Опишем в общих чертах отличительные особенности кредитования банками различных групп заемщиков. В дальнейшем некоторые из указанных здесь позиций будут рассмотрены подробнее.
В соответствии с Положением № 54-П юридическим лицам денежные средства могут быть представлены только в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на расчетный или корреспондентский счет (субсчет) клиента-заемщика, открытый на основании договора банковского счета. Даже если кредит предоставляется на оплату платежных документов и выплату заработной платы, средства не могут быть направлены на указанные цели непосредственно со ссудного счета. Такой порядок (его законность подтверждена судебной практикой[2]) установлен в целях предотвращения кредитования лиц, имеющих расчетные документы, не оплаченные в срок (вследствие чего организация получит возможность не исполнять налоговые и иные обязательства).
В соответствии с п. 2 ст. 135 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в результате таких действий суммы.
Возврат (погашение) кредитов, выданных юридическим лицам, и уплата процентов по ним производится путем списания:
• денежных средств с банковского счета заемщика по его платежному поручению;
• денежных средств с банковского счета заемщика, обслуживающегося в другом банке, на основании платежного требования банка-кредитора, если договором предусмотрена такая возможность;
• денежных средств с банковского счета заемщика, обслуживающегося в банке-кредиторе, на основании платежного требования банка-кредитора, если это предусмотрено условиями договора.
Из всех внутрибанковских нормативных документов, описывающих процесс кредитования, Положение о кредитовании юридических лиц окажется, вероятно, самым объемным. Кредитные досье этих заемщиков также гораздо толще, чем индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Этот факт объясняется тем, что кредитование юридических лиц включает большую часть всех операций и действий, которые только могут участвовать в процессе кредитования, но не являются обязательными при кредитовании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и банков. При этом в большинстве случаев к юридическим лицам требуется индивидуальный подход. Например, в пакете документов, предоставляемом заемщиком – юридическим лицом, обязательно должны присутствовать учредительные и регистрационные документы (в отличие от заемщиков – физических лиц).
Оценка кредитоспособности таких заемщиков включает не только анализ всей представленной отчетности, но и маркетинговые исследования продукции (услуг), выпускаемой (оказываемых) заемщиком (в отличие от заемщиков – кредитных организаций).
В процессе рассмотрения кредитной заявки проверяется, кроме всего прочего, фактическое наличие организации по указанному ею юридическому адресу.
Предметы залога, предоставляемые банку юридическим лицом, часто нуждаются в постоянном и тщательном мониторинге на предмет их сохранности и оценки рыночной стоимости.
В целях формирования адекватного резерва на возможные потери банк должен осуществлять контроль за целевым использованием кредитных ресурсов заемщиком.
Возможность формировать в целях резервирования портфели однородных ссуд (далее – ПОС) юридическим лицам отсутствует (если это не субъекты малого и среднего бизнеса, впрочем, в этом случае тоже имеются проблемы с портфелями).
Перечень документов, которые должна представить в банк организация, желающая получить кредит, может включать:
• кредитную заявку по форме, разработанной банком;
• анкету заемщика (может быть совмещена с кредитной заявкой);
• нотариально заверенные копии учредительных документов (в том числе устава организации);
• протокол об избрании единоличного исполнительного органа, а также приказы о назначении лиц, указанных в карточке образцов подписей;
• справку (выписку из реестра акционеров) о составе акционеров (участников, членов, пайщиков), владеющих свыше 1 % акций (долей, паев);
• справку о персональном составе коллегиальных органов управления и персональном составе руководства;
• перечень дочерних и зависимых обществ с указанием доли участия;
• копии разрешений на занятие отдельными видами деятельности (лицензий);
• свидетельство о государственной регистрации (о внесении записи о создании организации в Едином государственном реестре юридических лиц – ЕГРЮЛ;
• официальную отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках);
• отчет о движении денежных средств;
• расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности по балансу;
• внутреннюю (управленческую) отчетность;
• прогнозные финансовые отчеты;
• технико-экономическое обоснование (далее – ТЭО) проекта или бизнес-план;
• хозяйственные договоры, для финансирования которых предназначаются заемные средства;
• сведения о кредитах, полученных в других банках;
• справки о счетах, открытых в других банках, оборотах по ним, об отсутствии (наличии) претензий к счетам;
• сведения о конъюнктуре рынка и основных конкурентах;
• информацию об аффилированных лицах;
• налоговые декларации;
• справки об отсутствии (наличии) задолженности перед бюджетом;
• аудиторское заключение по итогам отчетных периодов, за которые представлена отчетность;
• документы по предоставляемому обеспечению.
Анализ пакета документов целесообразно начать с изучения устава организации, чтобы определить, в чьей компетенции находится принятие решения о заключении сделки по кредиту, залогу или поручительству. Например, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) принятие решения о совершении крупных сделок в зависимости от их размера относится к компетенции общего собрания участников, совета директоров или единоличного исполнительного органа.
Если сделка является сделкой с заинтересованностью, то в отношении общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) подтверждением надлежащего оформления сделки с заинтересованностью будет протокол общего собрания участников общества (ст. 45 Закона № 14-ФЗ). В отношении акционерных обществ, в зависимости от стоимости имущества, являющегося предметом сделки, такими документами являются протокол заседания совета директоров либо протокол общего собрания акционеров общества (ст. 83 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
При этом заинтересованными в совершении хозяйственным обществом сделки могут быть признаны:
• член совета директоров (наблюдательного совета) общества;
• лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющая организация или управляющий;
• член коллегиального исполнительного органа общества;
• акционер (участник) общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 % и более голосующих акций (долей в уставном капитале) общества;
• лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания;
• супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) аффилированные лица указанных выше лиц.