Как бы вы себя чувствовали, если бы о вас судили по худшему из ваших деяний?
Такой вопрос задал моим студентам заключенный старейшей калифорнийской тюрьмы Сан-Квентин, которую мы посещали в рамках курса по креативному решению проблем. Студентам поставили задачу переосмыслить и перестроить процесс перехода от пребывания в неволе к свободной жизни.
Вначале молодые люди восприняли учебную экскурсию с любопытством, хотя и с некоторой долей тревоги. Мероприятие казалось им небезопасным – ведь раньше никто из них не бывал внутри тюрьмы.
Однако, несмотря на все сомнения, студенты подготовились к визиту: оделись в черное, чтобы легко отличаться от «людей в синем», и оставили дома все, кроме водительских прав, ключей от машины и прозрачной бутылки с водой. В назначенное время возглавляемая мною группа прибыла в тюрьму. Больше часа понадобилось для того, чтобы пройти несколько этапов проверки службой безопасности, а затем ворота тюрьмы с грохотом захлопнулись за нами. Потом снова пришлось подождать, пока заключенных не пересчитают. Эта процедура, совпавшая с нашим появлением, проводится несколько раз в день, и, если хотя бы один человек не откликается, проверка повторяется.
Мы прошли через двор, который местные обитатели называют дорогой между раем и адом: с одной стороны находилась часовня, с другой располагалось здание с камерами одиночного заключения. Затем пересекли довольно большой двор, где заключенные гуляют и занимаются физкультурой. Он был окружен высокими стенами, на сторожевых вышках стояли вооруженные охранники. Наконец мы пришли в помещение, где должны были встретиться с заключенными, участвующими в программе «Последняя миля».
Цель этой программы, основанной успешными предпринимателями Крисом Редлицем и Беверли Паренти, – обучение заключенных современным технологиям, навыкам организации и ведения бизнеса и в конечном счете подготовка к жизни на свободе. Вместе с волонтерами – специалистами в самых разных областях – Крис и Беверли дважды в неделю проводят занятия с группой из сорока заключенных: преподают основы предпринимательства, помогают им в развитии навыков письменного общения, публичных выступлений и профессионального владения компьютером.
Участники программы выдвигают бизнес-идею и овладевают навыками, необходимыми для ее практического воплощения. Их также учат, как за пять минут эффективно изложить план действий. По окончании шестимесячного курса обучения проводится презентация той или иной идеи перед аудиторией, состоящей из крупных предпринимателей и других заключенных. Среди проектов, разработанных участниками программы, можно назвать следующие. Fitness Monkey – стартап, помогающий наркоманам сформировать здоровую привычку к спорту, способную стать заменой наркотической зависимости. ТechSage предоставляет возможность бывшим заключенным приобрести профессию разработчика мобильных приложений, чтобы после отбывания срока им было легче найти работу. Funky Onion предусматривает закупку удешевленных фруктов и овощей, потерявших товарный вид, но вполне пригодных к употреблению, и поставку их в рестораны, где не придают значения виду продуктов, а просто готовят из них. Главное, чему учатся эти люди, – умению разглядеть в себе предпринимателя, способного проложить дорогу в лучшее будущее.
Первоначальные опасения студентов рассеялись вскоре после общения с участниками программы: оказалось, что между теми и другими больше сходства, чем различий. Когда заключенных спросили, что они почувствуют, если их запомнят только по худшему поступку в жизни, по лицам молодых людей было видно, что вопрос, с которого начинается эта глава, они воспринимают точно так же. Отбывающие наказание, как и студенты, жаждут начать новую жизнь и осуществить свои мечты.
Студенты провели с заключенными несколько часов, выясняя, с чем те ожидают столкнуться после освобождения. Помимо прочего, узнали, что в Калифорнии более 60 % заключенных в течение трех лет снова попадают в тюрьму. Такой уровень рецидивизма – косвенный показатель отсутствия надежды на успешное будущее в вольной жизни. Часто после длительного пребывания в тюрьме эти люди оказываются лицом к лицу с миром, где выбор возможностей невелик; окружающие относятся к ним с предубеждением, а помощь практически отсутствует. Будущее представляется неопределенным, связанным исключительно с преодолением трудностей, и никаких ясных перспектив не просматривается.
