Менеджер – наемный управленец, начальник!
Если у вас нет ни одного подчиненного – вы не менеджер,
а максимум специалист!
Бизнес-план должен быть изложен в простой и понятной неспециалисту форме без использования узкоспециализированных терминов. Он должен быть достаточно емким, чтобы охватить все основные стороны проекта, и в то же время достаточно кратким, чтобы поддерживать интерес инвестора. Для наглядности рекомендуется использовать графики и диаграммы. Чтобы заинтересовать инвестора бизнес-план должен содержать достаточно убедительные доказательства того, что запланированные показатели будут достигнуты. Составлять бизнес-план необходимо грамотно, аккуратно и в удобной для чтения форме, чтобы не испортить впечатление о проекте (Д. Шевчук. Бизнес-план: методика составления // Финансовая газета. 2006. № 29).
Избегайте излишнего оптимизма – это настораживает инвестора. Приводимые прогнозы должны быть реалистичными. Нельзя размещать конфиденциальную информацию. Такая информация передается только по соответствующему письменному соглашению.
Содержание бизнес-плана должно охватывать следующие разделы:
1. Резюме
Основная масса бизнес-планов отклоняется инвесторами уже после прочтения резюме, поэтому качество его составления чрезвычайно важно для завоевания внимания инвестора.
Рекомендуется составлять его в последнюю очередь, чтобы внести в него самую важную для инвестора информацию. Резюме содержит следующие разделы, каждый из которых объемом 10–15 строк. Его общий объем не должен превышать 3–5 страниц.
• Описание компании и бизнеса
• Анализ рынка
• Описание используемой технологии
• Цели и стратегии
• Ключевые сотрудники проекта
• Финансовые показатели
2. Описание компании и бизнеса
• история создания и развития компании
• владельцы компании с указанием доли собственности
• описание концепции бизнеса
• детальное описание продукции (услуг), степень новизны
• готовность продукции (услуг) к коммерческой реализации, сроки коммерциализации
• существующие аналоги с учетом мирового опыта
• таблицы сравнения продукции (услуг) с аналогами по всем основным параметрам
• описание преимуществ перед аналогами
• необходимость сертификации, наличие сертификатов
• предполагаемый цикл жизни продукции на рынке
• необходимость и возможности модернизации продукции
3. Анализ рынка
• описание рынка, на котором работает компания, его география
• объем продаж компании, основные группы потребителей
• оценка объема рынка, кем она проводилась, тенденции рынка
• занимаемая компанией доля рынка, планируемая доля
• основные конкуренты компании, занимаемые ими доли рынка
• описание преимуществ перед конкурентами
• барьеры вхождения на рынок
4. Описание используемой технологии (для инновационных проектов)
• степень новизны, целесообразность использования
• описание используемой технологии
• преимущества перед существующими технологиями
• экологичность
• имеющаяся и предполагаемая защита интеллектуальной собственности
• принадлежность прав на интеллектуальную собственность в настоящее время и в перспективе
• сроки действия существующих патентов
5. Цели и стратегии
• миссия компании
• долгосрочные цели компании
• ключевые факторы успеха
Маркетинговая стратегия
• продукция: дизайн и упаковка
• ценообразование
• способы распространения продукции
• послепродажное обслуживание
• позиционирование
• реклама и PR
• персонал, осуществляющий маркетинг
Оперативный план
• помещения
• оборудование
• сырье и материалы
План по трудовым ресурсам
• штатное расписание
• квалификация, опыт, достижения ключевых менеджеров, владельцев компании
• квалификация, опыт, обязанности неруководящих специалистов
• внешние консультанты компании
• организационная структура
• заработная плата и премии
6. Финансовые показатели проекта
• история предыдущего финансирования
• имеющиеся средства
• объем необходимых инвестиций
• направления использования инвестиций
• текущие постоянные и переменные издержки
• прогноз продаж по пессимистичному, реалистичному и оптимистичному сценарию
• финансовые прогнозы на предстоящие 3–5 лет
• отчет о прибылях и убытках
• комментарии к отчету о прибылях и убытках
• помесячный план денежных потоков
• показатели финансовой деятельности
• предложения инвестору
• стратегия выхода инвестора
• дополнительные этапы финансирования
При написании ТЭО разрабатываются следующие основные разделы:
1. Фон и происхождение проекта:
• название компании и юридический адрес;
• отрасль и виды деятельности предприятия;
• направленность проекта (ориентирование на рынок сбыта или на сырьевую базу);
• ориентирование на внутренний рынок или на экспорт;
• политико-экономическая поддержка проекта.
2. Рынок сбыта и объем инвестиций:
• данные годового спроса национального хозяйства или региона;
• тенденции развития на рынке сбыта;
• производственная программа;
• абсолютная мощность инвестиций к объему общего рынка (доля в процентах).
3. Рынки материалов и других ресурсов:
• наличие сырья, вспомогательных и прочих материалов, а также комплектующих изделий, в частности, наличие электричества, воды и т. д.;
• тенденции развития на рынке закупок (наличие, цены);
• конкретная потребность проекта в ресурсах, в том числе использование импортных поставок и наличие валюты для этих целей.
4. Местонахождение
Размещение производства – оценка различных возможностей и описание места размещения с точки зрения:
• климатических условий;
• грунта (для строительства);
• загрязнения окружающей среды;
• удаленности от рынков сырья и других рынков закупок;
• наличия трудовых ресурсов в регионе;
• развитости транспорта и инфраструктуры в целом.
5. Техническое оснащение:
• выбор технологии производства;
• необходимое оборудование;
• необходимые инженерные работы;
• лицензии, патенты.
6. Обоснование правовой формы и организационной структуры предприятия.
Определение сметы общих расходов на подготовительный этап – организационные работы, планирование, регистрацию.
7. Расчет потребности в трудовых ресурсах
Численность основного и вспомогательного персонала, руководителей и специалистов.
8. План-график реализации проекта:
• длительность предпроизводственного периода (строительство, организация, регистрация);
• длительность периода запуска и освоения производства;
• расчетный период производства.
Количество и содержание пунктов может быть изменено.
7. Анализ рисков
• идентификация возможных рисков
• меры, направленные на минимизацию этих рисков
Приложения:
• финансовая отчетность за последние 2 года
• копии уставных документов
• техническая информация
• резюме ключевых членов команды
• фотографии, рисунки