Глава 2. Что мешает нам оцифровывать свои финансы?

2.1. История Розы

Роза: У меня свой небольшой бизнес. Есть маленькая столовая и ещё продуктовый небольшой магазин. Чаще всего я работаю сама в столовой: и готовлю, и посуду мою, и рассчитываю клиентов. В магазин нанимаю девочек-продавцов. Ещё иногда дочь помогает. Ещё у нас с мужем есть маленький гостевой дом, который мы сдаём посуточно летом. Но это очень сезонный бизнес, и большую часть года эти помещения пустуют.

Я очень устаю и давно уже хочу что-то поменять. Мне так надоели эти вечные то ремонт холодильников, то травля тараканов, то проверки бесконечные санэпидстанций. То полиция хочет на халяву покушать. Желающих подоить мой бизнес всегда намного больше, чем я могу вывезти на себе.



Вроде бы отказать им нельзя.

Ну кроме того, что они хотят бесплатно что-то взять в моем магазине и поесть в моей столовой, некоторые ещё не стесняются даже денег у меня в долг попросить. И что ты думаешь, они возвращают? Нет, конечно. И таких вот нахлебников мне уже сложно пересчитать. Если бы мне удалось собрать деньги со всех, кто мне должен, получилась бы очень приличная сумма.

Так тянется уже 12 лет. Ну вот недавно я случайно стала свидетелем, как в моей столовой умер человек на моих глазах. У мужчины был какой-то припадок. Когда приехала скорая, он был уже мёртв.

Через полгода я заметила, что я стала жить совершенно другой жизнью. Я перестала нормально спать по ночам. У меня начались панические атаки. Вялотекущее недовольство своей работой обострилось до такой степени, что мне хочется эту тарелку борща клиенту не подать, а вылить ему в лицо.

Надо срочно что-то менять, но я не пойму, что именно. Словно выхода нет. Или я его не вижу.

Валентина: Роза, конечно, очень желательно сначала почистить в твоей душе эти воспоминания о смерти человека. Для этого лучше всего подойдёт метод ДПДГ. Если других эпизодов чужих смертей больше не было, то, я думаю, будет достаточно одной-двух встреч, чтобы убрать эти ядовитые эмоции от воспоминания. Умом ты помнить будешь это событие, но эмоций не будет никаких. Словно это было не с тобой. Или как будто бы ты увидела это по телевизору, в кино, не по-настоящему.


Поскольку далее в тексте будет постоянно упоминаться аббревиатура ДПДГ и метод «Пустого стула», позволю себе буквально несколько страниц теоретической части.

Можете смело перелистывать данную главу, если вы уже читали другие мои книги про эти методы:

1) «Матрица души».

Психотерапия эмоциональных травм методом пустого стула»,



2) «Самостоятельное применение метода ДПДГ» (https://clck.ru/35oU2R).



3) «ДПДГ ПРОФИ. Часть 2. Ускорение метода ДПДГ в 3 раза через перепись сценария».



4) Либо другие мои книги.

2.2. Что такое метод ДПДГ

ДПДГ расшифровывается как десенсибилизация и переработка движением глаз. Человек думает о травмирующем воспоминании и в это время быстро двигает глазами влево и вправо. И эмоции «стираются».

На сегодняшний день в мире существует только два научно доказанных и официально признанных ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) метода психотерапии, дающих устойчивый и БЫСТРЫЙ результат при борьбе со стрессом, – это ДПДГ и КПТ. Автор данной техники – Ф. Шапиро (годы жизни: 1948–2019).



По всему миру психологи МЧС и служб спасения используют технику ДПДГ, чтобы вывести людей из шоковых состояний при массовых катастрофах. Однако этот метод применим и для более бытовых стрессов, страхов, неприятных воспоминаний: измен, воспоминаний после операций, изнасилований, драк, страхов собак, высоты, самолётов, лифтов, стоматологов, темноты, страха заболеть, любых фобий…

Метод невероятно сильный. И быстрый.

Если очень коротко, за пару минут объяснить, как он работает, то суть в следующем.

Что происходит, когда человек поочерёдно быстро двигает глазами в две стороны?

Смотри рисунок «Движения глаз по прямой траектории».



Когда ты повернула глаза направо – активировалось левое полушарие твоего мозга. Повернула глаза налево – активировалось правое полушарие. И если быстро чередовать направление взгляда, начинают быстро переключаться оба полушария мозга.

При этом в исследованиях предполагается, что в левом полушарии перерабатывается информация, связанная с положительными эмоциями, в то время как в правом полушарии перерабатываются отрицательные эмоции. По результатам других исследований предполагается, что происходит переключение между прошлым и будущим.

Даже если мы этого не делаем целенаправленно, подобный процесс самоисцеления происходит у всех людей во время сна. В определённой фазе сна глазные яблоки у человека сами начинают двигаться под веками. И если не камушки, то как минимум песок, грязь, мелкий мусор небольших дневных переживаний ночью сам переработается и исчезнет.