Каждая команда выбирала конкретную проблему – от трудоустройства человека с тюремным прошлым до поиска подходящего жилья после освобождения. Участники придумывали сотни вариантов решений этих вопросов, а затем обсуждали наиболее перспективные идеи. Целью проекта было предоставление студентам возможности применить инструменты, которые они изучали на занятиях, и поразмышлять, как использовать полученные навыки для преодоления важных жизненных затруднений.
Многие идеи были инновационными и практически готовыми к воплощению в жизнь. Например, одна команда разработала программу временного проживания в семьях, чтобы люди, вышедшие на свободу, пожили в домашней обстановке и приобрели навыки повседневной жизни. Освоившись в новых условиях, они также могли бы принимать бывших заключенных, но уже у себя дома. Другая команда выдвинула идею создания сайта для поиска работы, где люди с криминальным прошлым смогут рассказать о себе работодателям, проявляющим отзывчивость по отношению к данному контингенту. Еще одна команда предложила разрешить заключенным, которым осталось немного времени до условно-досрочного освобождения, взаимодействовать с каким-либо местным сообществом, для того чтобы завести знакомства и заранее выстроить реальные отношения с его членами.
Не учить людей предпринимательству – преступление. Каждый из нас отвечает за собственную жизнь и должен быть готов к решению серьезных проблем. Навыки, связанные с инновациями и предпринимательством, имеют ключевое значение для выявления и использования благоприятных возможностей в жизни и бизнесе. Молодые люди должны оканчивать школу, обладая свободой выбора, чувствуя себя способными самостоятельно использовать открывающиеся возможности и отвечать на вызовы, с которыми им предстоит столкнуться.
Многие убеждены в том, что подобным навыкам нельзя научить, считают инновационное мышление и способность к предпринимательской деятельности врожденными, неизменными качествами наподобие цвета глаз или волос. Скептики ошибаются: безусловно, все эти премудрости можно освоить, поэтому развивать у людей дух предпринимательства следует независимо от возраста, тем самым предоставляя им возможность создавать новый, комфортный мир.
Почему же люди думают, что креативности и предпринимательству нельзя научить? Я считаю, что данная точка зрения обусловлена, во-первых, отсутствием четкой и ясной терминологии, а во-вторых, непониманием процесса продвижения идеи от озарения до практического осуществления. Преподавать, например, физику, биологию, математику, музыку гораздо легче, так как устоявшаяся терминология и таксономия отношений обеспечивают структурированный подход к овладению необходимыми навыками. Например, если бы не существовало определений для обозначения силы (F), массы (M) и ускорения (A) и формулы, описывающей их взаимоотношения (F = m × a), у нас не было бы автомобилей, самолетов и ракет. Определения и формулы позволяют описывать фундаментальные принципы и применять их в созидательных целях.
К сожалению, мы проявляем излишнее благодушие, используя расплывчатые толкования для характеристики творческих процессов. Задавая студентам и сотрудникам компаний вопрос, что такое творчество, я получаю самые разные ответы. Большинство собеседников начинают со слов: «Мне кажется, творчество – это…» А наиболее распространенное окончание фразы – «нестандартное мышление», «умение взглянуть на привычные вещи под новым углом».
Из-за расплывчатости этой формулировки ее употребление лишено смысла. В действительности творчество требует использования целого набора навыков, установок и действий, тесно связанных с воображением, инновационным мышлением и предпринимательскими способностями. Чтобы реализовать творческие способности, необходим устойчивый набор обозначений для всех составляющих творческого и предпринимательского процесса – избитых ключевых фраз и клише здесь недостаточно.
Честно говоря, я, как и многие другие, чувствую себя виноватой в том, что не предложила четкого определения терминов, имеющих отношение к инновациям и предпринимательству. Много лет читая курс по этим дисциплинам, я постоянно использовала слова воображение, креативность и инновации практически как взаимозаменяемые. Я обучала навыкам и методам переосмысления проблем, оспаривания устоявшихся постулатов и поиска связей между разнородными идеями, однако более широкой концепции, объединяющей эти понятия и действия, у меня не было.
После многих лет работы я поняла, что мне не хватает именно этого важного элемента. Не имея устойчивой концепции, невозможно преподавать и усваивать навыки, необходимые для последовательного осуществления творческого процесса. Цель моей книги – свести воедино то, что нам известно о творчестве и предпринимательстве, чтобы дать этим навыкам четкие определения, обучать им, овладевать ими и применять на практике строго установленным и воспроизводимым способом. Инновационное мышление и предпринимательство – мощные инструменты для организации деятельности отдельных индивидов, команд, компаний и целых сообществ. Благодаря этим инструментам мы обретаем самостоятельность и расширяем возможности для самореализации, стимулируем организационные изменения и готовим себя к решению насущных проблем, стоящих перед всем миром.
