное дело» (37). По благословению батюшки Иоанна член Общества Анастасия Петровна Синельникова пожертвовала значительный участок земли на углу улиц Нюстадской (ныне Лесной пр.) и Выборгской.
Третий храм Общества был заложен в день праздника Вознесения Господня, 14 мая 1898 года, епископом Ямбургским Вениамином. Закладке предшествовал редкий по своему величию многолюдный Крестный ход. Он проследовал через всю столицу и к нему присоединились десятки тысяч людей. Вместе с преосвященным Вениамином шли священники Философ Орнатский, Петр Скипетров, Павел Кульбуш, Георгий Шавельский (впоследствии протопресвитер военного и морского духовенства) и другие пастыри – от Воскресенской церкви у Варшавского вокзала по Измайловскому и Загородному проспектам на Стремянную улицу к Троицкой церкви. Здесь к Крестному ходу присоединилось огромное число верующих во главе с о. Павлом Лахостским. Далее все шли по Литейному на Сампсониевский проспект к углу Выборгской и Нюстадской улиц. Это было воистину торжество веры, в котором, казалось, принимает участие весь Петербург. Люди выходили на балконы, открывали окна, встречали Крестный ход цветами и хлебом-солью, слышалось слаженное пение, возносились многие славословия…