А вот при сильных эмоциональных и уж тем более физических потрясениях появляются в душе крупные камни, булыжники, которые сами переработаться не могут. Ночью вместо здоровой переработки движением глаз у нас происходит сбой, нам снятся кошмары или мучает бессонница, плохой сон. Система самоисцеления не справляется с булыжником.

Метод ДПДГ можно делать не только с помощью движения глазами, но и с помощью рук, ног, пальцев.

Смотри рисунки упражнений «бабочка», «барабан», «педали».




2.3. Как применять метод «Пустого стула» для кредиторов и должников

Метод «Пустого стула» – это когда клиент представляет напротив себя, например, своего кредитора, которому он должен денег, и проживает все эмоции, договаривает, спрашивает всё, что в реальной жизни было бы малореально осуществить.



Потому что всё недовысказанное внутри нас застревает, словно кость в горле, и никуда само по себе не исчезает ни через год, ни через 50 лет. Может, воспоминание лишь слегла запылится до поры по времени. При этом каждый травматичный эпизод начинает накручиваться, словно снежный ком, схожими неприятными сюжетами. Меняются лишь лица.

Высказав всё воображаемому кредитору (или должнику!), затем клиент пересаживается на его стул и сканирует все его мысли и чувства и отслеживает реакции на каждую фразу.



Если ситуация уже полностью в прошлом, то после «стульев» эта психотравма ликвидируется, она перестаёт извергать, как вулкан, новые дозы токсичного стыда, страха, обиды, злости, ненависти и прочих эмоций.



Если же ситуация актуальная, то степень эмоций очень сильно понижается. Становится более понятно, как действовать далее. Что говорить, а чего не стоит. Какое действие будет эффективным, а какое принесёт только дополнительные проблемы.

2.4. Пока горит пожар, бесполезно переклеивать обои

Возвращаемся к клиентке Розе и ее бессоннице и усталости от работы.

Роза: А что, разве обязательно тратить 2 часа, чтобы чистить то воспоминание смерти мужчины? Я же, в принципе, об этом не думаю каждый день. А вот о нелюбимой работе я думаю постоянно.

Валентина: Представь, что у тебя есть квартира. В одной комнате однажды случился пожар, но эти угольки продолжают дымиться посередине помещения. Ты просишь меня вместе с тобой поменять обои в другой комнате.

Я, конечно, могу подержать рулоны с обоями и помочь тебе мазать на них клей, но вся твоя энергия, всё твоё внимание всё равно будет приковано к той самой пожароопасной комнате.

Пока есть актуальная травма, всё остальное делать бессмысленно. Раз ты перестала спать по ночам, у тебя бывают панические атаки, то, значит, травма, очень похоже, актуальная, живая. Дым от этого бывшего костра продолжает заполнять всю твою квартиру.

Так часто бывает, когда умирает кто-то из близких, пусть даже пожилых. Соседи, знакомые, кто-нибудь попал в аварию и так далее. Психику любого человека это сносит. Словно опоры рухнули. Миф о собственной неуязвимости, который есть у каждого, пошатнулся, и становится страшно жить. Некоторые продолжают жить в этом состоянии годами и даже десятками лет. Хотя в психотерапии это можно убрать буквально за несколько часов. Если это был близкий родственник – то, конечно, побольше часов потребуется.

Роза, у тебя сейчас прорывается наружу вторая стадия психотравмы – злость. Первая – это отрицание: со мной всё в порядке, ничего особенного не произошло. Вторая – раздражение, злость, ненависть, ярость, бешенство. Третья – торги с собой, с судьбой, с Богом, с окружающими людьми. Четвёртая – горе, отчаяние, выхода нет, я не хочу жить, всё бессмысленно. Пятая стадия – принятие, всё-таки хорошо, что всё случилось именно так, есть свои плюсы.

Даже если бы тебя сейчас полностью устраивала твоя работа и ты бы не хотела вылить тарелку борща в лицо покупателю, то тебе бы хотелось надеть эту кастрюлю с борщом на голову своему мужу или своей дочери. Или ещё кому-нибудь. На кого именно выйдет злость второй стадии – это уже вопрос второстепенный. Кипящему чайнику без разницы куда выдавать пар, ему главное – выдать наружу.

Поэтому давай сначала отреагируем на аффект, а потом уже будем разбираться с работой и деньгами.

Поскольку книга посвящена финансовой теме, сейчас я оставлю за кадром описание того, как отрабатывалась психотравма Розы, когда она видела чужую смерть.

Через 3 недели мы с ней снова вернулись к теме денег.

2.5. Применение метода ДПДГ для ликвидации финансовых блокировок

Валентина: Чем я могу быть тебе полезна? Как бы ты сформулировала свою проблему?

Роза: Я размышляю, то ли мне всё продать, вложить деньги в недвижимость и просто сдавать в аренду, то ли выгоднее тащить этот бизнес и дальше на себе?