Начнем с иерархии навыков, в которой первым следует воображение.
ВООБРАЖЕНИЕ ВЕДЕТ К ТВОРЧЕСТВУ.
ТВОРЧЕСТВО ВЕДЕТ К ИННОВАЦИЯМ.
ИННОВАЦИИ ВЕДУТ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ.
Эту «лестницу» навыков можно сравнить с навыками, необходимыми для чтения и письма: младенцы лепечут, производя разные звуки, чтобы сообщить о своих потребностях. Они учатся использовать эти звуки и соединять их в слова. Затем учатся соединять слова и строить предложения, а еще позднее – соединять предложения так, чтобы получилась связная история. Эти истории оказывают определенное воздействие на всех, кто их слышит. Педагоги стараются обучить ребенка всем основным навыкам, включая чтение и письмо, освоение лексики и грамматики.
Звук → Слово → Предложение → История
Мы крайне нуждаемся в дополнительной методологии, чтобы научиться раскрывать творческий потенциал, развивать инновационное мышление и предпринимательские способности. Ниже я предлагаю свои определения этих понятий и показываю связь между ними для перехода от воображения к предпринимательству. Я назвала эту концепцию изобретательским циклом. Цикл заключает в себе весь процесс целиком и наглядно показывает, как окончание последней фазы возвращает нас к началу, тем самым закольцовывая процесс. Кроме того, такой подход позволяет сэкономить время, чтобы постоянно не возвращаться к каждому этапу, говоря о последовательном продвижении от идей к действиям.
• Воображение – это способность представить себе вещи, которых не существует.
• Творчество предполагает применение воображения для решения сложных проблем.
• Инновации предполагают применение творчества для генерирования уникальных решений.
• Предпринимательство – это способность применять инновации, внедрять идеи в жизнь и тем самым пробуждать воображение других людей.
Давайте рассмотрим каждый этап.
Воображение есть способность представить себе вещи, которых не существует, для чего требуются любознательность, увлеченность и умение увидеть мысленным взором то, что вы придумали. Воображение – врожденное качество, на которое накладывается опыт, реальный и воображаемый. Таким образом, чем разнообразнее источники получаемой информации, включая путешествия, книги, кулинарию разных стран, музыку и кинофильмы, тем мощнее работает воображение. Придуманные идеи могут спокойно существовать в вашей голове, но при желании вы можете поделиться ими с окружающими. Например, никто не запрещает мне вообразить животное, представляющее собой помесь кошки с птицей, или разработать меню, где десерт подается перед едой. Я могу оставить эти мысли при себе или поделиться ими с другими людьми, как делаю это сейчас.
Творчество предполагает применение воображения для решения сложных проблем. Креативные идеи удовлетворяют ту или иную конкретную потребность, они очевидны для окружающих. Для вас это новые идеи, но для других они могут быть и не новыми. Важно проводить различие между воображением и творчеством. Проявлением воображения может быть мысленное представление морского побережья. Проявлением творчества будет использование воображения для того, чтобы нарисовать этот пейзаж. Проявление воображения – мысленное видение автомобиля на солнечных батареях. Проявление творчества – реальное конструирование и выпуск такого автомобиля.
Эти определения соответствуют принятым в работах по изучению творческих процессов. Психологи Марк Рунко и Гэррет Джегер из Центра развития творчества и таланта имени Торренса в Университете штата Джорджия сделали обзор научных определений понятия творчества, опубликованный в Creativity Research Journal. Подводя итог, они писали: «Творчество требует как оригинального мышления, так и практической эффективности ‹…›. Оригинальное мышление – абсолютное, но недостаточное условие творческой деятельности ‹…›. Оригинальные вещи должны быть эффективными, чтобы быть креативными». Кен Робинсон, один из ведущих специалистов в области творческого мышления, образования и инноваций, вторит им, отмечая: «Креативные идеи необязательно должны быть оригинальными для всего мира, но они должны быть оригинальными для вас, и они должны иметь определенную ценность».
Инновации предполагают использование творчества для генерирования уникальных решений. В отличие от креативных идей инновационные идеи свежи для мира, а не только для самого изобретателя. Чтобы предложить нечто уникальное, необходимо посмотреть на мир свежим взглядом, подвергнуть сомнениям устоявшиеся постулаты, переосмыслить ситуацию и соединить разрозненные идеи в цельную концепцию. Возникающие в результате прорывные идеи выявляют новые возможности и способствуют решению сложных проблем, которые прежде в этом ракурсе не рассматривались. На первый взгляд, инновации мало чем отличаются от творчества. Но это не так: важно понимать, что инновации требуют нестандартного мышления, выходящего за рамки повседневных методов креативного решения проблем.
Компании проявляют интерес к инновациям, поскольку прорывные идеи способствуют повышению конкурентоспособности в динамичных условиях рынка. Современный мир изобилует примерами инноваций: это и 3D-принтер (1984), и веб-браузер (1990), и теплоизоляция, производимая из грибов (2007). Инновации появляются в самых разных областях знаний и практической деятельности, включая математику, искусство, музыку, кулинарию.
Предпринимательство – это способность применять инновации, внедряя уникальные идеи в жизнь и тем самым пробуждая творческое воображение у других людей. Понятно, что предпринимательские навыки прежде всего востребованы в компаниях, которые изначально создаются для коммерческого использования инноваций, но они точно так же важны и для других сфер деятельности. Врачи-предприниматели разрабатывают и применяют жизнесохраняющие процедуры; педагоги-предприниматели изобретают и внедряют в практику эффективные методы обучения; политики-предприниматели создают прогрессивные законы для решения социальных проблем и обеспечивают их исполнение.
Многие ошибочно смешивают слова «инновации» и «предпринимательство», полагая, что инновации обязательно должны оказывать существенное влияние на общество. Это вызывает невероятную путаницу. Огромное количество инноваций – прорывных идей – по тем или иным причинам никогда не выходит за стены гаража или лаборатории, где они появились на свет. Причин тому множество. Возможно, не было стимула для коммерческого использования той или иной инновации или же обнаружились финансовые либо культурные препятствия для ее практического воплощения. Но даже если инновацию не удается «вывести на орбиту», она не перестает быть инновацией.
Изобретательский цикл позитивен: предприниматели пробуждают творческое воображение других, демонстрируя свои идеи. В этот процесс вливаются те, кто участвует в разработке идеи, финансирует организацию новой компании и покупает готовый продукт. Эта модель подходит для новаторов всех типов, стартапов и давно существующих компаний, где реализация новой идеи – будь то продукт, услуга или произведение искусства – приводит к повышению творческого потенциала всего коллектива. Подумайте, как, например, айфон, цветные карандаши и даже кухонная плита подстегнули воображение и творческие способности миллионов людей, вдохновленных возможностями, которые предоставляют эти изобретения, и каким образом руководители любой организации – от футбольной команды до исследовательской группы – могут разбудить чье угодно воображение. Предпринимательский дух заражает окружающих, активизируя процесс развития воображения, творчества, инноваций и предпринимательства.
Важнее всего то, что концепция изобретательского цикла позволяет проанализировать направление работы, используя описание действий и установок, необходимых для преподавания и усвоения этих навыков. Мы можем рассмотреть каждый этап и определить, как приобрести навыки, связанные с ним, прежде чем перейти к следующему этапу.
Я начала с составления перечня навыков, соответствующих каждой фазе цикла, а затем свела их к одному типичному действию и одной типичной установке, необходимым на данном этапе. Оба эти элемента – действие и установка – одинаково важны, так как настрой (умонастроение) человека оказывает большое влияние на поведение и определяет мотивы его поступков. При отсутствии надлежащих установок выполнение трудной работы в рамках изобретательского цикла невозможно. Чтобы преуспеть в достижении этих целей, вы должны быть увлечены своим делом, мотивированы, сосредоточены и упорны.
• Воображение требует увлеченности и умения предвидеть альтернативные варианты.
• Творчество требует мотивации и экспериментирования, чтобы решить сложную проблему.
• Инновации требуют сосредоточенности и переосмысления проблем, чтобы найти уникальные решения.
• Предпринимательство требует упорства и умения вдохновлять других людей.
Вот пример, демонстрирующий эти принципы в действии. Кейт Розенблат в качестве аспиранта программы «Инновации в биотехнологиях» Стэнфордского университета провела немало месяцев в больнице, наблюдая за работой неврологов и нейрохирургов. Ее цель, как и задачи других членов команды, имевших профессиональную подготовку в медицине, инженерном деле и бизнесе, состояла в поиске самых насущных неудовлетворенных потребностей врачей и пациентов.