Валентина: Что именно тебе мешает принять решение?

Роза: Я не знаю, сколько я точно зарабатываю.

Я записываю себе в тетрадке, сколько я трачу денег на продукты в столовой и ежедневную кассу. Товаровед в магазине ведёт в программе Excel учёт товара. Какие-то продукты из магазина берёт мой муж домой. Иногда в моей столовой Питаются другие родственники. Приготовленные, но не проданные блюда я иногда забираю домой. Как это всё посчитать, вообще себе не представляю.

Мне кажется, если я начну всё это считать, то больше ничем другим мне будет некогда заниматься. Только одни подсчёты останутся. А нанять ещё себе личного финансиста, который будет всё за меня считать, – так это вообще утопия. Сколько ещё времени мне придётся потратить на то, чтобы объяснить этому человеку, куда я что потратила, зачем и для чего. Ещё и дополнительная зарплата.

Вот и получается какой-то безвыходный замкнутый круг, тупик.

Валентина: Хорошо. Если здесь тупик, значит давай в этом месте и начнём делать технику ДПДГ. Какие у тебя сейчас эмоции, когда ты говоришь «всё посчитать – это невозможно, безвыходный замкнутый круг»?

Печаль, злость, обида, страх, стыд, вина, бессилие, отчаяние? Посмотри сейчас на эту стену, на таблицу эмоций. Здесь перечислено более 70 разных слов-эмоций. Выбери что-нибудь подходящее.

Роза: Апатия, стыд, подавленность.

Валентина: Хорошо. От нуля до 10 на сколько баллов сейчас эти эмоции? 10 – это максимально. Ноль – это нет эмоций.

Роза: Допустим, на 9 баллов.

Валентина: Хорошо. Сейчас начинай делать упражнения «бабочка». То есть обними себя руками и начинай похлопывать кистями по своим плечам. Глаза пусть отдыхают, будем делать без них сейчас.



И говори вслух всё, что тебе будет приходить на ум. Любые воспоминания, картинки, фразы.

Всё, что будет возникать, важно. Не фильтруй, просто выдавай всё вслух. Поехали: максимально сконцентрируйся на фразе «посчитать – это невозможно, безвыходный замкнутый круг». Апатия, стыд, подавленность. И начинай хлопать ладошками по плечам.

Роза начала упражнение «бабочка». Секунд через 20 она начала говорить.

Роза: Да я терпеть не могу записывать все эти цифры. Меня это раздражает. Я вам что, бухгалтер, что ли? А потом ещё цифры не сходятся. Вроде бы всё записала, а деньги всё равно куда-то делись. Куда – непонятно.

Чувствую себя двоечницей по математике. Словно я должна решить какие-то уравнения, которые у меня никак не сходится. Я чувствую себя полной дурой.

Роза замерла и остановилась. Показалось, что она перестала дышать, застыла.

Валентина: Хорошо, остановились. О чём ты сейчас думаешь, какие образы или мысли в голове?

Роза: Я вспомнила свою школу и свою учительницу математики. Вспомнила, как моя подружка, соседка по парте, всегда решала все задачи очень быстро. И я чувствовала себя каким-то отсталым существом рядом с ней. Первые пару лет я ещё пыталась как-то понять эту математику. Но начиная класса с 3-го, я окончательно махнула на это рукой, сдалась. Тройки были для меня за счастье. Стыдно сказать, но я до сих пор из таблицы умножения не смогу вспомнить несколько цифр.

И я за всю школу так и не смогла понять, что такое логарифмы, параболы, котангенсы. Словно какая-то абракадабра на японском языке. Зачем они нужны были? Где я должна это применить? Или, может быть, сейчас я бы у себя в тетрадке писала этот котангенс и тогда смогла бы посчитать свою бухгалтерию?

В общем, математика и я как-то так и не встретились. Видимо, дороги наши параллельны и не пересекаются.

Но если я еле-еле с двойки на тройку не могла дотянуться, то зачем вызывать меня к доске решать задачу? Чтобы все поржали надо мной?

Самое лучшее моё воспоминание с урока математики – это когда из головы учительницы вылетела огромная моль. И мы стали с подружкой так смеяться, что долго не могли остановиться, мы покраснели и чуть не лопнули от смеха.

У математички был ещё такой пушистый волос, как одуванчик. И очень серьёзное лицо, в очках, умная. И тут вылетает эта моль, огромная, как бабочка.



Что эта моль делала в её голове – мне не понятно. Но это было так смешно, что нас от хохота чуть не разорвало. Смеяться в голос было нельзя, изо всех сил мы пытались делать это тихо. В итоге получались прихрюкивания с выпученными глазами и красными, как помидор, лицами.

Мы потом ещё долго обсуждали классом, может быть, ей на 8 Марта надо подарить средство от моли.

До сих пор смешно это вспоминать.

Пожалуй, это единственный приятный эпизод о математике за все 10 лет моей учёбы в школе.

Загрузка...