На стадии воображения, требующей увлеченности и предвидения, Кейт и ее коллеги составили список из сотен проблем, требующих решения, – от вопросов амбулаторного обслуживания до трудностей, с которыми сталкиваются хирурги. Погрузившись в работу больницы и внимательно наблюдая за происходящим, исследователи выявили массу возможностей для улучшения ситуации, на которые прежде никто не обращал внимания.
Так, члены команды столкнулись с широко распространенным состоянием – изнуряющим тремором рук, который мешает людям выполнять повседневные задачи, например держать чашку или застегивать пуговицы. Исследователей поразил тот факт, что в США около восьми миллионов людей страдают неврологическими заболеваниями, вызывающими тремор, но назначаемые лекарства почти не помогают им. Наиболее эффективный метод лечения – глубокая стимуляция головного мозга. Это травмирующее и дорогостоящее медицинское вмешательство, предусматривающее имплантацию постоянных электродов в головной мозг и установку импульсного генератора в стенке грудной клетки. Активно проработав этот вопрос, команда предположила наличие возможности для альтернативного решения проблемы.
На стадии творчества команда, побуждаемая сильной мотивацией и готовностью экспериментировать, погрузилась в процесс поиска потенциальных решений: ее члены встречались с экспертами, штудировали специальную литературу, обращались к методам альтернативной медицины. Они начали экспериментировать с новыми методами лечения и предложили свои варианты некоторых решений.
На этапе инноваций у команды Кейт возникла идея, которая изменила подход к лечению тремора. Исследователей заинтересовал тот факт, что, хотя пациентов беспокоили только симптомы, проявляющиеся в ладонях и руках, используемые методы лечения были направлены главным образом на улучшение функции мозга. Это внезапное озарение привело к изобретению портативных устройств, которые лечат тремор непосредственно у источника. Они эффективны, не имеют побочных эффектов и не подвергают пациента риску хирургического вмешательства.
На этапе предпринимательства Кейт основала компанию Cala Health для разработки и выпуска эффективных, безопасных и доступных устройств, используемых в лечении неврологических заболеваний. На пути к выпуску продукта на рынок ее ждали бесчисленные трудности: формирование команды, получение разрешения Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, поиски источников финансирования, организация производства и сбыта готовой продукции. Решение этих задач требовало упорства и умения воодушевлять других людей профинансировать компанию, влиться в ряды сотрудников фирмы и купить продукт. Во время разработки первого продукта новые знания и глубокое понимание сути проблемы способствовали рождению новых идей для использования аналогичного подхода к лечению других заболеваний, что знаменовало завершение полного цикла и возвращение к его началу – воображению!
Важно подчеркнуть, что, повторив изобретательский цикл несколько раз, вы начнете использовать перечисленные навыки в комплексе. Данная концепция служит практическим руководством к овладению навыками, необходимыми для того, чтобы продемонстрировать свои идеи, неким каркасом, который по мере использования становится прочнее. Нужно отметить, что сотрудники начинающей компании не обязаны обладать всеми навыками, составляющими цикл. Однако ни один аспект нельзя игнорировать. Возможности для последующего использования не появятся сами по себе – для их обретения нужны люди с богатым воображением, мечтатели, активно взаимодействующие с обществом и умеющие предугадать альтернативу. Без творцов, готовых справиться с трудной задачей и мотивированных на экспериментирование в поиске решений, не будут устранены рутинные проблемы. Без новаторов, подвергающих сомнениям устоявшиеся представления и переосмысливающих проблемы, не появятся нестандартные идеи. Наконец, без предпринимателей, упорно идущих к цели и вдохновляющих других, инновации так и будут пылиться на полке.
К тому же предприниматели любого типа могут внедрять в жизнь креативные идеи, чего нельзя сказать об идеях инновационных. Именно так происходит, когда кто-то открывает новую кофейню или создает кавер-группу. Предприниматели укорачивают изобретательский цикл, используя для решения проблемы воображение (творчество), но не применяют свой творческий потенциал для поиска уникального решения (инновации). В этом нет ничего плохого, просто они упускают шанс двигаться дальше, изобретая способы сделать свою компанию или авантюрный, рискованный проект непохожими на других.